Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1163   1164   1165   1166   1167   1168   1169   1170   1171  1172   1173   1174   1175   1176   1177   1178   1179   1180   1181  » »»

   В музыке К. к трагедиям есть осн. муз. формы  будущей  рус.  классич.
оперы  -хор,  речитатив,  ария,  программная  увертюра  и  связанные   с
действием оркестровые номера. К. принадлежат оперы "Взятие Измаила,  или
Зельмира и Смелой" (1795,  Останкинский  дворцовый  т-р  Шереметевых)  и
"Новорожд„нный" (на франц. текст).  Писал  и  в  др.  жанрах  (известный
полонез "Гром победы раздавайся" на стихи Державина, 1791, и др.).
   Лит.: Грачев П. В., О. А. Козловский, в кн.:
   Очерки по исторр1И русской музыки, 1790-1825, Л., 1956;
   Асафьев Б. В., Памятка о Козловском, в кн.: Музыка и музыкальный  быт
старой России. Материалы и исследования, т. 1, Л., 1927. Ю.Быч.
   КОЗЬМА ПРУТКОВ - литературный персонаж, созданный  А.  К.  Толстым  и
братьями  Алексеем   и   Владимиром   Жемчужниковыми   (иногда   к   ним
присоединялись и другие литераторы). Сочинения,  подписанные  именем  К.
П., были созданы как бы от лица  тупого  бюрократа  николаевской  эпохи,
вообразившего себя поэтом и философом. Авторы разработали его  подробную
биографию и выступали от его  имени  в  разных  лит.  жанрах.  Афоризмы,
стихи, воспоминания, басни, пьесы К. П.  (печатались  в  передовых  рус.
журналах "Современник", "Искра" и др.) представляют собой преим. пародии
на пошлые и глупые произведения совр. ему  бездарных  реакц.  писателей.
Среди драм. сочинений К. П.: комедия "Фантазия"  (1851,  Александрийский
т-р, была снята Николаем I после первого  представления)  -  пародия  на
бездумные, тупые водевили, "Блонды" ("пословица в 1 действии",  1854)  -
поле-мич.   выпад    против    журнала    "Москвитянин",    проявлявшего
восторженность перед т.  н.  высшим  обществом,  оперетта  "Черепос-лов,
сиречь  Френолог"  (1860,  пост.  1909,   "Вес„лый   т-р",   Петербург),
осмеивающая сторонников теории "искусства для искусства", драма  "Любовь
и  Силин"  (1861),   направленная   против   увлечения   мистицизмом   и
таинственностью,  "Сродство  мировых  сил"  (изд.  1884)  -  пародия  на
мистерию. Иногда
   К. П. нападал и на художников прогрессивного лагеря.  Так,  напр.,  в
1913 в т-ре "Кривое зеркало" было  пост.  его  "естественно  разговорное
представление" - "Опрометчивый турка,  или  Приятно  ли  быть  внуком?",
пародирующее творческую манеру А. Н. Островского.
   Соч.: Полное собр. соч., M.-Л., 1933 (имеется  библиография);  Полное
собр. соч., М., 1959. Ю. Д
   КОЗЬМЯН (Kozmian), Станислав (7.V.1836, П„т-ровице, ок. Люблина,-3.VI
1.1922, Краков) - польский театральный деятель, режисс„р, критик. Учился
в Кракове, в 1855-60 - в Париже. С 1866- худ. рук. и директор  (1871-85)
Краковского т-ра.  Деятельность  К.  имела  прогрессивное  значение  для
развития польского театр. иск-ва. К. был одним из основоположников совр.
режиссуры. Под его  руководством  сформировалась  передовая  реалистич.'
акт„рская школа (краковская  школа).  Стремясь  к  сце-нич.  правде,  К.
противопоставлял сдержанную, построенную  на  разнообразных  психологич.
оттенках акт„рскую игру рутинным при„мам,  эффектной  де-кламационности,
процветавшим на польской сцене. К. боролся за акт„рский ансамбль, уделял
большое внимание  репетиционной  работе  (вводил  ана-литич.  репетиции,
связанные  с  лит.  и  психологич.  разбором   произведения,   отдельных
образов), выступал за расширение репертуара т-ра.  К.  придавал  большое
значение драматургии А. Фредро, осуществив  на  сцене  Краковского  т-ра
постановку  основных  его  комедий.  Среди  др.   пост.   К.:   "Барские
конфедераты" Мицкевича (1872), "Мария Стюарт", "Мазепа" (1868),  '"Лилла
Венеда" (1870) Словацкого, "Венецианский купец"  (1866),  "Ричард  III",
"Гамлет", "Ромео и Джульетта",  "Король  Лир"  (1868),  "Макбет"  (1869)
Шекспира,  "Вильгельм  Телль"  Шиллера  (1868),  "Эгмонт"  Г„те  (1868),
"Женитьба Фигаро" (1870), "Ревизор";
   "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Ф„дор Иоаннович" А.  К.  Толстого.  В
Краковском т-ре ставились пьесы польских классиков (В. Богуславский,  Ф.
Заблоц-кий, И. Красицкий, А. Мицкевич, Ю. Словацкий, А. Фредро) и  совр.
драматургов (Ю. Близиньский, М. Балуцкий, Ю. Нажнмский и др.), мировая и
русская классика (Шекспир, Мольер, Шиллер, Гоголь  и  др.).  В  1885  К.
отош„л от т-ра; в 1897 уехал в Вену. Вернулся  на  родину  в  конце  1-й
мировой войны.
   Соч.: Rzeczy teatralne, Krakow, 1904;  Teatr.  Wybor  pism,  t.  1-2,
Krakow, 1959.
   Лит.: Сельский Л., Воспоминания, пер.  с  польского,  М.,  1961  (см.
указатель им„н); Estreicher К. Teatra w Polsce,  t.  II,  Krakow,  1876,
переизд., 1953-56;
   Bar  A.,  Teatr  krakowski  pod  dyrekcja  Kozmiana,  Lwow,   [1939т,
Zelazowski R., Piecdziesiat lat teatru polskiego, Lwow, 1921. Б Рос
   КОЙДУЛА, Лидия (наст. имя и фам.- Лидия Эмилия Флорентина Я  ннсе  н)
[12(24).XI    1.1843,    Вана-Вяндра,-30.    VII    (11.VIII).     1886,
Кронштадт]эстонская  поэтесса  и  драматург.  Род.  в   семье   учителя.
Занималась в Пярнуской высшей женской школе  (1854-  1861),  где  начала
свою лит. деятельность. Обществ,  и  лит.  взгляды  К.  формировались  в
условиях усиления борьбы против  ига  нем.  помещиков.  Была  связана  с
деятелями  эст.  нац.-демократич.  движения  2-й  пол.  19  в.  Получила
известность как поэтесса. К. приняла  участие  в  организации  (1870)  и
стала  одним  из  основоположников  эст.  нац.  т-ра.   Написала   пьесу
"Двоюродный братец из Са-аремаа", к-рую сама пост. на сцене осн. ею т-ра
"Ванемуй-не" (24 июня 1870). В пьесах "Сваты-бер„зки, или Марет и
   Мийна" (1870)  и  "Этакий  мульк,  или  Сто  пудов  соли"  (1871)  К.
разоблачает реакц. политику прибалт. баронов,  утверждает  необходимость
просвещения народа. Пьесы  К.  положили  начало  развитию  эст.  сценич.
иск-ва, придав ему  реалистич.  и  демокра-тич.  направленность.  Первые
пост. этих пьес в об-ве "Ванемуйне" называют "театром Койдулы".  В  1880
написала драму  "Сватовство"  (пост.  в  Пярнуском  драм.  т-ре  им.  Л.
Койдулы, 1953). В сов. время пост.: "Сваты-бер„зки" ("Ванемуйне", 1945),
"Этакий мульк" (т-р "Эстония", 1945, и др.).
   Соч.: Teosed, 1-2, Tallinn, 1957 (Пьесы - т. 2); Naidendid,  Tallinn,
1946; в рус. пер.-Избранное, Таллин, 1950. Лит.:  Театральный  альманах,
кн. 7, M., 1948 (ст. 3. Троицкого, с. 251-258); Lydia  Koidula.  Valimik
L. Koi-dula 100 sunnipaeva ja 60. surmapaeva, Tallinn, 1947; Винкель A.,
O жизненном и творческом  пути  Лидии  Койду-ла,  в  сб.:  Об  эстонской
литературе, Таллин, 1956, с. 49-78;
   Vinkel A., Koidula Elu  -  ja  luuletajateest,  в  кн.:  Koidula  L.,
Teosed, l, Tallinn, 1957, c.  383-409;  S  o  o  t  B.,  Lydia  Koidula,
Tallinn, 1961. Я. Каск.
   КОЙТ, Артур, (р.19.XII.1908) -  эстонский  советский  артист  балета.
Засл. арт. Эст. ССР (1957).  С  1926-  солист  т-ра  "Эстония".  Вначале
выступал  в  лирич.  партиях  классич.  балетов,   впоследствии   создал

Страницы: «« « 1163   1164   1165   1166   1167   1168   1169   1170   1171  1172   1173   1174   1175   1176   1177   1178   1179   1180   1181  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия