Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 » »» постановки античной драмы т-р Палладио не мог стать основой дальнейшего развития 3. т. Важный шаг в этом направлении был сделан арх. Дж. Б. Алеотти, воздвигнувшим в 1618- 1619 придворный т-р "Фарнезе" в Парме. В этом т-ре впервые появилась глубинная сцена с относительно широким (12,5 м) порталом. В планировке амфитеатра и архитектуре зала заметно влияние античности. Однако принципиально новая система сценич. площадки не была увязана с амфитеатральным залом, к тому же сильно вытянутым в длину и неудобным для зрителей. Этот т-р, отделанный с большой роскошью, не обладает той совершенной гармонией частей и целого, к-рая отличает архитектуру т-ра Палладио (т-р в Парме сохранился до нашего времени, но сильно обветшал). В нач. 17 в. был создан т. н. ранговый т-р с ярусным зрительным залом, принципиально отличный от амфитеатров античной демократии. Идея полукруглого театр. зала с амфитеатром и ярусными галереями по его периметру зародилась еще в эпоху Возрождения. Изображение такого зала дано арх. М. Чезариано в комментированном им издании трактата Витрувия (1521). Процесс формирования ярусного 3. т. ускорила возникшая в Италии опера (16 в.), для которой нужен был достаточно вместительный и вместе с тем компактный зрительный зал с хорошей акустикой. В 1630 арх. А. Сегицци построил в Венеции т-р "Сан-Кассиано", зрительный зал к-рого имел три яруса сплошных открытых галерей с возвышающимися друг над другом рядами. Сословная разобщ„нность зрителей рангового т-ра привела вскоре к разделению галерей поперечными перегородками, так образовались изолированные ячейки-ложи. В последующие десятилетия продолжаются напряж„нные поиски наиболее совершенной формы зрительного зала. Об этом, в частности, свидетельствует трактат итал. архитектора и театр. машиниста К. Мотта (1671). Многоярусный зал с ложами в форме усеч„нного в плане овала (получил впоследствии наименование "итальянского") был впервые осуществл„н арх. К. Фонтана в построенном им т-ре "Тординона" в Риме (1675). Вершина архитектуры 3. т. этого типа - знаменитый оперный т-р Ла Скала" в Милане (1778), сооруж„нный по проекту арх. Дж. Пиермарини. Зал т-ра "Ла Скала", вмещающий 3 тыс. зрителей, безукоризнен в акустич. отношении, но значительная часть зрителей плохо видит происходящее на сцене. Т. о., в этом т-ре наглядно проявились недостатки сочетания многоярусного зала с глубинной сценой. Самобытное 3. т. было создано в последней четверти 16 в. в Англии. Городские т-ры Лондона сочетали в себе элементы гостиного двора, где выступали труппы бродячих акт„ров, и ярусного амфитеатра. Они разделялись на публичные и частные. Публичные т-ры (первый построен в 1576 и назван "Театр") не имели крыши; представления в них давались при дневном свете. Круглую или овальную площадку окружала, образуя зал, высокая стена. Вдоль стен размещались два или три яруса галерей, небольшая часть к-рых была отведена ложам. В партере зрители смотрели представление стоя, окружая с тр„х сторон вынесенный в зал просцениум. Знатные посетители сидели на боковых сторонах просцениума на табуретках. Зал вмещал 1500-1800 зрителей. В закрытых частных т-рах зрительный зал обычно имел четырехугольную форму. В партере были сидячие места, вместимость зала в два раза меньше, чем в публичных т-рах [труппа, к к-рой принадлежал Шекспир, играла в открытом т-ре "Глобус" (построен в 1599) и закрытом "Блэкфрайерс" (перестроен в 1596)]. Наряду с городскими т-рами в Англии в этот период существовал придворный т-р, следовавший в своей архитектуре и сценич. технике образцам итал. т-ра позднего Ренессанса. В 1622 архитектор и театр. декоратор И. Джонс строит специальный "Банкетный дом", а в 1632 - придворный т-р, названный "Кок-пит при дворе". Внутри он имел форму восьмиугольника, пять сторон к-рого были заняты зрительным залом, остальные три - сценой. По боковым стенам были расположены галереи, против сцены - королевская ложа. В годы англ. бурж. революции (1642-60) театр. жизнь замерла. Оживление наступило в период Реставрации, но старый английский т-р врем„н Шекспира отош„л в прошлое. В 1672 англ. арх. К. Рен построил "Дьюк-тиэтр", в архитектуре к-рого сказалось сильное влияние итал. театр. сооружений. Франц. театр. архитектура и сценич. техника, как и в большинстве др. европ. стран, первоначально следовали выработанным в Италии при„мам, нередко прибегая к прямым заимствованиям. Так, напр., в 1640 арх. Ж. Л„м„рсье построил роскошный т-р во дворце РишеЛь„; зрительный зал в этом т-ре имел амфитеатр и два позолоченных балкона, а сцена была оснащена новинками итал. техники. Рас. цвет франц. театр. архитектуры наступает во 2-й пол. 18 века. В строительстве 3. т. Франция в этот период занимает ведущее положение. Постепенно формируется "французский" тип зрительного зала, в к-ром открытые балконы, не раздел„нные на ячейки лож, опираются на колонны большого ордера. Зал в плане принимает не овальную, а круглую форму. Переднюю часть партера занимают кресла привилегированных посетителей - "паркет". Значительное развитие получают вестибюли, кулуары, анфилады фойе, парадные лестницы и др. подсобные помещения. Начало этому типу 3. т. положил арх. Ж. Суфло, построивший в Лионе в 1756 первое во Франции отдельное 3. т. (ранее 3. т. были частью дворцов), внешний вид к-рого свидетельствовал о его назначении. Прекрасный по архитектуре зрительный зал создал в Версальском дворце арх. Ж. Габриель (открыт в 1770). В этом зале присущие итал. т-рам высокие акустические достоинства сочетались с лучшей видимостью сцены. Вершиной франц. театр. архитектуры считается Большой т-р в Бордо, созданный в 1777-80 арх. В. Луи. Многоколонный портик акцентирует главный фасад строгого в своей классич. простоте здания, с большим мастерством и художественным вкусом выполнены интерьеры. Особое место в истории театр. строительства занимает т-р в Безансоне (окончен 1784). Арх. К. Леду, создавший этот т-р, предпринял навеянную демократическими идеями французской буржуазной революции попытку отойти от сложившейся формы рангового т-ра и вернуться к античным традициям. Он отказался от ярусов, построил полукруглый амфи театр. завершавшийся колоннадой, впервые установил в партере постоянные места. В 19 веке монументальные 3. т. сооружаются во многих ев-роп. городах. Используя и развивая вс„ лучшее, что было создано в 17-18 вв. Италией и Францией, театральные архитекторы продолжают совершенствовать форму зрительного зала, расширяют и во всех деталях разрабатывают сцену и подсобные помещения. В 18611874 арх. Ш. Гарнье создал Большую Парижскую оперу ("Гранд-Опера") - одно из лучших 3. т. Зап. Европы по удобству расположения зрительских мест и сце-нич. технологии. Однако, проявив Страницы: «« « 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |