Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 940   941   942   943   944   945   946   947   948  949   950   951   952   953   954   955   956   957   958  » »»

Батяновский ("Гроза будет" Звонока, 1958), Мо-чек-Мочульский ("Лявониха"
Данилова, 1961), Волотович ("Крыницы" Шемякина и Щербакова, 1961) и др.
   Лит.: Ск?бнеск? А., Народны артыст СССР А. К, ?ль?нск?, М?нск,  1954;
Мастацтва Совецкай Беларусь М?нск, 1955, с. 297-305; Майстры  беларускай
сцэны, М?нск, 1960,0.96-105. В. Н.
   ИЛЬИНСКИЙ, Игорь  Владимирович  [p.ll(24).VIL  1901,  Москва]-русский
советский акт„р. Нар. арт. СССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с  1960"
В 1917 поступил в театр. студию,  руководимую  Ф.  Ф.  Комис-саржевским.
Впервые выступил на проф. сцене в 1918 в Т-ре им. В. Ф.  Комиссаржевской
(Старик - "Лисистрата" Аристофана). В 1918 И. - акт„р Т-ра ХПСРО.  Затем
работал в ряде моек. т-ров - оперетта, "Летучая мышь",  Теревсат,  МХАТ,
Первый гос. т-р для детей и др. Прс-буя свои силы в различных жанрах, И.
наибольших успехов добивается в комедийных ролях: Селим  ("Похищение  из
гарема" Моцарта), Антонио ("Женитьба Фигаро") и др. Уже  в  этот  период
обнаружилось огромное сценич. обаяние акт„ра, его большая  эмоциональная
заразительность,  склонность  к  яркой  комедийной   форме,   мастерство
перевоплощения. В 1920 И. поступил  в  Т-р  РСФСР  1-й,  преобразованный
впоследствии в Т-р им. Мейерхольда, где работал до 1935.  Его  привлекли
задача создания агитационно-политич. т-ра,  поиски  новых  революционных
форм. Участвовал в спектакле "Зори" Вер-харна  (небольшая  тра  гедийная
роль фермера  Гислена).  В  конструктивистском,  биомеха-нич.  спектакле
"Великодушный рогоносец" Кроммелинка (1922) играл роль  ревнивца  Брюно,
сочетая в сво„м  исполнении  элементы  лирики,  драматизма,  акробатики.
Виртуозное  мастерство  акт„ра  проявилось  в  исполнении  роли  Аркашки
Счастливцева,  насыщенном  трюками  и   аттракционами   ("Лес",   1924).
Психология, и одновременно эксцен-трич.  образ  Расплюева  создал  И.  в
"Свадьбе Кречинского". Важную роль в творчестве И. сыграли его встречи с
Маяковским, в произв. к-рого раскрылся комедийно-сатирич. талант акт„ра:
в 1921 он исполнил  роль  растерянного  Соглашателя  в  "Мистерии-Буфф",
используя   при„мы   нар.   балагана,   в   1929   создал    обобщ„нный,
гиперболизированный   образ   воинствующего   обывателя,   общественного
паразита  Присыпкина  в  "Клопе".  В   Т-ре   Мейерхольда   определились
характерные для иск-ва И. черты: смелость творческих поисков,  понимание
условной природы т-ра, высокая акт„рская техника. Одновременно с работой
в Т-ре Мейерхольда И. выступал в спектаклях Моск. драм. т-ра (с глубоким
драматизмом играл Тихона - "Гроза", 1922), 1-й Студии  МХАТа  (Грумио  -
"Укрощение строптивой" Шекспира, 1923). С 1938 - в труппе  Малого  т-ра.
Дебютировал в роли Хлестакова. Затем играл роли  Загорецкого  ("Горе  от
ума"), Счастливцева,  утвердив  исполнением  этих  ролей  свою  близость
реалистич. традициям "Дома Щепкина". В этот период сценич. создания  И.,
сохраняя остроту и смелость формы, приобретают большую жизненную глубину
и цельность. В Малом т-ре И. впервые  выступил  в  роли  совр.  положит.
героя - председателя колхоза Чеснока  ("В  степях  Украины"  Корнейчука,
1941,  Гос.  пр.  СССР,  1942).  Затем  сыграл  роли   матроса   Шибаева
("Незабываемый  1919-й"  Вишневского,  1950,  Гос.  пр.  СССР,  1951)  и
профессора  Картавина  ("Когда  ломаются  копья"  Погодина,   1953).   В
творчестве И. психо-логич. глубина реалистич. иск-ва, высокое мастерство
сценич.  речи  соединяются  порой  с  гротесковыми,  иногда  эксцентрич.
при„мами. Образы И., идейно-насыщенные, яркие и увлекательные по  форме,
проникнуты острым чувством современности. Большое место в репертуаре  И.
занимают персонажи в пьесах Островского: Мурзавецкий ("Волки  и  овцы"),
Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"), Юсов. В  Малом  т-ре
раскрылась новая сторона дарования И.- склонность к  т„плому  и  мягкому
лиризму, задушевности,  высокий  драматизм.  Выдающимся  достижением  И.
явилось исполнение роли Акима ("Власть тьмы", 1956).  Глубоко  правдивый
во всех жизненных деталях образ простого крестьянина вырастает  у  И.  в
эпич.   фигуру   страстного   поборника   правды    и    справедливости,
символизирующую победу добра и света над властью тьмы. Аким И.- одно  из
крупнейших созданий сов. Акт„рской школы.
   И. широко известен как один из  лучших  сов.  комедийных  киноакт„ров
(снимается с 1924). Несмотря на условность и эксцентричность его  героев
(Пе-телькин - "Закройщик из Торжка", Тапиока-"Процесс о тр„х миллионах",
Франц - "Праздник св. Иоргена"), И. заставляет  зрителя  поверить  в  их
достоверность   и   жизненность.   Лучшие   работы   И.   в    кино    -
обобщ„нно-сатирич. образы  бюрократов  Быва-лова  ("Волга-Волга",  1938,
Гос. пр. СССР, 1941) и Огурцова ("Карнавальная ночь", 1956).
   Склонность И. к лирике, драматизму,  передаче  глубоких  человеческих
чувств нашла сво„ отражение и в его концертной деятельности (как  мастер
художественного слова выступает с нач.  20-х  гг.).  Особенно  ярко  эти
качества  проявились  в   исполнении   рассказа   Карла   Ивановича   из
"Отрочества" Л. Толстого и "Старосветских помещиков" Гоголя. В эстрадном
репертуаре И. большое  место  занимают  произведения  Пушкина,  Крылова,
Щедрина, Чехова, Михалкова и др. И. использует в концертных выступлениях
свою  богатую  мимику,  выразит.  жест,  движение,   достигает   полного
перевоплощения. И. выступает на радио (Победоносиков - "Баня",  1951,  и
др.).  Занимается  режиссурой;  пост.  в  Малом  т-ре  (совм.  с  В.  И.
Цыганковым): "Ярмарка тщеславия" по Теккерею  (1958,  инсценировка  И.),
"Любовь Яровая" (1960); "Честность" Софронова (1961).
   Соч.: Сам о себе, М., 1961; К  мастерству,  М.,  1960.  Лит.:  Марков
П.А.,Игорь Ильинский,в кн.: Театральные портреты, М.-Л., 1939; К л ад  о
Н.,  Игорь  Ильинский,  М.,  Госкиноиздат,  1939;  Хайченко  Г.,   Игорь
Ильинский, М., 1962. р у
   ЙЛЬМАРИ (Ilmari),  Вильхо  (р.  24.IV.1888)  -  фин-ский  театральный
деятель, режисс„р  и  акт„р.  Имеет  поч„тное  звание  театр.  советника
(1951). В 1908 поступил в школу Финского  нац.  т-ра.  Позднее  обучался
режисс„рскому  иск-ву  у  реж.  Ракксона  и  проф.  Ф.  Гре-гора.  Начал
акт„рскую деятельность  в  труппе  т-ра  "Народная  сцена"  в  Хельсинки
(1910-11), работал акт„ром и режисс„ром  т-ра  г.  Тампере  (1912-17,  в
1934-37 - директор). В 1937-59 И. выступал  в  Финском  нац.  т-ре.  Был
директором т-ра в Турку (1916- 1917, 1919-34), в 1959-62-художеств. рук.
Нар, т-ра  в  Хельсинки.  Роли:  Куллерво  (о.  п.  Киви),  Эско,  Юхани
("Сельские  сапожники",  "Семеро  братьев"   Киви)   и   др.   Последнее
выступление И. состоялось  в  1945.  И.  создавал  образы  мужественных,
волевых людей, игра его отличалась яркой сценич. выразительностью. Пост.
спектакли: "Отелло", "Король Лир", "Гамлет"; "Семеро братьев" (по роману
Киви, ннсц. И.),  "Северяне"  Ярвилуома,  "Густав  Васа"  и  "Эрик  XIV"
Стриндберга, "М„ртвые души" по Гоголю и др. И.  стремится  к  реалистич.
решению   спектакля,   его   творчество   характеризуется    напряж„нным
драматизмом,  ч„тким  сценич.  рисунком.  В„л   педагогич.   работу   (с
1943ректор Фин. театр. школы), подготовил мн. акт„ров фин. т-ра, впервые

Страницы: «« « 940   941   942   943   944   945   946   947   948  949   950   951   952   953   954   955   956   957   958  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия