Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 901   902   903   904   905   906   907   908   909  910   911   912   913   914   915   916   917   918   919  » »»

слатинск., т. 1, М., 1936; Варнеке  Б.  В.,  История  античного  театра,
М.-Л., 1940; Гернгросс В., Театральные здания в  С.-Петербурге  в  XVIII
ст., "Старые годы", февр. 1910, март 1910; Х р и  п  у  н  о  в  Ю.  Д.,
Архитектура Большого театра, М., 1955; А 1 о i R., Architecture  per  lo
spettacolo, t. 14, Mil., 1958; B u r r i s-M e у е г Н., С о-le  E.  C.,
Theatres and auditoriums, N. Y., 1949; T h e i I H. W., Saalbau, Munch.,
1959; С ass i R. A., Edifici per gli spettacoli, 3 ed., Mtl., 1956; С  a
vos A., Traite de la construction des theatres. P.,1847; Z u с k e r Р.,
Theater und Lichtsspielhauser, В., 1926. Вен. Б.
   Акустика театральных  зданий.  Акустика  театральных  (и  концертных)
залов преследует задачу получения хорошей слышимости речи  и  музыки,  а
также  защиты  от  проникания  шумов.  Важным  показателем  акустических
свойств закрытого помещения является т. н. реверберация, т. е. продление
звука  в  помещении   после   приостановки   звучания   источника.   Для
количественной оценки этого явления служит время реверберации. Оно равно
времени, в течение к-рого  уровень  звука  в  помещении  спадает  на  60
децибелов (или звуковая  энергия  в  н„м  уменьшается  в  миллион  раз).
Оптимальное время реверберации в диапазоне частот  500-2  000  герц  для
зрительных залов драм. т-ров -1,2-1,4 сек, а для оперных -1,5- 1,7  сек.
Время реверберации возрастает при  увеличении  объ„ма  помещения  и  при
уменьшении звукопоглощения его внутренних поверхностей; оно  может  быть
рассчитано методами архитектурной акустики. Объ„м зала, приходящийся  на
одного зрителя, не должен превышать 4,5 м3 для драм.  и  6,5  м3  -  для
оперного театров; длина зала (от занавеса до  задней  стены)  не  должна
быть более 27 м\ высота - не более 12 м в драм. и 15 л в оперных  т-рах.
Для достижения нужного времени  реверберации  требуется  (при  указанных
выше нормах объ„ма на одного зрителя) введение  сравнительно  небольшого
дополнительного звукопоглощения сверх даваемого обычными  строп-тельными
материалами. Наиболее простыми эффективными звукопоглотителями  являются
тяж„лые ткани, портьеры, ковровые дорожки и т. п. Аналогично действуют и
специальные звукопоглощающие материалы - пористые  штукатурки  и  плиты,
покрытые  дырчатым  экраном,  пористые   маты   из   минеральной   ваты,
стеклянного волокна и т. п. Кресла следует по возможности делать  хорошо
звукопоглощающими (с мягкой обивкой),  что  делает  акустику  зала  мало
зависящей от степени заполнения его слушателями. Для  поглощения  низких
звуков (ниже 400 герц) применяют специальные конструкции. Самой  простой
из них  является  тонкая  деревянная  панель,  позади  к-рой  помещается
пористый мат, увеличивающий звукопоглощение. Деревянные панели  улучшают
также и тембр звука. Для  равномерного  распределения  звуковой  энергии
форма  зала  должна  быть  компактной  и  пропорциональной.   При   этом
необходимо  обеспечить  поступление  возможно  большего   числа   ранних
звуковых отражений, запаздывающих по сравнению  с  идущим  от  источника
прямым звуком не более, чем на 0,035 сек для залов драм.  театров  и  не
более, чем на
   0,05 сек - для оперных. Вредное влияние на  акустику  зала  оказывают
большие  вогнутые  поверхности  (напр.,  купольные  и  сводчатые   формы
потолков), фокусирующие отраж„нный звук. В зонах  такого  фоку-сирования
получается повышенная интенсивность звука, приводящая к  неравномерности
звукового поля, переходящей при большом запаздывании отраж„нного звука в
раздельное эхо.
   Для создания хороших акустических условий необходима изоляция  театр.
зала  от   проникающих   шумов.   Стены   и   перекрытия   зала   должны
проектироваться с соблюдением норм звукоизоляции.  Двери  зала  делаются
массивными, плотно закрывающимися, снабжаются тяж„лыми  портьерами;  ещ„
лучший  эффект  дают  двойные  двери  с  тамбуром.  Машинные   установки
(вентиляторы, леб„дки и т. п.) монтируются на амортизаторах, изолирующих
передачу  сотрясений  и  звуковых   колебаний.   Для   изоляции   шумов,
распространяющихся  от  вентиляторов   по   воздуховодам,   устраиваются
специальные глушители.
   В зрительных залах  больших  размеров  применяются  звукоусилительные
установки, основными элементами к-рых  являются  микрофоны,  электронные
усилительные устройства и громкоговорители.
   Лит.: Л и ф ш и ц С. Я., Курс архитектурной  акустики,  3  изд.,  М.,
1937; Кнудсен В. О., Архитектурная акустика, Харьков - Киев, 1936; В а т
с о н Ф. Р., Архитектурная акустика, М., 1948; Ингерслев Ф., Акустика  в
современной строительной практике, М., 1957. Ц. Л,
   ЗДИХОВСКИЙ,  Александр  Афанасьевич   (р.   12.IX.   1907)-украинский
советский режисс„р. Нар.арт.УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1945.
С 1929 работал в Винницком т-ре оперы и балета. С 1933 - в Донецком т-ре
оперы и балета (Луганск), где пост. свой первый спектакль "Чио-Чио-сан".
С 1948 3. - гл. режисс„р Донецкого т-ра оперы и балета.
   Пост.:   "Борис   Годунов",   "Евгений   Онегин",   "Пиковая   дама",
"Дубровский",  "Аида",  "Кармен",  "Фауст";  "Наталка-Полтавка",  "Тарас
Бульба"  Лысенко,  "Запорожец  за  Дунаем";  "Тихий  Дон";   "Броненосец
"Пот„мкин"" Чишко,  "Молодая  гвардия"  Мейтуса,  "В  бурю"  Хренникова,
"Богдан Хмельницкий" Данькевича, "Вулкан" Яцевича и др. Е. В.
   ЗЕГАДЛОВИЧ  (Zegadlowicz),  Эмиль  (20.VII.1888-  24.  II.  1941)   -
польский писатель и драматург. Образование получил в Ягеллонском  ун-те.
Автор  цикла  баллад,  проникнутых  любовью  к   народу,-   "Бес-кидские
бродяги", по которым в 1938 3. создал 10 небольших сценок. Первые  пьесы
3. - "Лампада" (1925, Т-р им. Словацкого, Краков) и "Пограничный камень"
(1925, т-р "Новы", Познань)  о  жизни  бес-кидских  крестьян  (пост.  С.
Высоцкой, исполнявшей гл. роли). Мистицизм и вычурность, характерные для
начального периода творчества 3., к сер. 30-х гг. исчезают.  Драма  "Ваш
корреспондент сообщает", написанная 3. в 1938-39 (не была опубл.,  текст
утерян во время войны), рассказывает о жестокой расправе  польск.  бурж.
властей с крестьян нами. В пьесе "Карточный домик" (совм. с  М.  Ко-шиц;
1953,   Современный   т-р,   Варшава)    3.    сатирически    высмеивает
бурж.-помещичью Польшу в канун 2-й мировой войны (пьеса широко ставилась
в т-рах Польши).
   Соч.: lampka oliwna, Krakow, 1925; Dramaty, t. 1-2, Szamotuly,  1932;
Powsinogi beskidskie, Warsz." 1938; Domek z kart, Warsz., 1954; Lyzki  i
ksiezyc, Poznan, 1957.
   Лит.: Kozikowski Ed., Premiera  "Lampki  oliwnej",  E.  Zegadlowicza,
"Teatr",  Warsz.,  1956,  .ј  11;  Prapemiera   "Domku   z   kart",   E.
Zegadlowicza, "Teatr", Warsz., 195.3, ј 10;
   Studencki   W.,    Tworczosc    dramatyczna    Emila    Zegadlowicza,
Wroclaw-Warsz.-Krakow, 1962. P. B.
   ЗЕЙДЕЛЬМАН (Seydelmann), Карл (24.IV.  1793-17.111.1843)  -  немецкий
акт„р.  Родился  в  Граце  в  семье  зажиточного   купца.   Выступал   в

Страницы: «« « 901   902   903   904   905   906   907   908   909  910   911   912   913   914   915   916   917   918   919  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия