|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1159 1160 1161 1162 1163 1164 1165 1166 1167 1168 1169 1170 1171 1172 1173 1174 1175 1176 1177 » »» группе масок. К. был глуп, труслив и безмерно хвастлив, позднее его
характер несколько изменился. Тип К. получил развитие в пьесах мн.
драматургов, в т. ч. у Мольера (слуга Клеон-та в "Мещанине во
дворянстве"), Гольдони. Среди исполнителей роли К.- популярный акт„р
Буономо (конец 16 - нач. 17 вв.), поэт и художник Сальватор Роза. В
конце 17 - нач. 18 вв.-Дж. Сакки, Т. Ри-стори, А. Костантини, Дж.
Рагоццино.
Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия...,М., 1954, 2
изд., M., 1962; Ademollo A.,I teatri di Roma nel secolo decimosettimo.
Roma, 1888; M a r t u c-ci G., Salvator Rosa nel personaggio di Formica,
"Nuova Antologia", 1885, 16 seti.; Sand M., Masques et bouffons, P-,
1860. Д. Л.
КОВЯЗИН, Николай Александрович (15. IX. 1900-9.III.1950) -
белорусский советский режисс„р, засл. арт. БССР (1949). Организатор и
худ. рук. (1931 -37) Белорус. ТЮЗа. Работал худ. рук. в Полесском,
Бобруйском, Гродненском т-рах. Спектакли, пост. К., отличались
театральностью, яркостью характеристик.
Пост.: "Наш" Зныка (1934), "Дружина" Бруштейн (1935), "Великая сила"
Ромашова (1948), "Счастье" по Павленко (1949), "Правда хорошо, а счастье
лучше" Островского (1946), "На дне" (1950).
Лит.: Н я ф „ д У., Беларуск? тэатр..., М?нск, 1959, с. 202-204, 209,
266, 298. В. Н.
КОГАН, П„тр Сем„нович (20.V.1872-2.V.1932)- русский советский
литературовед и театровед. Профессор. Президент Гос. академии художеств.
наук (1921). Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1896).
Печататься начал в 1895. Автор крупных исследований по истории
зап.-европ. лит-ры и т-ра. Работал в театр. отделе (ТЕО) Наркомпроса.
Много выступал (особенно в первые годы революции) с публичными лекциями.
В„л преподавательскую .работу (Петерб. ун-т, Высшие женские курсы, Моск.
ун-т). К. принадлежит ряд статей в новом энцикло-педич. словаре
Брокгауза и Ефрона ("Классицизм", "Лессинг", "Гуцков", "Ибсен",
"Зудерман" и др.), в 1-м издании Большой Сов. Энциклопедии ("Бомарше",
"Гауптман", "Юшкевич" и др.).
Соч.: Очерки по истории зап.-европ. театра. Л., 1934;
В преддверии грядущего театра, М., 1921; А. С. Грибоедов, М.-Л.,
[1929]; Обществ, значение M XT, [M.], 1929; Вильям Шекспир, M.-Л., 1931;
Бомарше и его герой, "Русская мысль", М., 1899, кн. 8, с. 107-122;
Южин-писатель, в сб. :
А. И. Южин. 1882-1922, М., 1922, с. 80-88; Театр в эпоху реакции.
1881-1905 гг., в кн.: Сто лет. Александрийский театр -театр госдрамы,
Л., 1932, с. 199-296. С. Г.
КОГОУТ (Kohout), Павел (р.20.VII.1928) - чехословацкий поэт,
журналист и драматург. В 1947 поступил учиться в Карлов ун-т (Прага). В
1952 вышла первая пьеса К.-"Хорошая песня" (1952, Центральный т-р
Чехословацкой армии, Прага). Воинам чехословацкой армии посв. пьеса
"Сентябрьские ночи" (1955, там же), л„тчикам - "Прощай, печаль!" (1957,
Т-р им. И. Тыла, Пльзень, и Центральный т-р Чехословацкой армии, Прага).
Пьеса К. "И меня называли товарищем" была неудачей автора, слабой как в
идейном, так и в художеств. отношении. Популярность получила пьеса К.
"Такая любовь" (1957, Реалпстич. т-р им. 3. Неедлы, Прага), поэтично и
остро ставящая проблему ответственности нового общества за судьбу
каждого человека, за воспитание социалистич. морали. В этой пьесе
раскрылась гл. особенность творчества К.-'слияние лиризма и
публицистичности. Пьеса пост. в 60 т-рах СССР, в ГДР, Венгрии, Румынии,
Польше, Болгарии, Греции, Франции и др. К. выступал и как режисс„р,
пост. свою пьесу "Третья сестра" (1960, Реалистич. т-р им. 3. Неедлы,
совм. с реж. Р. Ведралом; эта пьеса в 1963 пост. в МХАТе под назв. "Дом,
где мы родились") и "Месяц над рекой" Шрамека (1962, Т-р им. С. К.
Неймана).
Соч.: Dobra pisen, Praha, 1955; Tri hry, Praha, 1958, в рус. пер. -
"Хорошая песнь", М., 1957; Такая любовь, в сб.: Современные
чехословацкие пьесы, М., 1960 (см. также с. 339-40, 575-76 и 587-88).
Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962. Л. Сол.
КОДА [итал. coda (от лат. cauda), букв.-хвост]- в классич. танце
быстрая заключительная часть па-де-де па-де-труа. В па д'аксьон иногда,
в гран па обязательно в К. принимает участие ансамбль артистов.
КОДАЙ (Kodaly), Зольтан (р. 16. XII. 1882, г. Кечке-мет) - венгерский
композитор, фольклорист, музыкально-общественный деятель. С 1945-действ
ит. чл. ив 1946-49-президент Венгерской АН. Музыке учился в 1900-05 в
Будапештской консерватории по кл. Я. К„сслера, одновременно занимался на
филос. ф-те Будапештского ун-та и в колледже им. Этвеша. Крупнейший
знаток и исследователь венг. нар. музыки, К. написал комич. оперу "Харп
Янош" (1926, Будапештский т-р оперы; 1963, Моск. муз. т-р им.
Станиславского и Немировича-Данченко), в которой создал яркий образ
легендарного нац. героя, овеянный нар. юмором. К.-автор опер "Секейская
прядильня" (1932, Будапештский т-р оперы), "Цинка Панна" (1948, там же);
"Балетной музыки" для оркестра (1925), симф. камерно-пнстру-мент., BOK.
и др. соч. Муз.-сценич. произв. К., так же как и вс„ его творчество,
характеризуются органичной связью с нар. иск-вом, ярким мелодич.
началом, глубоким проникновением в ладо-метрич. строй венг. нац. музыки.
Большое влияние на творчество К. оказала музыка Мусоргского. С 1907
К.проф. Будапештской консерватории, воспитал неск. поколений венг.
музыкантов. Автор мн. трудов, очерков и статей по нар. музыке. Поч„тный
доктор Оксфордского ун-та (1960). Нац. пр. им. Кошута (1948, 1952,
1957). Лит.: Золтан Кодай [Сб. статей], Будапешт, 1952, Szabolcsi В.
esBartha D. (сост.), Emlekkonyv Kodaly Zoltan, Bdp., 1953; Kodaly
Zoltan. 75. szuletes, nap-jara, szerk. Szaboicsi Bencce es Bartha Denes,
Bdp., 1957;
Kodaly Zoltan, Bdp., 1959.
КОДАН - вид устного рассказа в Японии. Получил развитие в 16 в.,
когда странствующие монахи-сказители рассказывали эпизоды из исторпч.
хроники "Тайхэйки". В 17-18 вв. были распространены сказания о битвах,
исполнявшиеся странствующими ронинами (самураями, покинувшими свой
клан). Рассказчики К. выступали в храмах или под навесами у проезжих
дорог. Во время исполнения рассказчики обычно сидели на помосте, для
усиления выразительности прибегали к жестикуляции, время от времени
ударяли сложенным веером об пол перед собой. К. получил широкую
популярность и явился одним из истоков театр. иск-ва. Сохранился до 20
в. (включается в программы радио и телевидения). Л. Г.
КОДОНА (Codona), Альфредо (1893-1937) -- мексиканский цирковой
Страницы: «« « 1159 1160 1161 1162 1163 1164 1165 1166 1167 1168 1169 1170 1171 1172 1173 1174 1175 1176 1177 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |