Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 934 935 936 937 » »» и поклонники", 1933), Анна ("Кремл„вские куранты", 1942), Кухарка ("Плоды просвещения", 1951), Анфиса ("Три сестры", 1958). 3. сочетает порой в сво„м исполнении юмор с трагическим: Мавра ("Земля" Вирты, 1937), Марья ("Любовь Яровая", 1936). Социальной и художеств. глубиной отмечено исполнение ролей отрицательных персонажей: Матушка ("Унтиловск" Леонова, 1928), Матр„на ("Воскресение", 1930), Коробочка ("М„ртвые души", 1932), Зобунова и Чугунова ("Егор Булычов и другие", 1934, и "Достигаев и другие", 1935), Феклуша ("Гроза", 1934), Улита ("Лес", 1948). Актриса остро раскрывает причудливость, чудачество своих героинь: т„тушка Ганимед ("Три толстяка" Олеши, 1930), мисс Уордль ("Пикквикский клуб" по Диккенсу, 1937), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва", 1946). Снималась в кино (Пошл„пкина - "Ревизор", Мерчутки-на -"Юбилей", и др.). Гос. пр. СССР (1952). Я. М. ЗУЛОНАС, Пятрас Ионович (р.16.XI.1910) - ли-тов. советский акт„р. Засл. арт. Литов. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1933 окончил драм. студию, принял участие в работе "Т-ра молодых". С 1936 - акт„р Каунасского т-ра, с 1940 - Т-ра драмы Литов. ССР (Вильнюс). Создал образ Ленина ("Незабываемый 1919-й" и в опере "В бурю"). Роли: Рыбалтовский ("Незабываемый 1919-й", Гос. пр. СССР, 1952), Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Сафонов ("Русские люди"), Вурм ("Коварство и любовь"), Кругло-светов ("Плоды просвещения"), Декснис ("Правда кузнеца Игнотаса" Гудайтиса-Гузявичуса), Карандышев ("Бесприданница") и др. Лит.: D i d z i u I i s V., Petras Zulonas, "Lietuvos tea-trai", Vilnius, 1960, ј 9, с. 59-67. В. М, ЗУППЕ (Suppe), Франц (l 8. IV. 1819-21. V. 1895) - австрийский композитор. Основоположник австр. оперетты. Музыке обучался у 3. Зехтера и И. Зейфрида. Испытал влияние музыки Россини, Доницетти, Верди. Творч. деятельность начал в возрасте 15 лет. Как театр. композитор дебютировал оперой "Виргиния" (1837) и зинпппилем "В юности весел, в старости грустен, или Последствия воспитания" (1841, "Йозефштадт-театр", Вена). Первый успех приш„л к 3. с постановкой "Девушки в деревне" (1847, т-р "АН дер Вин", Вена). Зингшпиль "Третий параграф" (1858) сделал имя 3. известным за пределами Австрии. Особую популярность завоевал своими опереттами (св. 30), оказавшими значит. влияние на становление и развитие венской классич. оперетты 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., первыми образцами к-рой были его "Пансионат" (1860) и "Пиковая дама" (1862). 3. написал оперетты: "Десять невест и ни одного жениха" (1862, т-р "АН дер Вин", Вена), "Вес„лые школяры" (1863, там же), "Прекрасная Галатея" (1865, "Мейзельстеатр", Берлин), "Л„гкая кавалерия" (1866, "Леопольдштадтте-атр". Вена), "Танталовы муки" (1868, там же), "Фатиница" (1876, "Карлс-театр", Вена), "Боккаччо" (1879, там же), "Донна Жуа-нита" (1880, там же) и др. а также ок. 180 муз. водевилей, фарсов, зингшпилей, пост. в т-рах Вены. Влияние итал. оперы и Оффенбаха сочетается в творчестве 3. с широким использованием венской бытовой мелодики, австр. и др. нац. танц. ритмов. До 1862 3. работал капельмейстером в "Йозеф-штадттеатре" в Вене и в т-ре "АН дер Вин", в 1862-65- в "Карлстеатре", с 1865 - в "Леопольдштадттеатре", руководил постановками мн. своих произв. Его оперетты "Боккаччо", "Фатиница", "Донна Жуанита", обладающие развитой драматургией, приближаются к комич. опере и входят в мировую опереточную классику. С успехом идут в т-рах многих стран мира, в т. ч. в т-рах Сов. Союза. Лит.: S a baiich G., Fr. Suppe e Poperetta, Zara, 1888; Keller 0., Franz von Suppe, der Schopfer der deutschen Operette, Lpz.? 1905; Rieger E., Offenbach und seine Wiener Schule, W., 1920; Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937. ЗУРАБИШВЙЛИ, Илья Элевтерович (псевд.-Э л е-втеридзе) (1872-1955) - грузинский писатель, общественный деятель, театральный и музыкальный критик, акт„р. Сценич. деятельность начал в Тбилиси в Народном т-ре. Роли: Городничий; Дудукин ("Без вины виноватые"), Отарбег ("Измена" Сумбатова-Южина), Гижуа ("Иные нынче времена" Цагарели), Карл Моор ("Разбойники") и др. 3. был знатоком груз. иск-ва. Ему принадлежат исследования об опере Палиашвили "Абессалом и Этери", о В. Са раджи-швили и др. ЗУСКИН, Вениамин Львович (1899-1952) - еврейский советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1939). В 1921 вступил в студию Гос. евр. Камерного т-ра (впоследствии ГОСЕТ) и через 3 месяца был зачислен в труппу т-ра. В том же году исполнил первую роль (Первый еврей в "Салиене" Шолом Алейхема). В 1922 сыграл гл. роль в "Колдунье" Гольдфадена. Среди лучших ролей 3.: Сендерл-Баба ("Путешествие Вениамина 111-го" Менделе-Мойхер-Сфорима), Шут ("Король Лир" Шекспира, 1935), Гоцмах (Блуждающие зв„зды" по Шолом Алейхему, 1940); сват Бадхен ("Фрейлехс", 1945), партизан Ляхович ("Леса шумят" Линькова, 1947). 3. обладал высокой проф. культурой, исключит. музыкальностью, пластичностью, органич. даром перевоплощения. В образах, созданных 3., соединялись острый сценич. рисунок, лирич. мягкость трактовки, черты трагические и комические. Мучительно трудно и неуверенно работавший над своими ролями, 3. поражал зрителей на спектаклях талантом блистательных импровизаций, непринужд„нностью творчества. В сценич. героях 3. угадывались черты людей, окружавших артиста в детстве в маленьком литовском городке; 3. воскрешал уже исчезнувший быт, полный трагич. и смешных противоречий, и поэтому иногда самые реальные из его героев воспринимались как персонажи сказочного и фантастического мира. 3. играл маленьких людей местечек, занятых суетливыми поисками куска хлеба, задавленных жалкой жизнью, надел„нных грустным юмором. В этих печально-вес„лых созданиях акт„р видел черты народности, в убогом обличье местечковых обитателей угадывал души артистов и мечтательных поэтов. В течение почти всей сценической деятельности 3. был партн„ром С. М. Михоэлса. 3. и Михоэлс воплощали две стороны национального характера, взятые в их наиболее интенсивном выражении. Рядом с героями Михоэлса, полными трагич. темперамента и глубоких прозрений, в спектаклях ГОСЕТа возникали образы вес„лого и печального лирика-3.: эксцентричный индивидуалист Лир Михоэлса и скорбный и добрый Шут, еврейский Дон Кихот - Вениамин III и еврейский Санчо Панса - Сендерл-Баба - жалкий кривоногий человечек, разделявший мечту своего товарища, но при этом не терявший связи с реальным будничным миром. 3. занимался также режисс„рской деятельностью. С 1948 - художеств. руководитель ГОСЕТа. С 1935 в„л преподавательскую работу в театр. уч-ще при Моск. евр. т-ре. Страницы: «« « 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 934 935 936 937 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |