|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1170 1171 1172 1173 1174 1175 1176 1177 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 » »» Лит.: Луначарский А., Колетта Вилли, в его кн.: Революция и театр.
М., 1924, с. 472-78. В. Бал.
КОЛИЗЕЙ, Колоссей (лат. colossei! m, от colosseus - громадный,
колоссальный), или амфитеатр Флавиев,- архитектурное сооружение в Риме.
Заложено ок. 75, открыто в 80. Имеет типичный для др.-рим. амфитеатра
эллиптич. план, обусловленный спецификой гладиаторских бо„в. Вокруг
арены располагались места для зрителей (вместимость - ок. 50 тыс. чел.).
На арене К. устраивались бои гладиаторов, навмахия и др. цирковые
представления. К. отличался монументальностью и простотой архитектурного
облика, продуманностью всех частей, в т. ч. системы размещения зрителей.
До нашего времени сохранилась часть амфитеатра и наружной стены К.
Лит. Ц и р e с А. Г., Архитектура Колизея , М., 1940.
КОЛЛАЛЬТО-МАТТИУЦЦИ (Collalto Mattiuzzi), Антонио Кристофорр
(8.XI.1717-5.VII.1778) -итальянский акт„р, драматург. Сценич.
деятельность начал в бродячих труппах комедии дель арте, избрав,
несмотря на молодость, красоту и хороший певческий голос, амплуа старика
Панталоне. В одной из таких трупп его "открыли" Дж. Медебак и Гольдони.
В 1750 К.-М. дебютировал в труппе Медебака, выступив в роли Тонино
("Комический театр"), специально для него написанной Гольдони. В комедии
"Куп- цы" Гольдони К.-М. играл сразу 2 роли: Панталоне-отца (в маске) и
Панталоне-сына (без маски). Гольдони отмечал в своих мемуарах, что К.-М.
"обладал искусством оживлять свою маску, но ещ„ более блистал, играя с
непокрытым лицом" (Мемуары Карло Гольдони, пер. с итал., т. 1, 1933). В
1759 он был приглаш„н в т-р "Комеди Итальенн" (Париж), в к-ром вскоре
занял место гл. акт„ра. К.-М. вв„л в репертуар этого т-ра писанные
комедии (на франц. яз.), создававшиеся им на основе сценариев комедии
дель арте - "Свадьба Арлекина", "Скупой Панталоне", "Венецианский
дворянин" и др. В 1773 сыграл одновременно роли тр„х братьев в комедии
"Три венецианских близнеца" (собств. переделка "Венецианских близнецов"
Гольдони). Его игру в этом спектакле высоко оценил Д. Гаррик. И. С.
КОЛЛЕКТИВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Кружок художественной
самодеятельности) - творческое объединение любителей одного из видов
искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах
или других культурно-массовых учреждениях. К. х. с. в СССР ведут свою
историю от любительских кружков, возникавших ещ„ в дореволюц. Рос" сии.
С первых лет Сов. власти К. х. с. создаются при гос., профсоюзных и
ведомств, клубах и состоят на их бюджете. Практич. и методич. помощь
само-деят. коллективам призваны оказывать Дома нар. творчества. На 1
янв. 1963 насчитывалось (по профсоюзной сети) 58 тыс. К. х. с.- театр.,
художеств. слова, а также большое количество хоровых, оркестровых,
хореографич. и др. К. х. с., в к-рых участвовали 10 млн. чел. Наряду с
подготовкой спектаклей и концертов К. х. с. ведут и учебно-воспитат.
работу. Лучшим театр. К. х. с. присваивается звание Народного театра,
хоровым, оркестровым и хореографич. - Народных коллективов. См.
Самодеятельность театральная. Вик. М.
КОЛЛО Д'ЭРБУА (Collot (THerbois), Жан Мари (1750-8.1.1796) -
французский акт„р, драматург, общественный деятель. В 14-летнем возрасте
начал сценич. деятельность, играл в разл. труппах Тулузы, Бордо, Лиона и
др. городов. К драматургии обратился в нач. 70-х гг. 18 в. Одна из его
первых пьес "Есть, истинное правосудие, или Крестьянин-судья" (1778, т-р
"Комеди Франсез", 1789) - политически заостр„нная переделка
"Саламейского алькальда" Кальдерона. Однако конфликт в ней решается
примирением - браком дворянина и крестьянки. Сочетание острого
социального конфликта с компромиссной развязкой характеризует драму
"Патриотическая семья, или Федерация" (1790, "Т-р де месье"). Лишь в
революцион-но-классицистской трагедии "Процесс Сократа, или Режим
древних врем„н" (1790, "Т-р де месье") положит. герой сохраняет до конца
идейную непримиримость. С 1792 К. д' Э. посвятил себя политич.
деятельности; в качестве члена Комитета общественного спасения занимался
и вопросами т-ра.
Соч.: Il y a bonne justice, ou le Paysan magistrat, Marseille; 1778;
La famille patriote, ou la Federation, P., 1790;
Le proces de Socrate, ou le Regime des anciens temps. P., 1791.
Лит.: Державин К. Н., Театр французской революции, М.-Л., 1937;
D'Estree P., Le theatre sous la terreur, P., 1913; Lyonnet H., Les
comediens revolutionnaires, "La Nouvelle revue", P.,1923, t. 67, ј 268,
t. 68, ј 270. Я. Шр.
KOJIMEH (Col man) - английские драматурги и театральные деятели.
1) Джордж К.-старший (1732-14.VIII. 1794). Образование получил в
Оксфорде. Автор многочисл. комедий, пародий, обработок и переводов пьес.
Особую известность имели его комедии "Ревнивая жена" (на сюжет, взятый
из романа Филдинга "История Тома Джонса Найд„ныша", 1761, т-р "Линкольне
Инн Филдс", Лондон, при участии Д. Гаррика и К. Клайв) и "Тайный брак"
(совм. с Д. Гарриком, 1766, там же). В 1757-67 был одним из
руководителей т-ра "Линкольне Инн Филдс", в 1767-74 - т-ра
"Ковент-Гарден", в 1777-89 возглавлял т-р "Хеймар-кет".
2) Д ж о р д ж К.-м л а д ш и и (21.X.1762-17.X. 1836). Сын Джорджа
К.-старшего. Образование получил в Оксфорде и Абердине. С 1789, сменив
отца, руководил т-ром "Хеймаркет" (Лондон). На сцене этого т-ра пост.
свои пьесы "Два против одного" (1784), "Железный ящик" (по роману
Годвина "Калеб Вильяме", 1796), "Джон Булль, или Семейная жизнь
англичанина" (1803), "Наследник по закону" (1808) и мн. др. Написал
книгу мемуаров "Случайные воспоминания" ("Random records", 1830).
Соч.: Colman G. the Elder, The dramatic works, v. 1-4, L., 1777;
Colman G. the Younger, The dramatic works, v. 1-4, P., 1827.
Лит.: Р e a k e R. В., Memoirs of the Colman family, v. 1-2, L.,
1841; Bagster-Collins J. F., G. Colman the Younger. 1762-1836..., N. Y.,
1946.
КОЛОБАЕВ, Александр Аркадьевич [р.13(26).Ш. 1901] - русский советский
акт„р. Нар. арт. РСФСР (1957). Окончил Театр, студию в Астрахани (1919).
Сценич. деятельность начал в 1920 в Астраханском т-ре; работал здесь до
1930. Затем играл в т-рах Калуги, Курска, Уфы, Томска и др. городов. В
1936- 1941 - акт„р Кировского, в 1941-45 - Пермского т-ров. С 1945 - в
труппе Саратовского т-ра.
Исполнил роль Ленина в спектаклях "Человек с ружь„м", "Кремл„вские
куранты".
Роли: Никита ("Власть тьмы"). Рогожин ("Идиот" по Достоевскому), Царь
Ф„дор ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Ф„дор Таланов
("Нашествие"), Протасов ("Живой труп"), Старик (о. п. Горького).
КОЛОБОВ, Александр Митрофанович - русский советский артист оперы
Страницы: «« « 1170 1171 1172 1173 1174 1175 1176 1177 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |