|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 933 934 935 936 937 938 939 940 941 942 943 944 945 946 947 948 949 950 951 » »» праздника" у хан-тов и манси, обязаны своим возникновением древним
обрядам почитания "священного животного" - медведя, святочные и
масленичные ряжения у русских связаны с религиозными обрядами,
происхождение др.-греч. трагедии было связано с почитанием козла. Связь
между игрой и обрядом столь велика, что часто бывает трудно определить
их границы, указать период, когда обряд переш„л в игру, а игра в театр.
зрелище. В эпоху средневековья (5-17 вв.) получают широкое
распространение обрядовые игры, особенно среди крестьянства. Постепенно
они теряют сво„ первоначальное ритуальное содержание и превращаются в
род "игрищ" - своеобразных "театрализованных" нар. зрелищ,
жизнерадостных и остроумных. Поэтому христианство-господствующая
идеология средневековья- преследовала игры, объявляя их "бесовскими".
Это затрудняло развитие игр, но не привело к их исчезновению.
Среди множества игр и обрядов, включающих элементы театр.
иск-ва,др.-греч. агоны и римские "игры", пляски в масках у многих
народов земного шара, театрализованные процессии, "майские" и
"масленичные" игрища европ. средневековья, "масленичные" и "святочные"
игрища русских, театрализованные процессии у многих народов стран
Востока (Бирма, Индия, Китай, Корея, Япония), процессия маскированных
животными "баронган" в Индонезии, "покойницкие" игры у русских,
молдаван, марийцев и мордвы, в Зап. Украине, игры с изображением
"священного животного" ("медвежьи праздники") у народов Севера, шествие
с "дракономи танцы "львов" в Китае, "баронг" на Бали в Индонезии,
"кееноба" в Грузии, игры в животных и птиц (в козу, кобылку, медведя,
коршуна и т. д.), земледельческие игры ("ленок", "маки-маковочки",
"капустка" и т. д.), бытовые и детские игры ("казаки-разбойники", в
"школу" и т. д.) (см. сб. "Игры народов СССР", М.-Л., 1933).
Игры продолжают жить и в настоящее время - их питает богатейший
фольклор народов СССР, они вбирают в себя многообразные явления
действительности. В Советском Союзе групповые и массовые И. являются
одним из разделов художественной самодеятельности.
Лит.: Плеханов Г. В., Письма без адреса. Письмо третье, М., 1956, с.
65-68; Авдеев А. Д., Происхождение театра. Л., 1959;
Всеволодский-Герн-гросс В. Н., Русский театр от истоков до середины
XVIII в., М., 1957; Чичеров В. И., Зимний период русского народного
земледельческого календаря, "Тр. Ин-та этнографии им. Н. Н.
Миклухо-Маклая", новая серия, т. 40, М., 1957; Харузина В. Н.,
Этнография, М., 1909; е„ же. Игрушки у малокультурных народов, в сб.:
Игрушка. Ее история и значение, М., 1912, с. о5-139; Материалы чисто
фактологического характера можно найти во многих работах по истории
культуры и этнографии, как, напр., Тейлор Э. Б., Первобытная культура,
т. 1-2, СПБ. 1896-97; Харузин Н. Н., Этнография, вып. 4, СПБ. 1905; Игры
народов СССР. Сборник, М.-Л., 1УЗЗ; Покровский Е. А., Детские игры
преимущественно русские, 2 изд., М., 1895. Аре А
ИДАЛЬГО (Hidalgo), Хуан (ок. 1600-ЗО.Ш.1685)-испанский композитор. В
1631-85-арфист Королевской капеллы в Мадриде. Автор первой исп. оперы
"Одним лишь взором ревность убивает" на текст Кальдеро-на (1660). Опера
была исполнена в королевском дворце "Буэн Ретиро" в Мадриде. В отрывках
сохранились оперы "Пурпур розы" (1660), "И амур не свободен от любви"
(1662; обе на текст Кальдерона) и др. Творчество И. высоко ценилось
современниками, ему был присвоен титул "единственного в иск-ве музыки".
Лит.: Subira J., El operista espanol D. Juan Hidal-po, Madrid, 1934;
UrsprungO., "Celos aun del Aire matan". Text v. Calderon. Musik, v.
Hidalgo, die alteste erhaltenespanische Oper, в кн.: Festschrift A.
Schering zum 60.... В., 1957. м. Лиц.
ИДАЛЬГО (Hidalgo), Эльвира де (р. 1892) - испанская артистка оперы
(колоратурное сопрано). Пению обучалась у К. Бордальба и М. Видаля. В
1908 успешно дебютировала на сцене т-ра "Сан-Карло" (Неаполь) и Т-ра
Сары Бернар (Париж) в опере "Севильский цирюльник". В 1909-33 выступала
в оперных т-рах мн. городов мира, в т. ч. Нью-Йорка
("Метрополитен-опера", 1910, 1924-26), Рима ("Ко-станци", 1910-11,
1915-19), Барселоны ("Лисео", 1911-12, 1912-13, 1916-17, 1922-23),
Парижа ("Гранд-Опера", 1912, 1916, 1923, 1924), Буэнос-Айреса ("Колон",
1914, 1922), Милана ("Ла Скала", 1916, 1922), Мадрида ("Реаль", 1916-17,
1922-23), Лондона ("Ковент-Гарден", 1924). В 1913 пела в Петербурге. С
1933, оставив сцену, преподавала пение в Афинах. С 1959 И.-профессор
консерватории в Анкаре. Среди учеников И.- М. Каллас.
Наряду с Р. Барръентос И. принадлежит к выдающимся исп. вокалистам
1-й пол. 20 в. Обладала очень подвижным голосом хрупкого, серебряного
тембра, виртуозной техникой. Мягкая, тонкая игра, прихотливые вок.
краски, лиризм отличали исполнение И. Лучшая партия И.- Розина.
Партии: Линда, Лючия. Норина, Адина ("Линда ди Ша-муни", "Лючия ди
Ламмермур", "Любовный напиток", "Дон Паскуале" Доницетти), Амина,
Эльвира {"Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Церлина ("Дон Жуан"), Лакме
(о. п. Делиба), Динора (о. п. Мейсрбера), Офелия, Миньон ("Гамлет",
"Миньон" 'Тома),Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Мюзетта
("Богема"), Виолетта, Джильда и др.
Лит.: L a u r j-V о 1 р i G., Voci parallele, [Mil., 1955]; Cederna
С., I capricci (Tarte di E. de Hidalgo. "L'Europeo", Mil., 1955, 4
sett., Л 36. Ал. М.
ИДАЯТЗАДЕ, Исмаил Гусейн оглы (19.VIII.1901-11.XI.1951) -
азербайджанский советский акт„р, режисс„р, театральный деятель. Нар.
арт. Азерб. ССР (1938). Был деп. Верх. Совета Азерб. ССР. Сценич.
деятельность начал в 1917, будучи учеником участвовал в спектаклях проф.
нац. коллективов. С 1920 - акт„р Азерб. гос. т-ра (нынеТ-р им.
Азизбекова). Первые значит, работы-Абдулалибек ("Се-виль" Джабарлы,
1928), Швандя {"Любовь Яровая", 1929). Уже в ранний период деятельности
И. определились две тенденции его творчества: он с успехом исполнял роли
героев и характерные роли. К концу 20-х гг. главным в творчестве И.
становится стремление придать своим сценич. образам яркую реалистич.
характерность. В 30-х гг. И. создал образы, отмеченные неповторимым
индивидуальным своеобразием, мастерством сценич. перевоплощения - Шариф
и Саламов ("Алмас", 1931, "В 1905 году", 1931, Дж. Джабарлы), Селестен
("Интервенция" Славина, 1932), Шейх Насрулла ("Мертвецы" Дж.
Мамедкулизаде, 1933), Шмага ("Без вины виноватые", 1935), Гаджи Кара
("Приключение скряги" Ахундова, 1937) и др.
С 1934 И. занимался и режисс„рской деятельностью. Первая самостоят,
работа - героико-роман-тич. спектакль "Сиявуш"Джавида (1934, Т-р им.
Азизбекова). Затем последовали "Шах-наме" Джанана I1936 там же), опера
"К„р-оглы", музкомедия "Аршин мал алан" Гаджибекова (1937,1938, Т-р
Страницы: «« « 933 934 935 936 937 938 939 940 941 942 943 944 945 946 947 948 949 950 951 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |