Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1179   1180   1181   1182   1183   1184   1185   1186   1187  1188   1189   1190   1191   1192   1193   1194   1195   1196   1197  » »»

Феодальная церковь стремилась утвердить религи-озно-нравоучит. драму  на
библейские  сюжеты,  но  и  в  не„  проникли  комич.  бытовые  элементы,
шутовские персонажи. Подлинные зачатки новой европ. К.  видны  в  комич.
сценках  типа  фарса,  соти  во  Франции,   интерлюдии   -   в   Англии,
фастнахтшпиля - в Германии, развившихся в  условиях  расцвета  городской
культуры позднего средневековья (15 в.). В эпоху  господства  церковного
спиритуализма и рыцарской  романтики  народный  комедийный  т-р  выражал
умонастроение широких демократических слоев общества  и  воплощал  самые
реалистические тенденции в искусстве.
   Начало эпохи Возрождения отмечено как стремлением вложить гуманистич.
содержание  в  старые  комедийные  формы  фарса  и  интерлюдии,  так   и
обращением к античной К., преим.  древне  римской.  Переделки  Плавта  и
Теренция (в Италии, Англии и др.  странах)  помогли  гуманистам  создать
первые К. нового времени. В Италии возникла "уч„ная комедия"  (Арио-сто,
Макиавелли и др.), подражающая принципам  сю-жетосложения  и  типизации,
принятым в римской К. "Уч„ные К." появляются в  Англии  и  др.  странах.
Новая  европ.  К.  эпохи  Возрождения  выросла  из  ор-ганич.  сочетания
античного наследия, нац. традиций, возникших в средние  века,  и  нового
жизненного материала, нового гуманистич.  взгляда  на  жизнь,  рожд„нных
эпохой  Возрождения.  Высшего   расцвета   нар.-гуманистич.   К.   эпохи
Возрождения достигла в 16-17 вв.  в  Испании  ("Интермедии"  Сервантеса,
комедии Лопе де Вега, Кальдерона, Тирсо де Молины) и в Англии  (Шекспир,
Бен  Джонсон).  Несмотря  на  то,  что  теоретики  гуманизма   требовали
соблюдения принципов античной  поэтики,  драматурги-гуманисты  следовали
широким  и  вольным  законам  драматургии   нар.   т-ра.   Общие   черты
ренессансной К.- богатство и разнообразие сюжетов,  включавших  историю,
легенды, новеллы, фантастику, романтику, пасторальные мотивы; устойчивые
комедийные типы  и  многосторонняя  обрисовка  характеров,  значительные
нравственные   идеи   и   балаганное    шутовство,-острая    социальная,
антиклерикальная  сатира  и  высокая  поэтичность,  лиризм  и  клоунада.
Лирико-романтич. мотивы отличают ренессансную К. как от античной, так  и
от средневе-ковой комедиографии. Эти элементы ренессансной  К.  получили
воплощение в творчестве Шекспира и  Лопе  де  Вега  (см.  Вега  Карпъо).
Наряду с "романтической" К. создаются образцы галантной аристократич. К.
(пьесы Лили в Англии,  "Бесплодные  усилия  любви"  Шекспира),  а  также
бытовая сатирико-нравоучит. К. (Бен Джонсон в Англии).  Особое  место  в
истории К. занимает итал. комедия делъ ар те, достигшая расцвета во  2-й
пол. 16-1-й пол. 17 вв. Е„ особенность-импровизация текста. Имея тв„рдый
сценарий  действия  и  постоянный  состав  типажей,  комедия  дель  арте
строилась на импровизированных  диалогах.  Традиции  комедии  дель  арте
оказали нек-рое влияние на выдающегося франц. комедиографа Мольера.
   В 17 в. возникает  К.  классицизма,  определившая  формы  и  характер
комедийного  иск-ва  до  нач.  19  в.  По  своей  форме  К.  классицизма
представляла собой возврат к  традициям  античности  (в  первую  очередь
Плавта и Теренция). Композиция К. была подчинена правилам тр„х единств -
места,  времени  и  действия.  Однако,  в  отличие  от  трагедии,  к-рой
предписывалось изображать только  возвышенные  сюжеты,  К.,  считавшаяся
"низшим"  жанром,  могла   заниматься   повседневностью.   Хотя   теория
классицизма, как  она  была  сформулирована  Буало,  требовала  создания
только "высоких" К., практика т-ра ломала эти рамки. Писатели вводили  в
свои пьесы "низменные темы",  изображали  порочных  людей,  пользовались
"грубым"  языком.  Все  эти  нарушения  "правил"  классицизма  позволили
комедиографии дать изображение совр.  нравов  и  общественных  порядков.
Наивысшего развития К. 17 в. достигла во Франции в  творчестве  Мольера,
ставшего "отцом" всей новой европейской  комедии.  "Высокая"  комедия  у
Мольера обрела реалистический  характер.  В  его  творчестве  проявились
народные фарсовые элементы. Мольер создал сатирич. К., в к-рых, применяя
приемы  художеств.  типизации,  осмеивал  пороки  всех  сословий  своего
времени. На образцах  пьес  Мольера  учились  комедиографы  всех  европ.
стран, перенося на свою нац. почву формы, при„мы и типы действующих  лиц
из пьес франц. драматурга. К.  Реставрации,  возникшая  в  Англии  после
пуританской  революции  и  выражавшая  протест  дворя-нско-аристократич.
кругов  против  пуританского  ханжества  (Уичерли,   Конгрив   и   др.),
изображала аморальность дворянской среды без тени  осуждения,  комедийно
обыгрывая фривольные ситуации.
   В 18 в. К., сохраняя художеств. форму, выработанную  классицизмом  17
в.,  становится  художеств.  средством   критики   феодально-крепостнич.
режима, дворянского произвола, бескультурья и безнравственности. Идейная
основа К. этого времени - передовое мировоззрение 18 в.просветительство.
Комедиографы-просветители    не    ограничивались    критикой    пороков
господствующего класса и созданной им системы общества; они изображали в
своих пьесах героев из демократич. среды,  характер  и  поведение  к-рых
воплощали новую гуманистич. мораль,  утверждали  равенство  всех  людей,
моральное   превосходства    "низших"    сословий    над    дворянством.
Просветительская  К.  была  по  преимуществу  К.  нравов,  реалистически
показывавшей быт разных сословий, но  выдвигавшей  в  качестве  положит.
примера моральные нормы третьего сословия. Комедиография 18 в. развивает
художеств. при„мы, введ„нные Мольером. Образцы сатирич. К. 18 в. создали
А. Р. Лесаж и П. Бомарше во  Франции,  Г.  Э.  Лессинг  в  Германии,  Г.
Филдинг, Р. Шеридан в Англии, Л. Холъберг в Дании. В Италии К. Голъдони,
создавая  реалистич.  просветительские  К.,  отходя  от   классицистских
традиций, использовал мотивы и типы комедии дель а рте.
   В 18 в. получил распространение жанр сентиментальной, "сл„зной" К. Но
этот жанр, противоречивший существу К., не  сыграл  значит,  роли  в  е„
развитии.   Мастером   изящных   светских   К.,   отличающихся    тонким
психологизмом и мягкой иронией, был П. Мариво. Фантастич.  трагикомедии,
сочетавшие   антипросветительские   мотивы   с   прославлением   высоких
нравственных начал, создал в Италии К. Гоцци.
   Романтич. направление  в  драме  не  способствовало  расцвету  иск-ва
комедии. Л. Тик создал К., построенные  на  принципе  романтич.  иронии,
унаследовавшие  традиции  пьес-сказок  К.  Гоцци.  Яркий  образец  К.  с
фарсовыми мотивами создал Г. Клейст  ("Разбитый  кувшин").  Но  в  целом
романтическая  драма  проявила  себя  гл.  обр.  в  жанре   трагедии   и
романтической драмы.
   В то время как в романе в 1-й пол. 19 в. утвердился критич.  реализм,
комедиография Запада развивалась по  иному  пути.  Реалистич.  тенденции
были свойственны лишь отд. произв. ("Театр Клары Гасуль" Меримо,  "Леоне
и Лена" Бюхнера и др.). Во Франции получает развитие К.  интриги,  часто
псевдоисторич. по сюжету и образам.  Наиболее  плодовитые  и  популярные
авторы К. интриги - Э. Скриб и Э. Лабиш. Их продолжатели Э.  Ожъе  и  В.

Страницы: «« « 1179   1180   1181   1182   1183   1184   1185   1186   1187  1188   1189   1190   1191   1192   1193   1194   1195   1196   1197  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия