Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1176   1177   1178   1179   1180   1181   1182   1183   1184  1185   1186   1187   1188   1189   1190   1191   1192   1193   1194  » »»

   В годы франц. революции (1789-94) "К. Ф."  назывался  "Т-ром  Нации".
Политич. борьба внутри театра  во  время  революции  привела  к  расколу
труппы (в 1792). Акт„р Ф. Ж.  Тальма,  в  творчестве  к-рого  проявились
гражданственные     тенденции     классицизма,      революционно-героич.
направленность, и др. акт„ры (в т. ч. Ж. Б. Дюгазон, Ф. М.  Р.  Вестрис)
оставили "К. Ф." и организовали "Т-р Республики". Акт„ры,  оставшиеся  в
"Т-ре Нации", были в 1793 арестованы якобинскими властями за  постановку
реакционных пьес и освобождены лишь после свержения Робеспьера в 1794. В
1799 обе части труппы вновь объединились, и  т-р  получил  свс„  прежнее
название.  "Московский  декрет"  Наполеона  (1812)  ещ„   раз   утвердил
внутреннюю    структуру    "К.    Ф."    (подтвержд„нную    впоследствии
постановлениями 1850, 1859, 1901, 1910), а также укрепил  положение  "К.
Ф." как привилегированного т-ра и его подчинение органам гос. власти.
   В нач. 19 в. "К. Ф." стал оплотом позднего классицизма и  официальной
идеологии (трагедии Л. Ж.  Н.  Ле-мерсье,  Ф.  Ж.  М.  Ренуара  и  др.).
Ведущими акт„рами т-ра в этот период были: Тальма,  К.  Ж.  Р.  Дюшенуа,
Жорж, П. Лафон, Марс и др. В канун  революции  1830  на  сцене  "К.  Ф."
ставились  прогрессивные  ро-мантич.  драмы  В.  Гюго.  Однако  акт„ров,
представлявших   демократич.   направление,   в   т-р    не    допускали
(Фреерик-Леметр) либо затрудняли условия  их  работы.  С  большой  силой
прозвучала героич. тема перед революцией 1848 в  творчестве  Э.  Рашель.
После 1848 в репертуаре "К. Ф." усилились бурж.-охранительные тенденции.
С 20-х гг. 19 в. на сцену т-ра проникла драматургия Э. Скриба, с 40-50-х
гг. репертуар заполнили пьесы Э. Ожье, А.  Дюма-сына,  В.  Сарду  и  др.
апологетов бурж. строя. Выдающаяся актриса Агар за сочувствие  Парижской
Коммуне была вынуждена после 1871 оставить  т-р.  В  иск-ве  трагедийных
акт„ров конца 19 в.- Сары Вер  нар,  Ж.  Муне-Сюлли  -  усилились  черты
академизма и стилизации. Обществ, предпосылки,  с  к-рыми  было  связано
трагедийное иск-во классицизма, исчезли, а новым обществ, проблемам  был
закрыт доступ на сцену "К. Ф.". Реалистич. традиции развивались гл. обр.
в комедии. Игра акт„ров Ж. И. Сансона, Ф. Ж. Ренъе, Л. А. Делоне, Ж.  С.
Арну-Плесси, М. Ж.  Фавар  и  особенно  Э.  Ф.  Ж.Го  и  Б.  К.  Коклена
отличалась чеканностью отделки  роли,  строгой  логичностью  в  развитии
сценич. характера. Но масштабы сценич. реализма  акт„ров  "К.  Ф."  были
ограничены  из-за  отрыва  т-ра  от  передовых  идей.  В  их  творчестве
преобладало    внешнее    мастерство,    культивировалось     "искусство
представления".
   В конце 19 - нач. 20 вв. новый подъ„м  идейной  борьбы  вн„с  нек-рое
обновление  в  жизнь  академич.  т-ра.  Здесь  стали  ставиться  произв.
драматургов критич. реализма А. Бека, А. Франса, Ж. Ренара, позднее - Э.
Фабра и др., расширился классич. репертуар, в него включались произв. П.
Меримо, О. Бальзака, А. Мюссе,  Шекспира.  Верность  классич.  традициям
иск-ва препятствовала проникновению  в  т-р  формалистич.,  декадентских
течений.  С  нач.  20  в.  "К.  Ф."  испытывал  влияние   реформаторских
режисс„рских идей. Значит, событием было приглашение в "К.  Ф."  в  30-е
гг. 20 в. крупнейших франц. режисс„ров Ж. Копо, Л. Жуве, Ш. Дюллена,  Г.
Бати.  В  "К.  Ф."  сформировалось  творчество  крупнейших   акт„ров   и
режисс„ров совр. франц. т-ра Ж. Л. Барро, М. Бель, Ж. Йоннеля, Б. М.  Ж.
Бови, Б. Бретти, П. Дюкса и др.
   В 1946-59 спектакли "К. Ф." шли на двух сценах (зал  Люксембург,  зал
Ришель„). В репертуаре т-ра широко представлены произв. П.  Корнеля,  Ж.
Расина, Мольера, П. Мариво, П. Бомарше, А. Мюссе и  др.  "Дом  Мольера",
как называют во Франции "К.  Ф.",  старейший  нац.  театр.  поддерживает
франц. общественность. Среди ведущих акт„ров т-ра - Ж. Мейер, М. Эсканд,
Л. Сенъе, А. Дюко, Ж. Берто. В 1954 "К. Ф." с  успехом  гастролировал  в
СССР (Москва, Ленинград).
   Лит.: M о к у л ь с к и и С., История западноевропейского театра,  т.
2, M.-Л., 1939; Г в о з д е в А. А., Западноевропейский театр на  рубеже
XIX и XX столетий, Л.-?., 1939; Бояджиев ?.?., [Комеди франсез, "Мещанин
во дворянстве"]. Гастроли театра "Комеди Франсез"..., ?.-Л.,  1954;  его
же, Театральный Париж сегодня, [М. ], 1960;
   Bonnassies  J.,  La   Comedie-Francaise.   Histoire   administrative.
1658-1757, P., 1874; Manne A. Е. de, Menetrier G., Galerie historique de
la Comedie-Francaise pour servir de complement troupe  de  Talma,  Lyon,
1876;
   Sarcey F., La Comedie-Francaise, в кн.: Comediens et comediennes, P.,
1876;  Houssaye  A.,  La   Comedie-Francaise.   1680-1905,   P.,   1905;
JoannidesA.,La Comedie-Francaise de 1680 a  1900.  Dictionnaire  general
des  pieces  et  des  auteurs.  P.,  1901;  S  ?  ?  b  i  e  s  A.,  La
Comedie-Francaise depuis l'epoque romantique.  1825-1894,  P.,  1895;  D
acier ?.,  Le  Musee  de  la  Comedie-Francaise.  1680-1905,  P.,  1905;
Fabre ?., La Comedie-Francaise, P., 1942; VaImy-Baysse J., Naissance  et
vie de la Comedie-Francaise, P., 1945; Cardinne-Petit R., Les secrets de
la Comedie-Francaise. 1936-1945, P., [1958];
   Prestigieux theatres de France. La Comedie-Francaise, [s. d.,  8.  1.
J; В r e t t y В., La Comedie-Francaise a l'envers. P., (1957 ]. Е.Ф.
   "КОМЕДИАЛЬНАЯ ХРАМИНА" - театральное здание,  выстроенное  в  1702  в
Москве на Красной площади (против Никольских ворот  Кремля)  по  приказу
царя Петра I для публичного государственного  театра.  "К.  х."  вмещала
несколько сот зрителей  (иногда  на  спектаклях  присутствовало  до  400
чел.), представления давались 2 раза  в  неделю  -  по  понедельникам  и
четвергам.  Созданный   с   целью   защиты   и   пропаганды   петровских
преобразований,  этот  т-р,  однако,  не  оправдал  своего   назначения.
Несмотря на низкие цены на билеты, публика неохотно  посещала  "К.  х.".
Приглаш„нная Петром труппа нем.  акт„ров,  руководимая  И.  X.  Кунстом,
ставила пьесы нем. драматургов 17 в. (Грифиуса, Лоэнштейна), переделки и
переводы произв. Мольера, Кальдерона.  Спектакли  первоначально  шли  на
нем. яз. Вскоре Кунсту были отданы в обучение 10  чел.  "русских  ребят"
(после смерти Кунста в 1703 его  место  занял  О.  Фюрст).  Но  обучение
велось неудовлетворительно. Попытки  Петра  включить  в  репертуар  т-ра
пьесы, откликающиеся на события совр. рус.  политич.  жизни,  успеха  не
имели. Т-р должен был открыться "триумфальной комедией" о взятии  города
Орешка; написание  и  постановка  пьесы  были  поручены  Кунсту,  к-рый,
однако, не справился с этой задачей. В 1704 после побед рус. войск  было
приказано Фюрсту "учинить комедию торжественную", но он  также  не  смог
выполнить распоряжение царя. В 1706 т-р был  закрыт,  акт„ры  распущены,
костюмы и декорации (в 1709) перевезены во дворец сестры Петра I Натальи
Алексеевны, имевшей  придворный  т-р.  В  1707  здание  "К.  х."  начали
разбирать. Окончательно была снесена в 1713.
   Лит.: Богоявленский С. К.,  Московский  театр  при  царях  Алексее  и

Страницы: «« « 1176   1177   1178   1179   1180   1181   1182   1183   1184  1185   1186   1187   1188   1189   1190   1191   1192   1193   1194  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия