Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1181   1182   1183   1184   1185   1186   1187   1188   1189  1190   1191   1192   1193   1194   1195   1196   1197   1198   1199  » »»

Чехов  мастерски  применил   метод   иронии   как   средство   раскрытия
трагикомизма  жизни  предреволюц.  общества.  Россия  создала  ь  19  в,
наиболее значит, в художеств. отношении  образцы  реалистич.  социальной
К., к-рые явились вершиной этого жанра в мировой драматургии. А. А.
   Советская комедия. В отличие от комедиографии капиталистич.  мира,  в
сов.  К.,  развивающейся  на   основе   метода   социалистич   реализма,
социально-критич. мотивы сочетаются с огромной жизнеутверждающей  силой.
Во время гражданской войны на фронтах и в тылу самодеятельные коллективы
разыгрывали сатирич. сценки, шуточные интермедии, в  к-рых  высмеивались
дезертиры,  спекулянты,  контрреволюционеры.  Первая  пьеса.  положившая
начало сов. К.,- "М истерия- Б у фф" В. В. Маяковского (1918).  Художник
революц. миропонимания, Маяковский в этой К. не только использовал формы
нар. т-ра, традиции рус. классич. драматургии, но и дал  героич.,  эцич.
изображение  эпохи.  "Мистерия-Буфф",  обличавшая  лакеев  империализма,
соглашателей всех мастей, вместе с тем утверждала мечту пролетариата "об
обетованной земле". В сер. 20-х гг. начинает зарождаться сов. реалистич.
комедиография,  продолжавшая  традиции  рус.  классич.  сатирич.  К.   и
показывавшая борьбу старого с новым.  Комедия  Н.  Р.  Эрдмана  "Мандат"
(1925) заклеймила мещан,  "нэпманов",  "бывших  людей".  В  1924  Б.  С.
Ромашов  написал  К.  "Воздушный  пирог",  в   к-рой   создал   сатирич.
гротесковый  образ  авантюриста  и  пройдохи,  а  также  сделан  попытку
нарисовать  образ  нового  положит.  героя.  Характеры  положит.  героев
разрабатывались драматургом и в  следующей  К.-"Конец  Криворыльска".  В
конце 20-нач. 30-х гг. появились разл. по манере и  стилю  К.,  в  к-рых
авторы стремились воплотить образ современника  -  вес„лого  и  хорошего
человека, энтузиаста в труде:
   "Вредный  элемент"  Шкваркина,  "Луна,слева"   Билль-Белоцерковского,
"Растратчики" Катаева, "Чудесный сплав"  Киршона  и  др.  Эта  тенденция
наиболее ясно проявилась ь комедии  В.  П.  Катаева  "Квадратура  круга"
(1928). Иронически посмеиваясь в ней над "авангардизмом" молод„жи, автор
в то же время с явной симпатией относится к своим  героям  -  строителям
новой жизни. Поиски в области комедиографии завершились к концу 20-х гг.
комедиями В. В. Маяковского "Клоп" (1928) и "Баня" (1929). В этих пьесах
сатирически обобщ„нное  изображение  обывателей,  перерожденцев,  мещан,
бюрократов,  рвачей  сочеталось  с  утверждением  красоты   социалистич.
идеала. Положительный жизнеутверждающий пафос  отличал  поэтику  комедий
Маяковского, придавал им мажорный тон, выражая  боевую  пропагандистскую
позицию автора. -Продолжая традиции Маяковского, поэт А. И.  Безыменский
выступил с пьесой "Выстрел".
   В 30-е гг. сферы жанра К. расширяются. Появились пьесы, основанные на
серьезных  жизненных  конфликтах,  в  к-рых   авторы,   отказываясь   от
традиционных  комедийных  положений,  рассказывали  о   рождении   новой
психологии, нового мировоззрения у людей. Преображение людей в  процессе
труда - главная тема К. "После бала" Н. Ф. Погодина и др. В этот  период
появляются лирич. К. в стихах В. М.  Гусева  ("Слава",  позже  "Весна  в
Москве"), жизнерадостные пьесы  В.  В.  Шкваркина  ("Простая  девушка");
любовью к простым людям, ненавистью  к  дуракам  и  пошлякам  проникнута
комедия Шкваркина "Чужой реб„нок" (1933), в к-рой простейшие  комедийные
положения служат для раскрытия характеров. В  30-40-е  гг.  выступил  со
своими сатирич. сказками Е. Л. Шварц ("Тень", "Дракон", "Голый король" и
др.).
   В др. республиках Сов. Союза в жанре К. успешно  работали  С-  Рахман
("Счастливцы", "Невеста"), П. Какабадзе ("Кваркваре Тутабери",  "Свадьба
колхозника"), К. Крапива и др. Большой  вклад  в  иск-во  К  вн„с  А  Е.
Корнейчука  его  пьесы  проникнуты  оптимизмом,  нар.  юмором,  отмечены
партийной страстностью, активным отношением к жизни ("В степях Украины",
"Калиновая роща", "Макар Дубрава" v др.) Лучшие традиции  рус.  классич.
сатирич. К. развивала пьеса Корнейчука "Фронт", исполненная неиссякаемой
веры в силу и талантливость рус. народа. Значит, вред жанру  К.  нанесла
теория бесконфликтности, распростран„нная в 40-е  и  в  нач.  50-х  гг.;
стремление к лакировке действительности препятствовало развитию сатирич.
К.   Однако   и   в   это   время   сов.   писатели   создали    значит.
произв."Обыкновенный человек" Леонова, "Кто сме„тся последним"  Крапивы,
"В одном городе" Софронова и др.  В  К.,  созданных  драматургами  в  50
-начале 60-х гг., сказалось стремление утвердить  лучшие  традиции  сов.
комедиографии. Среди произведений, созданных в этот период, -  пьесы  С.
В. Михалкова ("Раки"), А. В. Софронова ("Стряпуха", "Стряпуха замужем"),
А. Е. Мака„нка ("Извините, пожалуйста!"), В.  П.  Минко  ("Не  назьт-вая
фамилий"), В. С. Розова ("В добрый час!", "В  поисках  радости",  "Перед
ужином"). В области бытовой К. успешно выступают В. А.  Дыховичный  (ум.
1963) и М. Р. Слободской, Л. С. Ленч, В. 3. Масс и М. А. Червинский,  Б.
С. Ласкин Ц. С. Солодарь и др. Значит, произв. создаются  в  республиках
страны ("Больные  зубы",  "Ш„лковое  сюзане"  А.  Кахха-ра,  "Свадьба  с
приданым" Н. М. Дьяконова, "Стрекоза"  М.  Г.  Бараташвили,  комедии  Т.
Абдумом унова Г Тер-Григоряна и др.).
   Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, сост. М. Лиф-шип,  т.  1-2,
M., 1957; Белинский В. Г., Разделение поэзии на  роды  и  виды,  в  кн.:
Белинский В. Г.-О драме и театре, М.- Л., 1948; Ч e р н ы ш e в с к и  и
Н. Г., Возвышенное и комическое, Полн.  собр.  соч.,  т.  2,  М-,  1949;
Добролюбов Н.А., Темное царство. Собр. соч., т. 5, М.-Л., 1962;  Тиандер
К., Сущность комедии, в сб.:
   "Вопросы теории и психологии творчества, т. 1,2 изд., Харьков, ,1911;
Бергсон А., Смех, пер.  Гольденберга,  Собр.  соч.,  т.  5,  СПБ,  1914;
Луначарский А. В.,О смехе, "Литер, критик", 1935, ј 4; Ф р о л о в В., О
советской комедии, М., 1954; Б о р e в Ю. Б., О комическом, М., 1957;
   Perry Н. Т. F., Masters of dramatic comedy...,  Cambr.  (USA),  1939;
Cornford F М., The origin of Attic comedy, L., 1914; Gassner J., Masters
of the drama, 3 ed., N. Y., 1954; Nicoli A., World drama..., L., 1949, 2
ed., L., 1957. См.  также  библиографию  в  ст.  Драма  и  в  статьях  о
драматургии отдельных стран.
   А. Л., Вл. Ф. (раздел Советская  К.).  КОМЕДИЯ  ДЕЛЬ  АРТЕ  (Commedia
dell'arte), комедия масок,- вид итальянского  театра,  спектакли  к-рого
создавались методом импровизационной игры. Возникнув в сер. 16 в., К. д.
а. стала высшим достижением итал. т-ра эпохи  Возрождения  и  определила
собой начало развития европ. проф. т-ра. В ней  выразился  оппозиционный
дух и жизнерадостное свободомыслие демократии. масс, выступавших  против
начавшейся феодально-католич. реакции. К. д. а. унаследовала  реалистич.
традиции  нар.  фарса,  маски   и   буффонаду   карнавальных   действий,
обусловивших народность этого  жанра,  а  также  использовала  некоторые
мотивы и сюжеты  гуманистической  комедии  эрудита  ("уч„ной  комедии").

Страницы: «« « 1181   1182   1183   1184   1185   1186   1187   1188   1189  1190   1191   1192   1193   1194   1195   1196   1197   1198   1199  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия