|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1197 1198 1199 1200 1201 1202 1203 1204 1205 1206 1207 1208 1209 1210 1211 1212 1213 1214 1215 » »» i e n d a m R., Det kongelige teaters historie. 1874-1922, bd 1-5, Kbh.,
1921-30; его же, Folketeatrets historie. 1857-1945, Kbh., 1946; его же.
Casino. Oprindelse og historie i omrids, Kbh., 1948; его же,
Forlystersernes Alle. De Frederiksbergske teatres historie, [Kbh.],
1958. Вл. M.
КОНЕЦКИЙ (Kopecky), Матей (24. II.1775- 3. VII.1847)-чешский акт„р
театра кукол, театральный деятель и просветитель. Один из
основоположников чеш. т-ра кукол. В годы австр. владычества, в конце 18
- нач. 19 вв., когда в т-рах Чехии было запрещено исполнение пьес на
родном яз., К. был одним из пропагандистов чеш. яз. Ю. Фучик писал:
"Имя Матея Копецкого мы называем теперь среди им„н знаменитых людей,
прославивших чешское просвещение... Копецкий был не просто хорошим
кукольником, а настоящим народным будителем". В репертуаре т-ра К. были
обработки старинных сюжетов ("Фауст", "Дон- Жуан", "Геркулес" и др.),
народных чеш. сказаний ("Олдржих и Вожена", "Ян Гус", "Пан Франц из
замка" и др.), пьес Шекспира ("Шейлок"), Мольера, И. Тыла, Я. Штепанека,
В. Клицперы, сатирич. сценки, главным героем к-рых был вес„лый и
насмешливый Кашпарек. В 1862 изданы записи 61 пьесы из репертуара К.
Композитор Б. Сметана писал увертюры к пьесам К. ("Фауст", "Олдржих и
Вожена"). Традиции К. продолжали его сын Вацлав К., внук Антонин К. и
правнучка Арношта К. Куклы с к-рыми выступал К., хранятся в Нац. музее в
Праге.
Лит.: Мал и к Я.. Чехословацкий кукольный театр. Прага, 1948; Ф у ч и
к Ю., Избранное, пер. с чешек., М., 1955, с. 178-79; Савицкий В.,
Чешский кукольный театр и его мастера, в сб.: Театр за рубежом, т. 1,
Л.-M., 1958, с. 157-59; Олдржих и Вожена..., в сб.: Театр кукол
зарубежных стран, Л.-М., 1959 (см. вступ. ст. Сим. Дрей-дена, Куклы
мира); Sbornik k jubilejnim oslavam, Mateje Kopeckeho, Praha. 1947;
Toman J., Matej Kopecky a jeho rod, [Praha], 1960. Др
КОПЕЦКИЙ (Kopecky), Ян (р. 13.X.1919) - чехо'-словацкий театральный
критик, историк театра и педагог. ЧленКПЧс 1945. В 1946 окончил
философское отделение Карлова ун-та в Праге. В 1945-46- зав. лит. частью
Т-ра им. "5 мая", в 1947-50 - Нац. т-ра в Праге, в 1957-60 - гл. ред.
"Театр. газеты". Автор мн. работ, посв. совр. чехословацкому т-ру и его
истории. Книга К. "Советские записки" (Гос. пр., 1954) - публицистич.
заметки о жизни сов. людей и впечатления о сов. т-ре. Вед„т педагогич.
деятельность: в 1951-60 - преподаватель театроведческого ф-та и зав.
кафедрой т-ра в Академии искусств; с 1960 - профессор отделения истории
и теории Т-ра на философском ф-те Карлова ун-та.
Соч.: О nove ceske divadlo, Praha, 1945; O divadelni kritice, Praha,
1945; Ruzena Naskova, Praha, 1948; Jirasku Jan Rohac, Praha, 1953;
Sovetske zapisky, Praha, 1953;
Nedokoncene zapasy, Praha, 1961.
Лит.: "Театр", 1962, ј 11, с. 140-42. ./7. Сол.
ЕОПЛЕНД (Copland), Аарон (р. 14.XI.1900) - аме риканский композитор.
Музыке обучался у Р. Гольд-марка в Нью-Йорке, в "Американской
консерватории" (в Фонтенбло, близ Парижа) и у Н. Бу-ланже в Париже.
Начало композиторской деятельности К. относится к 1920-м гг., когда им
были созданы балет "Грог" и ряд соч. в др. жанрах. Творчество К. сыграло
большую роль в развитии амер. проф. музыки. Композитор часто обращается
к нар. напевам и ритмам, тяготеет к ч„тким, рельефным мелодич. образам,
ясности гармонич. ткани. Музыка К. впитала в себя элементы муз.
фольклора США и др. стран, в частности Мексики и Кубы. Вместе с тем в
отд. произв. К. сказались влияния модернистских течений. К. написал
балеты: "Слушай, слушай!" (1934, Чикаго), "Парень Билли" (1938, там же),
"Родео" (1942, Нью-Йорк), "Аппалачская весна" (1944, Вашингтон, соч. для
труппы М. Грэ-хем); оперу "Ласковая земля" (1954, Нью-Йорк), детскую
оперу "Второй ураган" (1937, т-р "Нейбор-худ", Нью-Йорк), музыку к
спектаклям "Чудо в Вердене" Шлумберга (1931, "Гилд-тиэтр" Нью-Йорк),
"Пять королей" по Шекспиру (1939, "Меркьюри т-р", Бостон), "Тихий город"
И. Шоу (1939, "Беласко т-р", Нью-Йорк), а также камерно-инструмент.,
BOK. и др. соч.
Лит.: Bauer M., Copland Aaron, в кн.: The book of modern composers,
ed. D. Ewen, N. Y., 1942; Berger A., Aaron Copland, N. Y., 1953. Be. T.
КОПЛЕНЯК - см. Петрушка.
КОПО (Copeau), Жак (4.II.1879-20.X.1949) - французский режисс„р,
акт„р, театральный деятель. Учился на отделении языка и лит-ры в
Сорбонне.
В 1904-06 был лит. и театр. критиком в журналах "Ла ревю д'ар
драматик", "Эрмитаж", в 1907-10 - "Гранд ревю". В 1909 участвовал в
создании журнала "Ла нувель ревю франсез".
В 1913 К. основал т-р "Вь„ коломбье" (т-р "Старая голубятня", Париж).
. Борясь против пошлости коммерч. т-ра и веря в воспитатель-но-этич.
значение т-ра, К. стремился создавать поэтич., философские спектакли,
глубоко раскрывающие жизнь человеческого духа. К. не принимал
на-туралистич. направления, возглавлявшегося А. Антуаном. Спектакли в
его т-ре ставились на сцене, почти лиш„нной декораций, в них
использовались занавеси, ширмы, условно намечавшие место действия.
Студийная атмосфера т-ра "Вь„ колом-бье", присущая акт„рам творч.
ответственность, серь„зный репертуар (Шекспир, Мольер, А. Мюссе, Ф.
Достоевский, А. Бек и др.) определяли успех т-ра. Широкое признание
принес К. спектакль "Двенадцатая ночь" (1914). 1-я мировая война
прервала работу т-ра. В 1915 К. открыл театр. школу, в к-рой
разрабатывал новую систему подготовки всесторонне развитого акт„ра,
помимо уроков акт„рского мастерства вв„л занятия танцем, мимикой,
импровизацией, поэзией и т. д.
В 1917-19 К. работал .в США; читал лекции, обличая коммерч. т-ры;
ставил в "Гаррик т-ре" (Нью-Йорк) пьесы франц/ драматургов. Вернувшись в
Париж, в 1920 вновь открыл т-р "Вь„ коломбье" (спектаклем "Зимняя
сказка" Шекспира). В эти годы он сблизился с лит. группой "Аббатство".
Ставил пьесы Шекспира, Гольдони, Гоцци, Гоголя, Чехова, а также совр.
драматургов: "Пароход Тинэсити" (1920), "Мишель О клер" (1922)
Вильдрака, "Общество атлетов" Дюа-меля (1920), "Кромдейр старый" Ромена
(1920) и др. Одновременно возобновил педагогич. деятельность в театр.
школе.
Огромное впечатление на К. произвели гастроли МХАТа в Париже (1922,
1923). Его давний интерес к деятельности К. С. Станиславского стал ещ„
более глубоким. Определяя задачи, стоявшие перед т-ром "Вь„ коломбье",
К. говорил, что необходимо "вернуть ... театру достоинство великого
искусства", "освободить акт„ра от его ужимок..., повернуть его к миру, к
Страницы: «« « 1197 1198 1199 1200 1201 1202 1203 1204 1205 1206 1207 1208 1209 1210 1211 1212 1213 1214 1215 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |