Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1093   1094   1095   1096   1097   1098   1099   1100   1101  1102   1103   1104   1105   1106   1107   1108   1109   1110   1111  » »»

   МХАТа К.  написал  водевиль  "Квадратура  круга",  к-рый  пользовался
большим успехом и ставился  мн.  т-рами  страны.  К.-  автор  комедий  и
водевилей: "Универмаг" (1930, Ленингр. т-р Сатиры),  "Миллион  терзаний"
(1932, Моск. т-р оперетты, муз. И. Дунаевского), "Дорога цветов"  (1934,
Т-р им. Вахтангова), "Домик" (1939, пост. 1956, Моск. т-р Сатиры), "День
отдыха" (1946, там же),  "Случай  с  гением"  (1955,  ленингр.  Т-р  им.
Ленсовета) и др.Водевили К., отличающиеся л„гкостью,  непринужд„нностью,
динамичностью, проникнуты радостным,  бодрым  мироощущением.  Подчас  их
юмор   приобретает   сатирич-ность.    Обличая    мещан,    карьеристов,
приспособленцев, К. смело применяет эстрадные и фарсовые  при„мы.  Менее
удачной была комедия К. "Синий платочек" (1943, Т-р им.  Вахтангова),  в
которой забавная,  но  надуманная  интрига  вступала  в  противоречие  с
серь„зным драматизмом темы защиты Родины  в  дни  Великой  Отечественной
войны. К. написал драму "Авангард" (1930, Т-р им. Вахтангова),  одну  из
первых пьес о коллективизации с. х-ва, пьесу "Отчий  дом"  (1945,  Моск.
т-р драмы), рассказывающую о возрождении  жизни  в  городе,  разрушенном
войной. К. инсценировал свои повести и романы: "Время,  впер„д!"  [1932,
Моск. драм. т-р (б. т-р Корша); 1933,  Т-р  имени  Вахтангова],  "Я  сын
трудового народа" (по роману  "Ш„л  солдат  с  фронта",  1937,  Т-р  им.
Вахтангова), "За власть Советов" (1954, МХАТ). Для детских  и  юношеских
т-ров К. инсценировал повести  "Белеет  парус  одинокий"  (1937,  Центр,
детский т-р) и "Сын полка" (1945, там же). К. выступал  со  статьями  по
вопросам т-ра и драматургии.
   С о ч.: Пьесы, М., 1955; Собр. соч. в пяти томах, т. 1-5, М., 1956-57
(т. 5 - Пьесы, М., 1957).
   Лит.: Сидельникова Т., Валентин Катаев. Очерк жизни и творчества, М.,
1957;
   С к о р и н о  Л.,  Семь  портретов,  М.,  1956;  Фролов  В  ,  Жанры
советской драматургии, М., 1957.
   КАТАКА-ГУСАН -  акт„р  древнеармянского  театра.  К.-г.  представляли
высокую  комедию,  в  отличие   от   дзай-нарку-гусанов,   разыгрывавших
трагедии. Получили распространение в эпоху рабовладельч. общества (1  в.
до н. э.- 4 в. н. э.), сохранялись и в последующие эпохи (исчезли в сер.
18 в.). К.-г. называли иногда катакергак. К.-г. выступали  не  только  в
мимич. и фарсово-буфонных сценках, но и  исполняли  комедии,  выражавшие
идеи господствующих классов, назидательные бытовые драмы.
   Лит.: Г о я н Г., 2000 лет армянскому театру,  М.,  1952,  т.  1,  с.
68-71, 272-280, т. 2, с. 151-177, 201-236, 311- 348. Г. Г.
   КАТАКЕРГАК (или к а т е р г  )  -  термин  древне-армянского  театра,
означавший сочинителя  комедий  (по-армянски  комедия-катакергутон).  К.
продолжали традиции Аристофана и Менандра, высмеивали бытовые пороки. К.
наз. также исполнителя высокой комедии (см. Катака-гусан). Г. Г.
   КАТАКИ-ЯКУ - акт„рское амплуа в японском т-ре Кабуки. Персонажи этого
амплуа обычно  активно  участвуют  в  развитии  драматургич.  интриги  в
спектаклях этого т-ра. К.-я. обычно действует как  враг  главного  героя
пьесы  -  Татэ-яку.  Делятся  на  дзи-цу-аку  -  "откровенные  негодяи",
преступники; ку-гэ-аку - "благородные негодяи" (обычно  конспираторы)  ;
ха-катаки-помощники "откровенных негодяев";  хандо-катаки  -  полукомич.
персонажи и др. Акт„ры,  играющие  роли  К.-я.,  применяют  спец.  грим:
наносят на лицо синие полосы или окрашивают вс„  лицо  в  красный  цвет;
иногда применяются специальные парики. Л. Г.
   КАТАКХАЛИ (на яз. малаяли катха - рассказ и кали - игра),  катхакали,
- одна из четыр„х школ индийского  классич.  танца.  Возникла  на  Ю.-З.
Индии в 15-16 вв. Истоками К.  были  нар.  драмы  и  танцы,  исполняемые
крестьянами  с  врем„н  глубокой  древности.  Основу  представлений   К.
составляет танец-пантомима, в к-ром гл. внимание уделяется пантомиме. Во
время представления разыгрываются сцены на сюжеты древнеинд. эпич.  поэм
"Маха-бхараты" и "Рамаяны".  Со  временем  исполнителями  К.  становятся
акт„ры, а не танцовщики, к-рые  воспроизводят  текст  песен,  употребляя
точно установленные символич. жесты и мимику, сходные с системой  жестов
и мимики другой классич. школы инд. танца - бхарат-натъям. Представление
сопровождается  пением  (поющий  скрыт  от  зрителей  занавесом).  Певцу
аккомпанирует оркестр. Акт„ры К. проходят длительную подготовку  (до  12
лет), добиваясь особой координации движений и выразительности.
   Представление К. разыгрывается на открытом  месте  в  лунную  ночь  и
длится до рассвета. Зрители располагаются на  циновках  перед  небольшой
площадкой, на к-рой  происходит  действие.  Представление  начинается  с
пролога, после к-рого раздвигается занавес, певец рассказывает о  сюжете
спектакля, и затем начинается танец-пантомима.
   Женские роли в К. исполняют мальчики-подростки.  Действующими  лицами
являются канонич. ми-фологич. персонажи: благородные (сатвик),  свирепые
(раджас)  и  отрицательные   (тамас).   Каждый   персонаж   имеет   свой
канонизированный костюм и  сложный  грим,  напоминающий  древние  маски,
к-рый наносится на лицо исполнителя в течение 4 часов  (акт„ры  сами  не
гримируются).  Сочетание  голубых  и  зел„ных  цветов   характерно   для
персонажей сатвик, красный цвет  -  для  раджас,  ч„рный  -  для  тамас.
Костюмы акт„ров напоминают культовые  изображения.  Боги  и  цари  носят
головной убор, богато украшенный позолотой, с большим деревянным диском,
нагрудник, сделанный из деревянных пластинок, огромные  серьги,  красную
кофту. У злых демонов на пальцах левой руки длинные железные когти;  они
носят такой же головной убор, как цари  и  боги,  что  указывает  на  их
божественное происхождение. У отшельников,  мудрецов  и  святых  верхняя
часть тела обнажена и покрыта  полосами  из  пепла,  нижняя  -  обмотана
куском белой материи.  Акт„ры,  исполняющие  роли  женщин,  выступают  в
богатых костюмах придворных танцовщиц и т. д.
   В18в. К. превращается в высокоразвитую форму иск-ва. Для этого  жанра
создаются спец. пьесы. В 40-50-х  гг.  20  в.  К.  претерпевают  нек-рые
изменения:  представление   разыгрывается   на   возвышающейся   сценич.
площадке, женские роли исполняются актрисами, длительность представлений
уменьшается и т. д. Развиваясь и совершенствуясь,  К.  из  представлений
местного значения в последнее  время  вс„  более  и  "более  приобретает
характер  всеиндийского  традиционного  т-ра,  к-рый  в  этом   качестве
представляет  культуру  Индийской  Республики  за   рубежом.   (Гастроли
коллектива "Дарпана" в СССР в I960, рук. Мариналини Сурабхайа и  Чаттуни
Паникер). Наиболее известные исполнители К. - Кунджу Куруп,  Гопинатх  и
др.
   Лит.: Ambrose К., Classical dances and costumes of India, L., [1950];
G a r g i В., Theater und Tanz in Indien, В., 1960; Gopinath, Kathakali,
Dance Seminar, New Delhi, 1958; Kurup K., Kathakali, Dance Seminar,  New
Delhi, 1958. Л. Гр., Мел. Б.

Страницы: «« « 1093   1094   1095   1096   1097   1098   1099   1100   1101  1102   1103   1104   1105   1106   1107   1108   1109   1110   1111  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия