|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 » »» постановки античной драмы т-р Палладио не мог стать основой дальнейшего
развития 3. т. Важный шаг в этом направлении был сделан арх. Дж. Б.
Алеотти, воздвигнувшим в 1618- 1619 придворный т-р "Фарнезе" в Парме. В
этом т-ре впервые появилась глубинная сцена с относительно широким (12,5
м) порталом. В планировке амфитеатра и архитектуре зала заметно влияние
античности. Однако принципиально новая система сценич. площадки не была
увязана с амфитеатральным залом, к тому же сильно вытянутым в длину и
неудобным для зрителей. Этот т-р, отделанный с большой роскошью, не
обладает той совершенной гармонией частей и целого, к-рая отличает
архитектуру т-ра Палладио (т-р в Парме сохранился до нашего времени, но
сильно обветшал).
В нач. 17 в. был создан т. н. ранговый т-р с ярусным зрительным
залом, принципиально отличный от амфитеатров античной демократии. Идея
полукруглого театр. зала с амфитеатром и ярусными галереями по его
периметру зародилась еще в эпоху Возрождения. Изображение такого зала
дано арх. М. Чезариано в комментированном им издании трактата Витрувия
(1521). Процесс формирования ярусного 3. т. ускорила возникшая в Италии
опера (16 в.), для которой нужен был достаточно вместительный и вместе с
тем компактный зрительный зал с хорошей акустикой. В 1630 арх. А.
Сегицци построил в Венеции т-р "Сан-Кассиано", зрительный зал к-рого
имел три яруса сплошных открытых галерей с возвышающимися друг над
другом рядами. Сословная разобщ„нность зрителей рангового т-ра привела
вскоре к разделению галерей поперечными перегородками, так образовались
изолированные ячейки-ложи. В последующие десятилетия продолжаются
напряж„нные поиски наиболее совершенной формы зрительного зала. Об этом,
в частности, свидетельствует трактат итал. архитектора и театр.
машиниста К. Мотта (1671). Многоярусный зал с ложами в форме усеч„нного
в плане овала (получил впоследствии наименование "итальянского") был
впервые осуществл„н арх. К. Фонтана в построенном им т-ре "Тординона" в
Риме (1675). Вершина архитектуры 3. т. этого типа - знаменитый оперный
т-р Ла Скала" в Милане (1778), сооруж„нный по проекту арх. Дж.
Пиермарини. Зал т-ра "Ла Скала", вмещающий 3 тыс. зрителей, безукоризнен
в акустич. отношении, но значительная часть зрителей плохо видит
происходящее на сцене. Т. о., в этом т-ре наглядно проявились недостатки
сочетания многоярусного зала с глубинной сценой.
Самобытное 3. т. было создано в последней четверти 16 в. в Англии.
Городские т-ры Лондона сочетали в себе элементы гостиного двора, где
выступали труппы бродячих акт„ров, и ярусного амфитеатра. Они
разделялись на публичные и частные. Публичные т-ры (первый построен в
1576 и назван "Театр") не имели крыши; представления в них давались при
дневном свете. Круглую или овальную площадку окружала, образуя зал,
высокая стена. Вдоль стен размещались два или три яруса галерей,
небольшая часть к-рых была отведена ложам. В партере зрители смотрели
представление стоя, окружая с тр„х сторон вынесенный в зал просцениум.
Знатные посетители сидели на боковых сторонах просцениума на табуретках.
Зал вмещал 1500-1800 зрителей. В закрытых частных т-рах зрительный зал
обычно имел четырехугольную форму. В партере были сидячие места,
вместимость зала в два раза меньше, чем в публичных т-рах [труппа, к
к-рой принадлежал Шекспир, играла в открытом т-ре "Глобус" (построен в
1599) и закрытом "Блэкфрайерс" (перестроен в 1596)].
Наряду с городскими т-рами в Англии в этот период существовал
придворный т-р, следовавший в своей архитектуре и сценич. технике
образцам итал. т-ра позднего Ренессанса. В 1622 архитектор и театр.
декоратор И. Джонс строит специальный "Банкетный дом", а в 1632 -
придворный т-р, названный "Кок-пит при дворе". Внутри он имел форму
восьмиугольника, пять сторон к-рого были заняты зрительным залом,
остальные три - сценой. По боковым стенам были расположены галереи,
против сцены - королевская ложа.
В годы англ. бурж. революции (1642-60) театр. жизнь замерла.
Оживление наступило в период Реставрации, но старый английский т-р
врем„н Шекспира отош„л в прошлое. В 1672 англ. арх. К. Рен построил
"Дьюк-тиэтр", в архитектуре к-рого сказалось сильное влияние итал.
театр. сооружений.
Франц. театр. архитектура и сценич. техника, как и в большинстве др.
европ. стран, первоначально следовали выработанным в Италии при„мам,
нередко прибегая к прямым заимствованиям. Так, напр., в 1640 арх. Ж.
Л„м„рсье построил роскошный т-р во дворце РишеЛь„; зрительный зал в этом
т-ре имел амфитеатр и два позолоченных балкона, а сцена была оснащена
новинками итал. техники. Рас. цвет франц. театр. архитектуры наступает
во 2-й пол. 18 века. В строительстве 3. т. Франция в этот период
занимает ведущее положение. Постепенно формируется "французский" тип
зрительного зала, в к-ром открытые балконы, не раздел„нные на ячейки
лож, опираются на колонны большого ордера. Зал в плане принимает не
овальную, а круглую форму. Переднюю часть партера занимают кресла
привилегированных посетителей -
"паркет". Значительное развитие получают вестибюли, кулуары, анфилады
фойе, парадные лестницы и др. подсобные помещения. Начало этому типу 3.
т. положил арх. Ж. Суфло, построивший в Лионе в 1756 первое во Франции
отдельное 3. т. (ранее 3. т. были частью дворцов), внешний вид к-рого
свидетельствовал о его назначении. Прекрасный по архитектуре зрительный
зал создал в Версальском дворце арх. Ж. Габриель (открыт в 1770). В этом
зале присущие итал. т-рам высокие акустические достоинства сочетались с
лучшей видимостью сцены. Вершиной франц. театр. архитектуры считается
Большой т-р в Бордо, созданный в 1777-80 арх. В. Луи. Многоколонный
портик акцентирует главный фасад строгого в своей классич. простоте
здания, с большим мастерством и художественным вкусом выполнены
интерьеры. Особое место в истории театр. строительства занимает т-р в
Безансоне (окончен 1784). Арх. К. Леду, создавший этот т-р, предпринял
навеянную демократическими идеями французской буржуазной революции
попытку отойти от сложившейся формы рангового т-ра и вернуться к
античным традициям. Он отказался от ярусов, построил полукруглый амфи
театр. завершавшийся колоннадой, впервые установил в партере постоянные
места.
В 19 веке монументальные 3. т. сооружаются во многих ев-роп. городах.
Используя и развивая вс„ лучшее, что было создано в 17-18 вв. Италией и
Францией, театральные архитекторы продолжают совершенствовать форму
зрительного зала, расширяют и во всех деталях разрабатывают сцену и
подсобные помещения. В 18611874 арх. Ш. Гарнье создал Большую Парижскую
оперу ("Гранд-Опера") - одно из лучших 3. т. Зап. Европы по удобству
расположения зрительских мест и сце-нич. технологии. Однако, проявив
Страницы: «« « 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |