|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 1198 » »» Сарду писали занимательные буржуазно-охранительные, по своей
направленности К. Лишь изредка К. интриги приобретала прогрессивный
обществ, смысл (творчество писателей "Молодой Германии"- К. Гуцков и
др.).
В творчестве австр. драматургов Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя, чеха И.
К. Тыла получает развитие демократич. К. на сказочном или
жанрово-бытовом материале.
В противовес развлекательной бурж. комедии интриги, в странах Зап. и
Вост. Европы развивалась реалистич. К. Е„ крупнейшие представители - Г.
Флобер ("Кандидат"), Э. Золя ("Наследники Рабурдена") во Франции, Г.
Гауптман ("Бобровая шуба") в Германии и др. В сербском т-ре реализм в К.
представлен творчеством Б. Нушича, в румынском - И.Л. Карад-жале, в
польском - А. Фредро.
Новый этап в развитии К. начался в конце 19 в. с возникновением т. н.
"К. идей". Е„ родоначальником был О. Уайльд (Англия)- мастер острых
парадоксов. Своего высшего развития этот вид К. получил в творчестве
англ. драматурга Б. Шоу, сделавшего К. парадоксальных идей средством
острой и глубокой критики капиталистич. системы. Гл. средством
достижения комич. эффекта в такой К. является остроумный диалог,
наполненный меткими суждениями о разл. сторонах жизни.
В 20 в. сохраняется разнообразие форм и типов К., созданных
предшествующим е„ развитием. Возникает бытовая и социальная комедия (во
Франции- М. Паньоль и др., в Англии - У. С. Моэм, в США- С. Берман, Ф.
Барри и др.), отражающая типы и ситуации, характерные для новейшего
бурж. общества. Революционная драматургия 20 в. на Западе создала
блестящие образцы социально-обличит. К. (Б. Брехт, Ш. 0'Кейси),
проникнутые духом жизне-утверждения и подлинной народности. Комедии
Брехта, являющиеся образцами новаторского комедийного иск-ва, активно
вторгающегося в жизнь, не только обличают капиталистич. строй, но и
выражают новый социальный идеал, утверждают мысль о необходимости
революц. преобразования жизни. В то же время кризис бурж. об-ва эпохи
империализма породил на капиталистич. Западе "мрачную К.", в к-рой юмор
сочетается с горьким сознанием деградации личности в условиях
капиталистич. об-ва. В Италии это получило выражение в произв. Л.
Пиранделло, резко обнажающих несоответствие бурж. морали сложной природе
человека, ломающих привычные каноны драмы. Блестящим мастером сатирич.
эксцентриады был чешский писатель К. Чапек. Во Франции Ж. Жироду и Ж.
Ануй создали совр. эксцентриады, раскрывающие крах моральных ценностей
бурж. общества. Характерные признаки подобной драматургии - тема утраты
иллюзий и особенно пронизывающий вс„ дух иронии - по отношению к
персонажам, событиям, моральным принципам, по отношению к публике,
наконец - ирония, направленная автором на самого себя и собственное
творчество.
Комедийное иск-во представителей революц. драматургии и наиболее
выдающихся бурж. драматургов 1-й пол. 20 в. проникнуто глубоким
интеллектуализмом. После 2-й мировой войны в странах капиталистического
Запада возникает т. н. "театр абсурда" (Э. Ионеско во Франции и др.).
Утверждая бессмысленность реальной действительности, распад личности,
"т-р абсурда" отражает упадок бурж. культуры. Одновременно во 2-й пол.
20 в. развивается новая форма социально-обличит. К., продолжающая
традиции интеллектуальной К. (Ф. Дюрренматт, Швейцария, и др.). Она
подч„ркивает парадоксальность условий жизни совр. бурж. общества, в
к-ром достижения техники и культуры используются во вред человечеству.
К. в России с самого начала возникновения были свойственны сатирич.
тенденции. В 18 в. автор первых рус. лит. комедий А. П. Сумароков, один
из крупнейших представителей классицизма в России, в своих К.
("Чудовищи", "Лихоимец", "Приданое обманом") осмеивал пороки дворян.
Родоначальником рус. реалистич. просветительской К. был Д. И. Фонвизин,
разоблачивший в своей К. "Недоросль" (1782) крепостничество, создавший в
ней сатирич. типич. образы. Просветительскими тенденциями отмечены пьесы
Я. Б. Княжнина ("Хвастун", "Чудаки")- Обличительно-реалистич.
направление рус. комедиографии нашло сво„ развитие в комедии В. В.
Капниста "Ябеда" (1796), показывавшей произвол и продажность суда в
России. Сатирой на совр. нравы являлись комедии И. А. Крылова
("Сочинитель в прихожей" и др.). Высоко ценилась в прогрессивных кругах
"шуто-тра-гедия" Крылова "Трумф" ("Подщипа", 1800), высмеивавшая
самодержавие, тупую "прусскую" военщину.
В 19 в. в России реалистич. сатирич. К., представленная именами А. С.
Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, М. Е.
Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. В. Сухово-Кобылина и А. П. Чехова,
достигла своего высшего развития. Рус. реалистич. К. многосторонне
воспроизводила действительность, обнажала пороки господствующего класса,
его тлетворное влияние на судьбы народа, губительное воздействие условий
бурж.-помещичьего об-ва на характер, нравы и моральное состояние людей.
Страстный протест против отживающего уклада жизни, ненависть к нему
наиболее ярко прозвучали в комедии Грибоедова "Горе от ума" (1824) -
одном из крупнейших произв. рус. драматургии, связанном с
освободительным движением передовой дворянской молод„жи. Новаторский тип
реалистич. социальной К. создал Н. В. Гоголь. "Ревизор" Гоголя (1836) -
К. широкого общественного звучания, смелой социальной сатиры, определила
новый этап в развитии мировой драматургии. Важнейшие моральные и
социальные проблемы ставил в своих комедиях А. Н. Островский. В его
произв. критика купеч. самодурства, отрицание собственнич. строя
сочетаюсь с идеями социального протеста и утверждения демократия,
идеалов ("Доходное место", 1856, "Таланты и поклонники", 1881).
Трагич. зависимость человека от власти чиновников, произвол царского
судопроизводства показаны в комедиях А. В. Сухово-Кобылина ("Свадьба К
речинского", 1855, "Дело", 1861, "Смерть Тарелкина", 1868). Звери-иые
нравы и дикое хищничество провинц. купцов и чиновников изобразил в своих
сатирич. комедиях М. Е.Салтыков-Щедрин. В творчестве Гоголя и
Грибоедова, соблюдавших ещ„ нек-рые формальные принципы К. 17-18 вв.
(напр., правила тр„х единств), устойчивые комедийные типы, заменились
образами, непосредственно взятыми из действительности. Тургенев и
Островский, отказываясь от традиционных комич. фабул и тем, от типажей
старой комедии, черпали материал из действительности и создали образцы
подлинно новой реалистич. К. Реалистич. К. развивалась в направлении
углубления психологии действующих лиц, при„мы комедийного иск-ва
становились вс„ более тонкими. В одноактных комедиях Чехов преобразовал
при„мы водевиля, сделал водевильную форму средством раскрытия пошлости,
нелепости мещанского бытия. В больших пьесах (к-рые он именовал К.)
Страницы: «« « 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 1198 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |