Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1097   1098   1099   1100   1101   1102   1103   1104   1105  1106   1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114   1115  » »»

   КАТРАКИС (????????), Манос (р. 1908) - тре-ческий акт„р.  Дебютировал
в 1927 в афинском "Т-ре молодежи". В 1932-33 и 1935-42 выступал в  Греч.
нац. т-ре в ролях классич. репертуара: Корифей и Вестник ("Агамемнон"  и
"Персы" Эсхила), Проспер ("Буря"  Шекспира)  и  др.  В  конце  40-х  гг.
подвергался преследованиям за демократич. убеждения, находился в ссылке.
В 1952, на Междунар. фестивале античной драмы в Дельфах, выступил в роли
Прометея ("Прикованный Прометей" Эсхила). В 1955 организовал Греч.  нар.
т-р, где играл роли Моносандалоса (о. п. Цеку-раса), Ваняса ("Девочка  с
ленточкой" Пергиалиса), Манолиоса ("Христа распинают  снова",  инсц.  по
Ка-зандзакису), Брета ("Глубокие корни" Гоу  и  Д'Юссо)  и  др.  Являясь
руководителем  Греч.  нар.  т-ра,  К.  в  своих   спектаклях   стремится
осуществить принципы массового нар. т-ра.Творч. индивидуальности К. были
близки нар.-героич. образы: полководец Караискакис (о. п. Фотиадиса и Г.
Ставру),  Фрон-дозо  ("Фуэнтеовехуна").   Среди   др.   ролей:   Манолис
("Патухас",  инсц.   по   Кондилакису),   князь   Мышкин   ("Идиот"   по
Достоевскому, инсц. Скулудиса). Снимается в кино. Д. С.
   КАТУЛЬСКАЯ,  Елена  Климентьевна  [p.21.V(2.VI).  1888]   -   русская
советская артистка оперы (колоратурное сопрано),  педагог.  Засл.  деят.
иск-в РСФСР (1958). В 1909  окончила  Петерб.  консерваторию  по  классу
проф. Н. А. Ирецкой. С этого же  года  К.-  солистка  Мариинского  т-ра.
Исполняла лирич. и лирико-драматич. партии: Лакме, Джильда,  Снегурочка,
Розина и др. В  1913-45  К.  пела  в  Большом  т-ре.  Партии:  Антонида,
Людмила;  Царевна-Лебедь,  Волхова,  Марфа  ("Сказка  о  царе  Салтане",
"Садко", "Царская  невеста"  Римского-Корсакова),  Джульетта  ("Ромео  и
Джульетта" Гуно) и др. К.-  выдающаяся  представительница  сов.  оперной
школы, обладает высоким вок. мастерством и сценич. культурой.  Голос  К.
особенно красиво звучал в верхнем регистре. К. выступала и как  камерная
певица. С 1948 К. вед„т  педагогич.  работу  в  Моск.  консерватории  (с
1950профессор). Среди учеников К.:  А.  Маслеников,  Т.  Ми-лашкина,  Л.
Гриценко и др. Автор статей по вок. иск-ву.  Гос.  пр.  СССР  (1950)  за
концертно-исполни-тельскую деятельность.
   Лит.: Грошева Е., Катульская, М.. 1957.  А.  Ив.  KATXAK  -  одна  из
четыр„х школ классического индийского  танца.  Возникла  в  Сев.  Индии.
Происходит от  храмовых  танцев  Раджастхана  и  Уттар-Прадеша.  Древние
трактаты  об  инд.  танце  описывают  К.  как  представление,  в   к-ром
рассказчик излагает различные истории (катха)  о  боге  Кришне.  Рассказ
сопровождается танцем, в к-ром символич. жесты воспроизводят содержание.
После завоевания Индии мусульма- Ч  нами  иск-во  К.  пришло  в  упадок.
Позднее моголь-ские правители стали приглашать исполнителей К. ко двору.
В 17 в. иск-во К. возродилось, религиозный  танец  приобретает  светский
характер (танец теперь состоит из чисто ритмических движений, вс„  более
и более сложных по мере  развития  танца).  Совр.  К.  состоит  из  двух
частей:  "чистого"  танца  (сложные  ритмич.  движения)  и   пантомимич.
представления  (изображение  бытовых  сценок  и  эпизодов  из  легенд  о
Кришне). Символич. жесты сведены до минимума.
   Лит.: Кау Ambrose,  Classical  dances  and  costumes  of  India,  L.,
[1950]. Мел. В., Л. Гр.
   КАУД‚ЛЛА  (Caudella),  Эдуард  (1841-1924)-   румынский   композитор,
дириж„р, педагог. Муз. образование получил в Ясской консерватории, к-рую
окончил в возрасте 12 лет; совершенствовался  в  Берлине,  Париже  и  во
Франкфурте-на-Майне  (у  А.  Вь„тана).   Выступал   с   концертами   как
скрипач-виртуоз. С 1861  К,-профессор  Ясской  консерватории  по  классу
скрипки (с 1893 - директор); одновременно  в  1861-68  и  в  1870-71-гл.
дириж„р Нац. т-ра в Яссах. В 1872 К. написал одну из первых рум. оперетт
"Ссора рэзеша" на либр. В. Александри (1872, Ясский нац.  т-р).  В  1880
создал одну из первых рум. опер "Олтянка" (1880, Нац. т-р, Яссы).  Затем
написал оперетты: "Дочь рэзеша" (1881),  "Гетман  Балтаг"  на  либр.  К.
Негруцци и И. Л. Караджале (1882), "Бей-заде Эпаминонда" на либр. тех же
авторов (1883), "Дорман, или Римляне и даки" (1883) и др., рум. историч.
оперу "Петру Рареш". К.  принадлежит  музыка  к  спектаклям  "Подземелье
Гейдельберга" (1872), "Госпожа Настасия" и др.
   Лит.: Poslusnicu М., Istoria musicei  la  Romani,  Вис.,  [1928].  Д.
Перс.
   КАУНАССКИЙ ТЕАТР (Каунасский государственный драматический  театр)  -
первый профессиональный драматический театр Литвы. Осн.  в  1920  об-вом
"Творцов искусств". Режисс„ром первого спектакля  "Огни  Ивановой  ночи"
Зудермана был Ю. Вайчкус, организатором и  директором  т-ра  -  поэт  Л.
Гира. В последующие годы  в  т-ре  работали  режисс„ры  Ю.  Вайчкус,  К.
Глинские, А. Олека-Жилинскас, А. Суткус; художники  М.  Добужинский,  В.
Дубенецкене,  В.  Диджиокас;  акт„ры  Ю.  Сипарис,   Н.   Восилюте,   П.
Пинкаускайте,  Э.  Биндокайте,  К.   Кимантайте,   Ю.   Рудзинскас,   А.
Вайнюнайте, П. Кубертавичюс, М. Миронайте, О. Римайте, Т. Вайчюнене,  К.
Юршис, А. Купстас, Ю. Станулис, Ю. Петраускас, Я. Ошкинайте, В. Динейка,
Н. Юрашунайте, А. Жалинкевичайте, О.  Ку-рмитеидр.  В  1920-41  развитие
т-ра  тесно  связано  с  творчеством  крупнейшего  лит.   режисс„ра   Б.
Даугу-ветиса, поставившего более 80 спектаклей.
   В  условиях  бурж.  Литвы  в  репертуаре  т-ра  преобладали   пустые,
развлекательные спектакли; но прогрессивные деятели литов.  нац.  иск-ва
добивались пост. произв. Островского, Гоголя, Чехова, Софокла, Шекспира,
Шиллера, Ибсена, Мольера, Гюго и других  классиков  мировой  литературы.
Вокруг т-ра группировались известные литов.  писатели:  К.  Бин-кис,  Б.
Сруога, В. Креве-Мицкявичюс, В.  Миколай-тис-Путинас,  П.  Вайчюнас,  А.
Венуолис, С. Чюрлио-нене-Кимантайте и др., стремившиеся ставить в  своих
пьесах   актуальные   вопросы,   раскрывать   социальные    противоречия
действительности. Но во многих драматургич. произведениях этого  периода
сказалась ограниченность идейных  позиций  их  авторов.  Среди  наиболее
значит, постановок литов. драматургии:
   "Патриоты"  (1926),  "Идолы  и  люди"  (1928)  Вайчюнаса,   "Шарунас"
("Зять") В. Креве-Мицкявичюса (1929),  "Воскресение"  Вайчюнаса  (1936),
"Поросль" Бинкиса (1938), "1831 год" Венуолиса (1939).
   На путь подлинного искусства т-р встал в 1940, после восстановления в
Литве  Сов.  власти  ("Мещане",  1940,  "Разлом",  1941;  "В   сумерках"
Венуолиса, 1941, и др.). Изменился и репертуар т-ра, на  сцене  появился
сов. человек - творец  новой  жизни.  Творч.  подъ„м  был  приостановлен
нем.-фашистской оккупацией, но сразу же после освобождения Каунаса  сов.
войсками (авг. 1944) т-р возрождается и включается  в  активную  работу.
Первые 3 года после освобождения коллективом руководил засл. деят. иск-в
Литов. ССР Л. Суткус. К режиссуре обратились акт„ры:  нар.  арт.  Литов.
ССР П. Кубертавичюс,  засл.  арт.  ЛитоВс  ССР  А.  Купстас,  артист  В.
Динейка. Большое место в репертуаре т-ра занимают  пьесы  сов.  авторов:

Страницы: «« « 1097   1098   1099   1100   1101   1102   1103   1104   1105  1106   1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114   1115  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия