Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 943 944 945 946 947 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 » »» "Разбойников"). И. привл„к к работе т-ра драматурга X. Граббе, композитора Ф. Мсндельсона-Бартольди, живописцев "дюссельдорфской школы" - И. В. Ширмера, Т. Хильдебрандта. В отдельных спектаклях т-ра принимали участие известные нем. акт„ры - К. Зейдельман (Натан - "Натан Мудрый" Лессинга), Каролина Линднер (леди Мпльфорд)-осознавшие ценность его театральных реформ. И. выработал "Правила", определявшие обязанности акт„ров, заботился об их материальной обеспеченности. Т-р И. был в 1837 закрыт из-за недостатка средств. И. принадлежит ряд исследоват. работ по т-ру. Соч.: Samtliche Werke. Hrsg. v. R. Boxberger, Bd l-20, В., 1883; то же, Hrsg. v. H. Mayne, Bd l-5, Lpz." [1906]. Лит.: Энгельс Ф., Воспоминания Иммермана, в кн. : МарксК.иЭнгельсФ., Соч., т. 2, M.-Л., 1931; Fe l 1-n e r R., Geschichte einer deutschen Musterbuhne, Stuttg., 1888; Wi ttsack R., K. L. Immermann als Dramaturg, B., 1914; L i n z er M., "Die Dusseldorfer Musterbuhne" Karl Immermanns. Theatralische Sendung, [В.], 195P. Ц. H. ИМПЕРАТОРСКИЕ ТЕАТРЫ (Каз„нные театры) в России - театры, находившиеся в ведении царского двора. Придворные т-ры в России появились в 1672 при царе Алексее Михайловиче (этот т-р существовал до 1676). В 1702 П„тр I построил в Москве на Красной площади публичный т-р ("Комедиальная храмина"), к-рый просуществовал до 1706. В н„м выступали нем. и рус. труппы И. Кун ста и его преемника О. Фюрста. Кун-стом была создана первая в России драм. школа. В последующие годы на придворной сцене в Петербурге и в Москве выступали исключительно иностранцы: итал. опера с балетом Арайи, нем. труппы Манна, К. Аккермана, К. Нейбер, французская - Сериньи и др. В сер. 18 в. возрос интерес к рус. т-ру. В 1752 в Петербург была вызвана ярославская труппа во главе с Ф. Волковым. Часть акт„ров труппы Волкова была определена для обучения в кадетский Шляхетный корпус. 30 авг. 1756 императрицей Елизаветой был дан указ Сенату "учредить Русский для представления трагедий и комедий театр". Директором т-ра был назначен А. П. Сумароков. С этой даты начинается история публичных рус. императорских (каз„нных) т-ров. Ядро т-ра, созданного в 1756, составили выученики кадетского корпуса из разночинцев и акт„ры ярославской труппы - Ф. и Г. Волковы, И. Дмитревский, Я. Шумский и др. Ассигнования на рус. труппу были ничтожны - 5 тыс. руб. в год, в то время как содержание франц. труппы составляло 20 тыс. руб. в год. Первыми рус. актрисами были А. М. Дмитровская, выдающаяся трагич. актриса Т. М. Троепольская и др. Труппа И. т. состояла преим из крепостных. Русский т-р помещался в Головкинском доме (ныне на этом месте - здание Академии художеств) на Васильевском острове. В 1759 управление рус. т-ром перешло в ведение придворной конторы, и он был включ„н в число придворных трупп, дававших представления преим. для придворной и дворянской публики. В 1766 Екатерина II учредила Дирекцию Императорских театров. Первый директор И. т.- И. П. Елагин составил "Стат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям". В этот первый театр. штат, утвержд„нный Екатериной II, вошли: 1) итальянская опера и камер-музыка, 2) балет, 3) бальная музыка, 4) французский т-р, 5) российский театр. 6) принадлежащие к театру люди и мастеровые. Тем же "Статом" была основана театр. школа и установлены пенсии артистам. Специальным указом был создан Комитет для управления зрелищами и музыкой. Этот указ определил организационные формы деятельности И. т. Рус. драм. труппа сохраняла наименование придворной и продолжала давать спектакли на придворной сцене в очередь с другими придворными труппами. Наряду с этим рус. акт„ры должны были давать и публичные представления "за деньги на городских театрах". Спектакли происходили в т.н. Каменном, или Большом, т-ре, в т-ре на Царицыном лугу, или Деревянном т-ре, и на сцене придворного Эрмитажного т-ра. В 1784 Комитет издал "Узаконения Комитета для принадлежащих к придворному театру", представляющие собой свод правил, определяющий поведение всех "принадлежащих к придворному т-ру". В 1806 были созданы моек. И. т. Спектакли давались в доме Пашкова, с 1808-в Новом Императорском т-ре (Арбатском), затем с 1814 -в т-ре Апраксина на Знаменке. В октябре 1824 был открыт Императорский Малый т-р, а в январе 1825 состоялся первый спектакль в Императорском Большом т-ре. В 1823 моек. т-ры были выделены из общей Дирекции и отданы в ведение моек. генерал-губернатора, назначавшего моек. директоров И. т. В 1826 учреждается министерство императорского двора, в ведение к-рого переходят все И. т. В 1829 упраздняется театр. Комитет, управляющий петерб. И. т., и взамен коллегиального руководства устанавливается единовластие директора. В 1842 под властью директора И. т. объединяются петерб. (Ма-риинский, Александрийский и Михайловский т-ры) и моек. (Большой и Малый т-ры) сцены. Дирекция И. т. ведала репертуарной и административно-хозяйств. жизнью И. т., регламентировала материальные, бытовые и творческие условия работы артистов, взаимоотношениями т-ров с драматургами. При И. т. существовали театр. школы, готовившие артистов балета, оперы и драмы. В 1839 вышло "Положение об артистах императорских театров", согласно к-рому утверждалось деление артистов по занимаемому ими амплуа на 3 разряда: 1) главные исполнители ролей (1-е амплуа) всех родов драматич. иск-ва, режисс„ры, капельмейстеры, декораторы, солисты оркестра, солисты балета, главный костюмер и дириж„ры оркестра, 2) исполнители 2-х и 3-х ролей (2-е амплуа), суфл„ры, "гардеробмейстеры, музыканты, "театрмейсте-ры", скульпторы", фехтмейстеры, 3) хористы, акт„ры для выходов (3-е амплуа), фигуранты, парикмахеры, нотные писцы, певчие, надзиратели нотной конторы и др. Благодаря сосредоточению в составе трупп большого числа талантливых акт„ров И. т. были значительным явлением в культурной жизни России. Однако положение акт„ров было крайне тяж„лым. Дирекция практиковала аресты "при театре" и "при конторе" как меру административного воздействия на провинившегося акт„ра. Распоряжением от 1827 чиновники, поступающие на сцену, лишались чинов, и только в 1831 было разрешено возвращать чины акт„рам при увольнении. Дирекция проводила консервативную, реакционную политику руководства т-ром, отрицательно относилась к произведениям рус. нац. реалистич. драматургии, препятствовала появлению на сцене прогрессивных произв. рус. писателей и композиторов, поощряла и материально поддерживала иностр. труппы в ущерб интересам рус. т-ра. В 1827 публикуются "Положения об управлении императорскими театрами", к-рые официально предоставляют право Дирекции регулировать театр. жизнь столиц. Монополия Дирекции И. т. (см. Монополия Императорских театров) была отменена только в 1882. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. контора И. т. представляла своеобразный Страницы: «« « 943 944 945 946 947 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |