Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 947 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 » »» видхинатакам (Андхра, Тамилнад), лай-хароба (Ассам) и др. Формы нар. представлений оказали большое влияние на формирование классич. инд. т-ра и драматургии. Классич. т-р, вобравший в себя элементы нар. творчества, формировался в течение более чем 5 веков, предшествующих нашей эре. В "Натьяшастре"- первом дошедшем до нас санскритском трактате по драматургии и сценич. иск-ву, приписываемом легендарному мудрецу Бхарате, затрагиваются вопросы происхождения т-ра, драмы, музыки, танца, говорится о театр. архитектуре и оформлении сцены. Особое внимание в трактате уделялось акт„рскому мастерству. "Натьяшастра" выдвигала детально разработанную систему жестов и мимики, в к-рой особое значение имели движения пальцев рук (мудра), выражающие сложные понятия и чувства. При помощи жестов исполнители создавали образы рек, гор, ветра, рассвета, ночи, зв„зд и др. В основе эстетики классич. инд. т-ра лежит учение об эмоции (раса) и е„ сценич. воплощении (бхава). Каждой расе соответствовали определ„нный сюжет и персонажи. Акт„рская игра была строго канонизирована. Все персонажи имели свой грим, костюм, походку, манеру говорить и петь. Раскрытие психологии действующих лиц не входило в задачу исполнителей, критерием акт„рского мастерства являлось совершенное выполнение предписанных канонов. Представления включали танец, слово, пантомиму и музыку. Др.-инд. т-р утверждал незыблемость кастового общественного строя, его представления имели целью расширить знания в области религии, философии, истории. Содержание инд. классич. драматургии связано с бытом и нравами двора. Сюжеты и образы, заимствованные из инд. эпоса и мифологии, язык драм были рассчитаны на вкусы привилегированных слоев инд. общества. Гл. действующие лица (боги, прославленные полководцы, святые, мудрецы, министры и др.) говорили, на санскрите - языке, непонятном народу. Но инд. классич. драмы содержали и реалистич. элементы, связанные с традициями нар. т-ра. Так, для классич. инд. драмы характерно чередование стиха и прозы, возвышенного и комического, наряду с божественными персонажами и высокопоставленными героями в пьесах действовали представители народа, к-рые говорили на нар. разговорных диалектах - пракритах. Из народного т-ра были заимствованы: один из обязательных персонажей инд. классич. т-ра- шут (видушака), верный друг и наперсник героя, остроумный и сообразительный, и сатирич. образы: шурин - выскочка и невежда, жадный, глупый брахман и др. Инд. драматургия, находившаяся под влиянием религиозно-философских концепций своего времени, основанных на незыблемой вере в вечный миропорядок, не создала трагедий; в театр. представлениях нельзя было показывать смерть героя, свержение царской власти, мятежи, осаду города и т. д. Это определило иллюзорность классич. т-ра, выражавшего гармонию условного мира, дал„кого от реальной действительности. Расцвет инд. классич. т-ра относится к 1-й пол. 1-го тыс. н. э. и выражен в творчестве Бхасы, (2-3 вв.), Калидасы (4-5 вв.) и Шудраки (5 в.). Этот период истории Индии связан с укреплением феодализма. В лучших образцах инд. классич. драматургии нашло отражение усиление социального неравенства. Драмы Бхасы, Шудраки и Калидасы часто отступают от традиционных классич. канонов, в них широко представлены разнообразные явления действительности. В произв. Бхасы ("Пригрезившаяся Васавадатта", "Подвиги мальчика", "Пять ночей" и др.) народ является активным участником событий. Знаменитая драма Шудраки "Глиняная повозка" (сер. 1-го тысячелетия н. э.) воспроизводит не только жизнь двора, но и средних, низших слоев инд. общества, персонажи е„, простые люди, наделены добротой и благородством. Вершина драматургии Древней Индии - драмы Калидасы: "Шакунтала", "Малявика и Агнимитра", "Мужеством обрет„нная Урваши", имеющие высокие художеств. достоинства, обаятельны и человечны. В 5-7 вв. классич. драма Индии начинает переживать глубокий кризис, вызванный распадом во-енно-бюрократич. рабовладельч. империй. В последующее время классич. т-р вс„ больше отходит от жизни, теряет связь с нар. творчеством. Захват власти мусульманскими династиями, наложившими религиозный запрет на театр. представления, глубокий социаль-но-экономич. кризис, к-рый переживала Индия, приводят к тому, что в 11-12 вв. классич. инд. т-р фактически прекращает сво„ существование. В течение 7 последующих столетий инд. драматургия утеряла присущие ей достоинства и превратилась в литературу для чтения (отсутствие конфликта, разв„рнутого драматургич. действия и др.). Появились пересказы и переводы санскритских драм на ново-инд. языки - хинди, бенгали, маратхи и др. Среди них; "Хануман" Джодхпура Джасвант Сингха (1643), "Прабодх Чандродай" Гулаба Сингха (1789), "Хануман" Хирдая Рамы (1630) и др. театр. культура страны была представлена иск-вом нар. т-ра, к-рый к этому времени претерпевает значит. изменения. Новые социальные преобразования, произошедшие в Индии в период правления мусульманских династий, породили новое общественное движение - бхакти, к-рое оказало влияние на развитие нар. инд. т-ра. Это движение, зародившееся в среде ремесленников, торговцев и направленное против высших каст, феодальной верхушки инд. общества (возникло в 11-12 вв., к концу 15 в. охватило всю страну), было облачено в религиозную форму. Учение основывалось на признании прав личности, отрицании кастового строя. В древних нар. представлениях появляется новая трактовка Кришны и Рамы, образы их провозглашают идеи равенства, утверждают человеческое достоинство, идеи патриотизма. Особенно усиливается патриотич. звучание театр. представлений в годы англ. колониализма - образ Рамы символизирует собой великую, единую Индию, свободную от угнетателей и иноземных поработителей. Во 2-й пол. 19 в. с ростом нац. самосознания и нац.-освободит. движения в Бенгалии зарождаются новая драматургия и т-р. В 1785 в Калькутте рус. индолог Г. С. Лебедев создал общедоступный т-р на бенгальском яз. Лебедев ставил спектакли, писал к ним музыку, декорации. Несмотря на большой успех и поддержку передовых кругов бенгальского общества, Лебедев был вынужден закрыть т-р и вернуться на родину в результате травли со стороны чиновников Ост-Индской компании. Первые попытки создания новой драматургии были сделаны бенгальскими драматургами Динобондху Мит-тро, Модхушудоном Дотто, Рамнарайоном Таркорот-но. Творчество этих авторов отличалось социальной глубиной и антибританской направленностью. В 1872 бенгальский драматург Гиришчондо Гхош основал нац. т-р, с к-рым гастролировал в Бенгалии и городах Сев. Индии. В репертуаре т-ра были пьесы: "Зеркало индиго" Миттро (1872), Страницы: «« « 947 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |