Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1187   1188   1189   1190   1191   1192   1193   1194   1195  1196   1197   1198   1199   1200   1201   1202   1203   1204   1205  » »»

бастующих рабочих, а 13-14 октября, отменив представления, присоединился
к всеобщей  забастовке.  Однако  в  период  реакции,  наступившей  после
подавления революции, т-р не смог удержаться на прогрессивных  позициях.
Многочисленные цензурные ограничения тяжело  отзывались  на  жизни  т-ра
(были запрещены уже подготовленные спектакли "Мужики" Чирикова,  "Голод"
Юшкевича,  принятые  к  постановке  пьесы  "Ткачи"  Гауптмана,  "Заговор
Фиеско"  Шиллера  и  др.).  Гонения  цензуры,  нежелание  допустить   на
подмостки  своего   т-ра   пустой   развлекат.   репертуар   вызвали   у
Комиссаржевской стремление  уйти  в  мир  отвлеч„нной  красоты,  "вечных
идей".  Комиссаржевская  увлеклась  модными  в  те  годы  символизмом  и
стилизацией. Гл. режисс„ром  в  т-р  был  приглаш„н  В.  Э.  Мейерхольда
утверждавший в этот период при„мы условноэстетич. т-ра. Изменился состав
труппы. Из т-ра ушли акт„ры Попов, Гардин,  Корчагина-Александровская  и
др. Вошли - Р. А. Унгерн, Е. М. Мунт, А. Я. Закуш-няк, А. А. Мгебров, Н.
Н. Волохова, М. А. Бец-кий  и  др.,  художники  Н.  Н.  Сапунов,  С.  Ю.
Судей-кин и др. Большое внимание в  спектаклях  уделялось  стилизованным
декорациям. Акт„рское исполнение отличалось манерностью.
   В  т-ре  в  это  время  шли  пьесы:  "Сестра  Беатриса",  "Пелеас   и
Мелисанда", "Чудо  святого  Антония"  Ме-терлинка,  "Балаганчик"  Блока,
"Гедда Габлер" Ибсена, пьесы Пшибышевского, Ф.  Сологуба  и  др.  А.  В.
Луначарский писал о Т-ре  Комиссаржевской:  "...Комис-саржевская  служит
дурному делу..., с искренним энтузиазмом  отдавшись  служению  прогрессу
театра,  она  на  самом  деле  безвинно  способствует  его  декадансу...
Постановки Мейерхольда доказали, что его декоративно-стилизующей  манере
недоступно яркое сценическое изображение живой жизни, что его  театр  не
может  дать  нам  квинтэссенции  действительности"  ("Об   искусстве   и
революции"). Поняв, что такой  путь  противоречит  общественным  задачам
иск-ва, Комиссаржевская в 1907 порвала с Мейерхольдом. Однако  режисс„ры
Ф. Ф. Комиссаржевский, Н. Н. Евреинов по существу продолжали  вести  т-р
по прежнему пути. Окончательно осознав, что т-р встал на  путь  м„ртвого
форма-листич. иск-ва, Комиссаржевская приняла решение распустить труппу.
Часть коллектива участвовала в гастролях Комиссаржевской по Сев. Америке
(1908) и Югу России  (1909-10).  После  е„  смерти  труппа  окончательно
распалась.
   Лит.: Луначарский А. В., Об искусстве и революции,  в  кн.:  Театр  и
революция, М., 1924, с. 165-184;
   Бруштейн А., Страницы прошлого, М., 1952, с.71-  100;  Янковский  М.,
Театральная общественность Петербурга в 1905-1907  гг.,  в  сб.:  Первая
русская революция и театр.  М.,  1956;  Памятные  записки  режисс„рского
управления театра В. Ф. Комиссаржевской, там же; Соболев Ю., М.  Горький
в театре В. Ф. Комиссаржевской, "Театр", 1938, ј 6, с. 37-41; Волков Н.,
Мейерхольд, т. 1-2, М.-Л., 1929; Сборник памяти В.  Ф.  Комиссаржевской,
М., 1931. С. Г.
   КОМИССАРОВ, Александр  Михайлович  [р.  14(27).  11.1904]  -  русский
советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1948). Учился в школе 2-й Студии МХАТ;
участвовал в спектаклях этой студии. С 1924 -  акт„р  МХАТа.  К.-  акт„р
преим. комедийный. Его  творчество  отличается  обаянием,  свежестью.  С
мужественной  грацией  К.  играл  Керубино  ("Женитьба  Фигаро",  1927).
Заразительным  юмором  проникнуто   исполнение   К.   комедийных   ролей
"простаков" - Винкель ("Пикк-викский клуб" по Диккенсу, 1934),  Кэйрлесс
("Школа злословия" Шеридана, 1940). Острой обличительной  характерностью
отмечены образы Буланова ("Лес", 1948), Петрищева ("Плоды  просвещения",
1951).
   В числе ролей К. также: Кот ("Синяя птица" Метер-линка), Ал„шка  ("На
дне"), Николка ("Дни Турбиных"  Булгакова),  Родриго  ("Отелло"),  Ст„па
("Платон Кречет"),  Дамис  ("Тартюф"),  Прокурор  ("Воскресение"  по  Л.
Толстому), Адвокат ("Анна Каренина"), Епиходов ("Вишн„вый сад").
   К. вед„т педагогич. работу в школе-студии МХАТ (с 1954).  Снимался  в
кино (Скамейкин- "Цирк", и др.). П.М.
   КОМИССАРОВ, Николай Валерианович [5(17).I. 1890-30.IX.1957] - русский
советский акт„р. Нар. арт. УССР (1946). По  окончании  Петерб.  коммерч.
уч-ща служил в Киевской конторе Госбанка. Одновременно играл на сцене  в
труппе П. П. Струйского. Проф. сценнч. деятельность начал в конце  1920.
Работал в т-рах Киева, Старого Оскола, Кременчуга и др. городов Украины.
В 1925-27 играл в  Ленингр.  т-ре  "Комедия",  затем  в  т-рах  Дальнего
Востока,  Ярославля  и  др.  В  1934-45-  акт„р  Одесского  т-ра.  Роли:
Несчастливцев, Городничий; Антипа Зыков ("Зыковы"), Ока„мов  ("Машенька"
Афиногенова) и др., С 1946 - в труппе Малого т-ра.
   Др. роли: Фамусов (1946), Вышневский ("Доходное место", 1948), Иоаким
Пино ("Заговор  обреч„нных"  Вирты,  1949),  Трабский  ("Минувшие  годы"
Погодина, 1948), князь Абрез-ков ("Живой.труп" Л. Толстого, 1951) и  др.
Снимался в кино ("Кавалер Золотой Звезды", "Убийство на  улице  Данте").
Гос. пр. СССР (1951. 1952). В Mac.
   КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ (в 1936-46- приСовете Народных  Комиссаров,
в 1946- 53- при Совете  Министров  СССР)-  государственный  орган  СССР,
осуществлявший в 1936-53 руководство всеми видами  искусств  (с  1938  -
кроме кинематографии). В К. по д. и. входили: Гл. управление т-ров,  Гл.
управление музыкальных учреждений, Гл. управление цирков и др.
   Первым председателем К. по д. и. был П. М. Керженцев. Затем К. по  д.
и. возглавляли А. И. Назаров, М. Б. Храпченко, П. И. Лебедев. В 1939 при
К. по д. и. был учрежд„н Художеств, совет с секциями т-ра и драматургии,
музыки и изобразит. иск-ва. В секцию т-ра и драматургии первого  состава
Худ. совета входили - В. И.  Немирович-Данченко,  Б.  В.  Щукин,  А.  А.
Хорава, С. М. Михо-элс, А. М. Бучма, К. А. Трен„в, А. Н. Толстой, Н.  Ф.
Погодин. В 1953 функции К. по д. и. были переданы Министерству  культуры
СССР.
   Лит.! Бюллетени Всесоюзного Комитета по делам искусств при СНК  СССР,
М., 1936-1940. С. Г.
   КОМИЧЕСКАЯ  ОПЕРА  -  см.  Опера.  "КбМИШЕ  ОПЕР",  Комическая  опера
(Komische Oper),- оперный театр в Берлине (ГДР). Открылся 23  дек.  1947
постановкой  оперетты  "Летучая  мышь"  И.  Штрауса.  Т-р  возглавил  В.
Фелъ-зенштейн. "К. о." ставит своей задачей борьбу с  рутиной,  м„ртвыми
оперными традициями, стремится создавать оперные спектакли,  построенные
на конфликтах реальной действительности, гармонически сочетающие в  себе
все компоненты  театр.  представления,  пение,  драм.  иск-во,  декорац.
иск-во. Ставя популярные произв., т-р освобождает их от  штампов,  разл.
наслоений,  улучшает  переводы  либретто.  В  пост.  "Волшебной  флейты"
Моцарта (1954, Гос. пр.) т-р раскрыл глубокий  гуманистич.  смысл  этого
произведения.
   Пост.: "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Умница" Орфа  (обе  1948),

Страницы: «« « 1187   1188   1189   1190   1191   1192   1193   1194   1195  1196   1197   1198   1199   1200   1201   1202   1203   1204   1205  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия