Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1165   1166   1167   1168   1169   1170   1171   1172   1173  1174   1175   1176   1177   1178   1179   1180   1181   1182   1183  » »»

т-р "Порт-Сен-Мартен". После ухода К. из "Комеди Франсез" его  репертуар
значительно расширился. Исполнял остро сатирич.  роли  в  нац.  классич.
комедии:   Сганарель   ("Лекарь   поневоле"),   Журден   ("Мещанин    во
дворянстве"), Тартюф, Гарпагон и др. Играл также в драмах и комедиях  Э.
Ожье - Адольф де  Бобур  ("Поль  Форестье"),  Аннибал  ("Авантюристка"),
Вальтравер ("Львы и лисицы"), Пуарье ("Зять г-на Пуарье");
   А. Дюма-сына - герцог де Сетмон ("Иностранка");
   Э. Лабиша - Перришон ("Путешествие  г-на  Пер-ришона");  Ж.  Сандо  -
Детурнель ("М-ль де ла  Сег-лиер");  Эркмана-Шатриана  -  Зихель  ("Друг
Фриц") и др. Вершиной творчества К.-старшего был образ
   Сирано де Бержерака (о. п. Ростана), в этой роли  он  с  триумфальным
успехом выступал  с  1897.  Это  был,  по  словам  А.  В.  Луначарского,
"..гасконскийбреттер,  богема  с  острой  шпагой,  острым  умом,  острым
языком..." и в то же время поэт и "золотое сердце".
   К.-старший - один из самых ярких реалистических акт„ров франц.  т-ра,
следовавший, однако, традициям классицистской акт„рской  школы  в  плане
преобладания логически-рационального начала над  чувством.  Блистательно
владея иск-вом  сценич.  перевоплощения,  он  находил  для  каждой  роли
выразительные   речевые   характеристики,   образные    детали,    точно
разрабатывал характер, социальный облик и поведение героя,  определявшие
неповторимую индивидуальность сценич. образов. В то же  время  для  него
характерна  объективистская   позиция,   ограничивавшая   его   реализм,
безразличное отношение к большим социально-политич.  проблемам,  уход  в
круг чисто проф. интересов.
   Большой  интерес  представляют   теоретич.   статьи   К.-старшего   -
"Искусство  и  акт„р"  (1880),  "Искусство  акт„ра"  (1886),  "Искусство
произносить монолог" (написана совм. с К.-младшим, 1884) и  др.  В  этих
статьях  он  резко  выступал  против  натурализма,  требовал  от  акт„ра
разностороннего интеллектуального  развития,  перевоплощения,  глубокого
раскрытия замысла и стиля автора, пытливого анализа  текста.  В  статьях
содержатся ценные практич. советы, важные замечания по поводу  внутр.  и
внешней  техники  акт„ра.  Отрицая  необходимость   подлинного   сценич.
переживания, он пропагандировал то,  что  К.  С.  Станиславский  называл
"искусством представления".
   С о ч.:-L'art et le comedien. P., 1880; L'art du comedien, P.,  1886,
2 ed., P.. 1894; в рус. пер. -Искусство актера, Л.-М.,  1937(см.  вступ.
статью А. Г. Мовшенсона).
   Лит.: Веселовский А., Коклен в Москве,  "Артист",  1889,  кн.  4,  с.
107-112; е г о ж е. Гастроли Кокле-на, "Дневник артиста", 1892, ј 1,  с.
22-28; Ш в ы-р о в А. В., Знаменитые акт„ры и актрисы в характеристиках,
воспоминаниях и анекдотах. Очерки, СПБ,  1902,  с.  211-218;  Стан  и  с
лавский К. С., Собр. соч., т. 5, M., 1958; Станиславский К. С.,  Статьи.
Речи. Беседы. Письма, М., 1953 (Письмо к Л. Бернару 20. VII [1897]);
   Луначарский А., Сирано  первый  и  Сирано  второй,  в  сб.:  Театр  и
революция, М., 1924; S a r с  е  у  F.,  Coquelin,  в  кн.:  La  Comedie
Francaise. Notices par F. Sarcey, P., 1876  (Comediens  et  comediennes,
ser. 1); Journal intime de la Comedie Francaise (1852-1871),  publ.  par
G. d'Heylli, P. 1879; Joannides A.,  La  Comedie  Francaise.  1904,  P.,
1905, с. 123-39; K er r A., Schauspielkunst, В., 1905.
   2) Эрнест Александр Оноре (К.-младший) (16.V.1848-18.II.1909) -  брат
Б. К. Коклена. По окончании Парижской консерватории  вступил  в  1867  в
труппу т-ра  "Одеон",  в  1868  переш„л  в  т-р  "Комеди  Франсез",  где
оставался до конца жизни (в 1875-76 работал в т-ре "Варьете"). С 1879  -
"сосьетер"  т-ра.   Игра   К.-младшего   отличалась   буффонным,   остро
карикатурным комизмом. Исполнял  роли  в  классич.  комедии:  Пур-соньяк
("Господин де Пурсоньяк" Мольера, 1888), Фигаро ("Севильский  цирюльник"
Бомарше, 1889), Гарпагон (1893), Тартюф (1899) и др.  Выступал  в  совр.
репертуаре: Фредерик  ("Друг  Фриц"  Эркмана-Шатриана,  1876),  Селестен
("Франсильон" Дюма-сына, 1887) и др. Широкой популярностью  пользовались
его  выступления  с  чтением  специально  для  него  написанных   комич.
монологов. Написал (вместе с К.-старшим) статью  "Искусство  произносить
монолог" и др.
   3) Ж а н (1.XII.1865-2.X.1944) - сын Кокле-на-старшего. Начал сценич.
деятельность в гастрольной труппе своего отца. С 1890  входил  в  труппу
т-ра "Комеди  Франсез".  В  дальнейшем  выступал  в  т-рах  "Ренессанс",
"Порт-Сен-Мартен".
   4) Ж а н Поль (р. 3.1.1924) - сын Ж.  Кок-лена.  Учился  в  Парижской
консерватории. В 1942 начал сценич. деятельность  в  т-ре  "Ноктамбюль".
Выступает на сцене различных парижских т-ров и на радио. Е. Ф.
   ЕОК-ООЛ, Виктор Шогжапович (р. 1906)  -  тувинский  советский  акт„р,
драматург. Засл. арт. РСФСР. В 30-х гг. учился в Ком.  ун-те  трудящихся
Востока и ГИТИСе им. А. В.  Луначарского.  С  1936  (со  дня  основания)
работает в тувинском  муз.-драм.  т-ре.  В  сво„м  акт„рском  творчестве
претворяет опыт рус. театр. культуры и нац. художеств.  традиции.  Автор
пьесы "Хайыран бот" (1937, Тувинский т-р) о  трагич.  участи  женщины  в
дореволюц. феодальной Туве, лирич.  комедии  "Ах,  красавица"  (1959)  и
ис-торич. драмы "Самбажык" (1963) о восстании тувинских аратов  в  конце
19 в. Создал ряд популярных песенных мелодий. А. К.
   КОКОШКА (Kokoschka), Оскар  (р.  1.III.1886)-  австрийский  художник,
драматург. Один из вождей австр. и  нем  экспрессионизма  в  живописи  и
драматургии.   Учился   в   Венской   художественно-промышленной   школе
(1904-09). В 1920-24 - проф. Дрезденской, в 1934-38 - Пражской  академии
художеств. В 1937 в Чехословакии возглавил  группу  нем.  антифашистских
деятелей  иск-ва.  После  оккупации  фашистами  Чехословакии   отказался
преподавать.  В  1938  эмигрировал  в   Англию.   К.   писал   пьесы   в
экспрес-сионистич. манере. Основная  их  тема  -  подч„ркнуто  драматич.
изображение "извечного" конфликта между полами, трактовавшегося  автором
как проявление трагич. судьбы  человека.  Пьеса  К.  "Убийца  -  надежда
женщины" (1907) ставилась в Дрездене, Вене, Берлине, Франкфурте-на-Майне
и др. В 1921 Хин-демит написал на текст этой пьесы оперу (пост. в том же
году в Штутгарте). Др. пьесы К.: "Сфинкс и подставное лицо" (соч.  1907,
второй вариант этой пьесы - "Иов", 1917),  "Неопалимая  купина"  (1911),
"Орфей и Эвридика" (1915). Нек-рые из этих пьес были пост.  самим  К.  в
Нем. т-ре (Берлин), "Альберт-театре" (Дрезден) и др.  В  этих  пост.  К.
принимал участие как художник по декорациям и  костюмам.  Его  декорации
экспрессионистичны по  стилю  и  соответствуют  нервозному  пессимистич.
характеру его пьес. Художник широко использовал  контрастное  освещение.
Пьесы К. и их театр. решение стали предметом ожесточ„нной  дискуссии.  В
50-х гг. "Орфей и Эвридика" были вновь пост. в венском "Ателье-театре" и
в  ряде  нем.  т-ров.  К.  поставил  оперу  Моцарта  "Волшебная  флейта"

Страницы: «« « 1165   1166   1167   1168   1169   1170   1171   1172   1173  1174   1175   1176   1177   1178   1179   1180   1181   1182   1183  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия