Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1180   1181   1182   1183   1184   1185   1186   1187   1188  1189   1190   1191   1192   1193   1194   1195   1196   1197   1198  » »»

Сарду   писали   занимательные   буржуазно-охранительные,    по    своей
направленности К. Лишь  изредка  К.  интриги  приобретала  прогрессивный
обществ, смысл (творчество писателей "Молодой  Германии"-  К.  Гуцков  и
др.).
   В творчестве австр. драматургов Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя, чеха  И.
К.  Тыла   получает   развитие   демократич.   К.   на   сказочном   или
жанрово-бытовом материале.
   В противовес развлекательной бурж. комедии интриги, в странах Зап.  и
Вост. Европы развивалась реалистич. К. Е„ крупнейшие представители -  Г.
Флобер ("Кандидат"), Э. Золя ("Наследники  Рабурдена")  во  Франции,  Г.
Гауптман ("Бобровая шуба") в Германии и др. В сербском т-ре реализм в К.
представлен творчеством Б. Нушича, в  румынском  -  И.Л.  Карад-жале,  в
польском - А. Фредро.
   Новый этап в развитии К. начался в конце 19 в. с возникновением т. н.
"К. идей". Е„ родоначальником был  О.  Уайльд  (Англия)-  мастер  острых
парадоксов. Своего высшего развития этот вид  К.  получил  в  творчестве
англ. драматурга Б. Шоу, сделавшего  К.  парадоксальных  идей  средством
острой  и  глубокой  критики  капиталистич.   системы.   Гл.   средством
достижения  комич.  эффекта  в  такой  К.  является  остроумный  диалог,
наполненный меткими суждениями о разл. сторонах жизни.
   В  20  в.  сохраняется  разнообразие  форм  и  типов  К.,   созданных
предшествующим е„ развитием. Возникает бытовая и социальная комедия  (во
Франции- М. Паньоль и др., в Англии - У. С. Моэм, в США- С.  Берман,  Ф.
Барри и др.), отражающая типы  и  ситуации,  характерные  для  новейшего
бурж. общества.  Революционная  драматургия  20  в.  на  Западе  создала
блестящие  образцы  социально-обличит.  К.  (Б.  Брехт,   Ш.   0'Кейси),
проникнутые духом  жизне-утверждения  и  подлинной  народности.  Комедии
Брехта, являющиеся образцами новаторского  комедийного  иск-ва,  активно
вторгающегося в жизнь, не только  обличают  капиталистич.  строй,  но  и
выражают  новый  социальный  идеал,  утверждают  мысль  о  необходимости
революц. преобразования жизни. В то же время кризис  бурж.  об-ва  эпохи
империализма породил на капиталистич. Западе "мрачную К.", в к-рой  юмор
сочетается  с  горьким  сознанием   деградации   личности   в   условиях
капиталистич. об-ва. В  Италии  это  получило  выражение  в  произв.  Л.
Пиранделло, резко обнажающих несоответствие бурж. морали сложной природе
человека, ломающих привычные каноны драмы. Блестящим  мастером  сатирич.
эксцентриады был чешский писатель К. Чапек. Во Франции Ж.  Жироду  и  Ж.
Ануй создали совр. эксцентриады, раскрывающие крах  моральных  ценностей
бурж. общества. Характерные признаки подобной драматургии - тема  утраты
иллюзий и особенно  пронизывающий  вс„  дух  иронии  -  по  отношению  к
персонажам, событиям,  моральным  принципам,  по  отношению  к  публике,
наконец - ирония, направленная автором  на  самого  себя  и  собственное
творчество.
   Комедийное иск-во  представителей  революц.  драматургии  и  наиболее
выдающихся  бурж.  драматургов  1-й  пол.  20  в.  проникнуто   глубоким
интеллектуализмом. После 2-й мировой войны в странах  капиталистического
Запада возникает т. н. "театр абсурда" (Э. Ионеско во  Франции  и  др.).
Утверждая бессмысленность реальной  действительности,  распад  личности,
"т-р абсурда" отражает упадок бурж. культуры. Одновременно во  2-й  пол.
20  в.  развивается  новая  форма  социально-обличит.  К.,  продолжающая
традиции интеллектуальной К. (Ф.  Дюрренматт,  Швейцария,  и  др.).  Она
подч„ркивает парадоксальность условий  жизни  совр.  бурж.  общества,  в
к-ром достижения техники и культуры используются во вред человечеству.
   К. в России с самого начала возникновения были  свойственны  сатирич.
тенденции. В 18 в. автор первых рус. лит. комедий А. П. Сумароков,  один
из  крупнейших  представителей  классицизма  в  России,   в   своих   К.
("Чудовищи", "Лихоимец", "Приданое  обманом")  осмеивал  пороки  дворян.
Родоначальником рус. реалистич. просветительской К. был Д. И.  Фонвизин,
разоблачивший в своей К. "Недоросль" (1782) крепостничество, создавший в
ней сатирич. типич. образы. Просветительскими тенденциями отмечены пьесы
Я.   Б.   Княжнина   ("Хвастун",   "Чудаки")-    Обличительно-реалистич.
направление рус. комедиографии нашло  сво„  развитие  в  комедии  В.  В.
Капниста "Ябеда" (1796), показывавшей  произвол  и  продажность  суда  в
России.  Сатирой  на  совр.  нравы  являлись  комедии  И.   А.   Крылова
("Сочинитель в прихожей" и др.). Высоко ценилась в прогрессивных  кругах
"шуто-тра-гедия"  Крылова  "Трумф"   ("Подщипа",   1800),   высмеивавшая
самодержавие, тупую "прусскую" военщину.
   В 19 в. в России реалистич. сатирич. К., представленная именами А. С.
Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева,  А.  Н.  Островского,  М.  Е.
Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. В. Сухово-Кобылина и А. П. Чехова,
достигла своего  высшего  развития.  Рус.  реалистич.  К.  многосторонне
воспроизводила действительность, обнажала пороки господствующего класса,
его тлетворное влияние на судьбы народа, губительное воздействие условий
бурж.-помещичьего об-ва на характер, нравы и моральное состояние  людей.
Страстный протест против отживающего  уклада  жизни,  ненависть  к  нему
наиболее ярко прозвучали в комедии Грибоедова "Горе  от  ума"  (1824)  -
одном   из   крупнейших   произв.   рус.   драматургии,   связанном    с
освободительным движением передовой дворянской молод„жи. Новаторский тип
реалистич. социальной К. создал Н. В. Гоголь. "Ревизор" Гоголя (1836)  -
К. широкого общественного звучания, смелой социальной сатиры, определила
новый  этап  в  развитии  мировой  драматургии.  Важнейшие  моральные  и
социальные проблемы ставил в своих комедиях  А.  Н.  Островский.  В  его
произв.  критика  купеч.  самодурства,  отрицание   собственнич.   строя
сочетаюсь  с  идеями  социального  протеста  и  утверждения  демократия,
идеалов ("Доходное место", 1856, "Таланты и поклонники", 1881).
   Трагич. зависимость человека от власти чиновников, произвол  царского
судопроизводства показаны в комедиях А. В. Сухово-Кобылина  ("Свадьба  К
речинского", 1855, "Дело", 1861, "Смерть  Тарелкина",  1868).  Звери-иые
нравы и дикое хищничество провинц. купцов и чиновников изобразил в своих
сатирич.  комедиях  М.  Е.Салтыков-Щедрин.   В   творчестве   Гоголя   и
Грибоедова, соблюдавших ещ„ нек-рые формальные  принципы  К.  17-18  вв.
(напр., правила тр„х единств), устойчивые  комедийные  типы,  заменились
образами,  непосредственно  взятыми  из  действительности.  Тургенев   и
Островский, отказываясь от традиционных комич. фабул и тем,  от  типажей
старой комедии, черпали материал из действительности и  создали  образцы
подлинно новой реалистич. К. Реалистич.  К.  развивалась  в  направлении
углубления  психологии  действующих  лиц,  при„мы   комедийного   иск-ва
становились вс„ более тонкими. В одноактных комедиях Чехов  преобразовал
при„мы водевиля, сделал водевильную форму средством раскрытия  пошлости,
нелепости мещанского бытия. В больших  пьесах  (к-рые  он  именовал  К.)

Страницы: «« « 1180   1181   1182   1183   1184   1185   1186   1187   1188  1189   1190   1191   1192   1193   1194   1195   1196   1197   1198  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия