Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1182   1183   1184   1185   1186   1187   1188   1189   1190  1191   1192   1193   1194   1195   1196   1197   1198   1199   1200  » »»

Импровизированные спектакли К. д. а. имели в своей  основе  сценарии,  в
к-рых  давалась  лишь  краткая   сюжетная   схема   будущего   действия.
Персонажами представлений были типовые "маски", переходившие  из  одного
спектакля  в  другой.  Большинство  акт„ров  играло  в   масках,   к-рые
закреплялись за исполнителями на всю их сценич. жизнь. Унаследованная от
карнавала маска, помимо своего игрового, театр. значения, имела и другой
смысл:  она  подч„ркивала  не  индивидуальную,  а  типовую,   социальную
характеристику образа. По мере развития К. д. а. определились  2  группы
масок -  северная  (венецианская)  и  южная  (неаполитанская).  Северную
группу  составляли  Панталоне,  Доктор,  Бригелла  и  Арлекин;  южную  -
Ковьел-ло,  Пульчинелла,  Скарамучча  и  Тарталъя.  Маски,  созданные  в
Венецианской республике, не затронутой феодально-католич. реакцией, были
проникнуты боевым обличит, духом, им  была  присуща  большая  логичность
поступков  и  сдержанность  импровизации   по   сравнению   с   южанами,
переполнявшими спектакли буффонадами, произвольными шутками  и  трюками.
Для К.'д. а. был  характерен  конфликт  между  старым  укладом  жизни  и
новыми, молодыми силами, к-рых  представляли  лирич.  герои  и  особенно
слуги. Репертуар К. д. а. был по преимуществу комедийный, но в отдельных
случаях методом  импровизации  исполнялись  трагедийные  и  пасторальные
представления.  С  нач.  17  в.  стали  выпускаться  отдельные  сборники
сценариев, их авторами чаще всего были гл. акт„ры  труппы  (капокомико).
Наиболее известные .сборники составлены Ф. Скала (1611) и  Б.  Локателли
(1622).
   Буффонная яркость представления не только не  лишала  его  реалистич.
содержания, но и придавала  действию  сатирич.  направленность,  дерзкую
силу плебейских насмешек. Со  сцены  звучали  нар.  диалекты,  площадные
мелодии и песни, действие заполнялось ловкими лацци, вес„лыми  плясками.
Душой К. д. а. были слуги - наглый весельчак и изобретатель всех  интриг
Бригелла, добродушный, нескладный,  ребячливый  и  обаятельный  Арлекин,
разбитная,энергичная, острая на язычок Серветта, не  лиш„нный  злости  и
лукавства грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры К.  д.
а. были глупый, жадный и влюбчивый купец Пан-талоне,  фанфарон  и  трус.
исп. дворянин  Капитан,  лжеуч„ный,  болтун  и  тупица  Доктор.  Поэтич.
сторону  К.  д.  а.  определяли  идеализированные  образы  "влюбл„нных",
выступавших без масок и говоривших на лит. итал. языке. Акт„ры К. д.  а.
виртуозно владели  иск-вом  коллективной  импровизации,  они  впервые  в
европ. т-ре выработали сценич. ансамбль.  Внешнее  оформление  спектакля
было просто и портативно - сцена представляла собой улицу с двумя домами
по обеим  сторонам,  окна  и  балконы  домов  служили  дополнит,  местом
действия. Декорации не менялись в течение всего представления. Каждый из
персонажей  носил  свойственный  данной  "маске"  театр.   костюм.   Все
компоненты акт„рской игры (слово, танец, пение,  трюк)  были  .подчинены
действенным задачам, спектакли отличались яркой зрелищностью, повышенной
динамичностью,  оп-тимистич.  тональностью.  Акт„ры  К.  д.  а.  явились
первыми теоретиками сценич. иск-ва (трактаты П. М. Чеккини,  изд.  1625,
Н. Барбьери, изд. 1634, А. Перуччи, изд. 1699).  Проф.  характер  иск-ва
итал. акт„ров проявился в организации ими  первых  в  Европе  постоянных
театр. трупп, наиболее прославленными из к-рых  были  "Джелози"  (1568),
"Конфиденти (1574), иФеделш (1601). Крупнейшими акт„рами К. д. а.  были:
в 16 в.- А. Ганасса, бр. Дж. и Т. Мартинелли И. и Ф. Андреини;3 17 в.-Т.
Фьорилли, А. Костан-тини, Д. Бъянколелли, в  18  в.-  К.  Бертинацци  Ч.
ДАрбес, А. Сапки.
   Бродячие труппы акт„ров подвергались постоянным гонениям  со  стороны
светских и духовных властей и часто были вынуждены уезжать из Италии.  С
конца 16 в. акт„ры К. д. а. выступали во Франции, Испании,.  Англии.  Их
творчество воздействовало на формирование нац. комедийной драматургии  и
сценич. иск-во в этих странах. Особенно заметно  влияние  К.  д.  а.  на
драматургию Мольера. В  результате  гастролей  итал.  акт„ров  в  Париже
возник т-р "Комеди Итальенн". Опыт К. д. а.  был  использован  в  театр.
иск-ве ряда зап.-европ. стран. Но с ростом драматургии эпохи Возрождения
при„мы игры акт„ров-импровизаторов тормозили дальнейшее развитие сценич.
иск-ва. Отрицание лит. текста  и  сохранение  стандартизованной  "маски"
противоречило  требованиям  новой  драматургии   с   е„   психологически
углубл„нными и индивидуализированными образами. Происходила деградация и
самого иск-ва масок и  импровизации.  К.  д.  а.,  оторванная  от  итал.
действительности,  связанная  гл.  обр.  с  придворной  средой,   быстро
аристократизиро-валась. С сер. 17 в. начинается упадок К. д. а. в  самой
Италии. Под влиянием феодально-католич. реакции из спектаклей К.  д.  а.
исчезало  живое  содержание,  притуплялась  социальная  сатира,   при„мы
становились шаблонными, буффонада  приобретала  самодовлеющее  значение.
Наряду  с  импровизацией  акт„ры  часто  произносили  и   предварительно
заученный текст, для чего употреблялись т.  н.  дзибалъдоне  -  сборники
монологов и диалогов. В Италии традиции К. д. а. никогда не умирали.  К.
Голъдони, создавая новую реа-листич. комедию характеров,  в„л  борьбу  с
поинци-пом  импровизации  и   заменял   схематич.   "маски"   реалистич.
обрисовкой героев. Но при этом он сохранял лучшие черты нар. т-ра -  его
динамику, яркость красок, жизнерадостность, нац. колорит.  Роман-тич.  и
буффонную стихию К. д. а. использовал в своих фьябах К. Гоцци.
   Демократич. и реалистич. традиции К. д. а.  плодотворно  повлияли  на
формирование "т-ров бульваров" во Франции 18 в., на развитие нар. т-ра в
Австрии, а в 19 в. во многом определили возникновение жанра пантомимы. В
19 в. традиции К. д. а. развивала итал. диалектальная комедия и е„  ярко
одар„нные  акт„ры.  Понимание  традиций  К.   д.   а.   изменилось   под
воздействием нем. романтиков (нач. 19 в.), к-рые в борьбе с  приниженным
прозаизмом мещанского иск-ва увидели в масках старинного итал. т-ра  мир
"чистой театральности" и облагороженного романтизма. Эстетизация  К.  д.
а. характерна и для декадентских течений нач. 20  в.  в  Зап.  Европе  и
России (практика франц. режисс„ров-модернистов, раннее творчество В.  Э.
Мейерхольда, А. Я. Таирова, А.А. Мгебро-ва и др.). Жизнерадостная стихия
К. д. а. в обновл„нном виде зазвучала в пост. Евг. Вахтангова "Принцесса
Турандот" Гоцци (1922). Оптимистич. нар. основа К. д.  а.  проявилась  в
спектакле "Слуга двух господ" Гольдони, пост. миланским "Пикколо театро"
(1947), в  традициях  импровизационного  т-ра  масок.  Отдель-ныс  черты
поэтики К. д. а. восприняли  совр.  прогрессивные  драматурги  и  акт„ры
Италии, в т. ч. Э. Де Филиппе.
   Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия..., М., 1954,  2
изд.,  1962;  Миклашевский  К.,  La  commedia   dell'arte,   или   Театр
итальянских комедиантов в XVI, XVII и XVIII столетий, П.,  1914  [1917];
Бояд-жиев Г. Н.,Дживелегов А. К.,  Итальянский  театр.  в  кн.:  История
западноевропейского театра под общ. ред. С.  С.  Мокульского,  т.  1,М.,

Страницы: «« « 1182   1183   1184   1185   1186   1187   1188   1189   1190  1191   1192   1193   1194   1195   1196   1197   1198   1199   1200  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия