|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1163 1164 1165 1166 1167 1168 1169 1170 1171 1172 1173 1174 1175 1176 1177 1178 1179 1180 1181 » »» В музыке К. к трагедиям есть осн. муз. формы будущей рус. классич.
оперы -хор, речитатив, ария, программная увертюра и связанные с
действием оркестровые номера. К. принадлежат оперы "Взятие Измаила, или
Зельмира и Смелой" (1795, Останкинский дворцовый т-р Шереметевых) и
"Новорожд„нный" (на франц. текст). Писал и в др. жанрах (известный
полонез "Гром победы раздавайся" на стихи Державина, 1791, и др.).
Лит.: Грачев П. В., О. А. Козловский, в кн.:
Очерки по исторр1И русской музыки, 1790-1825, Л., 1956;
Асафьев Б. В., Памятка о Козловском, в кн.: Музыка и музыкальный быт
старой России. Материалы и исследования, т. 1, Л., 1927. Ю.Быч.
КОЗЬМА ПРУТКОВ - литературный персонаж, созданный А. К. Толстым и
братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми (иногда к ним
присоединялись и другие литераторы). Сочинения, подписанные именем К.
П., были созданы как бы от лица тупого бюрократа николаевской эпохи,
вообразившего себя поэтом и философом. Авторы разработали его подробную
биографию и выступали от его имени в разных лит. жанрах. Афоризмы,
стихи, воспоминания, басни, пьесы К. П. (печатались в передовых рус.
журналах "Современник", "Искра" и др.) представляют собой преим. пародии
на пошлые и глупые произведения совр. ему бездарных реакц. писателей.
Среди драм. сочинений К. П.: комедия "Фантазия" (1851, Александрийский
т-р, была снята Николаем I после первого представления) - пародия на
бездумные, тупые водевили, "Блонды" ("пословица в 1 действии", 1854) -
поле-мич. выпад против журнала "Москвитянин", проявлявшего
восторженность перед т. н. высшим обществом, оперетта "Черепос-лов,
сиречь Френолог" (1860, пост. 1909, "Вес„лый т-р", Петербург),
осмеивающая сторонников теории "искусства для искусства", драма "Любовь
и Силин" (1861), направленная против увлечения мистицизмом и
таинственностью, "Сродство мировых сил" (изд. 1884) - пародия на
мистерию. Иногда
К. П. нападал и на художников прогрессивного лагеря. Так, напр., в
1913 в т-ре "Кривое зеркало" было пост. его "естественно разговорное
представление" - "Опрометчивый турка, или Приятно ли быть внуком?",
пародирующее творческую манеру А. Н. Островского.
Соч.: Полное собр. соч., M.-Л., 1933 (имеется библиография); Полное
собр. соч., М., 1959. Ю. Д
КОЗЬМЯН (Kozmian), Станислав (7.V.1836, П„т-ровице, ок. Люблина,-3.VI
1.1922, Краков) - польский театральный деятель, режисс„р, критик. Учился
в Кракове, в 1855-60 - в Париже. С 1866- худ. рук. и директор (1871-85)
Краковского т-ра. Деятельность К. имела прогрессивное значение для
развития польского театр. иск-ва. К. был одним из основоположников совр.
режиссуры. Под его руководством сформировалась передовая реалистич.'
акт„рская школа (краковская школа). Стремясь к сце-нич. правде, К.
противопоставлял сдержанную, построенную на разнообразных психологич.
оттенках акт„рскую игру рутинным при„мам, эффектной де-кламационности,
процветавшим на польской сцене. К. боролся за акт„рский ансамбль, уделял
большое внимание репетиционной работе (вводил ана-литич. репетиции,
связанные с лит. и психологич. разбором произведения, отдельных
образов), выступал за расширение репертуара т-ра. К. придавал большое
значение драматургии А. Фредро, осуществив на сцене Краковского т-ра
постановку основных его комедий. Среди др. пост. К.: "Барские
конфедераты" Мицкевича (1872), "Мария Стюарт", "Мазепа" (1868), '"Лилла
Венеда" (1870) Словацкого, "Венецианский купец" (1866), "Ричард III",
"Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Король Лир" (1868), "Макбет" (1869)
Шекспира, "Вильгельм Телль" Шиллера (1868), "Эгмонт" Г„те (1868),
"Женитьба Фигаро" (1870), "Ревизор";
"Смерть Иоанна Грозного", "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого. В
Краковском т-ре ставились пьесы польских классиков (В. Богуславский, Ф.
Заблоц-кий, И. Красицкий, А. Мицкевич, Ю. Словацкий, А. Фредро) и совр.
драматургов (Ю. Близиньский, М. Балуцкий, Ю. Нажнмский и др.), мировая и
русская классика (Шекспир, Мольер, Шиллер, Гоголь и др.). В 1885 К.
отош„л от т-ра; в 1897 уехал в Вену. Вернулся на родину в конце 1-й
мировой войны.
Соч.: Rzeczy teatralne, Krakow, 1904; Teatr. Wybor pism, t. 1-2,
Krakow, 1959.
Лит.: Сельский Л., Воспоминания, пер. с польского, М., 1961 (см.
указатель им„н); Estreicher К. Teatra w Polsce, t. II, Krakow, 1876,
переизд., 1953-56;
Bar A., Teatr krakowski pod dyrekcja Kozmiana, Lwow, [1939т,
Zelazowski R., Piecdziesiat lat teatru polskiego, Lwow, 1921. Б Рос
КОЙДУЛА, Лидия (наст. имя и фам.- Лидия Эмилия Флорентина Я ннсе н)
[12(24).XI 1.1843, Вана-Вяндра,-30. VII (11.VIII). 1886,
Кронштадт]эстонская поэтесса и драматург. Род. в семье учителя.
Занималась в Пярнуской высшей женской школе (1854- 1861), где начала
свою лит. деятельность. Обществ, и лит. взгляды К. формировались в
условиях усиления борьбы против ига нем. помещиков. Была связана с
деятелями эст. нац.-демократич. движения 2-й пол. 19 в. Получила
известность как поэтесса. К. приняла участие в организации (1870) и
стала одним из основоположников эст. нац. т-ра. Написала пьесу
"Двоюродный братец из Са-аремаа", к-рую сама пост. на сцене осн. ею т-ра
"Ванемуй-не" (24 июня 1870). В пьесах "Сваты-бер„зки, или Марет и
Мийна" (1870) и "Этакий мульк, или Сто пудов соли" (1871) К.
разоблачает реакц. политику прибалт. баронов, утверждает необходимость
просвещения народа. Пьесы К. положили начало развитию эст. сценич.
иск-ва, придав ему реалистич. и демокра-тич. направленность. Первые
пост. этих пьес в об-ве "Ванемуйне" называют "театром Койдулы". В 1880
написала драму "Сватовство" (пост. в Пярнуском драм. т-ре им. Л.
Койдулы, 1953). В сов. время пост.: "Сваты-бер„зки" ("Ванемуйне", 1945),
"Этакий мульк" (т-р "Эстония", 1945, и др.).
Соч.: Teosed, 1-2, Tallinn, 1957 (Пьесы - т. 2); Naidendid, Tallinn,
1946; в рус. пер.-Избранное, Таллин, 1950. Лит.: Театральный альманах,
кн. 7, M., 1948 (ст. 3. Троицкого, с. 251-258); Lydia Koidula. Valimik
L. Koi-dula 100 sunnipaeva ja 60. surmapaeva, Tallinn, 1947; Винкель A.,
O жизненном и творческом пути Лидии Койду-ла, в сб.: Об эстонской
литературе, Таллин, 1956, с. 49-78;
Vinkel A., Koidula Elu - ja luuletajateest, в кн.: Koidula L.,
Teosed, l, Tallinn, 1957, c. 383-409; S o o t B., Lydia Koidula,
Tallinn, 1961. Я. Каск.
КОЙТ, Артур, (р.19.XII.1908) - эстонский советский артист балета.
Засл. арт. Эст. ССР (1957). С 1926- солист т-ра "Эстония". Вначале
выступал в лирич. партиях классич. балетов, впоследствии создал
Страницы: «« « 1163 1164 1165 1166 1167 1168 1169 1170 1171 1172 1173 1174 1175 1176 1177 1178 1179 1180 1181 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |