Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 933   934   935   936   937   938   939   940   941  942   943   944   945   946   947   948   949   950   951  » »»

праздника" у хан-тов  и  манси,  обязаны  своим  возникновением  древним
обрядам  почитания  "священного  животного"  -  медведя,   святочные   и
масленичные  ряжения  у  русских  связаны   с   религиозными   обрядами,
происхождение др.-греч. трагедии было связано с почитанием козла.  Связь
между игрой и обрядом столь велика, что часто бывает  трудно  определить
их границы, указать период, когда обряд переш„л в игру, а игра в  театр.
зрелище.   В   эпоху   средневековья   (5-17   вв.)   получают   широкое
распространение обрядовые игры, особенно среди крестьянства.  Постепенно
они теряют сво„ первоначальное ритуальное содержание  и  превращаются  в
род   "игрищ"   -   своеобразных   "театрализованных"    нар.    зрелищ,
жизнерадостных   и   остроумных.   Поэтому   христианство-господствующая
идеология средневековья- преследовала игры,  объявляя  их  "бесовскими".
Это затрудняло развитие игр, но не привело к их исчезновению.
   Среди  множества  игр   и   обрядов,   включающих   элементы   театр.
иск-ва,др.-греч. агоны и  римские  "игры",  пляски  в  масках  у  многих
народов  земного   шара,   театрализованные   процессии,   "майские"   и
"масленичные" игрища европ. средневековья, "масленичные"  и  "святочные"
игрища  русских,  театрализованные  процессии  у  многих  народов  стран
Востока (Бирма, Индия, Китай, Корея,  Япония),  процессия  маскированных
животными  "баронган"  в  Индонезии,  "покойницкие"  игры   у   русских,
молдаван, марийцев  и  мордвы,  в  Зап.  Украине,  игры  с  изображением
"священного животного" ("медвежьи праздники") у народов Севера,  шествие
с "дракономи танцы "львов"  в  Китае,  "баронг"  на  Бали  в  Индонезии,
"кееноба" в Грузии, игры в животных и птиц (в  козу,  кобылку,  медведя,
коршуна и  т.  д.),  земледельческие  игры  ("ленок",  "маки-маковочки",
"капустка" и т. д.), бытовые  и  детские  игры  ("казаки-разбойники",  в
"школу" и т. д.) (см. сб. "Игры народов СССР", М.-Л., 1933).
   Игры продолжают жить и в  настоящее  время  -  их  питает  богатейший
фольклор  народов  СССР,  они  вбирают  в  себя  многообразные   явления
действительности. В Советском Союзе групповые  и  массовые  И.  являются
одним из разделов художественной самодеятельности.
   Лит.: Плеханов Г. В., Письма без адреса. Письмо третье, М., 1956,  с.
65-68;   Авдеев    А.    Д.,    Происхождение    театра.    Л.,    1959;
Всеволодский-Герн-гросс В. Н., Русский  театр  от  истоков  до  середины
XVIII в., М., 1957; Чичеров В.  И.,  Зимний  период  русского  народного
земледельческого  календаря,   "Тр.   Ин-та   этнографии   им.   Н.   Н.
Миклухо-Маклая",  новая  серия,  т.  40,  М.,  1957;  Харузина  В.   Н.,
Этнография, М., 1909; е„ же. Игрушки у малокультурных  народов,  в  сб.:
Игрушка. Ее история и значение, М., 1912,  с.  о5-139;  Материалы  чисто
фактологического характера можно найти  во  многих  работах  по  истории
культуры и этнографии, как, напр., Тейлор Э. Б.,  Первобытная  культура,
т. 1-2, СПБ. 1896-97; Харузин Н. Н., Этнография, вып. 4, СПБ. 1905; Игры
народов СССР. Сборник, М.-Л.,  1УЗЗ;  Покровский  Е.  А.,  Детские  игры
преимущественно русские, 2 изд., М., 1895. Аре А
   ИДАЛЬГО (Hidalgo), Хуан (ок. 1600-ЗО.Ш.1685)-испанский композитор.  В
1631-85-арфист Королевской капеллы в Мадриде. Автор  первой  исп.  оперы
"Одним лишь взором ревность убивает" на текст Кальдеро-на (1660).  Опера
была исполнена в королевском дворце "Буэн Ретиро" в Мадриде. В  отрывках
сохранились оперы "Пурпур розы" (1660), "И амур не  свободен  от  любви"
(1662; обе на текст Кальдерона) и  др.  Творчество  И.  высоко  ценилось
современниками, ему был присвоен титул "единственного в иск-ве музыки".
   Лит.: Subira J., El operista espanol D. Juan Hidal-po, Madrid,  1934;
UrsprungO., "Celos aun del Aire matan".  Text  v.  Calderon.  Musik,  v.
Hidalgo, die alteste erhaltenespanische  Oper,  в  кн.:  Festschrift  A.
Schering zum 60.... В., 1957. м. Лиц.
   ИДАЛЬГО (Hidalgo), Эльвира де (р. 1892) -  испанская  артистка  оперы
(колоратурное сопрано). Пению обучалась у К. Бордальба и  М.  Видаля.  В
1908 успешно дебютировала на сцене т-ра  "Сан-Карло"  (Неаполь)  и  Т-ра
Сары Бернар (Париж) в опере "Севильский цирюльник". В 1909-33  выступала
в   оперных   т-рах   мн.   городов   мира,   в    т.    ч.    Нью-Йорка
("Метрополитен-опера",  1910,  1924-26),  Рима  ("Ко-станци",   1910-11,
1915-19),  Барселоны  ("Лисео",  1911-12,  1912-13,  1916-17,  1922-23),
Парижа ("Гранд-Опера", 1912, 1916, 1923, 1924), Буэнос-Айреса  ("Колон",
1914, 1922), Милана ("Ла Скала", 1916, 1922), Мадрида ("Реаль", 1916-17,
1922-23), Лондона ("Ковент-Гарден", 1924). В 1913 пела в  Петербурге.  С
1933, оставив сцену, преподавала пение в  Афинах.  С  1959  И.-профессор
консерватории в Анкаре. Среди учеников И.- М. Каллас.
   Наряду с Р. Барръентос И. принадлежит к  выдающимся  исп.  вокалистам
1-й пол. 20 в. Обладала очень подвижным  голосом  хрупкого,  серебряного
тембра, виртуозной  техникой.  Мягкая,  тонкая  игра,  прихотливые  вок.
краски, лиризм отличали исполнение И. Лучшая партия И.- Розина.
   Партии: Линда, Лючия. Норина, Адина ("Линда ди  Ша-муни",  "Лючия  ди
Ламмермур",  "Любовный  напиток",  "Дон  Паскуале"  Доницетти),   Амина,
Эльвира {"Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Церлина ("Дон Жуан"),  Лакме
(о. п. Делиба), Динора (о.  п.  Мейсрбера),  Офелия,  Миньон  ("Гамлет",
"Миньон"  'Тома),Джульетта   ("Ромео   и   Джульетта"   Гуно),   Мюзетта
("Богема"), Виолетта, Джильда и др.
   Лит.: L a u r j-V о 1 р i G., Voci parallele, [Mil.,  1955];  Cederna
С., I capricci (Tarte di E.  de  Hidalgo.  "L'Europeo",  Mil.,  1955,  4
sett., Л 36. Ал. М.
   ИДАЯТЗАДЕ,   Исмаил   Гусейн   оглы    (19.VIII.1901-11.XI.1951)    -
азербайджанский советский акт„р,  режисс„р,  театральный  деятель.  Нар.
арт. Азерб. ССР (1938).  Был  деп.  Верх.  Совета  Азерб.  ССР.  Сценич.
деятельность начал в 1917, будучи учеником участвовал в спектаклях проф.
нац.  коллективов.  С  1920  -  акт„р  Азерб.  гос.  т-ра  (нынеТ-р  им.
Азизбекова).  Первые  значит,  работы-Абдулалибек  ("Се-виль"  Джабарлы,
1928), Швандя {"Любовь Яровая", 1929). Уже в ранний период  деятельности
И. определились две тенденции его творчества: он с успехом исполнял роли
героев и характерные роли. К концу 20-х  гг.  главным  в  творчестве  И.
становится стремление придать своим  сценич.  образам  яркую  реалистич.
характерность. В 30-х гг.  И.  создал  образы,  отмеченные  неповторимым
индивидуальным своеобразием, мастерством сценич. перевоплощения -  Шариф
и Саламов ("Алмас", 1931, "В 1905 году", 1931, Дж.  Джабарлы),  Селестен
("Интервенция"   Славина,   1932),   Шейх   Насрулла   ("Мертвецы"   Дж.
Мамедкулизаде, 1933), Шмага ("Без вины  виноватые",  1935),  Гаджи  Кара
("Приключение скряги" Ахундова, 1937) и др.
   С 1934 И. занимался и режисс„рской деятельностью.  Первая  самостоят,
работа - героико-роман-тич. спектакль  "Сиявуш"Джавида  (1934,  Т-р  им.
Азизбекова). Затем последовали "Шах-наме" Джанана I1936 там  же),  опера
"К„р-оглы", музкомедия "Аршин  мал  алан"  Гаджибекова  (1937,1938,  Т-р

Страницы: «« « 933   934   935   936   937   938   939   940   941  942   943   944   945   946   947   948   949   950   951  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия