Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1197   1198   1199   1200   1201   1202   1203   1204   1205  1206   1207   1208   1209   1210   1211   1212   1213   1214   1215  » »»

i e n d a m R., Det kongelige teaters historie. 1874-1922, bd 1-5, Kbh.,
1921-30; его же, Folketeatrets historie. 1857-1945, Kbh., 1946; его  же.
Casino.  Oprindelse  og  historie  i  omrids,  Kbh.,   1948;   его   же,
Forlystersernes Alle.  De  Frederiksbergske  teatres  historie,  [Kbh.],
1958. Вл. M.
   КОНЕЦКИЙ (Kopecky), Матей (24. II.1775-  3.  VII.1847)-чешский  акт„р
театра   кукол,   театральный   деятель   и   просветитель.   Один    из
основоположников чеш. т-ра кукол. В годы австр. владычества, в конце  18
- нач. 19 вв., когда в т-рах Чехии было  запрещено  исполнение  пьес  на
родном яз., К. был одним из пропагандистов чеш. яз. Ю. Фучик писал:
   "Имя Матея Копецкого мы называем теперь среди им„н знаменитых  людей,
прославивших чешское  просвещение...  Копецкий  был  не  просто  хорошим
кукольником, а настоящим народным будителем". В репертуаре т-ра К.  были
обработки старинных сюжетов ("Фауст", "Дон- Жуан",  "Геркулес"  и  др.),
народных чеш. сказаний ("Олдржих и Вожена",  "Ян  Гус",  "Пан  Франц  из
замка" и др.), пьес Шекспира ("Шейлок"), Мольера, И. Тыла, Я. Штепанека,
В. Клицперы,  сатирич.  сценки,  главным  героем  к-рых  был  вес„лый  и
насмешливый Кашпарек. В 1862 изданы записи 61  пьесы  из  репертуара  К.
Композитор Б. Сметана писал увертюры к пьесам К.  ("Фауст",  "Олдржих  и
Вожена"). Традиции К. продолжали его сын Вацлав К., внук  Антонин  К.  и
правнучка Арношта К. Куклы с к-рыми выступал К., хранятся в Нац. музее в
Праге.
   Лит.: Мал и к Я.. Чехословацкий кукольный театр. Прага, 1948; Ф у ч и
к Ю., Избранное, пер. с  чешек.,  М.,  1955,  с.  178-79;  Савицкий  В.,
Чешский кукольный театр и его мастера, в сб.: Театр за  рубежом,  т.  1,
Л.-M., 1958,  с.  157-59;  Олдржих  и  Вожена...,  в  сб.:  Театр  кукол
зарубежных стран, Л.-М., 1959 (см.  вступ.  ст.  Сим.  Дрей-дена,  Куклы
мира); Sbornik k jubilejnim  oslavam,  Mateje  Kopeckeho,  Praha.  1947;
Toman J., Matej Kopecky a jeho rod, [Praha], 1960. Др
   КОПЕЦКИЙ (Kopecky), Ян (р. 13.X.1919) -  чехо'-словацкий  театральный
критик,  историк  театра  и  педагог.  ЧленКПЧс  1945.  В  1946  окончил
философское отделение Карлова ун-та в Праге. В 1945-46- зав. лит. частью
Т-ра им. "5 мая", в 1947-50 - Нац. т-ра в Праге, в 1957-60  -  гл.  ред.
"Театр. газеты". Автор мн. работ, посв. совр. чехословацкому т-ру и  его
истории. Книга К. "Советские записки" (Гос. пр.,  1954)  -  публицистич.
заметки о жизни сов. людей и впечатления о сов. т-ре.  Вед„т  педагогич.
деятельность: в 1951-60 - преподаватель  театроведческого  ф-та  и  зав.
кафедрой т-ра в Академии искусств; с 1960 - профессор отделения  истории
и теории Т-ра на философском ф-те Карлова ун-та.
   Соч.: О nove ceske divadlo, Praha, 1945; O divadelni kritice,  Praha,
1945; Ruzena Naskova, Praha,  1948;  Jirasku  Jan  Rohac,  Praha,  1953;
Sovetske zapisky, Praha, 1953;
   Nedokoncene zapasy, Praha, 1961.
   Лит.: "Театр", 1962, ј 11, с. 140-42. ./7. Сол.
   ЕОПЛЕНД (Copland), Аарон (р. 14.XI.1900) - аме риканский  композитор.
Музыке  обучался  у  Р.  Гольд-марка  в   Нью-Йорке,   в   "Американской
консерватории" (в Фонтенбло, близ Парижа) и  у  Н.  Бу-ланже  в  Париже.
Начало композиторской деятельности К. относится к 1920-м гг.,  когда  им
были созданы балет "Грог" и ряд соч. в др. жанрах. Творчество К. сыграло
большую роль в развитии амер. проф. музыки. Композитор часто  обращается
к нар. напевам и ритмам, тяготеет к ч„тким, рельефным мелодич.  образам,
ясности  гармонич.  ткани.  Музыка  К.  впитала  в  себя  элементы  муз.
фольклора США и др. стран, в частности Мексики и Кубы. Вместе  с  тем  в
отд. произв. К. сказались  влияния  модернистских  течений.  К.  написал
балеты: "Слушай, слушай!" (1934, Чикаго), "Парень Билли" (1938, там же),
"Родео" (1942, Нью-Йорк), "Аппалачская весна" (1944, Вашингтон, соч. для
труппы М. Грэ-хем); оперу "Ласковая  земля"  (1954,  Нью-Йорк),  детскую
оперу "Второй ураган"  (1937,  т-р  "Нейбор-худ",  Нью-Йорк),  музыку  к
спектаклям "Чудо в Вердене"  Шлумберга  (1931,  "Гилд-тиэтр"  Нью-Йорк),
"Пять королей" по Шекспиру (1939, "Меркьюри т-р", Бостон), "Тихий город"
И. Шоу (1939, "Беласко т-р",  Нью-Йорк),  а  также  камерно-инструмент.,
BOK. и др. соч.
   Лит.: Bauer M., Copland Aaron, в кн.: The book of  modern  composers,
ed. D. Ewen, N. Y., 1942; Berger A., Aaron Copland, N. Y., 1953. Be. T.
   КОПЛЕНЯК - см. Петрушка.
   КОПО (Copeau),  Жак  (4.II.1879-20.X.1949)  -  французский  режисс„р,
акт„р, театральный  деятель.  Учился  на  отделении  языка  и  лит-ры  в
Сорбонне.
   В 1904-06 был лит.  и  театр.  критиком  в  журналах  "Ла  ревю  д'ар
драматик", "Эрмитаж", в 1907-10 - "Гранд  ревю".  В  1909  участвовал  в
создании журнала "Ла нувель ревю франсез".
   В 1913 К. основал т-р "Вь„ коломбье" (т-р "Старая голубятня", Париж).
. Борясь против пошлости коммерч. т-ра  и  веря  в  воспитатель-но-этич.
значение т-ра, К. стремился создавать  поэтич.,  философские  спектакли,
глубоко  раскрывающие  жизнь  человеческого   духа.   К.   не   принимал
на-туралистич. направления, возглавлявшегося А.  Антуаном.  Спектакли  в
его  т-ре  ставились  на  сцене,  почти  лиш„нной   декораций,   в   них
использовались  занавеси,  ширмы,  условно  намечавшие  место  действия.
Студийная  атмосфера  т-ра  "Вь„  колом-бье",  присущая  акт„рам  творч.
ответственность, серь„зный репертуар  (Шекспир,  Мольер,  А.  Мюссе,  Ф.
Достоевский, А. Бек и др.)  определяли  успех  т-ра.  Широкое  признание
принес  К.  спектакль  "Двенадцатая  ночь"  (1914).  1-я  мировая  война
прервала  работу  т-ра.  В  1915  К.  открыл  театр.  школу,   в   к-рой
разрабатывал новую  систему  подготовки  всесторонне  развитого  акт„ра,
помимо  уроков  акт„рского  мастерства  вв„л  занятия  танцем,  мимикой,
импровизацией, поэзией и т. д.
   В 1917-19 К. работал .в США; читал  лекции,  обличая  коммерч.  т-ры;
ставил в "Гаррик т-ре" (Нью-Йорк) пьесы франц/ драматургов. Вернувшись в
Париж, в 1920  вновь  открыл  т-р  "Вь„  коломбье"  (спектаклем  "Зимняя
сказка" Шекспира). В эти годы он сблизился с лит.  группой  "Аббатство".
Ставил пьесы Шекспира, Гольдони, Гоцци, Гоголя, Чехова,  а  также  совр.
драматургов:  "Пароход  Тинэсити"  (1920),  "Мишель   О   клер"   (1922)
Вильдрака, "Общество атлетов" Дюа-меля (1920), "Кромдейр старый"  Ромена
(1920) и др. Одновременно возобновил педагогич.  деятельность  в  театр.
школе.
   Огромное впечатление на К. произвели гастроли МХАТа в  Париже  (1922,
1923). Его давний интерес к деятельности К. С. Станиславского  стал  ещ„
более глубоким. Определяя задачи, стоявшие перед т-ром  "Вь„  коломбье",
К. говорил, что необходимо  "вернуть  ...  театру  достоинство  великого
искусства", "освободить акт„ра от его ужимок..., повернуть его к миру, к

Страницы: «« « 1197   1198   1199   1200   1201   1202   1203   1204   1205  1206   1207   1208   1209   1210   1211   1212   1213   1214   1215  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия