Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 936   937   938   939   940   941   942   943   944  945   946   947   948   949   950   951   952   953   954  » »»

дириж„р.  Засл.  деят.  иск-в  РСФСР  (1938).  В  1909   окончил   Моск.
консерваторию.  В  1919-20  И.  принимал   участие   совм.   с   В.   И.
Неми-ровичем-Данченко в организации муз. студии  при  МХАТе.  В  1909-53
И.-бессменный дириж„р и зав. муз. частью  МХАТа.  Автор  музыки  ко  мн.
спектаклям.
   ИЗУАР (Isouard), Никола (псевд.-Никколо де Мальта; Niccolo de  Malta)
(6. XII. 1775- 23. II 1.1818) - французский  композитор.  Уроженец  о-ва
Мальта.  Брал  уроки  композиции  у  П.  Гульельми  в   Милане.   Творч.
деятельность начал в 1794. В 1795-  1798  был  композитором  т-ра  в  г.
Ла-Валлетта (Мальта). С 1799 жил в  Париже.  Завоевал  популярность  как
автор опер, к-рые внесли значит, вклад в развитие  жанра  франц.  комич.
оперы.  Лучшие  из  них  -  "Микеланджело"  (1802),  "Золушка"   (1810),
"Лотерейный билет" (1811), "Жоконда, или Искатели  приключений"  (1814),
"Жанно и Колен" (1814) (все пост. в т-ре "Опера  комик"),  "Аладин,  или
Волшебная лампа" (завершена Бенинкори, 1822, т-р "Гранд-Опера"). Совм. с
Р. Крейцером написал оперы "Маленький паж" (1800, т-р  "Фейдо",  Париж),
"Фламиний в Коринфе" (1801, "Гранд-Опера") и др. И.  обладал  выдающимся
сценическим чуть„м, мелодич. дарованием,  ансамблевым  мастерством,  его
музыкальный язык прост и доходчив.
   Оперы:  "Артаксеркс,  царь  Персии"  (1794,  Ливорно),   "Се-вильский
цирюльник" (1796, Ла-Валлетта), Бондарь"  (1797,  там  же),"Статуя,  или
Скупая женщина" (1802, "Опера комик", Париж), "Турецкий  лекарь"  (1803,
там же), "Завтрак  холостяков"  (1805,  там  же),  "Буржуазное  рандеву"
(1807, там же), "Чимароза" (1808, там же), "Жертва искусства" (1811, там
же), "Люлли и Кино" (1812, там же) и др.
   Лит.: W a h l E., Nikolo Isouard: sein Leben und  sein  Schaffen  auf
dem Gebiet der Opera-Comique. Diss., Monaco, 1906 (отд.  книга  Munchen,
1911); R o l a n d i U., Musica e musicisti in Malta, Livorno, 1932.
   IIIIEUI (Illyes), Дьюла (р. 1902) - венгерский поэт и драматург. Лит.
деятельность начал в конце 20-х гг. В 1947  написал  первую  пьесу-драму
"Психолог"  (т-р  "Бельвароши",  Будапешт).  Позднее  И.  обращается   к
ис-торич. жанру, пишет драму "Пример Озора" (1951, Нац.  т-р,  Будапешт)
об участии крестьянских  масс  в  венг.  революции  1848,  пьесу  "Пламя
факела" (1952, Т-р  им.  И.  Катоны)  о  последних  трагич.  днях  венг.
революции и нац.-освободительной борьбе 1848 - 1849. В  1955  И.  создал
стихотворную историч. драму "Дожа" (1955, Нац. т-р,  Будапешт)  о  вожде
крестьянского восстания 1514, в  ней  сказалось  влияние  националистич.
идей. В последние годы И. обратился  к  совр.  тематике,  в  его  пьесах
отразилась борьба за социалистич. переустройство  Венгрии.  Лауреат  пр.
им. Кошута (1955).
   Соч.: Ozorai pelda, Bdp., 1952; Faklyalafig. Drama, Bdp., 1958; Dozsa
Gyordy, Bdp., 1956. А. Гер.
   ИКАЕВА, Серафима Георгиевна (р. 29. VIIL 1909) - осетинская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1941.
   Деп.  Верх.  Совета  С.-О.  АССР  2-4-го  созывов.  В  1935  окончила
Осетинскую студию ГИТИСа и вступила в труппу  Сев.-Осет.  т-ра.  Главная
тема  творчества  И.-  радостная  любовь  к  жизни.  Буйным  и   лукавым
жизнелюбием  отмечены  е„Пушкина), Глафира ("Егор Булычев и другие"), Мария ("Двенадцатая ночь"),
Миран-долина; Варвара  ("Гроза"),  Кордулла  ("Волынщик  из  Страконниц"
Тыла). С проникновенной задушевностью,  светлым  оптимизмом  и  глубоким
драматизмом играла И. Варю ("Встреча в темноте" Кнорре), Любовь  Яровую;
свободолюбивую Ханысиат ("Две сестры" Бритаева), Татьяну  ("Разлом").  В
острокомедийных  образах   в   нац.   драматургии   (вес„лая,   задорная
Салимат"Желание Паша" Туаева, сваха Салфетка-"Песня Софьи"  Хубецовой  и
Хугаева, колхозный завхоз Гадзыгыз - "Две свадьбы" Бритаевой и Саламова)
актриса часто прибегает к импровизации, использует свои выдающиеся  муз.
данные. Вела пе-дагогич. работу в  студии  при  Сев.-Осет.  т-ре  (1935-
1938, 1944-47).
   Лит.: Севастьянова Л., С. Г. Икаева, Дзауджи-кау, 1951;  "Театральная
жизнь", 1961, ј 11. E. Ж.
   ИКАРЙЙСКИЕ ИГРЫ (в  цирке)  [название  предложено  двумя  английскими
акробатами братьями
   Котрелли (Cotrelly) ок.  1850]-цирковой  жанр.  В  И.  и.  сочетаются
элементы антипода акробатики.  Используя  как  трамплин  ноги  партн„ров
(т.н. нижних), лежащих на специальных  приспособлениях,  акробаты  (т.н.
верхние) перелетают от одного  нижнего  к  другому,  выполняя  при  этом
различные трюки (сальто, полусальто  и  т.  д.).  Подобные  номера  были
известны еще в  древности  на  Востоке  (Япония,  Китай),  в  Европе  их
показывали странствующие комедианты (обычно - один взрослый и  мальчик),
в 1777 в цирке Астлея выступал Кольпи. И. и. получили распространение  в
цирках с конца 19 в. В советских цирках в этом  жанре  выступали  группы
под руководством  А.  Александрова,  Д.  Стародубцева,  В.  Плинера,  А.
Гинейко
   ИКОНЕН (Ikonen), Ирье (р. 1902) - финский артист оперы  (бас).  Пению
обучался  в  Хельсинки  (1928-32).  С  1934-солист  Национальной   оперы
Финляндии. Гастролировал в т-рах Германии, Италии, Англии, Польши, СССР;
выступал также как концертный певец. Исполнил более 100 партий  басового
репертуара. Я. Каух.
   ИКОНОМОВ, Матей Спасов (7.1.1871-10. III. 1960) -  болгарский  акт„р,
режисс„р  и  театральный  деятель.  Нар.   арт.   НРБ   (1955).   Творч.
деятельность начал на сцене провинц. т-ров, затем играл в Софии в  т-рах
"Основа" (1887), "Слеза и смех" (1892), в т-ре "Жизнь" в Русе (1900).  В
1900-02  учился  в  ИталииУ  Был  организатором  "Современного   театра"
(1902-У)ч  боровшегося  за   новый   репертуар   и   популяризировавшего
драматургию Горького, Чехова, Толстого, Ибсена, Га-уптмана, Стриндберга.
В т-ре ставились произв. болг. классиков  -Вазова  и  Яворова,  а  также
пьесы Островского и Шекспира.  Значит,  обществ.  событием  стала  пост.
драмы Горького "На дне" (1903). В 1924 И. вновь организовал  передвижную
труппу "Родная сцена" (существовала до 1935), но  успеха,  выпавшего  на
долю его первого т-ра, она не имела. И.- автор и переводчик  ряда  пьес.
Основная его заслуга состоит в том,  что  он  способствовал  (с  помощью
передвижных т-ров) популяризации в народе театр. иск-ва.
   Лит.: Каракостов С., Максим Горки и  българската  литература,  София,
1947; П е н е в П., Лекции по история на българския драматически театър,
ч. 2, София, 19 Вас. М.
   ИКОНОМОВ, Никола Петков (1896-1959) - болгарский  акт„р.  Засл.  арт.
НРБ. Учился у М. Икономова и Г. Донева; в 1916  поступил  как  ученик  в
Народный т-р в Софии. В 1919  дебютировал  там  же  в  роли  царя  Асена
("Иванко" Друмева). И. обладал прекрасной сценич.  внешностью,  красивым

Страницы: «« « 936   937   938   939   940   941   942   943   944  945   946   947   948   949   950   951   952   953   954  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия