Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1177 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 » »» Петре, ?., 1914. f0. Д. КОМЕДИАНТ (устар.) - то же, что акт„р. КОМЕДИЙНАЯ ХОРОМИНА - первое здание в России, предназначенное для театр. представлений. Было выстроено в 1672 в летней резиденции царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы. 17 окт. 1672 здесь состоялся первый спектакль -"Комедия об Эсфири, или Артаксерксово действо" - на библейский сюжет. Играли пьесу молодые люди из числа иностранцев, проживавших в Москве, возглавляемые И. Г. Грегори. Представление, на к-ром присутствовали царь и придворные, продолжалось 10 часов. В 1676, после смерти Алексея Михайловича, К. х. по настоянию реакц. духовенства и боярства была сломана. Лит.: Богоявленский С. К., Московский театр при царях Алексее и Петре, ?., 1914. Ю. Д. КОМЕДИОГРАФ [от комедия (см.) и греч. ????? - пишу] - драматург, пишущий комедии. КОМЕДИЯ - один из основных видов драмы, отличительной особенностью к-рого является изображение характеров и ситуаций, возбуждающих смех зрителей. В зависимости от содержания жанровые разновидности К. многообразны -от водевиля, фарса до серь„зной сатирич. и гротесковой К. Соответственно и смешное в К. имеет различные эмоциональные окраски: ирония, добродушный или горький юмор, резкая сатира, ядовитый сарказм. Содержание комич. конфликтов обусловливалось историч. изменениями общественной жизни. В древнегреч. К. считались смешными претензии рабов на достоинство и честь. В ср.-век. фарсах женщина почти всегда комич. персонаж. Условия каждой эпохи рождают свои поводы для смеха и соответствующие им понятия о комизме. Шедевры К. отличаются тем, что, будучи в полной мере порождениями своей эпохи, они касаются таких сторон жизни, к-рые всегда представляют интерес, и изображают типы, дающие справедливый повод для смеха во все эпохи. Пороки, осмеиваемые в К., обычно связаны с особенностями данного социального строя и определ„нной обществ, группы, класса. К;, отражающая классовые антагонизмы, достигала расцвета в периоды обострения социальных противоречий. Социология комедии была классически выражена К. Марксом в его суждении о трагическом и комическом в истории: "История действует основательно и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни. Последний фазис всемирно-исторической формы есть е„ комедия. Богам Греции, которые были уже раз - в трагической форме - смертельно ранены в "Прикованном Проме-тее" Эсхила, пришлось ещ„ раз-в комической форме - умереть в "Беседах" Лукиана. Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым" ("Введение к критике гегелевской философии права", см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. I, с. 418). Социальная функция К., т. о., состоит в осмеянии тех форм жизни и пороков, к-рые устарели, не соответствуют интересам и потребностям большей части общества. Идеологич. основа К., как правило,- мировоззрение тех обществ, кругов, к-рые выражают стремление и интересы широчайших масс народа. Именно народность является основой критики несправедливых социальных установлений и пороков господствующих сословий или классов в творчестве Мольера, Бомарше, Гоголя и Островского. Обличение отрицательных сторон обществ, системы всегда играло значит, роль в К., однако ее содержание включает в себя и др. области жизни. Истинно комическое определяется отступлением от подлинно человечных идеалов-честности, благородства, разумности, справедливости, верности. Смешны те характеры и поступки, к-рые представляют собой отклонение от этих моральных основ жизни, исторически определ„нного общественного, социально-политич. и эстетич. идеала, ведут к искажению облика человека и приносят ущерб ему самому как личности. Всегда осмеивались в К. самодурство, жадность, скупость, отсутствие тв„рдых взглядов, лень, умственная ограниченность. Иск-во К. богато и разнообразно. Оно включает разные формы и степени комического. Есть виды К., в к-рых веселье, развлечение являются гл. целью. Такое иск-во, дающее человеку необходимую физич. и эмоц. разрядку, ограничено, однако, по своему значению и силе воздействия на духовный мир человека, К. приобретает особую значимость лишь тогда, когда она задевает важные стороны сознания и касается самых насущных сторон жизни. С древних врем„н определилось противоречие между развлекат. целью К. и общественно-воспитат. задачей иск-ва. Уже рим. поэт Гораций (1 в. 'до н. э.) наш„л решение этого противоречия в гармонич. сочетании этих функций, сказав, что задача драмы, "развлекая, поучать". Шедевры К. отвечают определению Горация, органически объединяя вес„лое и забавное действие с утверждением глубоко важных для общества идей. В К. находят применение разные грани комического: юмор, ирония и сатира. Юмор состоит в изображении смешного вообще, его эмоциональное воздействие рождает веселье. Ирония представляет собой тонкую форму насмешки. Реакцией на этот вид комизма реже бывает громкий смех, чаще - улыбка. Эта форма иронии заключается, т. о., в определ„нном отношении автора и публики к происходящему на сцене. Др. форма драм. иронии образуется стечением обстоятельств (часто создаваемым самими персонажами), препятствующим достижению их целей. Так, чрезмерная жадность Гарпагона оказывается пороком, разрушающим то, чего он стремится достигнуть. Особенно комично, когда персонаж проявляет энергию, выдумку, ловкость для достижения какой-то цели, а случайный поворот событий превращает это в ловушку для него самого. Др. комедийный эффект достигается такими перипетиями, когда в положении персонажей происходит перемена: господин начинает зависеть от слуги, прежний победитель оказывается побежд„нным и т. п. Наибольшее распространение в К. нового времени получила сатира, направленная на прямое, резкое осуждение пороков и недостатков людей, целых обществ, систем и классов. Сатирич. К. показывает характеры и ситуации, в к-рых типичные для данного общества черты предстают в подч„ркнуто-смешном, нелепом виде. Важнейшее средство сатиры- гротеск. Классич. образцы К. включают в той или иной степени юмор, иронию и сатиру. К. подразделяются на две группы: произв. "низкого", грубого комизма, основанного на фарсовых положениях, и т. н. "высокая" К., утверждающая важные обществ, и нравств. идеи. К. различаются и по принципу преобладания в них одного из двух важнейших компонентов композиции: К. положений и К. характеров. В первой сюжет строится на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств; к ней примыкает и другая разновидность жанра - К. интриги. В К. характеров источником смешного Страницы: «« « 1177 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |