Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 933 934 935 936 937 938 939 940 941 942 943 944 945 946 947 948 949 950 951 » »» праздника" у хан-тов и манси, обязаны своим возникновением древним обрядам почитания "священного животного" - медведя, святочные и масленичные ряжения у русских связаны с религиозными обрядами, происхождение др.-греч. трагедии было связано с почитанием козла. Связь между игрой и обрядом столь велика, что часто бывает трудно определить их границы, указать период, когда обряд переш„л в игру, а игра в театр. зрелище. В эпоху средневековья (5-17 вв.) получают широкое распространение обрядовые игры, особенно среди крестьянства. Постепенно они теряют сво„ первоначальное ритуальное содержание и превращаются в род "игрищ" - своеобразных "театрализованных" нар. зрелищ, жизнерадостных и остроумных. Поэтому христианство-господствующая идеология средневековья- преследовала игры, объявляя их "бесовскими". Это затрудняло развитие игр, но не привело к их исчезновению. Среди множества игр и обрядов, включающих элементы театр. иск-ва,др.-греч. агоны и римские "игры", пляски в масках у многих народов земного шара, театрализованные процессии, "майские" и "масленичные" игрища европ. средневековья, "масленичные" и "святочные" игрища русских, театрализованные процессии у многих народов стран Востока (Бирма, Индия, Китай, Корея, Япония), процессия маскированных животными "баронган" в Индонезии, "покойницкие" игры у русских, молдаван, марийцев и мордвы, в Зап. Украине, игры с изображением "священного животного" ("медвежьи праздники") у народов Севера, шествие с "дракономи танцы "львов" в Китае, "баронг" на Бали в Индонезии, "кееноба" в Грузии, игры в животных и птиц (в козу, кобылку, медведя, коршуна и т. д.), земледельческие игры ("ленок", "маки-маковочки", "капустка" и т. д.), бытовые и детские игры ("казаки-разбойники", в "школу" и т. д.) (см. сб. "Игры народов СССР", М.-Л., 1933). Игры продолжают жить и в настоящее время - их питает богатейший фольклор народов СССР, они вбирают в себя многообразные явления действительности. В Советском Союзе групповые и массовые И. являются одним из разделов художественной самодеятельности. Лит.: Плеханов Г. В., Письма без адреса. Письмо третье, М., 1956, с. 65-68; Авдеев А. Д., Происхождение театра. Л., 1959; Всеволодский-Герн-гросс В. Н., Русский театр от истоков до середины XVIII в., М., 1957; Чичеров В. И., Зимний период русского народного земледельческого календаря, "Тр. Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая", новая серия, т. 40, М., 1957; Харузина В. Н., Этнография, М., 1909; е„ же. Игрушки у малокультурных народов, в сб.: Игрушка. Ее история и значение, М., 1912, с. о5-139; Материалы чисто фактологического характера можно найти во многих работах по истории культуры и этнографии, как, напр., Тейлор Э. Б., Первобытная культура, т. 1-2, СПБ. 1896-97; Харузин Н. Н., Этнография, вып. 4, СПБ. 1905; Игры народов СССР. Сборник, М.-Л., 1УЗЗ; Покровский Е. А., Детские игры преимущественно русские, 2 изд., М., 1895. Аре А ИДАЛЬГО (Hidalgo), Хуан (ок. 1600-ЗО.Ш.1685)-испанский композитор. В 1631-85-арфист Королевской капеллы в Мадриде. Автор первой исп. оперы "Одним лишь взором ревность убивает" на текст Кальдеро-на (1660). Опера была исполнена в королевском дворце "Буэн Ретиро" в Мадриде. В отрывках сохранились оперы "Пурпур розы" (1660), "И амур не свободен от любви" (1662; обе на текст Кальдерона) и др. Творчество И. высоко ценилось современниками, ему был присвоен титул "единственного в иск-ве музыки". Лит.: Subira J., El operista espanol D. Juan Hidal-po, Madrid, 1934; UrsprungO., "Celos aun del Aire matan". Text v. Calderon. Musik, v. Hidalgo, die alteste erhaltenespanische Oper, в кн.: Festschrift A. Schering zum 60.... В., 1957. м. Лиц. ИДАЛЬГО (Hidalgo), Эльвира де (р. 1892) - испанская артистка оперы (колоратурное сопрано). Пению обучалась у К. Бордальба и М. Видаля. В 1908 успешно дебютировала на сцене т-ра "Сан-Карло" (Неаполь) и Т-ра Сары Бернар (Париж) в опере "Севильский цирюльник". В 1909-33 выступала в оперных т-рах мн. городов мира, в т. ч. Нью-Йорка ("Метрополитен-опера", 1910, 1924-26), Рима ("Ко-станци", 1910-11, 1915-19), Барселоны ("Лисео", 1911-12, 1912-13, 1916-17, 1922-23), Парижа ("Гранд-Опера", 1912, 1916, 1923, 1924), Буэнос-Айреса ("Колон", 1914, 1922), Милана ("Ла Скала", 1916, 1922), Мадрида ("Реаль", 1916-17, 1922-23), Лондона ("Ковент-Гарден", 1924). В 1913 пела в Петербурге. С 1933, оставив сцену, преподавала пение в Афинах. С 1959 И.-профессор консерватории в Анкаре. Среди учеников И.- М. Каллас. Наряду с Р. Барръентос И. принадлежит к выдающимся исп. вокалистам 1-й пол. 20 в. Обладала очень подвижным голосом хрупкого, серебряного тембра, виртуозной техникой. Мягкая, тонкая игра, прихотливые вок. краски, лиризм отличали исполнение И. Лучшая партия И.- Розина. Партии: Линда, Лючия. Норина, Адина ("Линда ди Ша-муни", "Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток", "Дон Паскуале" Доницетти), Амина, Эльвира {"Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Церлина ("Дон Жуан"), Лакме (о. п. Делиба), Динора (о. п. Мейсрбера), Офелия, Миньон ("Гамлет", "Миньон" 'Тома),Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Мюзетта ("Богема"), Виолетта, Джильда и др. Лит.: L a u r j-V о 1 р i G., Voci parallele, [Mil., 1955]; Cederna С., I capricci (Tarte di E. de Hidalgo. "L'Europeo", Mil., 1955, 4 sett., Л 36. Ал. М. ИДАЯТЗАДЕ, Исмаил Гусейн оглы (19.VIII.1901-11.XI.1951) - азербайджанский советский акт„р, режисс„р, театральный деятель. Нар. арт. Азерб. ССР (1938). Был деп. Верх. Совета Азерб. ССР. Сценич. деятельность начал в 1917, будучи учеником участвовал в спектаклях проф. нац. коллективов. С 1920 - акт„р Азерб. гос. т-ра (нынеТ-р им. Азизбекова). Первые значит, работы-Абдулалибек ("Се-виль" Джабарлы, 1928), Швандя {"Любовь Яровая", 1929). Уже в ранний период деятельности И. определились две тенденции его творчества: он с успехом исполнял роли героев и характерные роли. К концу 20-х гг. главным в творчестве И. становится стремление придать своим сценич. образам яркую реалистич. характерность. В 30-х гг. И. создал образы, отмеченные неповторимым индивидуальным своеобразием, мастерством сценич. перевоплощения - Шариф и Саламов ("Алмас", 1931, "В 1905 году", 1931, Дж. Джабарлы), Селестен ("Интервенция" Славина, 1932), Шейх Насрулла ("Мертвецы" Дж. Мамедкулизаде, 1933), Шмага ("Без вины виноватые", 1935), Гаджи Кара ("Приключение скряги" Ахундова, 1937) и др. С 1934 И. занимался и режисс„рской деятельностью. Первая самостоят, работа - героико-роман-тич. спектакль "Сиявуш"Джавида (1934, Т-р им. Азизбекова). Затем последовали "Шах-наме" Джанана I1936 там же), опера "К„р-оглы", музкомедия "Аршин мал алан" Гаджибекова (1937,1938, Т-р Страницы: «« « 933 934 935 936 937 938 939 940 941 942 943 944 945 946 947 948 949 950 951 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |