|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 934 935 936 937 » »» и поклонники", 1933), Анна ("Кремл„вские куранты", 1942), Кухарка
("Плоды просвещения", 1951), Анфиса ("Три сестры", 1958). 3. сочетает
порой в сво„м исполнении юмор с трагическим: Мавра ("Земля" Вирты,
1937), Марья ("Любовь Яровая", 1936). Социальной и художеств. глубиной
отмечено исполнение ролей отрицательных персонажей: Матушка ("Унтиловск"
Леонова, 1928), Матр„на ("Воскресение", 1930), Коробочка ("М„ртвые
души",
1932), Зобунова и Чугунова ("Егор Булычов и другие", 1934, и
"Достигаев и другие", 1935), Феклуша ("Гроза", 1934), Улита ("Лес",
1948). Актриса остро раскрывает причудливость, чудачество своих героинь:
т„тушка Ганимед ("Три толстяка" Олеши, 1930), мисс Уордль ("Пикквикский
клуб" по Диккенсу, 1937), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва", 1946).
Снималась в кино (Пошл„пкина - "Ревизор", Мерчутки-на -"Юбилей", и др.).
Гос. пр. СССР (1952). Я. М.
ЗУЛОНАС, Пятрас Ионович (р.16.XI.1910) - ли-тов. советский акт„р.
Засл. арт. Литов. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1933
окончил драм. студию, принял участие в работе "Т-ра молодых". С 1936 -
акт„р Каунасского т-ра, с 1940 - Т-ра драмы Литов. ССР (Вильнюс). Создал
образ Ленина ("Незабываемый 1919-й" и в опере "В бурю").
Роли: Рыбалтовский ("Незабываемый 1919-й", Гос. пр. СССР, 1952),
Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Сафонов ("Русские люди"), Вурм
("Коварство и любовь"), Кругло-светов ("Плоды просвещения"), Декснис
("Правда кузнеца Игнотаса" Гудайтиса-Гузявичуса), Карандышев
("Бесприданница") и др.
Лит.: D i d z i u I i s V., Petras Zulonas, "Lietuvos tea-trai",
Vilnius, 1960, ј 9, с. 59-67. В. М,
ЗУППЕ (Suppe), Франц (l 8. IV. 1819-21. V. 1895) - австрийский
композитор. Основоположник австр. оперетты. Музыке обучался у 3. Зехтера
и И. Зейфрида. Испытал влияние музыки Россини, Доницетти, Верди. Творч.
деятельность начал в возрасте 15 лет. Как театр. композитор дебютировал
оперой "Виргиния" (1837) и зинпппилем "В юности весел, в старости
грустен, или Последствия воспитания" (1841, "Йозефштадт-театр", Вена).
Первый успех приш„л к 3. с постановкой "Девушки в деревне" (1847, т-р
"АН дер Вин", Вена). Зингшпиль "Третий параграф" (1858) сделал имя 3.
известным за пределами Австрии. Особую популярность завоевал своими
опереттами (св. 30), оказавшими значит. влияние на становление и
развитие венской классич. оперетты 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., первыми
образцами к-рой были его "Пансионат" (1860) и "Пиковая дама" (1862). 3.
написал оперетты: "Десять невест и ни одного жениха" (1862, т-р "АН дер
Вин", Вена), "Вес„лые школяры" (1863, там же), "Прекрасная Галатея"
(1865, "Мейзельстеатр", Берлин), "Л„гкая кавалерия" (1866,
"Леопольдштадтте-атр". Вена), "Танталовы муки" (1868, там же),
"Фатиница" (1876, "Карлс-театр", Вена), "Боккаччо" (1879, там же),
"Донна Жуа-нита" (1880, там же) и др. а также ок. 180 муз. водевилей,
фарсов, зингшпилей, пост. в т-рах Вены. Влияние итал. оперы и Оффенбаха
сочетается в творчестве 3. с широким использованием венской бытовой
мелодики, австр. и др. нац. танц. ритмов. До 1862 3. работал
капельмейстером в "Йозеф-штадттеатре" в Вене и в т-ре "АН дер Вин", в
1862-65- в "Карлстеатре", с 1865 - в "Леопольдштадттеатре", руководил
постановками мн. своих произв. Его оперетты "Боккаччо", "Фатиница",
"Донна Жуанита", обладающие развитой драматургией, приближаются к комич.
опере и входят в мировую опереточную классику. С успехом идут в т-рах
многих стран мира, в т. ч. в т-рах Сов. Союза.
Лит.: S a baiich G., Fr. Suppe e Poperetta, Zara, 1888; Keller 0.,
Franz von Suppe, der Schopfer der deutschen Operette, Lpz.? 1905; Rieger
E., Offenbach und seine Wiener Schule, W., 1920; Янковский М., Оперетта,
Л.-М., 1937.
ЗУРАБИШВЙЛИ, Илья Элевтерович (псевд.-Э л е-втеридзе) (1872-1955) -
грузинский писатель, общественный деятель, театральный и музыкальный
критик, акт„р. Сценич. деятельность начал в Тбилиси в Народном т-ре.
Роли: Городничий; Дудукин ("Без вины виноватые"), Отарбег ("Измена"
Сумбатова-Южина), Гижуа ("Иные нынче времена" Цагарели), Карл Моор
("Разбойники") и др. 3. был знатоком груз. иск-ва. Ему принадлежат
исследования об опере Палиашвили "Абессалом и Этери", о В. Са
раджи-швили и др.
ЗУСКИН, Вениамин Львович (1899-1952) - еврейский советский акт„р.
Нар. арт. РСФСР (1939). В 1921 вступил в студию Гос. евр. Камерного т-ра
(впоследствии ГОСЕТ) и через 3 месяца был зачислен в труппу т-ра. В том
же году исполнил первую роль (Первый еврей в "Салиене" Шолом Алейхема).
В 1922 сыграл гл. роль в "Колдунье" Гольдфадена. Среди лучших ролей 3.:
Сендерл-Баба ("Путешествие Вениамина 111-го" Менделе-Мойхер-Сфорима),
Шут ("Король Лир" Шекспира, 1935), Гоцмах (Блуждающие зв„зды" по Шолом
Алейхему, 1940); сват Бадхен ("Фрейлехс", 1945), партизан Ляхович ("Леса
шумят" Линькова, 1947). 3. обладал высокой проф. культурой, исключит.
музыкальностью, пластичностью, органич. даром перевоплощения. В образах,
созданных 3., соединялись острый сценич. рисунок, лирич. мягкость
трактовки, черты трагические и комические. Мучительно трудно и
неуверенно работавший над своими ролями, 3. поражал зрителей на
спектаклях талантом блистательных импровизаций, непринужд„нностью
творчества. В сценич. героях 3. угадывались черты людей, окружавших
артиста в детстве в маленьком литовском городке; 3. воскрешал уже
исчезнувший быт, полный трагич. и смешных противоречий, и поэтому иногда
самые реальные из его героев воспринимались как персонажи сказочного и
фантастического мира. 3. играл маленьких людей местечек, занятых
суетливыми поисками куска хлеба, задавленных жалкой жизнью, надел„нных
грустным юмором. В этих печально-вес„лых созданиях акт„р видел черты
народности, в убогом обличье местечковых обитателей угадывал души
артистов и мечтательных поэтов.
В течение почти всей сценической деятельности 3. был партн„ром С. М.
Михоэлса. 3. и Михоэлс воплощали две стороны национального характера,
взятые в их наиболее интенсивном выражении. Рядом с героями Михоэлса,
полными трагич. темперамента и глубоких прозрений, в спектаклях ГОСЕТа
возникали образы вес„лого и печального лирика-3.: эксцентричный
индивидуалист Лир Михоэлса и скорбный и добрый Шут, еврейский Дон Кихот
- Вениамин III и еврейский Санчо Панса - Сендерл-Баба - жалкий
кривоногий человечек, разделявший мечту своего товарища, но при этом не
терявший связи с реальным будничным миром.
3. занимался также режисс„рской деятельностью. С 1948 - художеств.
руководитель ГОСЕТа. С 1935 в„л преподавательскую работу в театр. уч-ще
при Моск. евр. т-ре.
Страницы: «« « 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 934 935 936 937 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |