|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 1198 1199 1200 1201 1202 1203 1204 » »» ("Другая" Бара), Мари ("Крик жизни" Шницлера), Соня ("Дядя Ваня"),
Беатриса ("Сестра Беатриса" Метерлинка), Сонка ("Вечная сказка"
Пшибышев-ского), Гедда Габлер (о. п. Ибсена), Мелисанда ("Пелеас и
Мелисанда" Метерлинка), Юдифь (о. п. Хеббеля).
Лит.: Марков П., Вера Федоровна Комиссаржев-ская, М., 1950; Тальников
Д., Комиссаржевская, М.- Л., 1939; Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской,
СПБ, 1911; Алконост, кн. 1, СПБ, 1911 (Сборник памяти В. Ф.
Комиссаржевской); В. Ф. Комиссаржевская. Альбом "Солнца России", [П.,
1915];Бруштейн А. Я., Страницы прошлого, М., 1956; Юрьев Ю. [М. ],
Записки, Л.-М., 1948;
Серебров А. [Тихонов А. Н. ], Время и люди. Воспоминания. 1898-1905,
М., 1955; ХодотовН., Близкое - дал„кое. [Воспоминания, 2-е доп. и испр.
изд.], Л.-М., 1962. АН. А., Юл. Р.
КОМИССАРЖ‚ВСКИЙ, Виктор Григорьевич (р. 7.XI.1912) - русский
советский акт„р и режисс„р. Чл. Коммунистич. партии с 1954 . С 1934
акт„р Моск. театра-студии под рук. Хмел„ва (с 1937 Т-р им. Ермоловой,
работал здесь до 1958). С 1941 выступает как режисс„р, первая реж.
работа в Т-ре им. Ермоловой - "Вечер в Сорренто" и "Нахлебник"
Тургенева. В последующие годы поставил спектакли в Т-ре им. Ермоловой:
"Наш корреспондент" Левина и Меттера (1944), "Счастье" по Павленко
(1948), "Пушкин" Глобы (1949), "Чудак" Н. Хикмета (1956) и др. С 1957
ставит спектакли и в др. т-рах ("Веер леди Уиндермиер" Уайльда, 1950, в
моек. Малом т-ре и др.), работает в кино как режисс„р и сценарист.
К.- автор книг и статей по т-ру - "Беседы режисс„ра" (1953), "Хмел„в
за режисс„рским столом" (М., 1956) и др. Э. К.
КОМИССАРЖ‚ВСКИЙ, Ф„дор Петрович [1838- 16. II (I.I II). 1905
I-русский артист оперы (лирико-дра-матический тенор), педагог. Отец В.
Ф. Комиссаржевской. Музыке обучался в Милане; учился в консерватории и
брал уроки у Э. Репетто. Впервые выступил на оперной сцене в Петербурге
в 1863. До 1880 - артист Мариинского т-ра. Был первым исполнителем мн.
партий в операх рус. композиторов, в т. ч. Дон Жуан ("Каменный гость"
Даргомыжского), Самозванец ("Борис Годунов"), Ва-кула ("Кузнец Вакула"
Чайковского), Синодал. Среди др. партий К.- Дженнаро ("Лукреция Борджиа"
Доницетти), Фауст;Фра-Дьяволо(о.п. Обера), Ионтек ("Галька" Монюшко). К.
обладал небольшим голосом бархатного тембра.
Пение К. отличалось ч„ткостью дикции, изяществом и тонкостью
фразировки, задушевностью (особенно в мецца воче), его сценич.
исполнение - высокой интеллектуальной культурой и артистич.
темпераментом. В 1883-88 К. был проф. Моск. консерватории. Подготавливая
артистов оперы, К. учил их не только вок., но и драм. иск-ву, созданию
полноценных художеств. образов. У К. занимался К. С. Станиславский.
Лит.; К ю и Ц. А., Избранные статьи об исполнителях, М., 1957, с.
49-53; Федор Петрович Комиссаржевский, "ЕИТ". Сезон 1904-1905 гг., вып.
15, СПБ, 1905 (приложение).
КОМИССАРЖЕВСКИЙ, Ф„дор Ф„дорович (23.V. lgg2-16.IV.1954) - русский
режисс„р, педагог, теоретик театра. Сын певца Ф. П. Комиссаржевского,
брат В. Ф. Комиссаржевской. По образованию архитектор. С 1906 был зав.
постановочной частью, затем режисс„ром в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской. С
1910 работал в Москве. Ставил спектакли в Т-ре Незлобина ("Не было ни
гроша, да вдруг алтын" Островского, 1910, "Фауст" Г„те, 1912, "Идиот" по
Достоевскому, 1913, "Мещанин-дворянин" Мольера, 1911, и др.), Малом т-ре
("Лекарь поневоле", 1913). В 1910 К. организовал свою студию, открыв при
ней в 1914 Т-р им. В. Ф. Комиссаржевской; был режисс„ром этого т-ра до
1918; пост. "Димитрий Донской" Озерова (1914), "Гимн Рождеству" по
Диккенсу (1914), "Ли-систрата" Аристофана (1917), пьесы Сологуба. К.
много работал как оперный режисс„р, ставил спектакли в Т-ре Зимина,
позднее в Т-ре Совета рабочих депутатов ("Золотой петушок", 1917,
"Лоэнгрин", 1918, "Борис Годунов", 1918), в Большом т-ре. Мечтая о
синтетич. т-ре, об "универсальном" акт„ре, сочетающем в сво„м творчестве
иск-во драм. акт„ра, певца и танцора, К. в 1918 организовал студийный
Новый т-р (т-р ХПСРО); пост. здесь "Похищение из гарема" Моцарта (1918),
"Буря" Шекспира (1919). В состав этого т-ра входили В. В. Барсова, И. В.
Ильинский.
Спектакли К.- пропагандиста философского роман-тич. т-ра -отличались
стремлением передать мысль автора, поисками новых форм, большой
культурой. Нек-рые работы режисс„ра (гл. обр. раннего периода) отмечены
формализмом, условностью трактовки. В 1919 К. уехал за границу. Работал
в т-рах Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Вены. Популяризировал рус. классич.
драматургию (ставил пьесы Гоголя, Тургенева, Чехова), оперы Мусоргского,
Бородина. Преподавал в Королевской академии драм. иск-ва в Лондоне.
К.автор статей и книг по т-ру.
Соч.: Творчество акт„ра и теория Станиславского, Пг., [1916];
Театральные прелюдии, М., 1916; Myself and the theatre, L., 1929; The
costume of the theatre, L., [1931]; The theatre and a changing
civilisation, L., 1935.
Лит.: Крыжицкий Г., Режиссерские портреты, М.-Л., 1928; Ильинский И.,
Сам о себе, М., 1961. Г. К.
КОМИССАРЖЕВСКОЙ ТЕАТР - театр. основанный в 1904 В. Ф.
Комиссаржевской в Петербурге. Открылся 15(28) сентября 1904 спектаклем
"Уриэль Акоста" Гуцкова. Комиссаржевская стремилась сделать его т-ром
демократии, интеллигенции, пропагандировать со сцены передовые идеи
современности. Основу репертуара составляли произв. Островского, Чехова,
Горького, Ибсена, пьесы совр. рус. драматургов, входивших в лит. группу
"Знание" (С. А. Найд„нов, Е. Н. Чириков и др.). В т-ре работали
режисс„ры Н. Н. Арбатов, Н. А.Попов, И. А. Тихомиров, А. П. Петровский,
акт„ры К. В. Бравич, Н. А. Буткевич, В. Р. Гардин, И. А. Слонов, Е. П.
Корчагина-Александровская, И. М. Уралов, П. В. Самойлов, М. А.
Ведринская, Н. Д. Красов, 3. В. Холм-ская, А. А. Пивоварова и др. В годы
первой рус. революции отдельные спектакли т-ра были восторженно
встречены революционно настроенным зрителем и превращались в политич.
демонстрации. Здесь впервые была пост. пьеса М. Горького "Дачники"
(1904, Варвара Михайловна - Комиссаржевская, Басов - Бравич, Калерия-
Буткевич, Шалимов - Гардин); спектакль этот после событий 9 янв. 1905
был по приказу петерб. генерал-губернатора снят с репертуара.
Возобновление спектакля в сентябре 1905 подтвердило целеустремл„нную
борьбу коллектива т-ра с силами реакции. Большой обществ, успех имел
также спектакль "Дети солнца" (1905, Лиза- Комиссаржевская,
Протасов-Бравич). В 1904-06 в т-ре были пост. спектакли: "Кукольный
дом", "Привидения", "Дядя Ваня", "Чайка", "Бесприданница"; "Авдотьина
жизнь" Найд„нова и др. В октябре 1905 т-р давал спектакли в пользу
Страницы: «« « 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 1198 1199 1200 1201 1202 1203 1204 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |