|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1115 1116 1117 1118 1119 1120 1121 1122 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 » »» (1843).
Многолетние попытки общественности создать в К. постоянный т-р не
имели успеха. В 1856 было построено новое каменное здание (на 849 мест),
получившее назв. Городского т-ра. Этот т-р в течение мн. лет сдавался в
аренду драм. и оперным антрепрен„рам (Т. Борковскому, Ф. Бергеру, Я.
Сетову, М. Савину, И. Прянишникову, М. Бородаю, С. Брикину, М. Багрову и
др.) и использовался для выступлений иностр. гастрол„ров: А. Олдриджа
(1861), Э. Росси (1878, 1890, 1896),Э. Дузе (1891). Сары Бернар (1881,
1909), Б. К. Коклена (1882,1889), Л. Барная (1886), Э. Поссарта (1887).
В 1856-63 в помещении т-ра играли драм. рус. и польская труппы, в
1863-66 - итал. оперная труппа. Пост. оперы "Аскольдова могила"
Верстовского (27 окт. 1867) положила начало возникновению в К. рус.
оперного т-ра, на сцене к-рого шли лучшие произв. рус. и иностр.
композиторов. 4 февр. 1896 здание т-ра сгорело. Новое здание для
оперного т-ра было построено'и открыто в 1901.
Во 2-й пол. 19 в. т-р занимал большое место в обществ, и политич.
жизни города, приобретая более ч„ткие нац. черты и проф. мастерство.
Появились укр. драм. акт„ры, композиторы, певцы, музыканты. В 1861
открылась первая постоянная муз. школа. В 90-х гг. 19 в. оживлению
театр. жизни К. способствовало Лит.-артистич. об-во (Н. Лысенко, М.
Стариц-кии, Леся Украинка, К. Стеценко, Н. Деонтович, Я. Стеновой и
др.), в 1908-11 - товарищество "Украинский клуб". В 1903 Н. Лысенко
организовал муз.-драм. школу (с 1919- ин-т). В 1913 на базе музыкальной
школы открылась консерватория.
В конце 19 - нач. 20 вв. в К. гастролировали крупнейшие акт„ры моек.
и петерб. т-ров и театр. коллективы; их выступления были школой для укр.
акт„ров, укрепляли творч. взаимосвязи укр/ и рус. театр. культуры.
В 1877 в К. открылся частный рус. драм. т-р под назв. т-р "Бергонье"
(в помещении б. цирка "Бергонье"). В 1891 Н. Со-ловцов организовал
"Товарищество драматических артистов", заложившее основы постоянного
рус. т-ра в К. Спектакли т-ра Соловцова характеризовались высокой
сценич. культурой. Укр. труппы в течение мн.,лет в К. не выступали
(специальные указы царского правительства 1863, 1876, 1881, 1884
запрещали книги, ноты и спектакли на "малорусском наречии").
10 янв. 1882 кременчугская труппа Г. Ашкаренко во главе с реж. М.
Кропивницким добилась разрешения и впервые показала в К. спектакль
"Назар Стодоля" Шевченко на укр. яз. В репертуаре этой труппы были пьесы
Котляревского, Квитки-Основьяненко, Кропивницкого.В ноябре 1882 в К.
приехала труппа Кропивницкого, в к-рую входили М. Заньковецкая,
Н.Садовский и др. В последующие годы в К. играли укр. труппы М.
Старицкого, Н. Садовского, П. Саксаганского, О. Суходольского, О.
Суслова, в к-рых выступали М. Кропивницкий, М. Заньковецкая, Н.
Садовский, А. Затыркевич-Карпинская, Ф. Левицкий, Е. Зарницкая, Л.
Линицкая и др. Их выступления имели большое художественное и
общественное значение.
Революция 1905 ослабила цензурные запреты. В 1907 Н. Садовский
основал в К. стационарный укр. т-р в помещении Троицкого нар. дома (ныне
Т-р муз, комедии, просуществовавший до 1918. В труппу входили:
Заньковецкая, Линицкая, Левицкий, И. Марьяненко, М.
Литвиненко-Вольгемут, А. Борисоглебская, В. Василько, худ. В.
Кри-чевский и др. Репертуар состоял из пьес укр. драматургов
(Карпенко-Карый, Кропивницкий, Старицкий, Шевченко, Леся Украинка,
Котляревский, Квитка-Основьяненко). Садовский впервые обращается к рус.
и зап.-европ. классике. Он поставил на укр. яз. "Ревизор", "Женитьба",
"Доходное место". Здесь были осуществлены пост. произв. укр.
композиторов: "Энеида" Лысенко, "Запорожец за Дунаем"
Гулак-Артемовского. В конце 1916 возник т. н. Молодой театр
("Товарищество молодых украинских артистов"), В годы между революциями
1905-17 киевские т-ры переживали глубокий идейный и творч. кризис. Даже
такие т-ры, как Соловцова, "Бергонье", утеряли свою демократич.
направленность, снизился художественный уровень спектаклей, в К.
открылось большое количество кабаре.
После революции 1917 политич. обстановка в К. оставалась сложной.
Молодая Сов. республика боролась с внутр. контрреволюцией и иностр.
интервенцией. Смена властей, продолжавшаяся до 1920, препятствовала
установлению нормальной творч. жизни. В 1918 П. Саксаганский организовал
Нар. т-р, открывшийся 1 сент. пьесой Котляревского "Наталка-Полтавка"
(Терпелыха-Заньковецкая, Воз-ный-Саксаганский). Т-р продолжал реалистич.
традиции нар. укр. т-ра, осуществляя преимущественно пост. пьес
Кропивницкого, Карпенко-Карого, Старицкого, Шевченко,
Квитки-Основьяненко. Но старый бытовой репертуар не отвечал запросам
нового времени. Т-р существовал до 1922.
Сов. власть, установившаяся в К. в 1919, помогла т-рам преодолеть
идейно-художеств. кризис. К строительству новой театр. культуры были
привлечены крупные деятели т-ра. Постановлением Всеукр. совета иск-в 15
марта 1919 проведена национализация т-ров К. Государственными были
объявлены Т-р оперы и балета им. К. Либкнехта (б. Городской), Рус. драм.
т-р им. В. И. Ленина (б. Соловцова), Укр. драм. т-р им. Т. Шевченко.
Возникли новые театральные коллективы. В 1919 была организована "Укр.
муз. драма". В том же году созданы Первый республиканский симфонич.
оркестр под рук. Н. Леонтовича, 6 районных рабочих т-ров (на Лукьяновке,
Димеевке, Куреневке, Подоле, Печерске, станции Киев 1-й). Большую
пропагандистскую работу проводили драм. кружки и т-ры Красной
АрмииБольшой 'и Малый т-ры политуправления Киевского военного округа. В
марте 1922 возник т-р "Берез?ль" во главе с А. Кур-басом (с 1926- в
Харькове). Он привл„к внимание общественности призывом к борьбе против
рутины, штампов, косности. Однако теоретич. платформа и творч. практика
т-ра оказались противоречивыми, деятельность его ограничивали
формально-экспериментаторские поиски. 15 ноября 1922 в помещении
Троицкого нар. дома открылся Укр. драл . т-р им. Заньковецкой (ныне во
Львове) под рук. П. Саксаганского, Б. Романицкого, О. Корольчука, 8
ноября 1924- Гос. т-р для детей (реж. И. Деева), 15 окт. 19 26 в
помещении б. т-ра "Бергонье" - Рус. гос. т-р драмы (ныне Т-р им. Леси
Украинки). В 1926 в К. был перевед„н из Харькова один из лучших т-ров
республики - Укр. драм. т-р им. Франко. Творч. коллектив т-ра,
воспитанный на классич. репертуаре, развивавший реалистич. традиции нац.
т-ра, стал активным участником строительства новой культуры. В 1926 в К.
открылся Укр. гос. т-р оперы и балета, 29 мая 1926 - Музей театр. иск-ва
УССР, 29 дек. 1951- Всеукр. т-р Красной Армии Киевского военного округа,
в 1934 - Т-р муз. комедии. В 1934 на базе Муз.-драм. ин-та им. Лысенко
Страницы: «« « 1115 1116 1117 1118 1119 1120 1121 1122 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |