Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 947   948   949   950   951   952   953   954   955  956   957   958   959   960   961   962   963   964   965  » »»

видхинатакам (Андхра, Тамилнад), лай-хароба (Ассам) и др.
   Формы нар. представлений  оказали  большое  влияние  на  формирование
классич. инд.  т-ра  и  драматургии.  Классич.  т-р,  вобравший  в  себя
элементы нар. творчества, формировался в  течение  более  чем  5  веков,
предшествующих нашей  эре.  В  "Натьяшастре"-  первом  дошедшем  до  нас
санскритском трактате по драматургии  и  сценич.  иск-ву,  приписываемом
легендарному мудрецу Бхарате, затрагиваются вопросы происхождения  т-ра,
драмы, музыки, танца, говорится о театр. архитектуре и оформлении сцены.
Особое   внимание   в   трактате   уделялось   акт„рскому    мастерству.
"Натьяшастра" выдвигала детально разработанную систему жестов и  мимики,
в к-рой особое значение имели движения пальцев рук  (мудра),  выражающие
сложные понятия и  чувства.  При  помощи  жестов  исполнители  создавали
образы рек, гор, ветра, рассвета, ночи, зв„зд и др.
   В основе эстетики классич. инд. т-ра лежит учение об эмоции (раса)  и
е„ сценич. воплощении (бхава). Каждой расе соответствовали  определ„нный
сюжет и  персонажи.  Акт„рская  игра  была  строго  канонизирована.  Все
персонажи имели свой грим, костюм,  походку,  манеру  говорить  и  петь.
Раскрытие психологии действующих лиц не входило в  задачу  исполнителей,
критерием  акт„рского   мастерства   являлось   совершенное   выполнение
предписанных канонов. Представления включали танец, слово,  пантомиму  и
музыку.
   Др.-инд. т-р утверждал незыблемость  кастового  общественного  строя,
его представления  имели  целью  расширить  знания  в  области  религии,
философии, истории. Содержание инд. классич. драматургии связано с бытом
и нравами двора.  Сюжеты  и  образы,  заимствованные  из  инд.  эпоса  и
мифологии, язык драм были рассчитаны на  вкусы  привилегированных  слоев
инд. общества. Гл. действующие  лица  (боги,  прославленные  полководцы,
святые, мудрецы,  министры  и  др.)  говорили,  на  санскрите  -  языке,
непонятном  народу.  Но  инд.  классич.  драмы  содержали  и  реалистич.
элементы, связанные с традициями нар. т-ра. Так, для классич. инд. драмы
характерно чередование стиха и прозы, возвышенного и комического, наряду
с божественными  персонажами  и  высокопоставленными  героями  в  пьесах
действовали представители народа, к-рые  говорили  на  нар.  разговорных
диалектах - пракритах. Из народного  т-ра  были  заимствованы:  один  из
обязательных персонажей инд. классич. т-ра- шут (видушака), верный  друг
и наперсник героя, остроумный  и  сообразительный,  и  сатирич.  образы:
шурин  -  выскочка  и  невежда,  жадный,  глупый  брахман  и  др.   Инд.
драматургия, находившаяся под влиянием религиозно-философских  концепций
своего времени, основанных на незыблемой вере в вечный  миропорядок,  не
создала трагедий; в театр. представлениях нельзя было показывать  смерть
героя, свержение царской власти,  мятежи,  осаду  города  и  т.  д.  Это
определило иллюзорность классич. т-ра,  выражавшего  гармонию  условного
мира, дал„кого от реальной действительности.
   Расцвет инд. классич. т-ра относится к 1-й пол. 1-го  тыс.  н.  э.  и
выражен в творчестве Бхасы, (2-3 вв.), Калидасы (4-5 вв.) и  Шудраки  (5
в.). Этот период истории Индии связан с укреплением феодализма. В лучших
образцах инд. классич. драматургии нашло отражение усиление  социального
неравенства.  Драмы  Бхасы,  Шудраки  и  Калидасы  часто  отступают   от
традиционных классич. канонов, в них широко  представлены  разнообразные
явления действительности. В произв. Бхасы ("Пригрезившаяся Васавадатта",
"Подвиги  мальчика",  "Пять  ночей"  и  др.)  народ  является   активным
участником событий. Знаменитая драма Шудраки  "Глиняная  повозка"  (сер.
1-го тысячелетия н. э.)  воспроизводит  не  только  жизнь  двора,  но  и
средних,  низших  слоев  инд.  общества,  персонажи  е„,  простые  люди,
наделены добротой и благородством. Вершина драматургии Древней  Индии  -
драмы  Калидасы:  "Шакунтала",  "Малявика   и   Агнимитра",   "Мужеством
обрет„нная Урваши", имеющие высокие художеств. достоинства, обаятельны и
человечны.
   В 5-7 вв. классич. драма Индии начинает переживать  глубокий  кризис,
вызванный  распадом   во-енно-бюрократич.   рабовладельч.   империй.   В
последующее время классич. т-р вс„ больше отходит от жизни, теряет связь
с нар. творчеством. Захват власти мусульманскими династиями, наложившими
религиозный     запрет     на     театр.     представления,     глубокий
социаль-но-экономич. кризис, к-рый переживала Индия,  приводят  к  тому,
что  в  11-12  вв.  классич.  инд.  т-р   фактически   прекращает   сво„
существование.
   В течение 7 последующих столетий инд. драматургия утеряла присущие ей
достоинства  и  превратилась  в  литературу   для   чтения   (отсутствие
конфликта,  разв„рнутого  драматургич.  действия   и   др.).   Появились
пересказы и переводы санскритских  драм  на  ново-инд.  языки  -  хинди,
бенгали, маратхи и др. Среди них; "Хануман"  Джодхпура  Джасвант  Сингха
(1643), "Прабодх Чандродай" Гулаба Сингха (1789), "Хануман" Хирдая  Рамы
(1630) и др. театр. культура страны была представлена иск-вом нар. т-ра,
к-рый к этому времени претерпевает значит. изменения.  Новые  социальные
преобразования, произошедшие в Индии в  период  правления  мусульманских
династий, породили новое общественное движение - бхакти,  к-рое  оказало
влияние на развитие нар. инд. т-ра. Это движение, зародившееся  в  среде
ремесленников, торговцев и направленное против высших  каст,  феодальной
верхушки инд. общества (возникло в 11-12 вв., к концу 15 в. охватило всю
страну), было облачено  в  религиозную  форму.  Учение  основывалось  на
признании прав личности,  отрицании  кастового  строя.  В  древних  нар.
представлениях появляется новая  трактовка  Кришны  и  Рамы,  образы  их
провозглашают идеи равенства, утверждают человеческое достоинство,  идеи
патриотизма.   Особенно   усиливается   патриотич.    звучание    театр.
представлений в годы англ. колониализма - образ Рамы символизирует собой
великую,  единую   Индию,   свободную   от   угнетателей   и   иноземных
поработителей.
   Во 2-й пол. 19  в.  с  ростом  нац.  самосознания  и  нац.-освободит.
движения в Бенгалии зарождаются  новая  драматургия  и  т-р.  В  1785  в
Калькутте рус.  индолог  Г.  С.  Лебедев  создал  общедоступный  т-р  на
бенгальском яз. Лебедев ставил спектакли, писал к ним музыку, декорации.
Несмотря на большой успех  и  поддержку  передовых  кругов  бенгальского
общества, Лебедев был вынужден закрыть  т-р  и  вернуться  на  родину  в
результате травли со стороны чиновников Ост-Индской компании.
   Первые попытки создания новой драматургии были  сделаны  бенгальскими
драматургами  Динобондху  Мит-тро,  Модхушудоном   Дотто,   Рамнарайоном
Таркорот-но. Творчество этих авторов отличалось  социальной  глубиной  и
антибританской направленностью. В 1872 бенгальский драматург  Гиришчондо
Гхош основал нац. т-р, с к-рым гастролировал в Бенгалии и  городах  Сев.
Индии. В репертуаре т-ра были пьесы:  "Зеркало  индиго"  Миттро  (1872),

Страницы: «« « 947   948   949   950   951   952   953   954   955  956   957   958   959   960   961   962   963   964   965  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия