|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1167 1168 1169 1170 1171 1172 1173 1174 1175 1176 1177 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 » »» КУГИРЧАК (или Даст кугирча к)- узбекский театр ручных кукол. Труппа К.
к. состоит из 2-3 человек (корпоромона- ведущего, кукловода и
музыканта). К. к. сходен с т-ром Петрушки в России. К поясу кукловода
прикрепляется деревянная рама, обтянутая тканью, образующей форму мешка.
Эта ткань закрывает верхнюю часть туловища кукловода; на крае мешка,
поднятом выше его головы, действуют куклы, обычно самодельные тряпичные,
с деревянными или фарфоровыми головками. Для диалога используется пищик
(сапиль). Представления состоят из пьесы "Палван Качаль" ("Плешивый
богатырь"), имеющей традиционную схему, постоянных действующих лиц
(Палван Качаль, его жена Биче-ойим, музыкант, ятым-кыз- девушка-сирота и
др.), но разнообразную по сюжетным положениям и тексту, к-рые
импровизируются участниками представления. Многочисл. варианты "Палван
Качаль" показывают похождения ловкого, задорного, страстного и острого
на язык героя. В какие бы трудные положения ни попадал Палван Качаль, он
всегда побеждал своих врагов. Искусство К. к., сатирически высмеивавшее
богачей, царских чиновников, выражало оптимизм узб. народа. В
представлениях К. к. нередко изображались и конкретные историч. лица
(ханы, вельможи и т. д.), прич„м исполнители стремились в куклах
достигнуть портретного сходства. Среди участников представлений К.
к.Турсунбай, Абдуджаббаров (ум. 1896), Ш. Шоазимов (ум. 1908), Ш.
Данияров (ум. 1953) и др.
К. к. встречается и в сов. время; представления его сохраняют
присущую им яркость, сатирич. буффонаду, остроту, меткость языка,
свободу импровизации.
Лит.: Г а в р и л о в М. Ф., Кукольный театр Узбекистана, Ташкент,
1928; П е р е п е л и ц ы н а Л. А., Узбекский народный кукольный театр.
Ташкент, 1959. А. Р.
"КОЛА БРЮНЬОН" ("Ma стер из К ламе и")- опера Д. Б. Кабалевского,
либр. В. Г. Брагина по повести Р. Роллана. Пост. 22 февр. 1938, Ленингр.
Малый оперный т-р (дириж„р Хайкин, пост. Шлепянова, реж. Закусова,
художники Пименов и Зеленский, хормейстер Нахутин;
Кола Брюньон - Модестов, Селина -Вельтер, Мартина - Коломойцева,
Гамби - Гефт, Жифляр - Ольховский, Герцог - Коробейченко, Мадемуазель де
Терм - Шестакова, Кюре - Райков, Нотариус - Чесноков, Пуляр -
Ростовцев). В 1940 показана в Москве. Ц. /п.
КОЛАМ (сингал., ед. ч.- колама - маска) - сингальский народный театр
(Цейлон). Более раннее наименование К.- нэтима, или К.-натанава.
Происхождение К. связано с древним обрядом изгнания из больного злых
духов (яку-натанава). Со временем этот обряд превратился в театр.
зрелище. Из обряда были заимствованы и перенесены в театр. представление
многочисл. маски злых духов (яку), великанов (расаи), а также
танцевальная основа обряда и дивертисментный характер представления. В
К., так же как и в древних обрядах, принимает участие чтец, рассказ
к-рого иллюстрируется пантомимой и плясками под аккомпанемент барабана.
Позднее количество действующих лиц увеличилось. Помимо традиционных
масок-льва, тигра, медведя, обезьяны, волка, коровы и др. и особой
группы масок, изображающих королевский двор (король и королева, принцы,
принцессы, придворные), в представлениях появляются новые маски -
полицейский, деревенский староста, писец, барабанщик со своей женой,
супружеская пара торговцев, солдат, возвращающийся из похода к своей
жене, представители народов (бытовые комич. персонажи), населяющих
Цейлон, и колонизаторы (англичане, французы, голландцы и др.). В совр.
К. текст произносят сами исполнители, часто импровизируя и пересыпая его
непристойными шутками. Представление К. состоит из 2 частей: первая
более продолжительная часть включает разл. сцены, танцы, пантомимы,
разыгрываемые перед персонажами, изображающими короля и придворных.
Участники К. имитируют поведение животных, акт„ры, изображающие демонов,
исполняют древние ритуальные пляски, бытовые персонажи разыгрывают
комич., иногда сати-рич. сценки. Вторая часть представления - обычно
небольшая пьеса, в основе к-рой лежат легенда, сказка или
полулегендарное историч. событие, чаще всего из деревенской жизни
(напр., история любви двух мифич. существ-полулюдей, полуптиц Кин-дура и
Киндури; легенда о храбром воине Готаимбаре, вступившем в жестокую
борьбу с демоном за честь своей жены). Иногда в эту часть включаются
бытовые фарсы. Заканчивается представление выходом акт„ра в маске
астролога, к-рый призывает милость богов на присутствующих.
Совр. представления К. разыгрываются в деревнях Юж. Цейлона, во дворе
дома организатора представления. Представление начинается обычно вечером
и продолжается всю ночь. Кроме исполнителей в масках, чтеца и
барабанщиков, в представлении принимает участие хор.
Лит,: МервартА. М., Индийский народный театр. в сб.: Восточный театр.
Сб. статей, Л., 1929, с. 34-40;
Авдеев А. Д. и К о ч н e в В. И., Выставка искусства Цейлона,..,
"Сов. этнография", 1963, ј 3; С a l l a -way J., Yakkun Nattanawa and
Kolan Nattanawa, L., 1829; P e r t o l d 0" The ceremonial dances of the
Sinhalese, "Archiv Orientalni",Praha, 1930, v. 2, јј l, 2, 3; S а г a t
h-chandraE. R., The Sinhalese iolk-play, Colombo, 1953;
B o w e r s F., Theatre in the East. A survey of Asian dance and
drama, N. Y.-[a. o.], [1956]; L u с a s H., Ceylon-Masken, Eisenach -
Kassel, 1958. Ape. A.
КОЛАР (Kolar), Йосеф Йиржи (31.1.1812-9.11. 1896) - чешский акт„р,
режисс„р и драматург. Впервые выступил в Праге в 1837 в любительском
т-ре "У Каэтана", под рук. И. К. Тыла. С 1842 К.- акт„р нем. труппы
Сословного т-ра (Прага), одновременно участвовал в чешских спектаклях.
После подавления революции 1848 К. становится активным противником
австр. режима. В 1866-73 играл в чеш. труппе Временного т-ра (Прага). С
1873 выступал эпизодически, посвятив себя гл. обр. драматургии. Игра К.
характеризовалась романтич. пафосом, заразительным темпераментом. Акт„р
обладал яркой индивидуальностью.
Лучшие роли: Ричард III, Макбет; Эгмонт (о. п. Г„те), Лир;
Мефистофель ("Фауст" Г„те). Написал популярную трагедию "Смерть Жижки"
(1866, Сословный т-р, Прага), где восстание Жижки против короля
Си-гизмунда изображается как конфликт добра и зла, и историч. драму
"Пражский еврей" (1871, Временный т-р, Прага), направленную против
расизма. Переводил трагедии Шекспира, Шиллера, Г„те. Л. Сол.
КОЛАР (Kolar), Франтишек Карел (29.1.1829- 4. X II. 1895) - чешский
акт„р, режисс„р и театральный деятель. Окончил Пражскую академию
художеств. В 1862 начал сценич. деятельность как акт„р в труппе
Временного т-ра в Праге. К. способствовал формированию нац. акт„рской
реалистич. школы. Играл роли Валента ("Дочь поджигателя" Тыла),
Страницы: «« « 1167 1168 1169 1170 1171 1172 1173 1174 1175 1176 1177 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |