|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1165 1166 1167 1168 1169 1170 1171 1172 1173 1174 1175 1176 1177 1178 1179 1180 1181 1182 1183 » »» т-р "Порт-Сен-Мартен". После ухода К. из "Комеди Франсез" его репертуар
значительно расширился. Исполнял остро сатирич. роли в нац. классич.
комедии: Сганарель ("Лекарь поневоле"), Журден ("Мещанин во
дворянстве"), Тартюф, Гарпагон и др. Играл также в драмах и комедиях Э.
Ожье - Адольф де Бобур ("Поль Форестье"), Аннибал ("Авантюристка"),
Вальтравер ("Львы и лисицы"), Пуарье ("Зять г-на Пуарье");
А. Дюма-сына - герцог де Сетмон ("Иностранка");
Э. Лабиша - Перришон ("Путешествие г-на Пер-ришона"); Ж. Сандо -
Детурнель ("М-ль де ла Сег-лиер"); Эркмана-Шатриана - Зихель ("Друг
Фриц") и др. Вершиной творчества К.-старшего был образ
Сирано де Бержерака (о. п. Ростана), в этой роли он с триумфальным
успехом выступал с 1897. Это был, по словам А. В. Луначарского,
"..гасконскийбреттер, богема с острой шпагой, острым умом, острым
языком..." и в то же время поэт и "золотое сердце".
К.-старший - один из самых ярких реалистических акт„ров франц. т-ра,
следовавший, однако, традициям классицистской акт„рской школы в плане
преобладания логически-рационального начала над чувством. Блистательно
владея иск-вом сценич. перевоплощения, он находил для каждой роли
выразительные речевые характеристики, образные детали, точно
разрабатывал характер, социальный облик и поведение героя, определявшие
неповторимую индивидуальность сценич. образов. В то же время для него
характерна объективистская позиция, ограничивавшая его реализм,
безразличное отношение к большим социально-политич. проблемам, уход в
круг чисто проф. интересов.
Большой интерес представляют теоретич. статьи К.-старшего -
"Искусство и акт„р" (1880), "Искусство акт„ра" (1886), "Искусство
произносить монолог" (написана совм. с К.-младшим, 1884) и др. В этих
статьях он резко выступал против натурализма, требовал от акт„ра
разностороннего интеллектуального развития, перевоплощения, глубокого
раскрытия замысла и стиля автора, пытливого анализа текста. В статьях
содержатся ценные практич. советы, важные замечания по поводу внутр. и
внешней техники акт„ра. Отрицая необходимость подлинного сценич.
переживания, он пропагандировал то, что К. С. Станиславский называл
"искусством представления".
С о ч.:-L'art et le comedien. P., 1880; L'art du comedien, P., 1886,
2 ed., P.. 1894; в рус. пер. -Искусство актера, Л.-М., 1937(см. вступ.
статью А. Г. Мовшенсона).
Лит.: Веселовский А., Коклен в Москве, "Артист", 1889, кн. 4, с.
107-112; е г о ж е. Гастроли Кокле-на, "Дневник артиста", 1892, ј 1, с.
22-28; Ш в ы-р о в А. В., Знаменитые акт„ры и актрисы в характеристиках,
воспоминаниях и анекдотах. Очерки, СПБ, 1902, с. 211-218; Стан и с
лавский К. С., Собр. соч., т. 5, M., 1958; Станиславский К. С., Статьи.
Речи. Беседы. Письма, М., 1953 (Письмо к Л. Бернару 20. VII [1897]);
Луначарский А., Сирано первый и Сирано второй, в сб.: Театр и
революция, М., 1924; S a r с е у F., Coquelin, в кн.: La Comedie
Francaise. Notices par F. Sarcey, P., 1876 (Comediens et comediennes,
ser. 1); Journal intime de la Comedie Francaise (1852-1871), publ. par
G. d'Heylli, P. 1879; Joannides A., La Comedie Francaise. 1904, P.,
1905, с. 123-39; K er r A., Schauspielkunst, В., 1905.
2) Эрнест Александр Оноре (К.-младший) (16.V.1848-18.II.1909) - брат
Б. К. Коклена. По окончании Парижской консерватории вступил в 1867 в
труппу т-ра "Одеон", в 1868 переш„л в т-р "Комеди Франсез", где
оставался до конца жизни (в 1875-76 работал в т-ре "Варьете"). С 1879 -
"сосьетер" т-ра. Игра К.-младшего отличалась буффонным, остро
карикатурным комизмом. Исполнял роли в классич. комедии: Пур-соньяк
("Господин де Пурсоньяк" Мольера, 1888), Фигаро ("Севильский цирюльник"
Бомарше, 1889), Гарпагон (1893), Тартюф (1899) и др. Выступал в совр.
репертуаре: Фредерик ("Друг Фриц" Эркмана-Шатриана, 1876), Селестен
("Франсильон" Дюма-сына, 1887) и др. Широкой популярностью пользовались
его выступления с чтением специально для него написанных комич.
монологов. Написал (вместе с К.-старшим) статью "Искусство произносить
монолог" и др.
3) Ж а н (1.XII.1865-2.X.1944) - сын Кокле-на-старшего. Начал сценич.
деятельность в гастрольной труппе своего отца. С 1890 входил в труппу
т-ра "Комеди Франсез". В дальнейшем выступал в т-рах "Ренессанс",
"Порт-Сен-Мартен".
4) Ж а н Поль (р. 3.1.1924) - сын Ж. Кок-лена. Учился в Парижской
консерватории. В 1942 начал сценич. деятельность в т-ре "Ноктамбюль".
Выступает на сцене различных парижских т-ров и на радио. Е. Ф.
ЕОК-ООЛ, Виктор Шогжапович (р. 1906) - тувинский советский акт„р,
драматург. Засл. арт. РСФСР. В 30-х гг. учился в Ком. ун-те трудящихся
Востока и ГИТИСе им. А. В. Луначарского. С 1936 (со дня основания)
работает в тувинском муз.-драм. т-ре. В сво„м акт„рском творчестве
претворяет опыт рус. театр. культуры и нац. художеств. традиции. Автор
пьесы "Хайыран бот" (1937, Тувинский т-р) о трагич. участи женщины в
дореволюц. феодальной Туве, лирич. комедии "Ах, красавица" (1959) и
ис-торич. драмы "Самбажык" (1963) о восстании тувинских аратов в конце
19 в. Создал ряд популярных песенных мелодий. А. К.
КОКОШКА (Kokoschka), Оскар (р. 1.III.1886)- австрийский художник,
драматург. Один из вождей австр. и нем экспрессионизма в живописи и
драматургии. Учился в Венской художественно-промышленной школе
(1904-09). В 1920-24 - проф. Дрезденской, в 1934-38 - Пражской академии
художеств. В 1937 в Чехословакии возглавил группу нем. антифашистских
деятелей иск-ва. После оккупации фашистами Чехословакии отказался
преподавать. В 1938 эмигрировал в Англию. К. писал пьесы в
экспрес-сионистич. манере. Основная их тема - подч„ркнуто драматич.
изображение "извечного" конфликта между полами, трактовавшегося автором
как проявление трагич. судьбы человека. Пьеса К. "Убийца - надежда
женщины" (1907) ставилась в Дрездене, Вене, Берлине, Франкфурте-на-Майне
и др. В 1921 Хин-демит написал на текст этой пьесы оперу (пост. в том же
году в Штутгарте). Др. пьесы К.: "Сфинкс и подставное лицо" (соч. 1907,
второй вариант этой пьесы - "Иов", 1917), "Неопалимая купина" (1911),
"Орфей и Эвридика" (1915). Нек-рые из этих пьес были пост. самим К. в
Нем. т-ре (Берлин), "Альберт-театре" (Дрезден) и др. В этих пост. К.
принимал участие как художник по декорациям и костюмам. Его декорации
экспрессионистичны по стилю и соответствуют нервозному пессимистич.
характеру его пьес. Художник широко использовал контрастное освещение.
Пьесы К. и их театр. решение стали предметом ожесточ„нной дискуссии. В
50-х гг. "Орфей и Эвридика" были вновь пост. в венском "Ателье-театре" и
в ряде нем. т-ров. К. поставил оперу Моцарта "Волшебная флейта"
Страницы: «« « 1165 1166 1167 1168 1169 1170 1171 1172 1173 1174 1175 1176 1177 1178 1179 1180 1181 1182 1183 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |