|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 1198 1199 1200 1201 1202 1203 » »» задачей, смотрела на акт„рское иск-во как на свою нравственную миссию.
Исполнением роли Бетси в "Плодах просвещения" (1891) К. обратила на себя
внимание деятелей проф. т-ра. Она была приглашена в Новочеркасск в
антрепризу Н. Н. Синельникова (играла в 1893-94) на роли "инженю" и
водевильные роли с пением. Вес„лостью, живостью, неподдельным юмором
было проникнуто исполнение К. ролей в одноактных пьесах и водевилях
("Под душистою веткой сирени", "Волшебный вальс" и др.). В 1894-96 К.
работала в Вильно в антрепризе К. Н. Незлобина, сыграв в это время ок.
60 ролей: Рози ("Бой бабочек" Зудермана), Лариса ("Бесприданница"),
Луиза ("Коварство и любовь")" Софья ("Горе от ума"), Клерхен ("Гибель
Содома" Зудермана) и др.
Уже в первые годы работы в т-реК. приобрела известность как актриса
лирич. склада, обладающая простотой, правдивостью и непосредственностью.
В каждую роль К. вносила черты своей неповторимой индивидуальности, е„
интересовали не внешнее перевоплощение, не бытовая характерность образа,
а его поэтич. сущность. Искренность, нежность, мягкость и изящество
сочетались в иск-ве актрисы с огромной внутр. взволнованностью,
трепетностью. Подъ„м, воодушевл„нность, эмоциональная насыщенность были
осн. чертами дарования К. Большое значение придавала К. интонационной
разработке роли (современники называли е„ голос "скрипкой Страдивари").
В 1896 К. дебютировала на сцене Александринско-го т-ра (в роли Рози).
В первом сезоне она сыграла роли Клерхен, Нины Заречной, Ларисы, сразу
завоевав внимание демократич. кругов зрителей. В Александринский т-р К.
принесла новую для этого т-ра направленность. Иск-во К. заставляло
тревожно размышлять, взволнованно говорило о неблагополучии жизни, о
необходимости е„ изменения. Актриса рассказывала со сцены повесть о
большой, мечущейся женской душе, не находящей себе места в окружающем
мире. Исполняя роль Ларисы, К. стремилась раскрыть порывистый,
беспокойный характер своей героини, стремящейся уйти от будничной, серой
жизни. Выступив в роли Нины Заречной за два года до постановки "Чайки" в
МХТ, К. первая почувствовала глубокий новаторский смысл чеховской пьесы,
сумела передать тонкую манеру автора, его сознание несовершенства
окружающей действительности. Проникнув в существо драматургии Чехова, К.
изяществом сценич. при„мов, интеллектуальностью как бы предвосхищала
стиль игры Моск. Художеств, т-ра. Чехов считал К. непревзойд„нной
исполнительницей роли Нины Заречной. К. играла в пьесах Чехова также
роли Саши в "Иванове" и Сони в "Дяде Ване".
Демократич. направленность иск-ва К., е„ художеств. устремления были
несовместимы с условиями бюрократич. режима императорской сцены. Такие
выдающиеся сценич. создания, как Лариса, Нина Заречная; Маргарита
("Фауст" Г„те) были единичны, актрисе приходилось играть в пустых,
бессодержательных пьесах-однодневках, составлявших основу репертуара
т-ра. Чувствуя потребность творить для широкого демократич. зрителя,
воплощать идейно-художеств. значительный репертуар, К. решила создать
собственный т-р и в 1902 ушла из Александрийского т-ра. После двухлетней
гастрольной поездки К. осуществила свою мечту. Драматич. театр В. Ф.
Комиссаржев-ской (см. Комиссаржевской театр ) был открыт осенью 1904. В
этот период К. выступает как ярчайшая выразительница передовых идей
демократич. интеллигенции. Она организует концерты, сборы с к-рых шли на
нужды революц. кружков, на помощь студенческому движению, выступает на
концертах с чтением революц. стихотворений ("Песнь о Соколе", "Песнь о
Буревестнике" Горького). Пост. пьес Горького "Дачники" (1904) и "Дети
солнца" (1905) на сцене руководимого К. т-ра стали обществ.-политич.
событиями. В исполнении К. ролей Варвары Михайловны ("Дачники"), Лизы
("Дети солнца"), Сони ("Дядя Ваня"), Нины Заречной, Ларисы; Негиной
("Таланты и поклонники") прозвучал протест против бурж. общества,
пошлости, обыденного существования, бескомпромиссное требование свободы.
В крупнейшей работе этого периода - образе Норы - К. с большой
художеств. убедительностью показала формирование характера мыслящей
женщины, смело рвущей сети лжи. Видя несправедливость общественного
уклада, лживость бурж. морали, К. всем своим беспокойным и трепетным
иск-вом звала к торжеству свободы и справедливости. В то же время
актриса была не з силах противостоять мрачному натиску реакции.
Драматургами е„ т-ра стали М. Метерлинк, С. Пшибы-шевский, Ф. К.
Сологуб, режисс„ром - В. Э. Мейерхольд, выступивший в то время с
программой создания условного т-ра. Иск-во К. тускнело, и только в
отдельных ролях, когда искренний, живой талант актрисы преодолевал
искусственные режисс„рские построения и К. возвращалась к присущему ей
реализму, тонкой лирике, оно вновь проявлялось с прежней силой (Беатриса
- "Сестра Беатриса" Метерлин-ка). Увлечение символизмом и стилизацией
привело К. и руководимый ею т-р к творческому тупику. Бегство от правды
жизни надломило актрису и отдалило е„ от прогрессивных кругов. Поняв
несостоятельность и обреч„нность своих исканий, К. решила оставить т-р.
К. мечтала посвятить себя преобразованию т-ра через школу-студию,
воспитывающую не только мастера-акт„ра, но и всесторонне развитого
человека. Однако мечте е„ не суждено было осуществиться. Находясь на
гастролях в Ташкенте, К. заболела ч„рной оспой и умерла.
Роли: 1893 - 94, Новочеркасск: Альма ("Честь" Зудермана), Лиза ("Горе
от ума"), Бетси ("Плоды просвещения"); 1894 - 96, Вильно: Рози, Клерхен
("Бой бабочек", "Гибель Содома" Зудермана), Розина ("Се-вильский
цирюльник"), Лариса ("Бесприданница"), Леонора ("Честь" Зудермана),
Негина ("Таланты и поклонники"), Луиза ("Коварство и любовь"), Софья
("Горе от ума");
Александрийский театр - 1896: Нина Заречная ("Чайка"), Лидия
Михайловна ("Золото" Немпрови-ча-Данченко), Зина, Надежда ("Семья" и
"Радости жизни" В. Крылова); 1897-98: Саща . ("Иванов"); Фантина
("Отверженный" по Гюго); 1898 - 99: Наташа ("Волшебная сказка"
Потапенко), Варя ("Дикарка" Островского и Соловь„ва), Поветова ("Две
судьбы" Шпажинского); 189 9- 1900: Дездемона; Аглая ("Идиот"), Мария
Васильевна ("Холостяк" Тургенева), Наталья Кирилловна ("Закат"
Сумбатова), Христина ("Забава" Шницлера), Ольга ("Накипь" Боборыкина);
1900 - 01: Офелия; Аннушка ("На бойком месте"), Марикка ("Огни Ивановой
ночи" Зудермана), Марья Андреевна ("Бедная невеста" Островского),
Снегурочка (о. п.); 1901 - 02: Татьяна Даниловна ("Грех да беда на кого
не жив„т" Островского), Вава ("В ответе" Боборыкина), Валерия ("Лиш„нный
прав" Потапенко), Дашенька ("Мишура". Потехина), Маргарита ("Фауст"
Г„те); 1902 - 04: Магда ("Родина" Зудермана), Монна Ванна (о. п.
Метерлинка); Драм. т-р В. Ф. Комиссаржевской - 1904 - 07: Авдотья
("Авдотьина жизнь" Найд„нова), Варвара Михайловна ("Дачники"), Лиза
("Дети солнца"). Нора; Гильда ("Строитель Сольнес" Ибсена), Лида Линд
Страницы: «« « 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 1198 1199 1200 1201 1202 1203 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |