|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 940 941 942 943 944 945 946 947 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 » »» Батяновский ("Гроза будет" Звонока, 1958), Мо-чек-Мочульский ("Лявониха"
Данилова, 1961), Волотович ("Крыницы" Шемякина и Щербакова, 1961) и др.
Лит.: Ск?бнеск? А., Народны артыст СССР А. К, ?ль?нск?, М?нск, 1954;
Мастацтва Совецкай Беларусь М?нск, 1955, с. 297-305; Майстры беларускай
сцэны, М?нск, 1960,0.96-105. В. Н.
ИЛЬИНСКИЙ, Игорь Владимирович [p.ll(24).VIL 1901, Москва]-русский
советский акт„р. Нар. арт. СССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1960"
В 1917 поступил в театр. студию, руководимую Ф. Ф. Комис-саржевским.
Впервые выступил на проф. сцене в 1918 в Т-ре им. В. Ф. Комиссаржевской
(Старик - "Лисистрата" Аристофана). В 1918 И. - акт„р Т-ра ХПСРО. Затем
работал в ряде моек. т-ров - оперетта, "Летучая мышь", Теревсат, МХАТ,
Первый гос. т-р для детей и др. Прс-буя свои силы в различных жанрах, И.
наибольших успехов добивается в комедийных ролях: Селим ("Похищение из
гарема" Моцарта), Антонио ("Женитьба Фигаро") и др. Уже в этот период
обнаружилось огромное сценич. обаяние акт„ра, его большая эмоциональная
заразительность, склонность к яркой комедийной форме, мастерство
перевоплощения. В 1920 И. поступил в Т-р РСФСР 1-й, преобразованный
впоследствии в Т-р им. Мейерхольда, где работал до 1935. Его привлекли
задача создания агитационно-политич. т-ра, поиски новых революционных
форм. Участвовал в спектакле "Зори" Вер-харна (небольшая тра гедийная
роль фермера Гислена). В конструктивистском, биомеха-нич. спектакле
"Великодушный рогоносец" Кроммелинка (1922) играл роль ревнивца Брюно,
сочетая в сво„м исполнении элементы лирики, драматизма, акробатики.
Виртуозное мастерство акт„ра проявилось в исполнении роли Аркашки
Счастливцева, насыщенном трюками и аттракционами ("Лес", 1924).
Психология, и одновременно эксцен-трич. образ Расплюева создал И. в
"Свадьбе Кречинского". Важную роль в творчестве И. сыграли его встречи с
Маяковским, в произв. к-рого раскрылся комедийно-сатирич. талант акт„ра:
в 1921 он исполнил роль растерянного Соглашателя в "Мистерии-Буфф",
используя при„мы нар. балагана, в 1929 создал обобщ„нный,
гиперболизированный образ воинствующего обывателя, общественного
паразита Присыпкина в "Клопе". В Т-ре Мейерхольда определились
характерные для иск-ва И. черты: смелость творческих поисков, понимание
условной природы т-ра, высокая акт„рская техника. Одновременно с работой
в Т-ре Мейерхольда И. выступал в спектаклях Моск. драм. т-ра (с глубоким
драматизмом играл Тихона - "Гроза", 1922), 1-й Студии МХАТа (Грумио -
"Укрощение строптивой" Шекспира, 1923). С 1938 - в труппе Малого т-ра.
Дебютировал в роли Хлестакова. Затем играл роли Загорецкого ("Горе от
ума"), Счастливцева, утвердив исполнением этих ролей свою близость
реалистич. традициям "Дома Щепкина". В этот период сценич. создания И.,
сохраняя остроту и смелость формы, приобретают большую жизненную глубину
и цельность. В Малом т-ре И. впервые выступил в роли совр. положит.
героя - председателя колхоза Чеснока ("В степях Украины" Корнейчука,
1941, Гос. пр. СССР, 1942). Затем сыграл роли матроса Шибаева
("Незабываемый 1919-й" Вишневского, 1950, Гос. пр. СССР, 1951) и
профессора Картавина ("Когда ломаются копья" Погодина, 1953). В
творчестве И. психо-логич. глубина реалистич. иск-ва, высокое мастерство
сценич. речи соединяются порой с гротесковыми, иногда эксцентрич.
при„мами. Образы И., идейно-насыщенные, яркие и увлекательные по форме,
проникнуты острым чувством современности. Большое место в репертуаре И.
занимают персонажи в пьесах Островского: Мурзавецкий ("Волки и овцы"),
Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"), Юсов. В Малом т-ре
раскрылась новая сторона дарования И.- склонность к т„плому и мягкому
лиризму, задушевности, высокий драматизм. Выдающимся достижением И.
явилось исполнение роли Акима ("Власть тьмы", 1956). Глубоко правдивый
во всех жизненных деталях образ простого крестьянина вырастает у И. в
эпич. фигуру страстного поборника правды и справедливости,
символизирующую победу добра и света над властью тьмы. Аким И.- одно из
крупнейших созданий сов. Акт„рской школы.
И. широко известен как один из лучших сов. комедийных киноакт„ров
(снимается с 1924). Несмотря на условность и эксцентричность его героев
(Пе-телькин - "Закройщик из Торжка", Тапиока-"Процесс о тр„х миллионах",
Франц - "Праздник св. Иоргена"), И. заставляет зрителя поверить в их
достоверность и жизненность. Лучшие работы И. в кино -
обобщ„нно-сатирич. образы бюрократов Быва-лова ("Волга-Волга", 1938,
Гос. пр. СССР, 1941) и Огурцова ("Карнавальная ночь", 1956).
Склонность И. к лирике, драматизму, передаче глубоких человеческих
чувств нашла сво„ отражение и в его концертной деятельности (как мастер
художественного слова выступает с нач. 20-х гг.). Особенно ярко эти
качества проявились в исполнении рассказа Карла Ивановича из
"Отрочества" Л. Толстого и "Старосветских помещиков" Гоголя. В эстрадном
репертуаре И. большое место занимают произведения Пушкина, Крылова,
Щедрина, Чехова, Михалкова и др. И. использует в концертных выступлениях
свою богатую мимику, выразит. жест, движение, достигает полного
перевоплощения. И. выступает на радио (Победоносиков - "Баня", 1951, и
др.). Занимается режиссурой; пост. в Малом т-ре (совм. с В. И.
Цыганковым): "Ярмарка тщеславия" по Теккерею (1958, инсценировка И.),
"Любовь Яровая" (1960); "Честность" Софронова (1961).
Соч.: Сам о себе, М., 1961; К мастерству, М., 1960. Лит.: Марков
П.А.,Игорь Ильинский,в кн.: Театральные портреты, М.-Л., 1939; К л ад о
Н., Игорь Ильинский, М., Госкиноиздат, 1939; Хайченко Г., Игорь
Ильинский, М., 1962. р у
ЙЛЬМАРИ (Ilmari), Вильхо (р. 24.IV.1888) - фин-ский театральный
деятель, режисс„р и акт„р. Имеет поч„тное звание театр. советника
(1951). В 1908 поступил в школу Финского нац. т-ра. Позднее обучался
режисс„рскому иск-ву у реж. Ракксона и проф. Ф. Гре-гора. Начал
акт„рскую деятельность в труппе т-ра "Народная сцена" в Хельсинки
(1910-11), работал акт„ром и режисс„ром т-ра г. Тампере (1912-17, в
1934-37 - директор). В 1937-59 И. выступал в Финском нац. т-ре. Был
директором т-ра в Турку (1916- 1917, 1919-34), в 1959-62-художеств. рук.
Нар, т-ра в Хельсинки. Роли: Куллерво (о. п. Киви), Эско, Юхани
("Сельские сапожники", "Семеро братьев" Киви) и др. Последнее
выступление И. состоялось в 1945. И. создавал образы мужественных,
волевых людей, игра его отличалась яркой сценич. выразительностью. Пост.
спектакли: "Отелло", "Король Лир", "Гамлет"; "Семеро братьев" (по роману
Киви, ннсц. И.), "Северяне" Ярвилуома, "Густав Васа" и "Эрик XIV"
Стриндберга, "М„ртвые души" по Гоголю и др. И. стремится к реалистич.
решению спектакля, его творчество характеризуется напряж„нным
драматизмом, ч„тким сценич. рисунком. В„л педагогич. работу (с
1943ректор Фин. театр. школы), подготовил мн. акт„ров фин. т-ра, впервые
Страницы: «« « 940 941 942 943 944 945 946 947 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |