Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1115   1116   1117   1118   1119   1120   1121   1122   1123  1124   1125   1126   1127   1128   1129   1130   1131   1132   1133  » »»

(1843).
   Многолетние попытки общественности создать в  К.  постоянный  т-р  не
имели успеха. В 1856 было построено новое каменное здание (на 849 мест),
получившее назв. Городского т-ра. Этот т-р в течение мн. лет сдавался  в
аренду драм. и оперным антрепрен„рам (Т.  Борковскому,  Ф.  Бергеру,  Я.
Сетову, М. Савину, И. Прянишникову, М. Бородаю, С. Брикину, М. Багрову и
др.) и использовался для выступлений иностр.  гастрол„ров:  А.  Олдриджа
(1861), Э. Росси (1878, 1890, 1896),Э. Дузе (1891). Сары  Бернар  (1881,
1909), Б. К. Коклена (1882,1889), Л. Барная (1886), Э. Поссарта  (1887).
В 1856-63 в помещении т-ра  играли  драм.  рус.  и  польская  труппы,  в
1863-66  -  итал.  оперная  труппа.  Пост.  оперы  "Аскольдова   могила"
Верстовского (27 окт. 1867) положила  начало  возникновению  в  К.  рус.
оперного т-ра, на  сцене  к-рого  шли  лучшие  произв.  рус.  и  иностр.
композиторов. 4  февр.  1896  здание  т-ра  сгорело.  Новое  здание  для
оперного т-ра было построено'и открыто в 1901.
   Во 2-й пол. 19 в. т-р занимал большое место  в  обществ,  и  политич.
жизни города, приобретая более ч„ткие нац.  черты  и  проф.  мастерство.
Появились укр. драм.  акт„ры,  композиторы,  певцы,  музыканты.  В  1861
открылась первая постоянная муз. школа.  В  90-х  гг.  19  в.  оживлению
театр. жизни К. способствовало  Лит.-артистич.  об-во  (Н.  Лысенко,  М.
Стариц-кии, Леся Украинка, К. Стеценко,  Н.  Деонтович,  Я.  Стеновой  и
др.), в 1908-11 - товарищество "Украинский  клуб".  В  1903  Н.  Лысенко
организовал муз.-драм. школу (с 1919- ин-т). В 1913 на базе  музыкальной
школы открылась консерватория.
   В конце 19 - нач. 20 вв. в К. гастролировали крупнейшие акт„ры  моек.
и петерб. т-ров и театр. коллективы; их выступления были школой для укр.
акт„ров, укрепляли творч. взаимосвязи укр/ и рус. театр. культуры.
   В 1877 в К. открылся частный рус. драм. т-р под назв. т-р  "Бергонье"
(в помещении б. цирка  "Бергонье").  В  1891  Н.  Со-ловцов  организовал
"Товарищество драматических  артистов",  заложившее  основы  постоянного
рус. т-ра  в  К.  Спектакли  т-ра  Соловцова  характеризовались  высокой
сценич. культурой. Укр. труппы в  течение  мн.,лет  в  К.  не  выступали
(специальные  указы  царского  правительства  1863,  1876,  1881,   1884
запрещали книги, ноты и спектакли на "малорусском наречии").
   10 янв. 1882 кременчугская труппа Г. Ашкаренко во  главе  с  реж.  М.
Кропивницким добилась разрешения  и  впервые  показала  в  К.  спектакль
"Назар Стодоля" Шевченко на укр. яз. В репертуаре этой труппы были пьесы
Котляревского, Квитки-Основьяненко, Кропивницкого.В  ноябре  1882  в  К.
приехала  труппа  Кропивницкого,  в  к-рую  входили   М.   Заньковецкая,
Н.Садовский и др.  В  последующие  годы  в  К.  играли  укр.  труппы  М.
Старицкого,  Н.  Садовского,  П.  Саксаганского,  О.  Суходольского,  О.
Суслова,  в  к-рых  выступали  М.  Кропивницкий,  М.  Заньковецкая,   Н.
Садовский, А.  Затыркевич-Карпинская,  Ф.  Левицкий,  Е.  Зарницкая,  Л.
Линицкая  и  др.  Их  выступления   имели   большое   художественное   и
общественное значение.
   Революция 1905  ослабила  цензурные  запреты.  В  1907  Н.  Садовский
основал в К. стационарный укр. т-р в помещении Троицкого нар. дома (ныне
Т-р  муз,  комедии,  просуществовавший  до  1918.  В   труппу   входили:
Заньковецкая,     Линицкая,     Левицкий,     И.     Марьяненко,      М.
Литвиненко-Вольгемут,  А.   Борисоглебская,   В.   Василько,   худ.   В.
Кри-чевский  и  др.  Репертуар  состоял   из   пьес   укр.   драматургов
(Карпенко-Карый,  Кропивницкий,  Старицкий,  Шевченко,  Леся   Украинка,
Котляревский, Квитка-Основьяненко). Садовский впервые обращается к  рус.
и зап.-европ. классике. Он поставил на укр. яз.  "Ревизор",  "Женитьба",
"Доходное  место".  Здесь   были   осуществлены   пост.   произв.   укр.
композиторов:    "Энеида"     Лысенко,     "Запорожец     за     Дунаем"
Гулак-Артемовского.  В  конце  1916   возник   т.   н.   Молодой   театр
("Товарищество молодых украинских артистов"), В годы  между  революциями
1905-17 киевские т-ры переживали глубокий идейный и творч. кризис.  Даже
такие  т-ры,  как  Соловцова,  "Бергонье",  утеряли   свою   демократич.
направленность,  снизился  художественный  уровень  спектаклей,   в   К.
открылось большое количество кабаре.
   После революции 1917 политич. обстановка  в  К.  оставалась  сложной.
Молодая Сов. республика боролась  с  внутр.  контрреволюцией  и  иностр.
интервенцией. Смена  властей,  продолжавшаяся  до  1920,  препятствовала
установлению нормальной творч. жизни. В 1918 П. Саксаганский организовал
Нар. т-р, открывшийся 1 сент.  пьесой  Котляревского  "Наталка-Полтавка"
(Терпелыха-Заньковецкая, Воз-ный-Саксаганский). Т-р продолжал реалистич.
традиции  нар.  укр.  т-ра,  осуществляя  преимущественно   пост.   пьес
Кропивницкого,       Карпенко-Карого,       Старицкого,        Шевченко,
Квитки-Основьяненко. Но старый бытовой  репертуар  не  отвечал  запросам
нового времени. Т-р существовал до 1922.
   Сов. власть, установившаяся в К. в  1919,  помогла  т-рам  преодолеть
идейно-художеств. кризис. К строительству  новой  театр.  культуры  были
привлечены крупные деятели т-ра. Постановлением Всеукр. совета иск-в  15
марта 1919  проведена  национализация  т-ров  К.  Государственными  были
объявлены Т-р оперы и балета им. К. Либкнехта (б. Городской), Рус. драм.
т-р им. В. И. Ленина (б. Соловцова), Укр. драм.  т-р  им.  Т.  Шевченко.
Возникли новые театральные коллективы. В 1919  была  организована  "Укр.
муз. драма". В том же  году  созданы  Первый  республиканский  симфонич.
оркестр под рук. Н. Леонтовича, 6 районных рабочих т-ров (на Лукьяновке,
Димеевке,  Куреневке,  Подоле,  Печерске,  станции  Киев  1-й).  Большую
пропагандистскую  работу  проводили  драм.   кружки   и   т-ры   Красной
АрмииБольшой 'и Малый т-ры политуправления Киевского военного округа.  В
марте 1922 возник т-р "Берез?ль" во главе с  А.  Кур-басом  (с  1926-  в
Харькове). Он привл„к внимание общественности призывом к  борьбе  против
рутины, штампов, косности. Однако теоретич. платформа и творч.  практика
т-ра   оказались   противоречивыми,   деятельность   его    ограничивали
формально-экспериментаторские  поиски.  15  ноября  1922   в   помещении
Троицкого нар. дома открылся Укр. драл . т-р им. Заньковецкой  (ныне  во
Львове) под рук. П. Саксаганского,  Б.  Романицкого,  О.  Корольчука,  8
ноября 1924- Гос. т-р для детей  (реж.  И.  Деева),  15  окт.  19  26  в
помещении б. т-ра "Бергонье" - Рус. гос. т-р драмы (ныне  Т-р  им.  Леси
Украинки). В 1926 в К. был перевед„н из Харькова один  из  лучших  т-ров
республики  -  Укр.  драм.  т-р  им.  Франко.  Творч.  коллектив   т-ра,
воспитанный на классич. репертуаре, развивавший реалистич. традиции нац.
т-ра, стал активным участником строительства новой культуры. В 1926 в К.
открылся Укр. гос. т-р оперы и балета, 29 мая 1926 - Музей театр. иск-ва
УССР, 29 дек. 1951- Всеукр. т-р Красной Армии Киевского военного округа,
в 1934 - Т-р муз. комедии. В 1934 на базе Муз.-драм. ин-та  им.  Лысенко

Страницы: «« « 1115   1116   1117   1118   1119   1120   1121   1122   1123  1124   1125   1126   1127   1128   1129   1130   1131   1132   1133  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия