|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1097 1098 1099 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 1114 1115 » »» КАТРАКИС (????????), Манос (р. 1908) - тре-ческий акт„р. Дебютировал
в 1927 в афинском "Т-ре молодежи". В 1932-33 и 1935-42 выступал в Греч.
нац. т-ре в ролях классич. репертуара: Корифей и Вестник ("Агамемнон" и
"Персы" Эсхила), Проспер ("Буря" Шекспира) и др. В конце 40-х гг.
подвергался преследованиям за демократич. убеждения, находился в ссылке.
В 1952, на Междунар. фестивале античной драмы в Дельфах, выступил в роли
Прометея ("Прикованный Прометей" Эсхила). В 1955 организовал Греч. нар.
т-р, где играл роли Моносандалоса (о. п. Цеку-раса), Ваняса ("Девочка с
ленточкой" Пергиалиса), Манолиоса ("Христа распинают снова", инсц. по
Ка-зандзакису), Брета ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо) и др. Являясь
руководителем Греч. нар. т-ра, К. в своих спектаклях стремится
осуществить принципы массового нар. т-ра.Творч. индивидуальности К. были
близки нар.-героич. образы: полководец Караискакис (о. п. Фотиадиса и Г.
Ставру), Фрон-дозо ("Фуэнтеовехуна"). Среди др. ролей: Манолис
("Патухас", инсц. по Кондилакису), князь Мышкин ("Идиот" по
Достоевскому, инсц. Скулудиса). Снимается в кино. Д. С.
КАТУЛЬСКАЯ, Елена Климентьевна [p.21.V(2.VI). 1888] - русская
советская артистка оперы (колоратурное сопрано), педагог. Засл. деят.
иск-в РСФСР (1958). В 1909 окончила Петерб. консерваторию по классу
проф. Н. А. Ирецкой. С этого же года К.- солистка Мариинского т-ра.
Исполняла лирич. и лирико-драматич. партии: Лакме, Джильда, Снегурочка,
Розина и др. В 1913-45 К. пела в Большом т-ре. Партии: Антонида,
Людмила; Царевна-Лебедь, Волхова, Марфа ("Сказка о царе Салтане",
"Садко", "Царская невеста" Римского-Корсакова), Джульетта ("Ромео и
Джульетта" Гуно) и др. К.- выдающаяся представительница сов. оперной
школы, обладает высоким вок. мастерством и сценич. культурой. Голос К.
особенно красиво звучал в верхнем регистре. К. выступала и как камерная
певица. С 1948 К. вед„т педагогич. работу в Моск. консерватории (с
1950профессор). Среди учеников К.: А. Маслеников, Т. Ми-лашкина, Л.
Гриценко и др. Автор статей по вок. иск-ву. Гос. пр. СССР (1950) за
концертно-исполни-тельскую деятельность.
Лит.: Грошева Е., Катульская, М.. 1957. А. Ив. KATXAK - одна из
четыр„х школ классического индийского танца. Возникла в Сев. Индии.
Происходит от храмовых танцев Раджастхана и Уттар-Прадеша. Древние
трактаты об инд. танце описывают К. как представление, в к-ром
рассказчик излагает различные истории (катха) о боге Кришне. Рассказ
сопровождается танцем, в к-ром символич. жесты воспроизводят содержание.
После завоевания Индии мусульма- Ч нами иск-во К. пришло в упадок.
Позднее моголь-ские правители стали приглашать исполнителей К. ко двору.
В 17 в. иск-во К. возродилось, религиозный танец приобретает светский
характер (танец теперь состоит из чисто ритмических движений, вс„ более
и более сложных по мере развития танца). Совр. К. состоит из двух
частей: "чистого" танца (сложные ритмич. движения) и пантомимич.
представления (изображение бытовых сценок и эпизодов из легенд о
Кришне). Символич. жесты сведены до минимума.
Лит.: Кау Ambrose, Classical dances and costumes of India, L.,
[1950]. Мел. В., Л. Гр.
КАУД‚ЛЛА (Caudella), Эдуард (1841-1924)- румынский композитор,
дириж„р, педагог. Муз. образование получил в Ясской консерватории, к-рую
окончил в возрасте 12 лет; совершенствовался в Берлине, Париже и во
Франкфурте-на-Майне (у А. Вь„тана). Выступал с концертами как
скрипач-виртуоз. С 1861 К,-профессор Ясской консерватории по классу
скрипки (с 1893 - директор); одновременно в 1861-68 и в 1870-71-гл.
дириж„р Нац. т-ра в Яссах. В 1872 К. написал одну из первых рум. оперетт
"Ссора рэзеша" на либр. В. Александри (1872, Ясский нац. т-р). В 1880
создал одну из первых рум. опер "Олтянка" (1880, Нац. т-р, Яссы). Затем
написал оперетты: "Дочь рэзеша" (1881), "Гетман Балтаг" на либр. К.
Негруцци и И. Л. Караджале (1882), "Бей-заде Эпаминонда" на либр. тех же
авторов (1883), "Дорман, или Римляне и даки" (1883) и др., рум. историч.
оперу "Петру Рареш". К. принадлежит музыка к спектаклям "Подземелье
Гейдельберга" (1872), "Госпожа Настасия" и др.
Лит.: Poslusnicu М., Istoria musicei la Romani, Вис., [1928]. Д.
Перс.
КАУНАССКИЙ ТЕАТР (Каунасский государственный драматический театр) -
первый профессиональный драматический театр Литвы. Осн. в 1920 об-вом
"Творцов искусств". Режисс„ром первого спектакля "Огни Ивановой ночи"
Зудермана был Ю. Вайчкус, организатором и директором т-ра - поэт Л.
Гира. В последующие годы в т-ре работали режисс„ры Ю. Вайчкус, К.
Глинские, А. Олека-Жилинскас, А. Суткус; художники М. Добужинский, В.
Дубенецкене, В. Диджиокас; акт„ры Ю. Сипарис, Н. Восилюте, П.
Пинкаускайте, Э. Биндокайте, К. Кимантайте, Ю. Рудзинскас, А.
Вайнюнайте, П. Кубертавичюс, М. Миронайте, О. Римайте, Т. Вайчюнене, К.
Юршис, А. Купстас, Ю. Станулис, Ю. Петраускас, Я. Ошкинайте, В. Динейка,
Н. Юрашунайте, А. Жалинкевичайте, О. Ку-рмитеидр. В 1920-41 развитие
т-ра тесно связано с творчеством крупнейшего лит. режисс„ра Б.
Даугу-ветиса, поставившего более 80 спектаклей.
В условиях бурж. Литвы в репертуаре т-ра преобладали пустые,
развлекательные спектакли; но прогрессивные деятели литов. нац. иск-ва
добивались пост. произв. Островского, Гоголя, Чехова, Софокла, Шекспира,
Шиллера, Ибсена, Мольера, Гюго и других классиков мировой литературы.
Вокруг т-ра группировались известные литов. писатели: К. Бин-кис, Б.
Сруога, В. Креве-Мицкявичюс, В. Миколай-тис-Путинас, П. Вайчюнас, А.
Венуолис, С. Чюрлио-нене-Кимантайте и др., стремившиеся ставить в своих
пьесах актуальные вопросы, раскрывать социальные противоречия
действительности. Но во многих драматургич. произведениях этого периода
сказалась ограниченность идейных позиций их авторов. Среди наиболее
значит, постановок литов. драматургии:
"Патриоты" (1926), "Идолы и люди" (1928) Вайчюнаса, "Шарунас"
("Зять") В. Креве-Мицкявичюса (1929), "Воскресение" Вайчюнаса (1936),
"Поросль" Бинкиса (1938), "1831 год" Венуолиса (1939).
На путь подлинного искусства т-р встал в 1940, после восстановления в
Литве Сов. власти ("Мещане", 1940, "Разлом", 1941; "В сумерках"
Венуолиса, 1941, и др.). Изменился и репертуар т-ра, на сцене появился
сов. человек - творец новой жизни. Творч. подъ„м был приостановлен
нем.-фашистской оккупацией, но сразу же после освобождения Каунаса сов.
войсками (авг. 1944) т-р возрождается и включается в активную работу.
Первые 3 года после освобождения коллективом руководил засл. деят. иск-в
Литов. ССР Л. Суткус. К режиссуре обратились акт„ры: нар. арт. Литов.
ССР П. Кубертавичюс, засл. арт. ЛитоВс ССР А. Купстас, артист В.
Динейка. Большое место в репертуаре т-ра занимают пьесы сов. авторов:
Страницы: «« « 1097 1098 1099 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 1114 1115 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |