|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 947 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 » »» видхинатакам (Андхра, Тамилнад), лай-хароба (Ассам) и др.
Формы нар. представлений оказали большое влияние на формирование
классич. инд. т-ра и драматургии. Классич. т-р, вобравший в себя
элементы нар. творчества, формировался в течение более чем 5 веков,
предшествующих нашей эре. В "Натьяшастре"- первом дошедшем до нас
санскритском трактате по драматургии и сценич. иск-ву, приписываемом
легендарному мудрецу Бхарате, затрагиваются вопросы происхождения т-ра,
драмы, музыки, танца, говорится о театр. архитектуре и оформлении сцены.
Особое внимание в трактате уделялось акт„рскому мастерству.
"Натьяшастра" выдвигала детально разработанную систему жестов и мимики,
в к-рой особое значение имели движения пальцев рук (мудра), выражающие
сложные понятия и чувства. При помощи жестов исполнители создавали
образы рек, гор, ветра, рассвета, ночи, зв„зд и др.
В основе эстетики классич. инд. т-ра лежит учение об эмоции (раса) и
е„ сценич. воплощении (бхава). Каждой расе соответствовали определ„нный
сюжет и персонажи. Акт„рская игра была строго канонизирована. Все
персонажи имели свой грим, костюм, походку, манеру говорить и петь.
Раскрытие психологии действующих лиц не входило в задачу исполнителей,
критерием акт„рского мастерства являлось совершенное выполнение
предписанных канонов. Представления включали танец, слово, пантомиму и
музыку.
Др.-инд. т-р утверждал незыблемость кастового общественного строя,
его представления имели целью расширить знания в области религии,
философии, истории. Содержание инд. классич. драматургии связано с бытом
и нравами двора. Сюжеты и образы, заимствованные из инд. эпоса и
мифологии, язык драм были рассчитаны на вкусы привилегированных слоев
инд. общества. Гл. действующие лица (боги, прославленные полководцы,
святые, мудрецы, министры и др.) говорили, на санскрите - языке,
непонятном народу. Но инд. классич. драмы содержали и реалистич.
элементы, связанные с традициями нар. т-ра. Так, для классич. инд. драмы
характерно чередование стиха и прозы, возвышенного и комического, наряду
с божественными персонажами и высокопоставленными героями в пьесах
действовали представители народа, к-рые говорили на нар. разговорных
диалектах - пракритах. Из народного т-ра были заимствованы: один из
обязательных персонажей инд. классич. т-ра- шут (видушака), верный друг
и наперсник героя, остроумный и сообразительный, и сатирич. образы:
шурин - выскочка и невежда, жадный, глупый брахман и др. Инд.
драматургия, находившаяся под влиянием религиозно-философских концепций
своего времени, основанных на незыблемой вере в вечный миропорядок, не
создала трагедий; в театр. представлениях нельзя было показывать смерть
героя, свержение царской власти, мятежи, осаду города и т. д. Это
определило иллюзорность классич. т-ра, выражавшего гармонию условного
мира, дал„кого от реальной действительности.
Расцвет инд. классич. т-ра относится к 1-й пол. 1-го тыс. н. э. и
выражен в творчестве Бхасы, (2-3 вв.), Калидасы (4-5 вв.) и Шудраки (5
в.). Этот период истории Индии связан с укреплением феодализма. В лучших
образцах инд. классич. драматургии нашло отражение усиление социального
неравенства. Драмы Бхасы, Шудраки и Калидасы часто отступают от
традиционных классич. канонов, в них широко представлены разнообразные
явления действительности. В произв. Бхасы ("Пригрезившаяся Васавадатта",
"Подвиги мальчика", "Пять ночей" и др.) народ является активным
участником событий. Знаменитая драма Шудраки "Глиняная повозка" (сер.
1-го тысячелетия н. э.) воспроизводит не только жизнь двора, но и
средних, низших слоев инд. общества, персонажи е„, простые люди,
наделены добротой и благородством. Вершина драматургии Древней Индии -
драмы Калидасы: "Шакунтала", "Малявика и Агнимитра", "Мужеством
обрет„нная Урваши", имеющие высокие художеств. достоинства, обаятельны и
человечны.
В 5-7 вв. классич. драма Индии начинает переживать глубокий кризис,
вызванный распадом во-енно-бюрократич. рабовладельч. империй. В
последующее время классич. т-р вс„ больше отходит от жизни, теряет связь
с нар. творчеством. Захват власти мусульманскими династиями, наложившими
религиозный запрет на театр. представления, глубокий
социаль-но-экономич. кризис, к-рый переживала Индия, приводят к тому,
что в 11-12 вв. классич. инд. т-р фактически прекращает сво„
существование.
В течение 7 последующих столетий инд. драматургия утеряла присущие ей
достоинства и превратилась в литературу для чтения (отсутствие
конфликта, разв„рнутого драматургич. действия и др.). Появились
пересказы и переводы санскритских драм на ново-инд. языки - хинди,
бенгали, маратхи и др. Среди них; "Хануман" Джодхпура Джасвант Сингха
(1643), "Прабодх Чандродай" Гулаба Сингха (1789), "Хануман" Хирдая Рамы
(1630) и др. театр. культура страны была представлена иск-вом нар. т-ра,
к-рый к этому времени претерпевает значит. изменения. Новые социальные
преобразования, произошедшие в Индии в период правления мусульманских
династий, породили новое общественное движение - бхакти, к-рое оказало
влияние на развитие нар. инд. т-ра. Это движение, зародившееся в среде
ремесленников, торговцев и направленное против высших каст, феодальной
верхушки инд. общества (возникло в 11-12 вв., к концу 15 в. охватило всю
страну), было облачено в религиозную форму. Учение основывалось на
признании прав личности, отрицании кастового строя. В древних нар.
представлениях появляется новая трактовка Кришны и Рамы, образы их
провозглашают идеи равенства, утверждают человеческое достоинство, идеи
патриотизма. Особенно усиливается патриотич. звучание театр.
представлений в годы англ. колониализма - образ Рамы символизирует собой
великую, единую Индию, свободную от угнетателей и иноземных
поработителей.
Во 2-й пол. 19 в. с ростом нац. самосознания и нац.-освободит.
движения в Бенгалии зарождаются новая драматургия и т-р. В 1785 в
Калькутте рус. индолог Г. С. Лебедев создал общедоступный т-р на
бенгальском яз. Лебедев ставил спектакли, писал к ним музыку, декорации.
Несмотря на большой успех и поддержку передовых кругов бенгальского
общества, Лебедев был вынужден закрыть т-р и вернуться на родину в
результате травли со стороны чиновников Ост-Индской компании.
Первые попытки создания новой драматургии были сделаны бенгальскими
драматургами Динобондху Мит-тро, Модхушудоном Дотто, Рамнарайоном
Таркорот-но. Творчество этих авторов отличалось социальной глубиной и
антибританской направленностью. В 1872 бенгальский драматург Гиришчондо
Гхош основал нац. т-р, с к-рым гастролировал в Бенгалии и городах Сев.
Индии. В репертуаре т-ра были пьесы: "Зеркало индиго" Миттро (1872),
Страницы: «« « 947 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |