|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 » »» является одностороннее развитие характера, гипертрофия какого-нибудь
одного качества. Классич. образец К. положений - "Комедия ошибок"
Шекспира, комедии характеров - "Укрощение строптивой" того же автора.
Чаще, однако, встречается сочетание обоих компонентов. Существуют также
К., действие к-рых не содержит ничего комического в своей фабуле, напр.
"Горе от ума". В этой К. на фоне серь„зной в своей основе жизненной
ситуации (Чацкий любит Софью, к-рая отда„т предпочтение другому)
показаны сати-рич. и комич. персонажи; речи героя и нек-рых др.
действующих лиц представляют собой сатиры и эпиграммы, содержащие
критику дворянско-помещичьего строя. "Горе от ума" - типичный образец
"высокой" К.
Европ. К. вначале осмеивала определ„нных лиц (Аристофан), затем (в
новой К. Древней Греции) перешла к изображению обобщ„нных типов, что
стало художеств. законом для всего последующего развития К. Возникли
постоянные признаки типов К.: старик - ворчливый, молодой человек -
легкомысленный, женщина - болтливая и сварливая и т. д. В дальнейшем
персонажи обретали профессиональные и сословные признаки, сочетающиеся с
определ„нными нравственными качествами: купец, ростовщик - скуп и жаден,
дворянин - расточителен и влюбчив, воин - хвастлив и труслив, юрист -
крючкотвор, слуга - хит„р, пронырлив и бесчестен, учитель - педант и т.
д. Устойчивые комедийные типы получили применение в римской К., в итал.
К. масок. Однако и на последующих этапах развития К. заранее заданная
характеристика типа стала одной из предпосылок комедийного действия,
ускоряющей достижение комич. эффектов. Реалистич. К. нового времени
обогатила традиционные комич. персонажи обилием новых социальных
признаков и индивидуальных черт, раскрывая комизм в характере и
поведении по-своему внутренне богатых и разносторонних людей. Вместе с
тем в К. новейшего времени, особенно после Чехова, проявилось стремление
отойти от традиц. типов и ситуаций.
По типу сюжетов К. различаются на бытовые, ро-мантич. и
сказочно-символич. В первых действие происходит в повседневной
обстановке и конфликты строятся на основе практич. и семейных интересов
("Вар-фоломеевская ярмарка" Б. Джонсона, "Жорж Дан-ден" Мольера,
"Женитьба" Гоголя и т. п.). Сюжеты романтич. К. строятся на любовных
отношениях, связаны с авантюрно-приключенч. мотивами (комедии Лопе де
Вега. Шекспира, Кальдерона). Любовные мотивы входят и в круг сюжетов
семейно-бытовой и др. форм К. Существует также героическая К. - напр.,
"Сирано де Бержерак" Ростана, где комический по внешности персонаж
оказывается личностью, превосходящей своим благородством всех остальных
действующих лиц. Тип К., где смешное соседствует с серь„зным, восходит к
Аристофану, в новое время такие К. создали Шекспир ("Венецианский
купец", "Много шума из ничего", "Мера за меру"), Мольер ("Тартюф"),
Островский ("Волки и овцы") и др. Сказочно-символич. сюжеты имеют давнее
происхождение. Комедийная обработка мифов, легенд, сказочных мотивов,
сначала имевшая пародийный характер, в новейшее время переросла рамки
пародии. Типичный образец К. такого типа - К.-притча (Б. Брехт, Е.
Шварц). Др.-греч. философ Платон утверждал, что К. в сво„м существе
близка трагедии, основываясь на том, что смех, вызываемый пороками и
недостатками, связан с осознанием несовершенства жизни и человека.
Комизм ужасного в новейшей комедиографии (Л. Пиранделло, Б. Брехт)
является дальнейшим развитием именно этой линии комедийного иск-ва. Но
наряду с этим К. сохраняет свою осн. задачу оздоровления общества
смехом; она развлекает людей, прида„т им бодрость, воспитывает любовь к
жизни, да„т ощущение радости бытия. Эта форма комедии, известная с
глубокой древности, характерна для нар. т-ра средних веков и эпохи
Возрождения. Сов. К. стремится возродить эту великую традицию. Однако,
поскольку борьба против помех на пути коммунистич. строительства
является одной из важнейших задач сов. иск-ва, на совр. историч. этапе
социально-кри-тич. функции К. сохраняют в сов. лит-ре и т-ре вс„ сво„
значение, органически сочетаясь с общим опти-мистич. и жизнеутверждающим
духом.
Исторический очерк. К. возникла из обрядовых игр древности, откуда и
происходит е„ название. У древних греков шествие ряженых с фал-лич.
песнопениями наз. комос (?????), в сочетании со словом песня (???) это
дало термин-комедия (???????).
Первым шагом в формировании К. было слияние двух видов действа -
мима, представлявшего собой короткую бытовую сценку, и сатирич. хоровой
песни. Это слияние определило возникновение хороводной К., процветавшей
в Афинах. Такая форма К., сохранявшая хор с его обличит, и вес„лыми
песнопениями, ряженье и шутовство карнавального характера, ещ„ была
близка к др.-языч. обряду. Постепенно К. обретала более определ„нную
фабулу. Она обычно воспроизводила какое-нибудь смешное происшествие,
чаще всего в гротескно-фантастич. виде. Подобного рода К. стали частью
обществ, празднеств. Войдя в состав театр. представлений, они выполняли
определ„нную общественно-политич. функцию (5 в. до н. э.). Первым
великим мастером такой К. (древняя аттич. К.) был Аристофан. Поэт
глубоко тенденциозный, он писал пьесы с целью утверждения своих взглядов
по вопросам войны и мира, гражданских порядков, воспитания, философии и
драм. иск-ва, прибегая к резкой личной сатире на своих противников. В 4
в. до н. э. характер др.-греч. К. преобразуется. Из цепи эпизодов,
перемежаемых хоровым пением, она превращается в пьесу с тщательно
разработанной интригой (средняя аттич. К.-произв. Антифана,
Анак-сандрида, Алексида). На следующем этапе, в конце 4 и в 3 вв. до н.
э., возникает новая аттич. К., в к-рой наряду с сохранением интриги,
большое значение приобретает изображение нравов (творчество крупнейшего
из представителей этой школы К.- Менандраизвестно преим. по
сохранившимся отрывкам). В Др. Риме истоки К. также восходят к ритуалам
празднеств в честь сельских богов. Но лит. К., отчасти опираясь на нар.
традицию, развилась в осн. под влиянием греч. новой К. Первый выдающийся
римский комедиограф - Плавт (3-2 вв. до н. э.) использовал сюжеты
Менандра, но общая атмосфера действия, как и характер персонажей, у него
были римскими. Он утвердил в рим. т-ре бытовую тематику и устойчивые
комедийные типы, лишенные индивидуализации. Комедии Плавта отличались
также тщательно разработанной интригой. Второй крупнейший комедиограф
Рима -Теренций (2 в. до н. э.). У него комедийная интрига сочеталась с
лирич. мотивами, широко применялся при„м узнавания, речь персонажей была
афористически отточена. В период императорского Рима лит. К. пришла в
упадок, уступив место нар. фарсовым сценам -ателланам и мимам.
Более примитивные формы комедийного действа существовали и в ср.-век.
Европе, когда К. как бы заново начала возникать из языч. обрядовых игр.
Страницы: «« « 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |