Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1185   1186   1187   1188   1189   1190   1191   1192   1193  1194   1195   1196   1197   1198   1199   1200   1201   1202   1203  » »»

задачей, смотрела на акт„рское иск-во как на свою  нравственную  миссию.
Исполнением роли Бетси в "Плодах просвещения" (1891) К. обратила на себя
внимание деятелей проф. т-ра.  Она  была  приглашена  в  Новочеркасск  в
антрепризу Н. Н. Синельникова (играла в  1893-94)  на  роли  "инженю"  и
водевильные роли с пением.  Вес„лостью,  живостью,  неподдельным  юмором
было проникнуто исполнение К. ролей  в  одноактных  пьесах  и  водевилях
("Под душистою веткой сирени", "Волшебный вальс" и др.).  В  1894-96  К.
работала в Вильно в антрепризе К. Н. Незлобина, сыграв в это  время  ок.
60 ролей: Рози  ("Бой  бабочек"  Зудермана),  Лариса  ("Бесприданница"),
Луиза ("Коварство и любовь")" Софья ("Горе от  ума"),  Клерхен  ("Гибель
Содома" Зудермана) и др.
   Уже в первые годы работы в т-реК. приобрела известность  как  актриса
лирич. склада, обладающая простотой, правдивостью и непосредственностью.
В каждую роль К. вносила черты своей неповторимой  индивидуальности,  е„
интересовали не внешнее перевоплощение, не бытовая характерность образа,
а его поэтич. сущность.  Искренность,  нежность,  мягкость  и  изящество
сочетались  в  иск-ве  актрисы  с  огромной   внутр.   взволнованностью,
трепетностью. Подъ„м, воодушевл„нность, эмоциональная насыщенность  были
осн. чертами дарования К. Большое значение  придавала  К.  интонационной
разработке роли (современники называли е„ голос "скрипкой Страдивари").
   В 1896 К. дебютировала на сцене Александринско-го т-ра (в роли Рози).
В первом сезоне она сыграла роли Клерхен, Нины Заречной,  Ларисы,  сразу
завоевав внимание демократич. кругов зрителей. В Александринский т-р  К.
принесла новую для  этого  т-ра  направленность.  Иск-во  К.  заставляло
тревожно размышлять, взволнованно говорило  о  неблагополучии  жизни,  о
необходимости е„ изменения. Актриса  рассказывала  со  сцены  повесть  о
большой, мечущейся женской душе, не находящей себе  места  в  окружающем
мире.  Исполняя  роль  Ларисы,  К.   стремилась   раскрыть   порывистый,
беспокойный характер своей героини, стремящейся уйти от будничной, серой
жизни. Выступив в роли Нины Заречной за два года до постановки "Чайки" в
МХТ, К. первая почувствовала глубокий новаторский смысл чеховской пьесы,
сумела  передать  тонкую  манеру  автора,  его  сознание  несовершенства
окружающей действительности. Проникнув в существо драматургии Чехова, К.
изяществом сценич. при„мов,  интеллектуальностью  как  бы  предвосхищала
стиль игры  Моск.  Художеств,  т-ра.  Чехов  считал  К.  непревзойд„нной
исполнительницей роли Нины Заречной. К. играла  в  пьесах  Чехова  также
роли Саши в "Иванове" и Сони в "Дяде Ване".
   Демократич. направленность иск-ва К., е„ художеств. устремления  были
несовместимы с условиями бюрократич. режима императорской  сцены.  Такие
выдающиеся  сценич.  создания,  как  Лариса,  Нина  Заречная;  Маргарита
("Фауст" Г„те) были  единичны,  актрисе  приходилось  играть  в  пустых,
бессодержательных  пьесах-однодневках,  составлявших  основу  репертуара
т-ра. Чувствуя потребность творить  для  широкого  демократич.  зрителя,
воплощать идейно-художеств. значительный репертуар,  К.  решила  создать
собственный т-р и в 1902 ушла из Александрийского т-ра. После двухлетней
гастрольной поездки К. осуществила свою мечту.  Драматич.  театр  В.  Ф.
Комиссаржев-ской (см. Комиссаржевской театр ) был открыт осенью 1904.  В
этот период К. выступает  как  ярчайшая  выразительница  передовых  идей
демократич. интеллигенции. Она организует концерты, сборы с к-рых шли на
нужды революц. кружков, на помощь студенческому движению,  выступает  на
концертах с чтением революц. стихотворений ("Песнь о Соколе",  "Песнь  о
Буревестнике" Горького). Пост. пьес Горького "Дачники"  (1904)  и  "Дети
солнца" (1905) на сцене руководимого  К.  т-ра  стали  обществ.-политич.
событиями. В исполнении К. ролей Варвары  Михайловны  ("Дачники"),  Лизы
("Дети солнца"), Сони ("Дядя  Ваня"),  Нины  Заречной,  Ларисы;  Негиной
("Таланты  и  поклонники")  прозвучал  протест  против  бурж.  общества,
пошлости, обыденного существования, бескомпромиссное требование свободы.
В крупнейшей  работе  этого  периода  -  образе  Норы  -  К.  с  большой
художеств.  убедительностью  показала  формирование  характера  мыслящей
женщины, смело рвущей  сети  лжи.  Видя  несправедливость  общественного
уклада, лживость бурж. морали, К. всем  своим  беспокойным  и  трепетным
иск-вом звала к торжеству  свободы  и  справедливости.  В  то  же  время
актриса  была  не  з  силах  противостоять  мрачному  натиску   реакции.
Драматургами е„  т-ра  стали  М.  Метерлинк,  С.  Пшибы-шевский,  Ф.  К.
Сологуб, режисс„ром -  В.  Э.  Мейерхольд,  выступивший  в  то  время  с
программой создания условного т-ра.  Иск-во  К.  тускнело,  и  только  в
отдельных ролях,  когда  искренний,  живой  талант  актрисы  преодолевал
искусственные режисс„рские построения и К. возвращалась к  присущему  ей
реализму, тонкой лирике, оно вновь проявлялось с прежней силой (Беатриса
- "Сестра Беатриса" Метерлин-ка). Увлечение  символизмом  и  стилизацией
привело К. и руководимый ею т-р к творческому тупику. Бегство от  правды
жизни надломило актрису и отдалило е„  от  прогрессивных  кругов.  Поняв
несостоятельность и обреч„нность своих исканий, К. решила оставить  т-р.
К.  мечтала  посвятить  себя  преобразованию  т-ра  через  школу-студию,
воспитывающую не  только  мастера-акт„ра,  но  и  всесторонне  развитого
человека. Однако мечте е„ не суждено  было  осуществиться.  Находясь  на
гастролях в Ташкенте, К. заболела ч„рной оспой и умерла.
   Роли: 1893 - 94, Новочеркасск: Альма ("Честь" Зудермана), Лиза ("Горе
от ума"), Бетси ("Плоды просвещения"); 1894 - 96, Вильно: Рози,  Клерхен
("Бой  бабочек",  "Гибель  Содома"  Зудермана),   Розина   ("Се-вильский
цирюльник"),  Лариса  ("Бесприданница"),  Леонора  ("Честь"  Зудермана),
Негина ("Таланты и поклонники"), Луиза  ("Коварство  и  любовь"),  Софья
("Горе от ума");
   Александрийский  театр  -  1896:  Нина  Заречная   ("Чайка"),   Лидия
Михайловна ("Золото" Немпрови-ча-Данченко),  Зина,  Надежда  ("Семья"  и
"Радости  жизни"  В.  Крылова);  1897-98:  Саща  .  ("Иванов");  Фантина
("Отверженный"  по  Гюго);  1898  -  99:  Наташа   ("Волшебная   сказка"
Потапенко), Варя ("Дикарка" Островского  и  Соловь„ва),  Поветова  ("Две
судьбы" Шпажинского); 189 9- 1900:  Дездемона;  Аглая  ("Идиот"),  Мария
Васильевна   ("Холостяк"   Тургенева),   Наталья   Кирилловна   ("Закат"
Сумбатова), Христина ("Забава" Шницлера), Ольга  ("Накипь"  Боборыкина);
1900 - 01: Офелия; Аннушка ("На бойком месте"), Марикка ("Огни  Ивановой
ночи"  Зудермана),  Марья  Андреевна  ("Бедная  невеста"   Островского),
Снегурочка (о. п.); 1901 - 02: Татьяна Даниловна ("Грех да беда на  кого
не жив„т" Островского), Вава ("В ответе" Боборыкина), Валерия ("Лиш„нный
прав" Потапенко),  Дашенька  ("Мишура".  Потехина),  Маргарита  ("Фауст"
Г„те); 1902 -  04:  Магда  ("Родина"  Зудермана),  Монна  Ванна  (о.  п.
Метерлинка); Драм. т-р В.  Ф.  Комиссаржевской  -  1904  -  07:  Авдотья
("Авдотьина жизнь"  Найд„нова),  Варвара  Михайловна  ("Дачники"),  Лиза
("Дети солнца"). Нора; Гильда ("Строитель Сольнес"  Ибсена),  Лида  Линд

Страницы: «« « 1185   1186   1187   1188   1189   1190   1191   1192   1193  1194   1195   1196   1197   1198   1199   1200   1201   1202   1203  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия