Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1167   1168   1169   1170   1171   1172   1173   1174   1175  1176   1177   1178   1179   1180   1181   1182   1183   1184   1185  » »»

КУГИРЧАК (или Даст кугирча к)- узбекский театр ручных кукол.  Труппа  К.
к.  состоит  из  2-3  человек  (корпоромона-   ведущего,   кукловода   и
музыканта). К. к. сходен с т-ром Петрушки в России.  К  поясу  кукловода
прикрепляется деревянная рама, обтянутая тканью, образующей форму мешка.
Эта ткань закрывает верхнюю часть туловища  кукловода;  на  крае  мешка,
поднятом выше его головы, действуют куклы, обычно самодельные тряпичные,
с деревянными или фарфоровыми головками. Для диалога используется  пищик
(сапиль). Представления состоят  из  пьесы  "Палван  Качаль"  ("Плешивый
богатырь"),  имеющей  традиционную  схему,  постоянных  действующих  лиц
(Палван Качаль, его жена Биче-ойим, музыкант, ятым-кыз- девушка-сирота и
др.),  но  разнообразную  по  сюжетным  положениям   и   тексту,   к-рые
импровизируются участниками представления. Многочисл.  варианты  "Палван
Качаль" показывают похождения ловкого, задорного, страстного  и  острого
на язык героя. В какие бы трудные положения ни попадал Палван Качаль, он
всегда побеждал своих врагов. Искусство К. к., сатирически  высмеивавшее
богачей,  царских  чиновников,  выражало   оптимизм   узб.   народа.   В
представлениях К. к. нередко изображались  и  конкретные  историч.  лица
(ханы, вельможи  и  т.  д.),  прич„м  исполнители  стремились  в  куклах
достигнуть  портретного  сходства.  Среди  участников  представлений  К.
к.Турсунбай, Абдуджаббаров  (ум.  1896),  Ш.  Шоазимов  (ум.  1908),  Ш.
Данияров (ум. 1953) и др.
   К. к.  встречается  и  в  сов.  время;  представления  его  сохраняют
присущую  им  яркость,  сатирич.  буффонаду,  остроту,  меткость  языка,
свободу импровизации.
   Лит.: Г а в р и л о в М. Ф., Кукольный  театр  Узбекистана,  Ташкент,
1928; П е р е п е л и ц ы н а Л. А., Узбекский народный кукольный театр.
Ташкент, 1959. А. Р.
   "КОЛА БРЮНЬОН" ("Ma стер из К ламе и")-  опера  Д.  Б.  Кабалевского,
либр. В. Г. Брагина по повести Р. Роллана. Пост. 22 февр. 1938, Ленингр.
Малый оперный т-р  (дириж„р  Хайкин,  пост.  Шлепянова,  реж.  Закусова,
художники Пименов и Зеленский, хормейстер Нахутин;
   Кола Брюньон - Модестов,  Селина  -Вельтер,  Мартина  -  Коломойцева,
Гамби - Гефт, Жифляр - Ольховский, Герцог - Коробейченко, Мадемуазель де
Терм  -  Шестакова,  Кюре  -  Райков,  Нотариус  -  Чесноков,  Пуляр   -
Ростовцев). В 1940 показана в Москве. Ц. /п.
   КОЛАМ (сингал., ед. ч.- колама - маска) - сингальский народный  театр
(Цейлон).  Более  раннее  наименование  К.-  нэтима,  или   К.-натанава.
Происхождение К. связано с древним обрядом  изгнания  из  больного  злых
духов (яку-натанава).  Со  временем  этот  обряд  превратился  в  театр.
зрелище. Из обряда были заимствованы и перенесены в театр. представление
многочисл.  маски  злых  духов  (яку),  великанов   (расаи),   а   также
танцевальная основа обряда и дивертисментный характер  представления.  В
К., так же как и в древних  обрядах,  принимает  участие  чтец,  рассказ
к-рого иллюстрируется пантомимой и плясками под аккомпанемент  барабана.
Позднее количество  действующих  лиц  увеличилось.  Помимо  традиционных
масок-льва, тигра, медведя, обезьяны,  волка,  коровы  и  др.  и  особой
группы масок, изображающих королевский двор (король и королева,  принцы,
принцессы,  придворные),  в  представлениях  появляются  новые  маски  -
полицейский, деревенский староста, писец,  барабанщик  со  своей  женой,
супружеская пара торговцев, солдат, возвращающийся  из  похода  к  своей
жене,  представители  народов  (бытовые  комич.  персонажи),  населяющих
Цейлон, и колонизаторы (англичане, французы, голландцы и др.).  В  совр.
К. текст произносят сами исполнители, часто импровизируя и пересыпая его
непристойными шутками. Представление К.  состоит  из  2  частей:  первая
более продолжительная часть  включает  разл.  сцены,  танцы,  пантомимы,
разыгрываемые перед  персонажами,  изображающими  короля  и  придворных.
Участники К. имитируют поведение животных, акт„ры, изображающие демонов,
исполняют  древние  ритуальные  пляски,  бытовые  персонажи  разыгрывают
комич., иногда сати-рич. сценки. Вторая  часть  представления  -  обычно
небольшая  пьеса,   в   основе   к-рой   лежат   легенда,   сказка   или
полулегендарное  историч.  событие,  чаще  всего  из  деревенской  жизни
(напр., история любви двух мифич. существ-полулюдей, полуптиц Кин-дура и
Киндури; легенда о  храбром  воине  Готаимбаре,  вступившем  в  жестокую
борьбу с демоном за честь своей жены). Иногда  в  эту  часть  включаются
бытовые  фарсы.  Заканчивается  представление  выходом  акт„ра  в  маске
астролога, к-рый призывает милость богов на присутствующих.
   Совр. представления К. разыгрываются в деревнях Юж. Цейлона, во дворе
дома организатора представления. Представление начинается обычно вечером
и  продолжается  всю  ночь.  Кроме  исполнителей  в  масках,   чтеца   и
барабанщиков, в представлении принимает участие хор.
   Лит,: МервартА. М., Индийский народный театр. в сб.: Восточный театр.
Сб. статей, Л., 1929, с. 34-40;
   Авдеев А. Д. и К о ч н e в  В.  И.,  Выставка  искусства  Цейлона,..,
"Сов. этнография", 1963, ј 3; С a l l a -way J.,  Yakkun  Nattanawa  and
Kolan Nattanawa, L., 1829; P e r t o l d 0" The ceremonial dances of the
Sinhalese, "Archiv Orientalni",Praha, 1930, v. 2, јј l, 2, 3; S а г a  t
h-chandraE. R., The Sinhalese iolk-play, Colombo, 1953;
   B o w e r s F., Theatre in the East. A  survey  of  Asian  dance  and
drama, N. Y.-[a. o.], [1956]; L u с a s H.,  Ceylon-Masken,  Eisenach  -
Kassel, 1958. Ape. A.
   КОЛАР (Kolar), Йосеф Йиржи (31.1.1812-9.11. 1896)  -  чешский  акт„р,
режисс„р и драматург. Впервые выступил в Праге  в  1837  в  любительском
т-ре "У Каэтана", под рук. И. К. Тыла. С  1842  К.-  акт„р  нем.  труппы
Сословного т-ра (Прага), одновременно участвовал в  чешских  спектаклях.
После подавления  революции  1848  К.  становится  активным  противником
австр. режима. В 1866-73 играл в чеш. труппе Временного т-ра (Прага).  С
1873 выступал эпизодически, посвятив себя гл. обр. драматургии. Игра  К.
характеризовалась романтич. пафосом, заразительным темпераментом.  Акт„р
обладал яркой индивидуальностью.
   Лучшие  роли:  Ричард  III,  Макбет;  Эгмонт  (о.  п.   Г„те),   Лир;
Мефистофель ("Фауст" Г„те). Написал популярную трагедию  "Смерть  Жижки"
(1866,  Сословный  т-р,  Прага),  где  восстание  Жижки  против   короля
Си-гизмунда изображается как конфликт добра  и  зла,  и  историч.  драму
"Пражский еврей"  (1871,  Временный  т-р,  Прага),  направленную  против
расизма. Переводил трагедии Шекспира, Шиллера, Г„те. Л. Сол.
   КОЛАР (Kolar), Франтишек Карел (29.1.1829- 4. X II. 1895)  -  чешский
акт„р,  режисс„р  и  театральный  деятель.  Окончил  Пражскую   академию
художеств.  В  1862  начал  сценич.  деятельность  как  акт„р  в  труппе
Временного т-ра в Праге. К. способствовал  формированию  нац.  акт„рской
реалистич.  школы.  Играл  роли  Валента  ("Дочь   поджигателя"   Тыла),

Страницы: «« « 1167   1168   1169   1170   1171   1172   1173   1174   1175  1176   1177   1178   1179   1180   1181   1182   1183   1184   1185  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия