Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 934 935 936 937 938 939 940 941 942 943 944 945 946 947 948 949 950 951 952 » »» оперы и балета им. Ахундова). С 1938 И.- гл. режисс„р Т-ра оперы и балета им. Ахундова, а с 1941 и директор этого т-ра. Здесь И. пост. ряд спектаклей, определивших развитие азерб. муз. т-ра: "Девичья башня" Бадалбейли (1940), "Ануш" Тиграняна (1941), "Хос-ров и Ширин" Ниязи (1942), "Вэтэн" Караева и Гаджиева (1945), "Кармен" (1946); "Низами" А. Бадалбейли (1948). Одновременно ставил и в драм. т-рах: "Невеста огня", "В 1905 году" (1937)-т-р им. Джабар-лы, "Вагиф" Вургуна (1946) - Бакинский рус. театр. Режисс„рские работы И. отличались стремлением к монументальности, яркой театральности, реалистич. трактовкой образов. Лит.: Джафаров Д ж., Исмаил Идаятзаде, Баку, 1956. А v p дд ИДРЙООВ, Мухамет Рамазанович (р. 3. I. 1920)- башкирский советский артист балета. Нар. арт. Башк. АССР (1953), засл. арт. РСФСР (1955). С 1941- артист Ансамбля нар. танца Башк. АССР. Исполняет башк. нар. танцы с сочным юмором и технич. мастерством ("Баик", "Подарок" и др.). Исполняет также танцы народов СССР (укр., белорус. и др.). Д. Б. ИЕЗУИТСКИЙ ТЕАТР - театральные представления в духовных школах Ордена иезуитов. И. т. возник в Германии и Австрии. Существовал в 1555- 1773. И. т.-одна из ветвей школьного театра. Являлся средством пропаганды идей и догм католич. церкви. На протяжении двух столетий стиль иезуитской драмы претерпел существ, изменения, но е„ сущность оставалась реакционной. Иезуитские драмы писались и игрались на лат. яз. для усовершенствования учащихся в знании языка. По закону 1599 авторами пьес и постановщиками спектаклей могли быть только педагоги-иезуиты, а исполнителями - ученики иезуитских школ. Воспитанникам школ, готовящимся к духовному и гос. поприщу, рекомендовалось обучаться сценич. иск-ву для усовершенствования в благородстве манер, грации и красноречии. Тематика пьес и стиль исполнения представлений неоднократно менялись: в 16 в. они приближались к средневековым мистериям и литургич. драме, в последний период существования И. т. (1740- 1773) создавались драмы в стиле классицизма. Первоначально сюжеты черпались из Ветхого завета. Были драмы и на темы "страстей господних" и деяний святых, позднее преобладание получили историч. пьесы, в трактовке к-рых особенно сказалась реакц. сущность И. т.- пьесы посвящались поборникам католич. церкви, возвеличивали защитников монархии. Средства на содержание И. т. давал Орден иезуитов, а также родители учащихся. Во многих немецких княжествах, где т-ры субсидировались князьями, спектакли шли в придворном т-ре. Постепенно они стали частью дворцовых увеселений. Стремление угодить вкусам придворной публики, а также необходимость соперничать с входившими в моду итал. операми и франц. балетом, заставили деятелей И. т. 17 в. усилить зрелищность спектаклей. Для И. т. этой поры была характерна помпезность постановок, Роскошь декораций и костюмов, обилие сценич. эф-ектов, преобладание в спектаклях монументальных массовых сцен, музыки, пения и танцев. Этому способствовало развитие в 17-18 вв. сценич. техники. На смену симультанной декорации пришла кулисная сцена-коробка с перспективными декорациями. Используя разнообразную машинерию и пиротехнику, постановщики осуществляли сложные сценич. эффекты-пол„ты, превращения, феерич. чудеса. И. т. имел свою строго разработанную театр. эстетику, типичными е„ выразителями были Я. Понтан (1542-1626) - преподаватель древних языков и риторики в иезуитских коллегиях и Ф. Ланг (1654- 1725) - монах Ордена иезуитов. Понтан в своей "Поэтике" (1594) разграничил драм. жанры. Он различал три вида драмы - комедию, трагикомедию и трагедию. Понтан отрицал возможность создания драм из жизни простого народа, т. к. бедствия и несчастья людей низкого состояния, по его мнению, не способны возбуждать душевное волнение. В книге "Рассуждение о сценической игре" (изд. 1727) Ланг делится своим многолетним опытом режисс„рской работы в И. т. Он подытоживает двухсотлетнюю историю И. т. и устанавливает ряд формальных правил внешней сцеиич. выразительности. Излагая классицистскую систему сценич. иск-ва, Ланг делает упор на внешние при„мы акт„рского исполнения, на эффектность декораций. Указания по технике сценич. иск-ва привлекли к этой книге внимание деятелей школьных т-ров ряда стран, в частности она была популярна в рус. и укр. духовных семинариях, по ней изучали основы сценич. иск-ва школьного т-ра. Лит.: Мокульский С., Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. l, M., 1953; F 1 e ni m i n g W., Geschichte des Jesuitentheaters in den Landern deutscher Zun-e, В., 1923; H a p p A., Dramentheorie der Jesuiten, Munch., 1923; Резанов В. И., К истории русской драмы. Экскурс в область театра иезуитов, Нежин, 1910. Г. Гур. ИЖЕВСКИЙ ТЕАТР (Ижевский русский драматический театр им. В. Г. К о роленко) - русский советский театр. Осн. в 1935. В И. т. работали режисс„ры А. Б. Скибневский, И. Л, Фельдман, С. Т. Смирнов, С. А. Гляттер, акт„р A.C. Глотко, художники-B.C. Марин, А.Ф. Фокин и др. Т-р ставит пьесы местных авторов ("Русский друг" Власова и Модзалевского, 1960; о пребывании Короленко в Удмуртии), удмуртских писателей ("У волка своя тропа" Широбокова, 1958). В труппе (1962): нар. артистка Удм. АССР и засл. арт. РСФСР E. А. Смирнова, нар. артисты Удм. АССР E. Г. Романова, Б. П. Гальнбек, засл. артисты Удм. АССР А. К. Грозин, И. К. Рижская и др. Гл. режисс„р- засл. арт. С.-О. АССР Н. Г. Шуров. Пост.: "Аристократы" (1935), "Маскарад" (1940); "Сирано де Бержерак" Ростана (1944), "Молодая гвардия" по Фадееву (1947), "Егор Булычев и другие" (1952; реж. Ящиковский), "На дне" (1952); "Персональное дело" Штейна (1954; в роли Хлебникова - Исаев), "Ромео и Джульетта" (1955); "Вечный источник" Д. Зорина (1957; в роли Ленина - Пастунов), "Леший" Чехова (1960), "Живой труп" (I960; реж. Кац). Т-р рассчитан на 750 мест. 4. ff? ИЗААК (Isaac), Адель (8.1.1854-1915) - француз- екая артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у Ж. Дюпре в Париже. Дебютировала на сцене т-ра "Да ла Монне" (Брюссель) в опере Герольда "Пре-о-клер". В 1873, 1878-83, 1883-88, 1892 и 1894 пела в т-ре "Опера комик" в Париже, в 1883- 1885 была солисткой т-ра "Гранд-Опера". Выступала также в Лионе ("Гранд театр"), Риме ("Т-р Аполло")у на провинц. сцене. Выдающаяся исполнительница франц. комич. оперного репертуара (Герольд, Гале' ви, Обер), И. способствовала также своим творчеством утверждению жанра французской лирической оперы (Тома, Массне). Обладала голосом большого диапазона, чистого тембра, высокой вок. техникой. Партии: Изабелла, Маргарита Валуа ("Роберт-Дьявол", "Гугеноты" Мейербера), Офелия ("Гамлет" Тома), Камилла ("Цампа" Герольда), Олимпия ("Сказки Гофмана" Оффенба-ха). Молодой пастух ("Тангейзер"), Церлина Страницы: «« « 934 935 936 937 938 939 940 941 942 943 944 945 946 947 948 949 950 951 952 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |