Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1198   1199   1200   1201   1202   1203   1204   1205   1206  1207   1208   1209   1210   1211   1212   1213   1214   1215   1216  » »»

жизни, к культуре, к великой человеческой простоте..., как это сделал  в
свое время Мольер и как это сделал в России великий Станиславский" (речь
в Женеве, 1923). В высказываниях К. об иск-ве акт„ра и в его  педагогич.
системе многое близко учению  Станиславского.  К.  добивался  от  акт„ра
подлинности чувства,  разработки  техники,  помогающей  руководить  этим
чувством.
   К. выступал как чтец,  он  блестяще  владел  сценич.  речью,  умел  с
одинаковым  мастерством  передать  величие  греч.   эпоса,   психологич.
тонкость Расина, лиризм Мюссе, острую  стихию  фарса.  Ему  были  близки
роли, исполненные иронии, цинизма, напряж„нной философской мысли, острой
характерности. Среди лучших ролей в т-ре "Вь„ коломбье": Иван  Карамазов
("Братья Карамазовы"), вице-король Перу ("Карета святых даров"  Мериме),
Альцест  ("Мизантроп"  Мольера),  в  др.  т-рах  -  Наполеон  ("Наполеон
единственный" П. Рейналя, т-р "Порт-Сен-Мартен", 1936),  Жак  ("Как  вам
это понравится" Шекспира, т-р "Ателье", 1937).
   В 1924, несмотря на общеевроп. признание, К. оставил т-р и с  группой
учеников и последователей (Л. Шансерель, С. Бинг,  М.  Сен-Дени,  М.  Э.
Даете) уехал в сво„ небольшое поместье  (Пернан-Вержелес  в  Бургундии).
Причиной  отъезда  послужили  материальные  затруднения,  уход  из  "Вь„
коломбье" ведущих акт„ров  (Л.  Жуве,  Ш.  Дюллен)  и  гл.  обр.  творч.
неудовлетвор„нность самого К.  В  этот  период  он  пытался  создать  во
Франции народный т-р; организовал передвижную труппу "Ле  Копьо",  к-рая
играла пьесы Мольера и старинные  фарсы,  выступала  перед  крестьянами,
гастролировала в Англии, Голландии, Бельгии, Швейцарии и т.  д.  В  1930
эта труппа была переименована в "Компани де кенз" ("Труппа  пятнадцати")
и во главе е„ стал племянник и ученик К. - М. Сен-Дени, взявший на  себя
руководство и т-ром "Вь„ коломбье".
   В 1930-е гг. К. возвратился к теоретич.  и  критич.  деятельности,  а
также ставил спектакли и играл в разл. т-рах Флоренции и Парижа. В  1936
К. (вместе с Ш. Дюлленом, Л. Жуве и Г. Бати) был приглаш„н режисс„ром  в
т-р "Комеди Франсез"; в 1940" в течение неск.  месяцев  (до  капитуляции
Парижа) был художеств. руководителем этого т-ра.  Последние  годы  жизни
пров„л в сво„м поместье в  Бургундии.  Написал  пьесы  "Утренний  туман"
(1897), "Уедин„нный дом" ("Ermitage", 1901), "Родной  дом"  (1923-24)  п
др., статьи о лит-ре и  т-ре.  Деятельность  и  взгляды  К.,  одного  из
основоположников совр. франц. режиссуры, оказали влияние  на  творчество
Л. Жуве, Ш. Дюл-лена, Ж. Вилара, Ж. Л. Барро, А. Барсака и мн. др.
   Соч.: Souvenirs du Vieux-Colombier..., P., 1931; Notes sur le  metier
de comedien. P., 1955.
   Лит.: Гвоздев А. А., Западно-европейский театр на  рубеже  XIX  и  XX
столетий, М.-Л., 1939;  Луначарский  А.  В.,  О  театре  и  драматургии.
Избранные статьи, т. 2,  М.,  1958;  Mahn  В.,Romain  J.,  Souvenirs  du
Vieux-Colombier, P., 1926; Aykroyd Ph., The dramatic art of La compagnie
des quinze, L., 1935; Brasillach R., Animateurs de theatre, P.,  [1936J;
A  u  b-r  i  a  n  t  M.,  Jacques  Copeau  de  Moliere  a  Moliere...,
"Paris-Theatre", 1957, ј 127, с. 12-18. Е. Ф.
   КОППЕ (Coppee), Франсуа Эдуар Иоахим (26.1. 1842 -  23.  V.  1908)  -
французский писатель, поэт,  драматург.  Член  Французской  академии  (с
1884). В 1866 был опубликован первый сборник  его  стихов.  Драматургии.
деятельность начал одноактной пьесой  "Прохожий"  (1869,  т-р  "Одеон"),
написанной для бенефиса актрисы Агар. Роль Занетто в  этой  пьесе  стала
одной из лучших в репертуаре  Сары  Бернар.  Все  пьесы  К"  написаны  в
стихах. К. - автор патриотич. пьесы "Чего долг требует" (1871, "Одеон"),
навеянной событиями франко-прусской  войны,  историч.  драмы  "Яко-биты"
(1885, там же), "Из-за  короны"  (1894,  там  же),  В  драматич.  сценах
"Стачка кузнецов"  (1869,  там  же),  "Отче"  (1890,  т-р  "Де  Галери",
Брюссель)  К.  с   буржуазно-филантропич.   позиций   показывает   жизнь
трудящихся. Ранние пьесы К. носят по  преимуществу  отвлеч„нно-эстетский
характер, позднее он  стал  пропагандировать  реакц.  религиозные  идеи.
Стремление привнести в  классицистскую  трагедию  дух  ро-мантич.  драмы
породило эклектичность творчества К. На  рус.  сцене  пост.  "Кремонский
скрипач", "Яко-биты" (1885, 1893,  Малый  т-р),  "Прохожий"  (1894,  Т-р
Корша) и др.
   Соч.: Oeuvres, v. 1-8, Р., 1870-98 (v. 8. Theatre);
   Oeuvres completes, v. 1-4, P., [1890-1900] (v. 2 и v. 4, Theatre);  в
рус. пер.-Севере Торелли, СПБ, 1884, М., 1908;
   Кремонский скрипач, М., 1884; Две скорби, СПБ, 1886;
   Якобиты, СПБ, 1889; Прохожий, [М.],  1892;  Из-за  венца,  СПБ,  1896
(литогр. изд.); Донна Пия, СПБ, 1901.
   Лит.: Claretie J., Fr. Coppee, P., 1883;
   [W e i s s J. J. J, Le drame historique et le drame passionnel,
   P., 1894 (Trois annees de theatre. 1883-1885, с. 333- 348). Д. Гит.
   "КОППЕЛИЯ" ("К оппелия, или Красавица с голубыми г л а з а м и" ;  "С
о p p e 1 i a" )- балет Л. Делиба, либретто Ш. Нюитера  и  А.  Сен-Леона
(по Э. Гофману). Пост.  25  мая  1870,  Парижская  Опера  (Сва-нильда  -
Бозаччи, Франц - Фиокр, Коппелиус - Доти; балетм. Сен-Леон,худ.  Камбон,
Деплешен и Лавостр).
   В России пост. 24 янв. 1882, Большой т-р, Москва (Сванильда - Гейтен,
Франц -Никольская, Коппелиус - Ван-нер; балетм. Гансен,  худ.  Гурьянов,
Вальц и Нордмак, дириж„р Рябов), 1884  -  Мариинский  т-р  (Сванильда  -
Никитина, Франц - Гердт, Коппелиус  -  Стуколкин;  балетм.  М.  Петипа).
Новая ред. 25 февр. 1905, Большой т-р  (Сванильда  -  Гельцер,  Франц  -
Тихомиров, Коппелиус - В. Гельцер; балетм. Горский). На сов. сцене пост.
12 сент. 1924 в Большом т-ре, 4 апр. 1934 в Ленингр. Малом оперном  т-ре
(возобн. в 1949). Пост. в т-рах оперы и балета др.  городов:  Свердловск
(1933), Минск (1935), Днепропетровск  (1936),  Горький  (1937  и  1946),
Тбилиси (1938), Уфа (1940), Киев (1941), Фрунзе (1941), Ташкент  (1947),
Ереван (1948), Одесса (1948), Улан-Удэ (1949),  Оренбург  (1959),  Пермь
(1960), Орджоникидзе (1961).
   За рубежом: Англия - "Эмпайр-тиэтр" (1906), "Сэдлерс-Уэллс" (1933), а
также в Копенгагене  (1896),  Нью-Йорке  (1938),  Сан-Франциско  (1939),
Берлине (1956), Будапеште (1957) и др.
   Лит.: Beaumont С. W., Complete book of ballets, L., 1956;  Guest  J.,
The ballet of the Second Empire, v. 2, L., 1953. Юр. Б.
   КОППИН  (Coppin),  Джордж  Селт   (8.IV.1819-   14   II   1.1906)   -
австралийский   акт„р,   режисс„р,   театральный   деятель.   Один    из
основоположников австрал. т-ра. Начал акт„рскую деятельность в Англии  в
труппе отца. В возрасте 18 лет получил ангажемент в "Ву-лидж тиэтре"  на
амплуа комика-буфф. Играл в водевилях и в шекспировских пьесах. Выступал
в Шеффилде, Манчестере,  Дублине  и  др.  городах.  В  1843  переехал  в

Страницы: «« « 1198   1199   1200   1201   1202   1203   1204   1205   1206  1207   1208   1209   1210   1211   1212   1213   1214   1215   1216  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия