|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1193 1194 1195 1196 1197 1198 1199 1200 1201 1202 1203 1204 1205 1206 1207 1208 1209 1210 1211 » »» Спектакли: "Мещанин во дворянстве" (1934, Свердловский ТЮЗ),
"Северный ветер" Книппера и "Кармен" (1930, Свердловский т-р оперы и
балета), "Мазепа" (1950);
"Декабристы" Шапорина (1953) - в Ленингр. т-ре оперы и балета им.
Кирова; "Фиделио" Бетховена (1954), "Спартак" Хачатуряна (1958) - в
Большом т-ре. АН. Ш.
КОНСТРУКТИВИЗМ - направление в искусстве, подменяющее его образность
"выявлением конструкции", техницизмом. К. развился после 1-й мировой
войны. Отрицая идейно-познавательную роль иск-ва, выступая с
требованиями функциональной, конструктивной "целесообразности",
"рациональности" цск-ва, конструктивисты приходили часто к эстетскому
любованию формой в отрыве от содержания. В театре К. проявился гл. обр.
в декорационном иск-ве. В сов. т-ре 20-х гг. К. был тесно связан с
предшествующими ему течениями - кубизмом, футуризмом, супрематизмом с их
отрицанием живописно-иллюзорных плоскостных декораций.
Художники-конструктивисты призывали к отказу от декораций что-либо
изображающих и воздействующих эстетически ("Мы хотим,-говорил
Мейерхольд, -чтобы нашим фоном было или железная труба, или море, или
что-то, построенное новым человечеством"; ж. "Вестник театра", 1920, J\
75, с. 14). Декорации заменялись конструктивными установками,
предназначенными для действия "всесторонне развитых акт„ров" (см.
Биомеханика}. Художник вытеснялся конструктором, инженером. Вместо
холста и красок применялись дерево и металл, вместо костюмов -
прозодежда, вместо бутафории - реквизит, составленный из подлинных
вещей. Обращение к "реальным материалам" имело положит. значение и
открывало перспективы для дальнейшего развития декорационного иск-ва.
Однако художники-конструктивисты часто применяли принципы К. без уч„та
конкретных требований драматургии, что приводило к формализму, к сухой
абстрактности и безжизненности декораций.
Наиболее последовательно К. проявился в декорациях Л. С. Поповой к
спектаклю В. Э. Мейерхольда "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (1922,
Т-р им. Вс. Мейерхольда), А. А. Веснина и В. А. и Г. А. Стенбергов к
спектаклям А. Я. Таирова (напр., "Человек, который был Четвергом"
Честертона, 1923, худ. Веснин, Камерный т-р), а также в декорациях В. А.
Шестакова, И. Ю. Шлепянова и др.
Лит.: Гиляровская Н. В., Театрально-декорационное искусство за 5 лет,
Казань, 1924; Марков П., Новейшие театральные течения (1898-1923), M.,
1924; "Театральный Октябрь", сб. 1, Л.-M., 1926, с. 180 (2); M а р г о-л
и н С., Художник театра за 15 лет, М., 1933, с. 127; Камерный театр и
его художники (вступ. статья А. Эфроса), М., 1934. В. Бер.
КОНСТРУКЦИЯ (в т е а т р е)(от лат. construc-tio - построение) - 1)
каркас для объ„мных частей декорационных установок (стволы деревьев,
скалы, колонны, лестницы, архитектурные арки, своды и пр.). 2) Невидимые
зрителю постройки, рассчитанные на большую грузоподъ„мность.
Представляют собой станки из складных рам и накрывающих их сверху щитов.
Предназначены для изменения рельефа планшета сцены (создания
возвышенностей, площадок, наклонных спусков и др.). 3) Приспособление
для передвижения декорационных установок (фурка, накладной вращающийся
круг) и крепления декораций (относки, фермы и т. п.). 4) Рама-поделка,
на к-рую натягивается холст для плоскостных живописных декораций.
КОНТА (Contat), Луиз Франсуаз (16.VI.1760- 9. II 1.1813) -
французская актриса. Ученица М. А. Превиль. В 1776 дебютировала на сцене
т-ра "Ко-меди Франсез". Играла роли молодых "влюбл„нных" до тех пор,
пока Бомарше не настоял на е„ выступлении в роли "субретки" Сюзанны в
"Женитьбе Фигаро" (1784). К. исполнила эту роль весело, с кокетливой
женственностью. С этого времени она играла ведущие роли в комедиях
Мольера, Ж. Ф. Реньяра, Ф. Детуша, П. Мариво и др. Живой ум, прелестная
внешность, чистый и звонкий голос, интонационное мастерство определили
положение К. как ведущей комедийной актрисы "Комеди Франсез". К. владела
иск-вом непринужд„нной светской беседы, аристократич. изысканностью
манер. Она с равным успехом играла надменную, утонч„нно грациозную
Селимену ("Мизантроп" Мольера), непосредственную, вес„лую До-рину
("Тартюф"), забавно капризную Селианту ("Женатый философ" Детуша) и др.
Во время революции К. была арестована якобинскими властями вместе с др.
акт„рами "Т-ра Нации" (так назывался в это время т-р "Комеди Франсез")
по обвинению в роялизме, но вскоре освобождена. Позднее исполняла роли
комич. старух (м-м Патен - "Модный кавалер" Данкура) и "благородных
матерей". В 1809 оставила сцену.
Лит.: Manne Е. Д. de, Galerie historique des comediens francais de la
troupe de Voltaire, Lyon, 1877; L y о n-n e t H., Dictionnaire des
comediens, P., 1912; [A r n a u 1 t A. V.], Les souvenirs et les regrets
du vieil amateur dramatique. P., 1829, с. 153-59. Е. Ф.
КОНТАМИНАЦИЯ (от лат. conta minatio, букв.- соприкосновение) -
литературный при„м в античной драматургии. Применялся рим. драматургами
при переработке греч. комедий. Заключался в дополнении материала комедии
мотивами, сценами и персонажами, заимствованными из др. комедий.
Введение К. связано с тем, что рим. драматургия в сво„м становлении была
вынуждена ориентироваться на греческую, достигшую к этому времени
высокого развития. Переработка греч. пьес считалась самостоят.
творчеством, в то время как использование фабулы, уже обработанной рим.
автором, рассматривалось как плагиат. К. применяли Невий Плавт Энний и
др. рим. комедиографы. Наибольшее распространение К. получила в комедиях
Теренция ("Девушка с Андроса", "Братья", "Евнух"). Н. Зем.
КбНТИ (Conti), Антонио (22.1.1677-6. IV.1749) -итальянский драматург
и уч„ный. По эстетпч. п научно-философским воззрениям был близок к
ранним просветителям, с к-рыми его роднил культ разума, стремление
превратить т-р в школу нравств. и гражданской доблести. К. написал
трагедии в стихах "Юлий Цезарь" (изд. 1726), "Друз" (соч. 1727), "Юний
Брут" (изд. 1743), "Марк Брут" (изд. 1744), в к-рых отчасти предвосхищал
политич. трагедии В. Альфьери, прославлял политич. свободу, борцов
против тирании. Однако тираноборч. мотивы лишены у К. подлинно гражд.
пафоса. Выступая против ро-мантич., сверхъестественного, К. стремился к
историч. достоверности, упрощал драматич. действие, сконцентрировав его
вокруг судьбы центр, персонажа.
Трагедии К. обладают нек-рымп лит. достоинствами, но они не сценичны.
Лит.: Z а г d o A., Un tragico padovano del secolo scorso (Ant.
Conti), Padova, 1884; Natali G., Il Settecento, pt II, 3 ed.. Mil.,
1943. P. X.
КОНТИ (Konti), Йожеф (1852-23.X.1905) - венгерский композитор,
дириж„р. Музыке обучался в Венской консерватории; брал уроки у Ф. Зуппе
Страницы: «« « 1193 1194 1195 1196 1197 1198 1199 1200 1201 1202 1203 1204 1205 1206 1207 1208 1209 1210 1211 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |