Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1093 1094 1095 1096 1097 1098 1099 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 » »» МХАТа К. написал водевиль "Квадратура круга", к-рый пользовался большим успехом и ставился мн. т-рами страны. К.- автор комедий и водевилей: "Универмаг" (1930, Ленингр. т-р Сатиры), "Миллион терзаний" (1932, Моск. т-р оперетты, муз. И. Дунаевского), "Дорога цветов" (1934, Т-р им. Вахтангова), "Домик" (1939, пост. 1956, Моск. т-р Сатиры), "День отдыха" (1946, там же), "Случай с гением" (1955, ленингр. Т-р им. Ленсовета) и др.Водевили К., отличающиеся л„гкостью, непринужд„нностью, динамичностью, проникнуты радостным, бодрым мироощущением. Подчас их юмор приобретает сатирич-ность. Обличая мещан, карьеристов, приспособленцев, К. смело применяет эстрадные и фарсовые при„мы. Менее удачной была комедия К. "Синий платочек" (1943, Т-р им. Вахтангова), в которой забавная, но надуманная интрига вступала в противоречие с серь„зным драматизмом темы защиты Родины в дни Великой Отечественной войны. К. написал драму "Авангард" (1930, Т-р им. Вахтангова), одну из первых пьес о коллективизации с. х-ва, пьесу "Отчий дом" (1945, Моск. т-р драмы), рассказывающую о возрождении жизни в городе, разрушенном войной. К. инсценировал свои повести и романы: "Время, впер„д!" [1932, Моск. драм. т-р (б. т-р Корша); 1933, Т-р имени Вахтангова], "Я сын трудового народа" (по роману "Ш„л солдат с фронта", 1937, Т-р им. Вахтангова), "За власть Советов" (1954, МХАТ). Для детских и юношеских т-ров К. инсценировал повести "Белеет парус одинокий" (1937, Центр, детский т-р) и "Сын полка" (1945, там же). К. выступал со статьями по вопросам т-ра и драматургии. С о ч.: Пьесы, М., 1955; Собр. соч. в пяти томах, т. 1-5, М., 1956-57 (т. 5 - Пьесы, М., 1957). Лит.: Сидельникова Т., Валентин Катаев. Очерк жизни и творчества, М., 1957; С к о р и н о Л., Семь портретов, М., 1956; Фролов В , Жанры советской драматургии, М., 1957. КАТАКА-ГУСАН - акт„р древнеармянского театра. К.-г. представляли высокую комедию, в отличие от дзай-нарку-гусанов, разыгрывавших трагедии. Получили распространение в эпоху рабовладельч. общества (1 в. до н. э.- 4 в. н. э.), сохранялись и в последующие эпохи (исчезли в сер. 18 в.). К.-г. называли иногда катакергак. К.-г. выступали не только в мимич. и фарсово-буфонных сценках, но и исполняли комедии, выражавшие идеи господствующих классов, назидательные бытовые драмы. Лит.: Г о я н Г., 2000 лет армянскому театру, М., 1952, т. 1, с. 68-71, 272-280, т. 2, с. 151-177, 201-236, 311- 348. Г. Г. КАТАКЕРГАК (или к а т е р г ) - термин древне-армянского театра, означавший сочинителя комедий (по-армянски комедия-катакергутон). К. продолжали традиции Аристофана и Менандра, высмеивали бытовые пороки. К. наз. также исполнителя высокой комедии (см. Катака-гусан). Г. Г. КАТАКИ-ЯКУ - акт„рское амплуа в японском т-ре Кабуки. Персонажи этого амплуа обычно активно участвуют в развитии драматургич. интриги в спектаклях этого т-ра. К.-я. обычно действует как враг главного героя пьесы - Татэ-яку. Делятся на дзи-цу-аку - "откровенные негодяи", преступники; ку-гэ-аку - "благородные негодяи" (обычно конспираторы) ; ха-катаки-помощники "откровенных негодяев"; хандо-катаки - полукомич. персонажи и др. Акт„ры, играющие роли К.-я., применяют спец. грим: наносят на лицо синие полосы или окрашивают вс„ лицо в красный цвет; иногда применяются специальные парики. Л. Г. КАТАКХАЛИ (на яз. малаяли катха - рассказ и кали - игра), катхакали, - одна из четыр„х школ индийского классич. танца. Возникла на Ю.-З. Индии в 15-16 вв. Истоками К. были нар. драмы и танцы, исполняемые крестьянами с врем„н глубокой древности. Основу представлений К. составляет танец-пантомима, в к-ром гл. внимание уделяется пантомиме. Во время представления разыгрываются сцены на сюжеты древнеинд. эпич. поэм "Маха-бхараты" и "Рамаяны". Со временем исполнителями К. становятся акт„ры, а не танцовщики, к-рые воспроизводят текст песен, употребляя точно установленные символич. жесты и мимику, сходные с системой жестов и мимики другой классич. школы инд. танца - бхарат-натъям. Представление сопровождается пением (поющий скрыт от зрителей занавесом). Певцу аккомпанирует оркестр. Акт„ры К. проходят длительную подготовку (до 12 лет), добиваясь особой координации движений и выразительности. Представление К. разыгрывается на открытом месте в лунную ночь и длится до рассвета. Зрители располагаются на циновках перед небольшой площадкой, на к-рой происходит действие. Представление начинается с пролога, после к-рого раздвигается занавес, певец рассказывает о сюжете спектакля, и затем начинается танец-пантомима. Женские роли в К. исполняют мальчики-подростки. Действующими лицами являются канонич. ми-фологич. персонажи: благородные (сатвик), свирепые (раджас) и отрицательные (тамас). Каждый персонаж имеет свой канонизированный костюм и сложный грим, напоминающий древние маски, к-рый наносится на лицо исполнителя в течение 4 часов (акт„ры сами не гримируются). Сочетание голубых и зел„ных цветов характерно для персонажей сатвик, красный цвет - для раджас, ч„рный - для тамас. Костюмы акт„ров напоминают культовые изображения. Боги и цари носят головной убор, богато украшенный позолотой, с большим деревянным диском, нагрудник, сделанный из деревянных пластинок, огромные серьги, красную кофту. У злых демонов на пальцах левой руки длинные железные когти; они носят такой же головной убор, как цари и боги, что указывает на их божественное происхождение. У отшельников, мудрецов и святых верхняя часть тела обнажена и покрыта полосами из пепла, нижняя - обмотана куском белой материи. Акт„ры, исполняющие роли женщин, выступают в богатых костюмах придворных танцовщиц и т. д. В18в. К. превращается в высокоразвитую форму иск-ва. Для этого жанра создаются спец. пьесы. В 40-50-х гг. 20 в. К. претерпевают нек-рые изменения: представление разыгрывается на возвышающейся сценич. площадке, женские роли исполняются актрисами, длительность представлений уменьшается и т. д. Развиваясь и совершенствуясь, К. из представлений местного значения в последнее время вс„ более и "более приобретает характер всеиндийского традиционного т-ра, к-рый в этом качестве представляет культуру Индийской Республики за рубежом. (Гастроли коллектива "Дарпана" в СССР в I960, рук. Мариналини Сурабхайа и Чаттуни Паникер). Наиболее известные исполнители К. - Кунджу Куруп, Гопинатх и др. Лит.: Ambrose К., Classical dances and costumes of India, L., [1950]; G a r g i В., Theater und Tanz in Indien, В., 1960; Gopinath, Kathakali, Dance Seminar, New Delhi, 1958; Kurup K., Kathakali, Dance Seminar, New Delhi, 1958. Л. Гр., Мел. Б. Страницы: «« « 1093 1094 1095 1096 1097 1098 1099 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |