Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 919   920   921   922   923   924   925   926   927  928   929   930   931   932   933   934   935   936   937  » »»

и  поклонники",  1933),  Анна  ("Кремл„вские  куранты",  1942),  Кухарка
("Плоды просвещения", 1951), Анфиса ("Три сестры",  1958).  3.  сочетает
порой в сво„м исполнении  юмор  с  трагическим:  Мавра  ("Земля"  Вирты,
1937), Марья ("Любовь Яровая", 1936). Социальной и  художеств.  глубиной
отмечено исполнение ролей отрицательных персонажей: Матушка ("Унтиловск"
Леонова,  1928),  Матр„на  ("Воскресение",  1930),  Коробочка  ("М„ртвые
души",
   1932),  Зобунова  и  Чугунова  ("Егор  Булычов  и  другие",  1934,  и
"Достигаев и другие", 1935),  Феклуша  ("Гроза",  1934),  Улита  ("Лес",
1948). Актриса остро раскрывает причудливость, чудачество своих героинь:
т„тушка Ганимед ("Три толстяка" Олеши, 1930), мисс Уордль  ("Пикквикский
клуб" по Диккенсу, 1937), Глафира Фирсовна ("Последняя  жертва",  1946).
Снималась в кино (Пошл„пкина - "Ревизор", Мерчутки-на -"Юбилей", и др.).
Гос. пр. СССР (1952). Я. М.
   ЗУЛОНАС, Пятрас Ионович (р.16.XI.1910)  -  ли-тов.  советский  акт„р.
Засл. арт. Литов. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии  с  1948.  В  1933
окончил драм. студию, принял участие в работе "Т-ра молодых". С  1936  -
акт„р Каунасского т-ра, с 1940 - Т-ра драмы Литов. ССР (Вильнюс). Создал
образ Ленина ("Незабываемый 1919-й" и в опере "В бурю").
   Роли: Рыбалтовский ("Незабываемый  1919-й",  Гос.  пр.  СССР,  1952),
Васька Окорок  ("Бронепоезд  14-69"),  Сафонов  ("Русские  люди"),  Вурм
("Коварство и любовь"),  Кругло-светов  ("Плоды  просвещения"),  Декснис
("Правда    кузнеца    Игнотаса"    Гудайтиса-Гузявичуса),    Карандышев
("Бесприданница") и др.
   Лит.: D i d z i u I i s  V.,  Petras  Zulonas,  "Lietuvos  tea-trai",
Vilnius, 1960, ј 9, с. 59-67. В. М,
   ЗУППЕ (Suppe), Франц (l  8.  IV.  1819-21.  V.  1895)  -  австрийский
композитор. Основоположник австр. оперетты. Музыке обучался у 3. Зехтера
и И. Зейфрида. Испытал влияние музыки Россини, Доницетти, Верди.  Творч.
деятельность начал в возрасте 15 лет. Как театр. композитор  дебютировал
оперой "Виргиния" (1837)  и  зинпппилем  "В  юности  весел,  в  старости
грустен, или Последствия воспитания" (1841,  "Йозефштадт-театр",  Вена).
Первый успех приш„л к 3. с постановкой "Девушки в  деревне"  (1847,  т-р
"АН дер Вин", Вена). Зингшпиль "Третий параграф" (1858)  сделал  имя  3.
известным за пределами  Австрии.  Особую  популярность  завоевал  своими
опереттами  (св.  30),  оказавшими  значит.  влияние  на  становление  и
развитие венской классич. оперетты 2-й пол. 19 - нач.  20  вв.,  первыми
образцами к-рой были его "Пансионат" (1860) и "Пиковая дама" (1862).  3.
написал оперетты: "Десять невест и ни одного жениха" (1862, т-р "АН  дер
Вин", Вена), "Вес„лые школяры"  (1863,  там  же),  "Прекрасная  Галатея"
(1865,   "Мейзельстеатр",    Берлин),    "Л„гкая    кавалерия"    (1866,
"Леопольдштадтте-атр". Вена), "Танталовы муки" (1868, там же),
   "Фатиница" (1876, "Карлс-театр", Вена), "Боккаччо"  (1879,  там  же),
"Донна Жуа-нита" (1880, там же) и др. а также ок.  180  муз.  водевилей,
фарсов, зингшпилей, пост. в т-рах Вены. Влияние итал. оперы и  Оффенбаха
сочетается в творчестве 3.  с  широким  использованием  венской  бытовой
мелодики,  австр.  и  др.  нац.  танц.  ритмов.  До  1862   3.   работал
капельмейстером в "Йозеф-штадттеатре" в Вене и в т-ре "АН  дер  Вин",  в
1862-65- в "Карлстеатре", с 1865 -  в  "Леопольдштадттеатре",  руководил
постановками мн. своих  произв.  Его  оперетты  "Боккаччо",  "Фатиница",
"Донна Жуанита", обладающие развитой драматургией, приближаются к комич.
опере и входят в мировую опереточную классику. С успехом  идут  в  т-рах
многих стран мира, в т. ч. в т-рах Сов. Союза.
   Лит.: S a baiich G., Fr. Suppe e Poperetta, Zara,  1888;  Keller  0.,
Franz von Suppe, der Schopfer der deutschen Operette, Lpz.? 1905; Rieger
E., Offenbach und seine Wiener Schule, W., 1920; Янковский М., Оперетта,
Л.-М., 1937.
   ЗУРАБИШВЙЛИ, Илья Элевтерович (псевд.-Э л е-втеридзе)  (1872-1955)  -
грузинский писатель, общественный  деятель,  театральный  и  музыкальный
критик, акт„р. Сценич. деятельность начал в Тбилиси в Народном т-ре.
   Роли: Городничий; Дудукин ("Без вины виноватые"),  Отарбег  ("Измена"
Сумбатова-Южина), Гижуа  ("Иные  нынче  времена"  Цагарели),  Карл  Моор
("Разбойники") и др. 3.  был  знатоком  груз.  иск-ва.  Ему  принадлежат
исследования  об  опере  Палиашвили  "Абессалом  и  Этери",  о   В.   Са
раджи-швили и др.
   ЗУСКИН, Вениамин Львович (1899-1952)  -  еврейский  советский  акт„р.
Нар. арт. РСФСР (1939). В 1921 вступил в студию Гос. евр. Камерного т-ра
(впоследствии ГОСЕТ) и через 3 месяца был зачислен в труппу т-ра. В  том
же году исполнил первую роль (Первый еврей в "Салиене" Шолом  Алейхема).
В 1922 сыграл гл. роль в "Колдунье" Гольдфадена. Среди лучших ролей  3.:
Сендерл-Баба ("Путешествие  Вениамина  111-го"  Менделе-Мойхер-Сфорима),
Шут ("Король Лир" Шекспира, 1935), Гоцмах (Блуждающие зв„зды"  по  Шолом
Алейхему, 1940); сват Бадхен ("Фрейлехс", 1945), партизан Ляхович ("Леса
шумят" Линькова, 1947). 3. обладал высокой  проф.  культурой,  исключит.
музыкальностью, пластичностью, органич. даром перевоплощения. В образах,
созданных  3.,  соединялись  острый  сценич.  рисунок,  лирич.  мягкость
трактовки,  черты  трагические  и  комические.   Мучительно   трудно   и
неуверенно  работавший  над  своими  ролями,  3.  поражал  зрителей   на
спектаклях  талантом   блистательных   импровизаций,   непринужд„нностью
творчества. В сценич. героях  3.  угадывались  черты  людей,  окружавших
артиста в детстве  в  маленьком  литовском  городке;  3.  воскрешал  уже
исчезнувший быт, полный трагич. и смешных противоречий, и поэтому иногда
самые реальные из его героев воспринимались как персонажи  сказочного  и
фантастического  мира.  3.  играл  маленьких  людей  местечек,   занятых
суетливыми поисками куска хлеба, задавленных жалкой  жизнью,  надел„нных
грустным юмором. В этих печально-вес„лых  созданиях  акт„р  видел  черты
народности,  в  убогом  обличье  местечковых  обитателей  угадывал  души
артистов и мечтательных поэтов.
   В течение почти всей сценической деятельности 3. был партн„ром С.  М.
Михоэлса. 3. и Михоэлс воплощали две  стороны  национального  характера,
взятые в их наиболее интенсивном выражении. Рядом  с  героями  Михоэлса,
полными трагич. темперамента и глубоких прозрений, в  спектаклях  ГОСЕТа
возникали  образы  вес„лого  и   печального   лирика-3.:   эксцентричный
индивидуалист Лир Михоэлса и скорбный и добрый Шут, еврейский Дон  Кихот
-  Вениамин  III  и  еврейский  Санчо  Панса  -  Сендерл-Баба  -  жалкий
кривоногий человечек, разделявший мечту своего товарища, но при этом  не
терявший связи с реальным будничным миром.
   3. занимался также режисс„рской деятельностью. С  1948  -  художеств.
руководитель ГОСЕТа. С 1935 в„л преподавательскую работу в театр.  уч-ще
при Моск. евр. т-ре.

Страницы: «« « 919   920   921   922   923   924   925   926   927  928   929   930   931   932   933   934   935   936   937  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия