|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 » »» Феодальная церковь стремилась утвердить религи-озно-нравоучит. драму на
библейские сюжеты, но и в не„ проникли комич. бытовые элементы,
шутовские персонажи. Подлинные зачатки новой европ. К. видны в комич.
сценках типа фарса, соти во Франции, интерлюдии - в Англии,
фастнахтшпиля - в Германии, развившихся в условиях расцвета городской
культуры позднего средневековья (15 в.). В эпоху господства церковного
спиритуализма и рыцарской романтики народный комедийный т-р выражал
умонастроение широких демократических слоев общества и воплощал самые
реалистические тенденции в искусстве.
Начало эпохи Возрождения отмечено как стремлением вложить гуманистич.
содержание в старые комедийные формы фарса и интерлюдии, так и
обращением к античной К., преим. древне римской. Переделки Плавта и
Теренция (в Италии, Англии и др. странах) помогли гуманистам создать
первые К. нового времени. В Италии возникла "уч„ная комедия" (Арио-сто,
Макиавелли и др.), подражающая принципам сю-жетосложения и типизации,
принятым в римской К. "Уч„ные К." появляются в Англии и др. странах.
Новая европ. К. эпохи Возрождения выросла из ор-ганич. сочетания
античного наследия, нац. традиций, возникших в средние века, и нового
жизненного материала, нового гуманистич. взгляда на жизнь, рожд„нных
эпохой Возрождения. Высшего расцвета нар.-гуманистич. К. эпохи
Возрождения достигла в 16-17 вв. в Испании ("Интермедии" Сервантеса,
комедии Лопе де Вега, Кальдерона, Тирсо де Молины) и в Англии (Шекспир,
Бен Джонсон). Несмотря на то, что теоретики гуманизма требовали
соблюдения принципов античной поэтики, драматурги-гуманисты следовали
широким и вольным законам драматургии нар. т-ра. Общие черты
ренессансной К.- богатство и разнообразие сюжетов, включавших историю,
легенды, новеллы, фантастику, романтику, пасторальные мотивы; устойчивые
комедийные типы и многосторонняя обрисовка характеров, значительные
нравственные идеи и балаганное шутовство,-острая социальная,
антиклерикальная сатира и высокая поэтичность, лиризм и клоунада.
Лирико-романтич. мотивы отличают ренессансную К. как от античной, так и
от средневе-ковой комедиографии. Эти элементы ренессансной К. получили
воплощение в творчестве Шекспира и Лопе де Вега (см. Вега Карпъо).
Наряду с "романтической" К. создаются образцы галантной аристократич. К.
(пьесы Лили в Англии, "Бесплодные усилия любви" Шекспира), а также
бытовая сатирико-нравоучит. К. (Бен Джонсон в Англии). Особое место в
истории К. занимает итал. комедия делъ ар те, достигшая расцвета во 2-й
пол. 16-1-й пол. 17 вв. Е„ особенность-импровизация текста. Имея тв„рдый
сценарий действия и постоянный состав типажей, комедия дель арте
строилась на импровизированных диалогах. Традиции комедии дель арте
оказали нек-рое влияние на выдающегося франц. комедиографа Мольера.
В 17 в. возникает К. классицизма, определившая формы и характер
комедийного иск-ва до нач. 19 в. По своей форме К. классицизма
представляла собой возврат к традициям античности (в первую очередь
Плавта и Теренция). Композиция К. была подчинена правилам тр„х единств -
места, времени и действия. Однако, в отличие от трагедии, к-рой
предписывалось изображать только возвышенные сюжеты, К., считавшаяся
"низшим" жанром, могла заниматься повседневностью. Хотя теория
классицизма, как она была сформулирована Буало, требовала создания
только "высоких" К., практика т-ра ломала эти рамки. Писатели вводили в
свои пьесы "низменные темы", изображали порочных людей, пользовались
"грубым" языком. Все эти нарушения "правил" классицизма позволили
комедиографии дать изображение совр. нравов и общественных порядков.
Наивысшего развития К. 17 в. достигла во Франции в творчестве Мольера,
ставшего "отцом" всей новой европейской комедии. "Высокая" комедия у
Мольера обрела реалистический характер. В его творчестве проявились
народные фарсовые элементы. Мольер создал сатирич. К., в к-рых, применяя
приемы художеств. типизации, осмеивал пороки всех сословий своего
времени. На образцах пьес Мольера учились комедиографы всех европ.
стран, перенося на свою нац. почву формы, при„мы и типы действующих лиц
из пьес франц. драматурга. К. Реставрации, возникшая в Англии после
пуританской революции и выражавшая протест дворя-нско-аристократич.
кругов против пуританского ханжества (Уичерли, Конгрив и др.),
изображала аморальность дворянской среды без тени осуждения, комедийно
обыгрывая фривольные ситуации.
В 18 в. К., сохраняя художеств. форму, выработанную классицизмом 17
в., становится художеств. средством критики феодально-крепостнич.
режима, дворянского произвола, бескультурья и безнравственности. Идейная
основа К. этого времени - передовое мировоззрение 18 в.просветительство.
Комедиографы-просветители не ограничивались критикой пороков
господствующего класса и созданной им системы общества; они изображали в
своих пьесах героев из демократич. среды, характер и поведение к-рых
воплощали новую гуманистич. мораль, утверждали равенство всех людей,
моральное превосходства "низших" сословий над дворянством.
Просветительская К. была по преимуществу К. нравов, реалистически
показывавшей быт разных сословий, но выдвигавшей в качестве положит.
примера моральные нормы третьего сословия. Комедиография 18 в. развивает
художеств. при„мы, введ„нные Мольером. Образцы сатирич. К. 18 в. создали
А. Р. Лесаж и П. Бомарше во Франции, Г. Э. Лессинг в Германии, Г.
Филдинг, Р. Шеридан в Англии, Л. Холъберг в Дании. В Италии К. Голъдони,
создавая реалистич. просветительские К., отходя от классицистских
традиций, использовал мотивы и типы комедии дель а рте.
В 18 в. получил распространение жанр сентиментальной, "сл„зной" К. Но
этот жанр, противоречивший существу К., не сыграл значит, роли в е„
развитии. Мастером изящных светских К., отличающихся тонким
психологизмом и мягкой иронией, был П. Мариво. Фантастич. трагикомедии,
сочетавшие антипросветительские мотивы с прославлением высоких
нравственных начал, создал в Италии К. Гоцци.
Романтич. направление в драме не способствовало расцвету иск-ва
комедии. Л. Тик создал К., построенные на принципе романтич. иронии,
унаследовавшие традиции пьес-сказок К. Гоцци. Яркий образец К. с
фарсовыми мотивами создал Г. Клейст ("Разбитый кувшин"). Но в целом
романтическая драма проявила себя гл. обр. в жанре трагедии и
романтической драмы.
В то время как в романе в 1-й пол. 19 в. утвердился критич. реализм,
комедиография Запада развивалась по иному пути. Реалистич. тенденции
были свойственны лишь отд. произв. ("Театр Клары Гасуль" Меримо, "Леоне
и Лена" Бюхнера и др.). Во Франции получает развитие К. интриги, часто
псевдоисторич. по сюжету и образам. Наиболее плодовитые и популярные
авторы К. интриги - Э. Скриб и Э. Лабиш. Их продолжатели Э. Ожъе и В.
Страницы: «« « 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |