|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 1198 1199 » »» Чехов мастерски применил метод иронии как средство раскрытия
трагикомизма жизни предреволюц. общества. Россия создала ь 19 в,
наиболее значит, в художеств. отношении образцы реалистич. социальной
К., к-рые явились вершиной этого жанра в мировой драматургии. А. А.
Советская комедия. В отличие от комедиографии капиталистич. мира, в
сов. К., развивающейся на основе метода социалистич реализма,
социально-критич. мотивы сочетаются с огромной жизнеутверждающей силой.
Во время гражданской войны на фронтах и в тылу самодеятельные коллективы
разыгрывали сатирич. сценки, шуточные интермедии, в к-рых высмеивались
дезертиры, спекулянты, контрреволюционеры. Первая пьеса. положившая
начало сов. К.,- "М истерия- Б у фф" В. В. Маяковского (1918). Художник
революц. миропонимания, Маяковский в этой К. не только использовал формы
нар. т-ра, традиции рус. классич. драматургии, но и дал героич., эцич.
изображение эпохи. "Мистерия-Буфф", обличавшая лакеев империализма,
соглашателей всех мастей, вместе с тем утверждала мечту пролетариата "об
обетованной земле". В сер. 20-х гг. начинает зарождаться сов. реалистич.
комедиография, продолжавшая традиции рус. классич. сатирич. К. и
показывавшая борьбу старого с новым. Комедия Н. Р. Эрдмана "Мандат"
(1925) заклеймила мещан, "нэпманов", "бывших людей". В 1924 Б. С.
Ромашов написал К. "Воздушный пирог", в к-рой создал сатирич.
гротесковый образ авантюриста и пройдохи, а также сделан попытку
нарисовать образ нового положит. героя. Характеры положит. героев
разрабатывались драматургом и в следующей К.-"Конец Криворыльска". В
конце 20-нач. 30-х гг. появились разл. по манере и стилю К., в к-рых
авторы стремились воплотить образ современника - вес„лого и хорошего
человека, энтузиаста в труде:
"Вредный элемент" Шкваркина, "Луна,слева" Билль-Белоцерковского,
"Растратчики" Катаева, "Чудесный сплав" Киршона и др. Эта тенденция
наиболее ясно проявилась ь комедии В. П. Катаева "Квадратура круга"
(1928). Иронически посмеиваясь в ней над "авангардизмом" молод„жи, автор
в то же время с явной симпатией относится к своим героям - строителям
новой жизни. Поиски в области комедиографии завершились к концу 20-х гг.
комедиями В. В. Маяковского "Клоп" (1928) и "Баня" (1929). В этих пьесах
сатирически обобщ„нное изображение обывателей, перерожденцев, мещан,
бюрократов, рвачей сочеталось с утверждением красоты социалистич.
идеала. Положительный жизнеутверждающий пафос отличал поэтику комедий
Маяковского, придавал им мажорный тон, выражая боевую пропагандистскую
позицию автора. -Продолжая традиции Маяковского, поэт А. И. Безыменский
выступил с пьесой "Выстрел".
В 30-е гг. сферы жанра К. расширяются. Появились пьесы, основанные на
серьезных жизненных конфликтах, в к-рых авторы, отказываясь от
традиционных комедийных положений, рассказывали о рождении новой
психологии, нового мировоззрения у людей. Преображение людей в процессе
труда - главная тема К. "После бала" Н. Ф. Погодина и др. В этот период
появляются лирич. К. в стихах В. М. Гусева ("Слава", позже "Весна в
Москве"), жизнерадостные пьесы В. В. Шкваркина ("Простая девушка");
любовью к простым людям, ненавистью к дуракам и пошлякам проникнута
комедия Шкваркина "Чужой реб„нок" (1933), в к-рой простейшие комедийные
положения служат для раскрытия характеров. В 30-40-е гг. выступил со
своими сатирич. сказками Е. Л. Шварц ("Тень", "Дракон", "Голый король" и
др.).
В др. республиках Сов. Союза в жанре К. успешно работали С- Рахман
("Счастливцы", "Невеста"), П. Какабадзе ("Кваркваре Тутабери", "Свадьба
колхозника"), К. Крапива и др. Большой вклад в иск-во К вн„с А Е.
Корнейчука его пьесы проникнуты оптимизмом, нар. юмором, отмечены
партийной страстностью, активным отношением к жизни ("В степях Украины",
"Калиновая роща", "Макар Дубрава" v др.) Лучшие традиции рус. классич.
сатирич. К. развивала пьеса Корнейчука "Фронт", исполненная неиссякаемой
веры в силу и талантливость рус. народа. Значит, вред жанру К. нанесла
теория бесконфликтности, распростран„нная в 40-е и в нач. 50-х гг.;
стремление к лакировке действительности препятствовало развитию сатирич.
К. Однако и в это время сов. писатели создали значит.
произв."Обыкновенный человек" Леонова, "Кто сме„тся последним" Крапивы,
"В одном городе" Софронова и др. В К., созданных драматургами в 50
-начале 60-х гг., сказалось стремление утвердить лучшие традиции сов.
комедиографии. Среди произведений, созданных в этот период, - пьесы С.
В. Михалкова ("Раки"), А. В. Софронова ("Стряпуха", "Стряпуха замужем"),
А. Е. Мака„нка ("Извините, пожалуйста!"), В. П. Минко ("Не назьт-вая
фамилий"), В. С. Розова ("В добрый час!", "В поисках радости", "Перед
ужином"). В области бытовой К. успешно выступают В. А. Дыховичный (ум.
1963) и М. Р. Слободской, Л. С. Ленч, В. 3. Масс и М. А. Червинский, Б.
С. Ласкин Ц. С. Солодарь и др. Значит, произв. создаются в республиках
страны ("Больные зубы", "Ш„лковое сюзане" А. Кахха-ра, "Свадьба с
приданым" Н. М. Дьяконова, "Стрекоза" М. Г. Бараташвили, комедии Т.
Абдумом унова Г Тер-Григоряна и др.).
Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, сост. М. Лиф-шип, т. 1-2,
M., 1957; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, в кн.:
Белинский В. Г.-О драме и театре, М.- Л., 1948; Ч e р н ы ш e в с к и и
Н. Г., Возвышенное и комическое, Полн. собр. соч., т. 2, М-, 1949;
Добролюбов Н.А., Темное царство. Собр. соч., т. 5, М.-Л., 1962; Тиандер
К., Сущность комедии, в сб.:
"Вопросы теории и психологии творчества, т. 1,2 изд., Харьков, ,1911;
Бергсон А., Смех, пер. Гольденберга, Собр. соч., т. 5, СПБ, 1914;
Луначарский А. В.,О смехе, "Литер, критик", 1935, ј 4; Ф р о л о в В., О
советской комедии, М., 1954; Б о р e в Ю. Б., О комическом, М., 1957;
Perry Н. Т. F., Masters of dramatic comedy..., Cambr. (USA), 1939;
Cornford F М., The origin of Attic comedy, L., 1914; Gassner J., Masters
of the drama, 3 ed., N. Y., 1954; Nicoli A., World drama..., L., 1949, 2
ed., L., 1957. См. также библиографию в ст. Драма и в статьях о
драматургии отдельных стран.
А. Л., Вл. Ф. (раздел Советская К.). КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (Commedia
dell'arte), комедия масок,- вид итальянского театра, спектакли к-рого
создавались методом импровизационной игры. Возникнув в сер. 16 в., К. д.
а. стала высшим достижением итал. т-ра эпохи Возрождения и определила
собой начало развития европ. проф. т-ра. В ней выразился оппозиционный
дух и жизнерадостное свободомыслие демократии. масс, выступавших против
начавшейся феодально-католич. реакции. К. д. а. унаследовала реалистич.
традиции нар. фарса, маски и буффонаду карнавальных действий,
обусловивших народность этого жанра, а также использовала некоторые
мотивы и сюжеты гуманистической комедии эрудита ("уч„ной комедии").
Страницы: «« « 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 1198 1199 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |