Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1193   1194   1195   1196   1197   1198   1199   1200   1201  1202   1203   1204   1205   1206   1207   1208   1209   1210   1211  » »»

   Спектакли:  "Мещанин  во  дворянстве"   (1934,   Свердловский   ТЮЗ),
"Северный ветер" Книппера и "Кармен" (1930,  Свердловский  т-р  оперы  и
балета), "Мазепа" (1950);
   "Декабристы" Шапорина (1953) - в Ленингр. т-ре  оперы  и  балета  им.
Кирова; "Фиделио" Бетховена (1954),  "Спартак"  Хачатуряна  (1958)  -  в
Большом т-ре. АН. Ш.
   КОНСТРУКТИВИЗМ - направление в искусстве, подменяющее его  образность
"выявлением конструкции", техницизмом. К.  развился  после  1-й  мировой
войны.   Отрицая   идейно-познавательную   роль   иск-ва,   выступая   с
требованиями    функциональной,    конструктивной    "целесообразности",
"рациональности" цск-ва, конструктивисты приходили  часто  к  эстетскому
любованию формой в отрыве от содержания. В театре К. проявился гл.  обр.
в декорационном иск-ве. В сов. т-ре 20-х  гг.  К.  был  тесно  связан  с
предшествующими ему течениями - кубизмом, футуризмом, супрематизмом с их
отрицанием       живописно-иллюзорных       плоскостных       декораций.
Художники-конструктивисты  призывали  к  отказу  от  декораций  что-либо
изображающих   и   воздействующих   эстетически   ("Мы    хотим,-говорил
Мейерхольд, -чтобы нашим фоном было или железная труба,  или  море,  или
что-то, построенное новым человечеством"; ж. "Вестник театра", 1920,  J\
75,  с.   14).   Декорации   заменялись   конструктивными   установками,
предназначенными  для  действия  "всесторонне  развитых  акт„ров"   (см.
Биомеханика}.  Художник  вытеснялся  конструктором,  инженером.   Вместо
холста  и  красок  применялись  дерево  и  металл,  вместо  костюмов   -
прозодежда, вместо  бутафории  -  реквизит,  составленный  из  подлинных
вещей. Обращение к  "реальным  материалам"  имело  положит.  значение  и
открывало перспективы для дальнейшего  развития  декорационного  иск-ва.
Однако художники-конструктивисты часто применяли принципы К.  без  уч„та
конкретных требований драматургии, что приводило к формализму,  к  сухой
абстрактности и безжизненности декораций.
   Наиболее последовательно К. проявился в декорациях Л.  С.  Поповой  к
спектаклю В. Э. Мейерхольда "Великодушный рогоносец" Кроммелинка  (1922,
Т-р им. Вс. Мейерхольда), А. А. Веснина и В. А. и  Г.  А.  Стенбергов  к
спектаклям А.  Я.  Таирова  (напр.,  "Человек,  который  был  Четвергом"
Честертона, 1923, худ. Веснин, Камерный т-р), а также в декорациях В. А.
Шестакова, И. Ю. Шлепянова и др.
   Лит.: Гиляровская Н. В., Театрально-декорационное искусство за 5 лет,
Казань, 1924; Марков П., Новейшие театральные течения  (1898-1923),  M.,
1924; "Театральный Октябрь", сб. 1, Л.-M., 1926, с. 180 (2); M а р г о-л
и н С., Художник театра за 15 лет, М., 1933, с. 127;  Камерный  театр  и
его художники (вступ. статья А. Эфроса), М., 1934. В. Бер.
   КОНСТРУКЦИЯ (в т е а т р е)(от лат. construc-tio - построение)  -  1)
каркас для объ„мных частей  декорационных  установок  (стволы  деревьев,
скалы, колонны, лестницы, архитектурные арки, своды и пр.). 2) Невидимые
зрителю   постройки,   рассчитанные   на    большую    грузоподъ„мность.
Представляют собой станки из складных рам и накрывающих их сверху щитов.
Предназначены   для   изменения   рельефа   планшета   сцены   (создания
возвышенностей, площадок, наклонных спусков и  др.).  3)  Приспособление
для передвижения декорационных установок (фурка,  накладной  вращающийся
круг) и крепления декораций (относки, фермы и т. п.).  4)  Рама-поделка,
на к-рую натягивается холст для плоскостных живописных декораций.
   КОНТА  (Contat),  Луиз  Франсуаз  (16.VI.1760-  9.   II   1.1813)   -
французская актриса. Ученица М. А. Превиль. В 1776 дебютировала на сцене
т-ра "Ко-меди Франсез". Играла роли молодых  "влюбл„нных"  до  тех  пор,
пока Бомарше не настоял на е„ выступлении в роли  "субретки"  Сюзанны  в
"Женитьбе Фигаро" (1784). К. исполнила эту  роль  весело,  с  кокетливой
женственностью. С этого времени  она  играла  ведущие  роли  в  комедиях
Мольера, Ж. Ф. Реньяра, Ф. Детуша, П. Мариво и др. Живой ум,  прелестная
внешность, чистый и звонкий голос, интонационное  мастерство  определили
положение К. как ведущей комедийной актрисы "Комеди Франсез". К. владела
иск-вом  непринужд„нной  светской  беседы,  аристократич.  изысканностью
манер. Она с  равным  успехом  играла  надменную,  утонч„нно  грациозную
Селимену  ("Мизантроп"  Мольера),  непосредственную,   вес„лую   До-рину
("Тартюф"), забавно капризную Селианту ("Женатый философ" Детуша) и  др.
Во время революции К. была арестована якобинскими властями вместе с  др.
акт„рами "Т-ра Нации" (так назывался в это время т-р  "Комеди  Франсез")
по обвинению в роялизме, но вскоре освобождена. Позднее  исполняла  роли
комич. старух (м-м Патен -  "Модный  кавалер"  Данкура)  и  "благородных
матерей". В 1809 оставила сцену.
   Лит.: Manne Е. Д. de, Galerie historique des comediens francais de la
troupe de Voltaire, Lyon, 1877; L y о  n-n  e  t  H.,  Dictionnaire  des
comediens, P., 1912; [A r n a u 1 t A. V.], Les souvenirs et les regrets
du vieil amateur dramatique. P., 1829, с. 153-59. Е. Ф.
   КОНТАМИНАЦИЯ  (от  лат.  conta  minatio,  букв.-  соприкосновение)  -
литературный при„м в античной драматургии. Применялся рим.  драматургами
при переработке греч. комедий. Заключался в дополнении материала комедии
мотивами,  сценами  и  персонажами,  заимствованными  из  др.   комедий.
Введение К. связано с тем, что рим. драматургия в сво„м становлении была
вынуждена  ориентироваться  на  греческую,  достигшую  к  этому  времени
высокого  развития.  Переработка   греч.   пьес   считалась   самостоят.
творчеством, в то время как использование фабулы, уже обработанной  рим.
автором, рассматривалось как плагиат. К. применяли Невий Плавт  Энний  и
др. рим. комедиографы. Наибольшее распространение К. получила в комедиях
Теренция ("Девушка с Андроса", "Братья", "Евнух"). Н. Зем.
   КбНТИ (Conti), Антонио (22.1.1677-6. IV.1749) -итальянский  драматург
и уч„ный. По эстетпч.  п  научно-философским  воззрениям  был  близок  к
ранним просветителям, с  к-рыми  его  роднил  культ  разума,  стремление
превратить т-р в школу  нравств.  и  гражданской  доблести.  К.  написал
трагедии в стихах "Юлий Цезарь" (изд. 1726), "Друз" (соч.  1727),  "Юний
Брут" (изд. 1743), "Марк Брут" (изд. 1744), в к-рых отчасти предвосхищал
политич. трагедии  В.  Альфьери,  прославлял  политич.  свободу,  борцов
против тирании. Однако тираноборч. мотивы лишены у  К.  подлинно  гражд.
пафоса. Выступая против ро-мантич., сверхъестественного, К. стремился  к
историч. достоверности, упрощал драматич. действие, сконцентрировав  его
вокруг судьбы центр, персонажа.
   Трагедии К. обладают нек-рымп лит. достоинствами, но они не сценичны.
   Лит.: Z а г d o A., Un  tragico  padovano  del  secolo  scorso  (Ant.
Conti), Padova, 1884; Natali G., Il Settecento,  pt  II,  3  ed..  Mil.,
1943. P. X.
   КОНТИ  (Konti),  Йожеф  (1852-23.X.1905)  -  венгерский   композитор,
дириж„р. Музыке обучался в Венской консерватории; брал уроки у Ф.  Зуппе

Страницы: «« « 1193   1194   1195   1196   1197   1198   1199   1200   1201  1202   1203   1204   1205   1206   1207   1208   1209   1210   1211  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия