Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 1198 1199 1200 1201 1202 1203 1204 1205 » »» бастующих рабочих, а 13-14 октября, отменив представления, присоединился к всеобщей забастовке. Однако в период реакции, наступившей после подавления революции, т-р не смог удержаться на прогрессивных позициях. Многочисленные цензурные ограничения тяжело отзывались на жизни т-ра (были запрещены уже подготовленные спектакли "Мужики" Чирикова, "Голод" Юшкевича, принятые к постановке пьесы "Ткачи" Гауптмана, "Заговор Фиеско" Шиллера и др.). Гонения цензуры, нежелание допустить на подмостки своего т-ра пустой развлекат. репертуар вызвали у Комиссаржевской стремление уйти в мир отвлеч„нной красоты, "вечных идей". Комиссаржевская увлеклась модными в те годы символизмом и стилизацией. Гл. режисс„ром в т-р был приглаш„н В. Э. Мейерхольда утверждавший в этот период при„мы условноэстетич. т-ра. Изменился состав труппы. Из т-ра ушли акт„ры Попов, Гардин, Корчагина-Александровская и др. Вошли - Р. А. Унгерн, Е. М. Мунт, А. Я. Закуш-няк, А. А. Мгебров, Н. Н. Волохова, М. А. Бец-кий и др., художники Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судей-кин и др. Большое внимание в спектаклях уделялось стилизованным декорациям. Акт„рское исполнение отличалось манерностью. В т-ре в это время шли пьесы: "Сестра Беатриса", "Пелеас и Мелисанда", "Чудо святого Антония" Ме-терлинка, "Балаганчик" Блока, "Гедда Габлер" Ибсена, пьесы Пшибышевского, Ф. Сологуба и др. А. В. Луначарский писал о Т-ре Комиссаржевской: "...Комис-саржевская служит дурному делу..., с искренним энтузиазмом отдавшись служению прогрессу театра, она на самом деле безвинно способствует его декадансу... Постановки Мейерхольда доказали, что его декоративно-стилизующей манере недоступно яркое сценическое изображение живой жизни, что его театр не может дать нам квинтэссенции действительности" ("Об искусстве и революции"). Поняв, что такой путь противоречит общественным задачам иск-ва, Комиссаржевская в 1907 порвала с Мейерхольдом. Однако режисс„ры Ф. Ф. Комиссаржевский, Н. Н. Евреинов по существу продолжали вести т-р по прежнему пути. Окончательно осознав, что т-р встал на путь м„ртвого форма-листич. иск-ва, Комиссаржевская приняла решение распустить труппу. Часть коллектива участвовала в гастролях Комиссаржевской по Сев. Америке (1908) и Югу России (1909-10). После е„ смерти труппа окончательно распалась. Лит.: Луначарский А. В., Об искусстве и революции, в кн.: Театр и революция, М., 1924, с. 165-184; Бруштейн А., Страницы прошлого, М., 1952, с.71- 100; Янковский М., Театральная общественность Петербурга в 1905-1907 гг., в сб.: Первая русская революция и театр. М., 1956; Памятные записки режисс„рского управления театра В. Ф. Комиссаржевской, там же; Соболев Ю., М. Горький в театре В. Ф. Комиссаржевской, "Театр", 1938, ј 6, с. 37-41; Волков Н., Мейерхольд, т. 1-2, М.-Л., 1929; Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской, М., 1931. С. Г. КОМИССАРОВ, Александр Михайлович [р. 14(27). 11.1904] - русский советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1948). Учился в школе 2-й Студии МХАТ; участвовал в спектаклях этой студии. С 1924 - акт„р МХАТа. К.- акт„р преим. комедийный. Его творчество отличается обаянием, свежестью. С мужественной грацией К. играл Керубино ("Женитьба Фигаро", 1927). Заразительным юмором проникнуто исполнение К. комедийных ролей "простаков" - Винкель ("Пикк-викский клуб" по Диккенсу, 1934), Кэйрлесс ("Школа злословия" Шеридана, 1940). Острой обличительной характерностью отмечены образы Буланова ("Лес", 1948), Петрищева ("Плоды просвещения", 1951). В числе ролей К. также: Кот ("Синяя птица" Метер-линка), Ал„шка ("На дне"), Николка ("Дни Турбиных" Булгакова), Родриго ("Отелло"), Ст„па ("Платон Кречет"), Дамис ("Тартюф"), Прокурор ("Воскресение" по Л. Толстому), Адвокат ("Анна Каренина"), Епиходов ("Вишн„вый сад"). К. вед„т педагогич. работу в школе-студии МХАТ (с 1954). Снимался в кино (Скамейкин- "Цирк", и др.). П.М. КОМИССАРОВ, Николай Валерианович [5(17).I. 1890-30.IX.1957] - русский советский акт„р. Нар. арт. УССР (1946). По окончании Петерб. коммерч. уч-ща служил в Киевской конторе Госбанка. Одновременно играл на сцене в труппе П. П. Струйского. Проф. сценнч. деятельность начал в конце 1920. Работал в т-рах Киева, Старого Оскола, Кременчуга и др. городов Украины. В 1925-27 играл в Ленингр. т-ре "Комедия", затем в т-рах Дальнего Востока, Ярославля и др. В 1934-45- акт„р Одесского т-ра. Роли: Несчастливцев, Городничий; Антипа Зыков ("Зыковы"), Ока„мов ("Машенька" Афиногенова) и др., С 1946 - в труппе Малого т-ра. Др. роли: Фамусов (1946), Вышневский ("Доходное место", 1948), Иоаким Пино ("Заговор обреч„нных" Вирты, 1949), Трабский ("Минувшие годы" Погодина, 1948), князь Абрез-ков ("Живой.труп" Л. Толстого, 1951) и др. Снимался в кино ("Кавалер Золотой Звезды", "Убийство на улице Данте"). Гос. пр. СССР (1951. 1952). В Mac. КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ (в 1936-46- приСовете Народных Комиссаров, в 1946- 53- при Совете Министров СССР)- государственный орган СССР, осуществлявший в 1936-53 руководство всеми видами искусств (с 1938 - кроме кинематографии). В К. по д. и. входили: Гл. управление т-ров, Гл. управление музыкальных учреждений, Гл. управление цирков и др. Первым председателем К. по д. и. был П. М. Керженцев. Затем К. по д. и. возглавляли А. И. Назаров, М. Б. Храпченко, П. И. Лебедев. В 1939 при К. по д. и. был учрежд„н Художеств, совет с секциями т-ра и драматургии, музыки и изобразит. иск-ва. В секцию т-ра и драматургии первого состава Худ. совета входили - В. И. Немирович-Данченко, Б. В. Щукин, А. А. Хорава, С. М. Михо-элс, А. М. Бучма, К. А. Трен„в, А. Н. Толстой, Н. Ф. Погодин. В 1953 функции К. по д. и. были переданы Министерству культуры СССР. Лит.! Бюллетени Всесоюзного Комитета по делам искусств при СНК СССР, М., 1936-1940. С. Г. КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА - см. Опера. "КбМИШЕ ОПЕР", Комическая опера (Komische Oper),- оперный театр в Берлине (ГДР). Открылся 23 дек. 1947 постановкой оперетты "Летучая мышь" И. Штрауса. Т-р возглавил В. Фелъ-зенштейн. "К. о." ставит своей задачей борьбу с рутиной, м„ртвыми оперными традициями, стремится создавать оперные спектакли, построенные на конфликтах реальной действительности, гармонически сочетающие в себе все компоненты театр. представления, пение, драм. иск-во, декорац. иск-во. Ставя популярные произв., т-р освобождает их от штампов, разл. наслоений, улучшает переводы либретто. В пост. "Волшебной флейты" Моцарта (1954, Гос. пр.) т-р раскрыл глубокий гуманистич. смысл этого произведения. Пост.: "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Умница" Орфа (обе 1948), Страницы: «« « 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 1198 1199 1200 1201 1202 1203 1204 1205 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |