Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1178   1179   1180   1181   1182   1183   1184   1185   1186  1187   1188   1189   1190   1191   1192   1193   1194   1195   1196  » »»

является одностороннее  развитие  характера,  гипертрофия  какого-нибудь
одного качества.  Классич.  образец  К.  положений  -  "Комедия  ошибок"
Шекспира, комедии характеров - "Укрощение строптивой"  того  же  автора.
Чаще, однако, встречается сочетание обоих компонентов. Существуют  также
К., действие к-рых не содержит ничего комического в своей фабуле,  напр.
"Горе от ума". В этой К. на фоне  серь„зной  в  своей  основе  жизненной
ситуации  (Чацкий  любит  Софью,  к-рая  отда„т  предпочтение   другому)
показаны  сати-рич.  и  комич.  персонажи;  речи  героя  и  нек-рых  др.
действующих  лиц  представляют  собой  сатиры  и  эпиграммы,  содержащие
критику дворянско-помещичьего строя. "Горе от ума"  -  типичный  образец
"высокой" К.
   Европ. К. вначале осмеивала определ„нных лиц  (Аристофан),  затем  (в
новой К. Древней Греции) перешла к  изображению  обобщ„нных  типов,  что
стало художеств. законом для всего  последующего  развития  К.  Возникли
постоянные признаки типов К.: старик  -  ворчливый,  молодой  человек  -
легкомысленный, женщина - болтливая и сварливая и  т.  д.  В  дальнейшем
персонажи обретали профессиональные и сословные признаки, сочетающиеся с
определ„нными нравственными качествами: купец, ростовщик - скуп и жаден,
дворянин - расточителен и влюбчив, воин - хвастлив и  труслив,  юрист  -
крючкотвор, слуга - хит„р, пронырлив и бесчестен, учитель - педант и  т.
д. Устойчивые комедийные типы получили применение в римской К., в  итал.
К. масок. Однако и на последующих этапах развития  К.  заранее  заданная
характеристика типа стала одной  из  предпосылок  комедийного  действия,
ускоряющей достижение комич.  эффектов.  Реалистич.  К.  нового  времени
обогатила  традиционные  комич.  персонажи  обилием   новых   социальных
признаков  и  индивидуальных  черт,  раскрывая  комизм  в  характере   и
поведении по-своему внутренне богатых и разносторонних людей.  Вместе  с
тем в К. новейшего времени, особенно после Чехова, проявилось стремление
отойти от традиц. типов и ситуаций.
   По  типу  сюжетов   К.   различаются   на   бытовые,   ро-мантич.   и
сказочно-символич.  В  первых   действие   происходит   в   повседневной
обстановке и конфликты строятся на основе практич. и семейных  интересов
("Вар-фоломеевская  ярмарка"  Б.  Джонсона,  "Жорж   Дан-ден"   Мольера,
"Женитьба" Гоголя и т. п.). Сюжеты романтич.  К.  строятся  на  любовных
отношениях, связаны с авантюрно-приключенч. мотивами  (комедии  Лопе  де
Вега. Шекспира, Кальдерона). Любовные мотивы входят  и  в  круг  сюжетов
семейно-бытовой и др. форм К. Существует также героическая К.  -  напр.,
"Сирано де Бержерак"  Ростана,  где  комический  по  внешности  персонаж
оказывается личностью, превосходящей своим благородством всех  остальных
действующих лиц. Тип К., где смешное соседствует с серь„зным, восходит к
Аристофану, в  новое  время  такие  К.  создали  Шекспир  ("Венецианский
купец", "Много шума из ничего",  "Мера  за  меру"),  Мольер  ("Тартюф"),
Островский ("Волки и овцы") и др. Сказочно-символич. сюжеты имеют давнее
происхождение. Комедийная обработка мифов,  легенд,  сказочных  мотивов,
сначала имевшая пародийный характер, в новейшее  время  переросла  рамки
пародии. Типичный образец К. такого  типа  -  К.-притча  (Б.  Брехт,  Е.
Шварц). Др.-греч. философ Платон утверждал,  что  К.  в  сво„м  существе
близка трагедии, основываясь на том, что  смех,  вызываемый  пороками  и
недостатками, связан  с  осознанием  несовершенства  жизни  и  человека.
Комизм ужасного в  новейшей  комедиографии  (Л.  Пиранделло,  Б.  Брехт)
является дальнейшим развитием именно этой линии комедийного  иск-ва.  Но
наряду с этим  К.  сохраняет  свою  осн.  задачу  оздоровления  общества
смехом; она развлекает людей, прида„т им бодрость, воспитывает любовь  к
жизни, да„т ощущение радости  бытия.  Эта  форма  комедии,  известная  с
глубокой древности, характерна для  нар.  т-ра  средних  веков  и  эпохи
Возрождения. Сов. К. стремится возродить эту великую  традицию.  Однако,
поскольку  борьба  против  помех  на  пути  коммунистич.   строительства
является одной из важнейших задач сов. иск-ва, на совр.  историч.  этапе
социально-кри-тич. функции К. сохраняют в сов. лит-ре и  т-ре  вс„  сво„
значение, органически сочетаясь с общим опти-мистич. и жизнеутверждающим
духом.
   Исторический очерк. К. возникла из обрядовых игр древности, откуда  и
происходит е„ название. У древних  греков  шествие  ряженых  с  фал-лич.
песнопениями наз. комос (?????), в сочетании со словом песня  (???)  это
дало термин-комедия (???????).
   Первым шагом в формировании К. было  слияние  двух  видов  действа  -
мима, представлявшего собой короткую бытовую сценку, и сатирич.  хоровой
песни. Это слияние определило возникновение хороводной К.,  процветавшей
в Афинах. Такая форма К., сохранявшая хор  с  его  обличит,  и  вес„лыми
песнопениями, ряженье и  шутовство  карнавального  характера,  ещ„  была
близка к др.-языч. обряду. Постепенно  К.  обретала  более  определ„нную
фабулу. Она обычно  воспроизводила  какое-нибудь  смешное  происшествие,
чаще всего в гротескно-фантастич. виде. Подобного рода К.  стали  частью
обществ, празднеств. Войдя в состав театр. представлений, они  выполняли
определ„нную общественно-политич.  функцию  (5  в.  до  н.  э.).  Первым
великим мастером такой  К.  (древняя  аттич.  К.)  был  Аристофан.  Поэт
глубоко тенденциозный, он писал пьесы с целью утверждения своих взглядов
по вопросам войны и мира, гражданских порядков, воспитания, философии  и
драм. иск-ва, прибегая к резкой личной сатире на своих противников. В  4
в. до н. э. характер  др.-греч.  К.  преобразуется.  Из  цепи  эпизодов,
перемежаемых хоровым  пением,  она  превращается  в  пьесу  с  тщательно
разработанной   интригой   (средняя    аттич.    К.-произв.    Антифана,
Анак-сандрида, Алексида). На следующем этапе, в конце 4 и в 3 вв. до  н.
э., возникает новая аттич. К., в к-рой  наряду  с  сохранением  интриги,
большое значение приобретает изображение нравов (творчество  крупнейшего
из  представителей   этой   школы   К.-   Менандраизвестно   преим.   по
сохранившимся отрывкам). В Др. Риме истоки К. также восходят к  ритуалам
празднеств в честь сельских богов. Но лит. К., отчасти опираясь на  нар.
традицию, развилась в осн. под влиянием греч. новой К. Первый выдающийся
римский комедиограф - Плавт  (3-2  вв.  до  н.  э.)  использовал  сюжеты
Менандра, но общая атмосфера действия, как и характер персонажей, у него
были римскими. Он утвердил в рим. т-ре  бытовую  тематику  и  устойчивые
комедийные типы, лишенные индивидуализации.  Комедии  Плавта  отличались
также тщательно разработанной интригой.  Второй  крупнейший  комедиограф
Рима -Теренций (2 в. до н. э.). У него комедийная интрига  сочеталась  с
лирич. мотивами, широко применялся при„м узнавания, речь персонажей была
афористически отточена. В период императорского Рима лит.  К.  пришла  в
упадок, уступив место нар. фарсовым сценам -ателланам и мимам.
   Более примитивные формы комедийного действа существовали и в ср.-век.
Европе, когда К. как бы заново начала возникать из языч. обрядовых  игр.

Страницы: «« « 1178   1179   1180   1181   1182   1183   1184   1185   1186  1187   1188   1189   1190   1191   1192   1193   1194   1195   1196  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия