Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 917   918   919   920   921   922   923   924   925  926   927   928   929   930   931   932   933   934   935  » »»

учился в театр. студиях при Чечено-Ингушском т-ре и Т-ре  им.  Руставели
(педагоги С. Ахметели, А. Хорава, А. Васадзе). В  1936-44  и  с  1958  -
акт„р   Чечено-Ингушского   т-ра   (Грозный).   В    1944-46    работала
Южно-Казахстанском рус. т-ре. 3, созда„т образы,  резко  контрастные  по
сценич. рисунку, обладает яркой пластич. выразительностью. Остро и легко
играет  комедийные  роли:  Кочкар„в  ("Женитьба"),  Сганарель   ("Лекарь
поневоле"  Мольера),  Братишка  ("Шторм"),  Мулла  ("Петимат"  Бадуева);
создал острые  и  выразительные  гротескные  образы:  Вахушти  ("Храбрый
Кикила"  Нахуцришвили  и  Гамрекели),  Мулла  ("Мирза  Усач"  Музаева  и
Вайнштейна); психологически  насыщенно  играет  3.  роли  Татарина  ("На
дне"),  Али  ("Горянка"  Гамзатова),  страстно  разоблачает  угнетателей
народа - Умалт ("Совдат и Дауд" Хами-дова).  Вед„т  режисс„рскую  работу
("Песнь Софии" Хубецовой и Хугаева, 1959, и др.). Е. Ж.
   ЗУБКОВСКАЯ,  Инна  Борисовна  (р.  29.XI.1923)  -  русская  советская
артистка  балета.  Нар.  арт.  РСФСР  (1957).  В  1941  окончила   Моск.
хореографич. уч-ще (педагоги Е. И, Долинская, М.  А.  Кожухова)  и  была
принята в Т-р оперы и балета им,  Кирова.  Лирико-драматич.  танцовщица,
сочетающая в широкой кантилене движений уверенную силу  и  мягкость,  3.
воплощает содержание муз. образа  в  благородной,  законченной  пластич.
форме.
   Партии: фея Сирени и Флорина  ("Спящая  красавица"),  Одетта-Одиллия,
Раймонда, Эсмеральда; Китри ("Дон Кихот"), Никия  ("Баядерка"  Минкуса),
Мария  и  Зарема  ("Бахчисарайский  фонтан").   Царица   бала   ("Медный
всадник"), Татьяна (о. п. Крейна), Гаянэ; Сюимбике ("Шурале",  Гос.  пр.
СССР, 1950), Фригия ("Спартак"), Хозяйка Медной горы ("Сказ  о  каменном
цветке"  Прокофьева),  Бьянка   ("Отелло"   Мачавариани),   Мехменэ-Бану
("Легенда о любви" Мели-кова). В. Кр.
   ЗУБКбВСКИЙ,  Николай  Александрович  [р.  12  (25).XI.1911  ]-русский
советский артист балета. Засл. арт. РСФСР (1940), По окончании  Ленингр.
хореографич. уч-ща (педагоги Л. С. Леонтьев, В. И. Пономар„в) в 1931 был
принят в Ленингр. т-р оперы и балета (ныне им.  Кирова).  Для  танца  3.
характерен мягкий,  воздушный  прыжок,  блестящая  техника  заносок.  3.
создавал виртуозные, иногда гротескно окрашенные партии:  Голубая  птица
("Спящая красавица"), Зимняя  птица  ("Ледяная  дева"  на  муз.  Грига),
Арлекин ("Карнавал"). В 1934-48 3. одновременно выступал  и  в  Ленингр.
Малом оперном т-ре. В  партиях  Арлекина  ("Арлекинада"  Дриго),  Колена
("Тщетная  предосторожность"),  Рене  ("Фадетта",   на   муз.   Делиба),
Танцовщика
   ("Светлый ручей" Шостаковича), Бес„нка, Труф-фальдино ("Сказка о попе
и работнике его Балде" и "Мнимый жених" Чулаки;  Гос.  пр.  СССР,  1947)
раскрылся своеобразный талант 3., создававшего средствами классич. танца
комедийные характеры.  Экспериментальные  постановки  в  Ленингр.  Малом
оперном т-ре позволили 3. обогатить хореографич. образность своих партий
в Т-ре оперы и балета им. Кирова: Золотой  божок  ("Баядерка"  Минкуса),
Базиль ("Дон Кихот"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"),  Карен  ("Гаянэ"),
Николай ("Татьяна" Крейна). В этих партиях отч„тливо прозвучала мажорная
направленность творчества 3. С пластич. выразительностью  и  психологич.
глубиной исполнял 3. свои последние  роли:  Принц  ("Золушка"),  Евгений
("Медный   всадник"),   Ли   Шан-фу   ("Красный    цветок"),    Гренгуар
("Эсмеральда"). Оставил сцену в 1956.
   Лит.: Блок Л., Танец Зубковского, "Театр", 1938. ;ј 7. В. Кр.
   ЗУБОВ, Константин Александрович [8(20). IX. 1888-22.XI.1956]- русский
советский  акт„р,  режисс„р  и  педагог.  Нар.  арт.  СССР  (1949).  Чл.
Коммуни-стич. партии с  1942.  Деп.  Верх.  Совета  РСФСР  4-го  созыва.
Родился в семье учителя, учился во Франции в технич. уч-ще (в г.  Нанси)
и на историко-филологич. ф-те Парижского ун-та.  В  1906,  вернувшись  в
Россию,  продолжил  образование  в  Петерб.  ун-те  (на  том  же  ф-те).
Одновременно занимался в Петерб. театр. уч-ще у В. Н. Давыдова. В 1908 в
летней гастрольной труппе Давыдова 3. начал проф.  сценич.  деятельность
(первая роль - Ал„ша - "Дети Ванюшина"  Найд„нова).  Затем  занимался  в
Школе сценич. иск-ва А. А. Санина и А.  П.  Петровского.  В  1910-  1915
(кроме сезона 1913-14, когда 3. служил в Самаре) работал в антрепризе Н.
Н.
   Синельникова в Харькове и Киеве. В 1915 3. был приглаш„н в Моск.  т-р
Корша. В 1917-18 возглавлял товарищество акт„ров Иркутского драм.  т-ра.
где впервые выступил как режисс„р ("Вишн„вый сад", "Мещане", "На  дне").
В 1921-24 работал в Первом Дальневосточном военно-революц.  т-ре;  роли:
Гамлет, Арбенин, Кречинский. В 1925-  1931  -  акт„р,  режисс„р  и  зав.
труппой Моск. т-ра
   Революции; создал здесь остро  сатирич.  образы  Кор-зинкина,  Сем„на
Рака ("Конец  Криворыльска"  и  "Воздушный  пирог"  Ромашова),  министра
Кальмана  ("Гоп-ля,  мы  живем!"  Толлера).  В  1932-38   -   художеств.
руководитель Т-ра им. Ленсовета в Москве; пост.  "Разгром"  по  Фадееву,
"Платон Кречет" (исполнил гл. роль), сыграл роль Кинолы  ("Гавань  бурь"
по Бальзаку). С 1936 - акт„р и режисс„р, а с 1947 - гл. режисс„р  Малого
т-ра. Иск-ву 3. свойственны  интеллектуальная  острота,  тонкая  ирония,
изящество.  Блистательный  мастер  диалога,  3.   за   внешним   лоском,
воспитанностью  людей  прошлого  раскрывал  их  социальную  и  классовую
сущность (роль Цыганова в "Варварах", 1941). Среди лучших ролей 3. также
- Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Стессель ("Порт-Артур" Степанова и Попова),
Фамусов,  Репетилов  ("Горе  от  ума"),  Расст„гин  ("На  берегу   Невы"
Трен„ва), Телятев ("Бешеные деньги"),  Городулин  ("На  всякого  мудреца
довольно  простоты"  Островского)  и   др.   Режисс„рские   работы   3.,
стремившегося    к    точным,    конкретным    средствам     театральной
выразительности,  выявлявшего  идею  пьесы  прежде  всего  через  иск-во
акт„ра, отмечены ч„ткостью, ясностью мысли. Пост.: "Евгения  Гранде"  по
Бальзаку (1939, реж. Уварова),  "Варвары"  (1941,  совм.  с  Судаковым),
"Пигмалион" (1943, Гос. пр. СССР, 1946, реж. Велихов), "За  тех,  кто  в
море!" Лаврен„ва (1946,  совм.  с  Цыганковым,  Гос.  пр.  СССР,  1947),
"Великая сила" Ромашова (1947, совм.  с  Н.  Петровым,  Гос.  пр.  СССР,
1948), "Васса Же-лезнова" (1952, совм. с Велиховым), "Порт-Артур" (1953,
совм. с Марковым). Гос. пр. СССР, 1951. С 1920 3.  занимался  педагогич.
деятельностью. С 1946-профессор театр. уч-ща им. Щепкина.
   Соч.: Реалистическое искусство советского  театра  в  кн.:  Ежегодник
Малого театра. 1953-1954гг., М., 1956.
   Лит.: Цюрупа Э. Я., К. А. Зубов, М., 1953; Шатрова Е., К. А. Зубов, в
кн.: Ежегодник Малого театра. 1955-1956 гг., М., 1961. С. Г.
   ЗУБЙВИЧ, Дмитрий Иванович (ум. 5,Х1.1887) - украинский  акт„р.  Начал
сценич. деятельность как суфл„р. В 1843 во время гастролей М. С. Щепкина
в Одессе обратил на себя внимание великого артиста исполнением эпизодич.

Страницы: «« « 917   918   919   920   921   922   923   924   925  926   927   928   929   930   931   932   933   934   935  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия