Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1176 1177 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 » »» В годы франц. революции (1789-94) "К. Ф." назывался "Т-ром Нации". Политич. борьба внутри театра во время революции привела к расколу труппы (в 1792). Акт„р Ф. Ж. Тальма, в творчестве к-рого проявились гражданственные тенденции классицизма, революционно-героич. направленность, и др. акт„ры (в т. ч. Ж. Б. Дюгазон, Ф. М. Р. Вестрис) оставили "К. Ф." и организовали "Т-р Республики". Акт„ры, оставшиеся в "Т-ре Нации", были в 1793 арестованы якобинскими властями за постановку реакционных пьес и освобождены лишь после свержения Робеспьера в 1794. В 1799 обе части труппы вновь объединились, и т-р получил свс„ прежнее название. "Московский декрет" Наполеона (1812) ещ„ раз утвердил внутреннюю структуру "К. Ф." (подтвержд„нную впоследствии постановлениями 1850, 1859, 1901, 1910), а также укрепил положение "К. Ф." как привилегированного т-ра и его подчинение органам гос. власти. В нач. 19 в. "К. Ф." стал оплотом позднего классицизма и официальной идеологии (трагедии Л. Ж. Н. Ле-мерсье, Ф. Ж. М. Ренуара и др.). Ведущими акт„рами т-ра в этот период были: Тальма, К. Ж. Р. Дюшенуа, Жорж, П. Лафон, Марс и др. В канун революции 1830 на сцене "К. Ф." ставились прогрессивные ро-мантич. драмы В. Гюго. Однако акт„ров, представлявших демократич. направление, в т-р не допускали (Фреерик-Леметр) либо затрудняли условия их работы. С большой силой прозвучала героич. тема перед революцией 1848 в творчестве Э. Рашель. После 1848 в репертуаре "К. Ф." усилились бурж.-охранительные тенденции. С 20-х гг. 19 в. на сцену т-ра проникла драматургия Э. Скриба, с 40-50-х гг. репертуар заполнили пьесы Э. Ожье, А. Дюма-сына, В. Сарду и др. апологетов бурж. строя. Выдающаяся актриса Агар за сочувствие Парижской Коммуне была вынуждена после 1871 оставить т-р. В иск-ве трагедийных акт„ров конца 19 в.- Сары Вер нар, Ж. Муне-Сюлли - усилились черты академизма и стилизации. Обществ, предпосылки, с к-рыми было связано трагедийное иск-во классицизма, исчезли, а новым обществ, проблемам был закрыт доступ на сцену "К. Ф.". Реалистич. традиции развивались гл. обр. в комедии. Игра акт„ров Ж. И. Сансона, Ф. Ж. Ренъе, Л. А. Делоне, Ж. С. Арну-Плесси, М. Ж. Фавар и особенно Э. Ф. Ж.Го и Б. К. Коклена отличалась чеканностью отделки роли, строгой логичностью в развитии сценич. характера. Но масштабы сценич. реализма акт„ров "К. Ф." были ограничены из-за отрыва т-ра от передовых идей. В их творчестве преобладало внешнее мастерство, культивировалось "искусство представления". В конце 19 - нач. 20 вв. новый подъ„м идейной борьбы вн„с нек-рое обновление в жизнь академич. т-ра. Здесь стали ставиться произв. драматургов критич. реализма А. Бека, А. Франса, Ж. Ренара, позднее - Э. Фабра и др., расширился классич. репертуар, в него включались произв. П. Меримо, О. Бальзака, А. Мюссе, Шекспира. Верность классич. традициям иск-ва препятствовала проникновению в т-р формалистич., декадентских течений. С нач. 20 в. "К. Ф." испытывал влияние реформаторских режисс„рских идей. Значит, событием было приглашение в "К. Ф." в 30-е гг. 20 в. крупнейших франц. режисс„ров Ж. Копо, Л. Жуве, Ш. Дюллена, Г. Бати. В "К. Ф." сформировалось творчество крупнейших акт„ров и режисс„ров совр. франц. т-ра Ж. Л. Барро, М. Бель, Ж. Йоннеля, Б. М. Ж. Бови, Б. Бретти, П. Дюкса и др. В 1946-59 спектакли "К. Ф." шли на двух сценах (зал Люксембург, зал Ришель„). В репертуаре т-ра широко представлены произв. П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, П. Мариво, П. Бомарше, А. Мюссе и др. "Дом Мольера", как называют во Франции "К. Ф.", старейший нац. театр. поддерживает франц. общественность. Среди ведущих акт„ров т-ра - Ж. Мейер, М. Эсканд, Л. Сенъе, А. Дюко, Ж. Берто. В 1954 "К. Ф." с успехом гастролировал в СССР (Москва, Ленинград). Лит.: M о к у л ь с к и и С., История западноевропейского театра, т. 2, M.-Л., 1939; Г в о з д е в А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.-?., 1939; Бояджиев ?.?., [Комеди франсез, "Мещанин во дворянстве"]. Гастроли театра "Комеди Франсез"..., ?.-Л., 1954; его же, Театральный Париж сегодня, [М. ], 1960; Bonnassies J., La Comedie-Francaise. Histoire administrative. 1658-1757, P., 1874; Manne A. Е. de, Menetrier G., Galerie historique de la Comedie-Francaise pour servir de complement troupe de Talma, Lyon, 1876; Sarcey F., La Comedie-Francaise, в кн.: Comediens et comediennes, P., 1876; Houssaye A., La Comedie-Francaise. 1680-1905, P., 1905; JoannidesA.,La Comedie-Francaise de 1680 a 1900. Dictionnaire general des pieces et des auteurs. P., 1901; S ? ? b i e s A., La Comedie-Francaise depuis l'epoque romantique. 1825-1894, P., 1895; D acier ?., Le Musee de la Comedie-Francaise. 1680-1905, P., 1905; Fabre ?., La Comedie-Francaise, P., 1942; VaImy-Baysse J., Naissance et vie de la Comedie-Francaise, P., 1945; Cardinne-Petit R., Les secrets de la Comedie-Francaise. 1936-1945, P., [1958]; Prestigieux theatres de France. La Comedie-Francaise, [s. d., 8. 1. J; В r e t t y В., La Comedie-Francaise a l'envers. P., (1957 ]. Е.Ф. "КОМЕДИАЛЬНАЯ ХРАМИНА" - театральное здание, выстроенное в 1702 в Москве на Красной площади (против Никольских ворот Кремля) по приказу царя Петра I для публичного государственного театра. "К. х." вмещала несколько сот зрителей (иногда на спектаклях присутствовало до 400 чел.), представления давались 2 раза в неделю - по понедельникам и четвергам. Созданный с целью защиты и пропаганды петровских преобразований, этот т-р, однако, не оправдал своего назначения. Несмотря на низкие цены на билеты, публика неохотно посещала "К. х.". Приглаш„нная Петром труппа нем. акт„ров, руководимая И. X. Кунстом, ставила пьесы нем. драматургов 17 в. (Грифиуса, Лоэнштейна), переделки и переводы произв. Мольера, Кальдерона. Спектакли первоначально шли на нем. яз. Вскоре Кунсту были отданы в обучение 10 чел. "русских ребят" (после смерти Кунста в 1703 его место занял О. Фюрст). Но обучение велось неудовлетворительно. Попытки Петра включить в репертуар т-ра пьесы, откликающиеся на события совр. рус. политич. жизни, успеха не имели. Т-р должен был открыться "триумфальной комедией" о взятии города Орешка; написание и постановка пьесы были поручены Кунсту, к-рый, однако, не справился с этой задачей. В 1704 после побед рус. войск было приказано Фюрсту "учинить комедию торжественную", но он также не смог выполнить распоряжение царя. В 1706 т-р был закрыт, акт„ры распущены, костюмы и декорации (в 1709) перевезены во дворец сестры Петра I Натальи Алексеевны, имевшей придворный т-р. В 1707 здание "К. х." начали разбирать. Окончательно была снесена в 1713. Лит.: Богоявленский С. К., Московский театр при царях Алексее и Страницы: «« « 1176 1177 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |