Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 897   898   899   900   901   902   903   904   905  906   907   908   909   910   911   912   913   914   915  » »»

постановки античной драмы т-р Палладио не мог стать основой  дальнейшего
развития 3. т. Важный шаг в этом направлении  был  сделан  арх.  Дж.  Б.
Алеотти, воздвигнувшим в 1618- 1619 придворный т-р "Фарнезе" в Парме.  В
этом т-ре впервые появилась глубинная сцена с относительно широким (12,5
м) порталом. В планировке амфитеатра и архитектуре зала заметно  влияние
античности. Однако принципиально новая система сценич. площадки не  была
увязана с амфитеатральным залом, к тому же сильно вытянутым  в  длину  и
неудобным для зрителей. Этот т-р,  отделанный  с  большой  роскошью,  не
обладает той совершенной  гармонией  частей  и  целого,  к-рая  отличает
архитектуру т-ра Палладио (т-р в Парме сохранился до нашего времени,  но
сильно обветшал).
   В нач. 17 в. был создан т.  н.  ранговый  т-р  с  ярусным  зрительным
залом, принципиально отличный от амфитеатров античной  демократии.  Идея
полукруглого театр. зала с  амфитеатром  и  ярусными  галереями  по  его
периметру зародилась еще в эпоху Возрождения.  Изображение  такого  зала
дано арх. М. Чезариано в комментированном им издании  трактата  Витрувия
(1521). Процесс формирования ярусного 3. т. ускорила возникшая в  Италии
опера (16 в.), для которой нужен был достаточно вместительный и вместе с
тем компактный зрительный зал  с  хорошей  акустикой.  В  1630  арх.  А.
Сегицци построил в Венеции т-р  "Сан-Кассиано",  зрительный  зал  к-рого
имел три яруса сплошных  открытых  галерей  с  возвышающимися  друг  над
другом рядами. Сословная разобщ„нность зрителей рангового  т-ра  привела
вскоре к разделению галерей поперечными перегородками, так  образовались
изолированные  ячейки-ложи.  В  последующие   десятилетия   продолжаются
напряж„нные поиски наиболее совершенной формы зрительного зала. Об этом,
в  частности,  свидетельствует  трактат  итал.  архитектора   и   театр.
машиниста К. Мотта (1671). Многоярусный зал с ложами в форме  усеч„нного
в плане овала (получил  впоследствии  наименование  "итальянского")  был
впервые осуществл„н арх. К. Фонтана в построенном им т-ре "Тординона"  в
Риме (1675). Вершина архитектуры 3. т. этого типа -  знаменитый  оперный
т-р  Ла  Скала"  в  Милане  (1778),  сооруж„нный  по  проекту  арх.  Дж.
Пиермарини. Зал т-ра "Ла Скала", вмещающий 3 тыс. зрителей, безукоризнен
в  акустич.  отношении,  но  значительная  часть  зрителей  плохо  видит
происходящее на сцене. Т. о., в этом т-ре наглядно проявились недостатки
сочетания многоярусного зала с глубинной сценой.
   Самобытное 3. т. было создано в последней четверти 16  в.  в  Англии.
Городские т-ры Лондона сочетали в себе  элементы  гостиного  двора,  где
выступали  труппы  бродячих  акт„ров,   и   ярусного   амфитеатра.   Они
разделялись на публичные и частные. Публичные т-ры  (первый  построен  в
1576 и назван "Театр") не имели крыши; представления в них давались  при
дневном свете. Круглую или  овальную  площадку  окружала,  образуя  зал,
высокая стена.  Вдоль  стен  размещались  два  или  три  яруса  галерей,
небольшая часть к-рых была отведена ложам. В  партере  зрители  смотрели
представление стоя, окружая с тр„х сторон вынесенный в  зал  просцениум.
Знатные посетители сидели на боковых сторонах просцениума на табуретках.
Зал вмещал 1500-1800 зрителей. В закрытых частных т-рах  зрительный  зал
обычно  имел  четырехугольную  форму.  В  партере  были  сидячие  места,
вместимость зала в два раза меньше, чем в  публичных  т-рах  [труппа,  к
к-рой принадлежал Шекспир, играла в открытом т-ре "Глобус"  (построен  в
1599) и закрытом "Блэкфрайерс" (перестроен в 1596)].
   Наряду с  городскими  т-рами  в  Англии  в  этот  период  существовал
придворный т-р,  следовавший  в  своей  архитектуре  и  сценич.  технике
образцам итал. т-ра позднего Ренессанса.  В  1622  архитектор  и  театр.
декоратор И. Джонс строит  специальный  "Банкетный  дом",  а  в  1632  -
придворный т-р, названный "Кок-пит при  дворе".  Внутри  он  имел  форму
восьмиугольника,  пять  сторон  к-рого  были  заняты  зрительным  залом,
остальные три - сценой. По  боковым  стенам  были  расположены  галереи,
против сцены - королевская ложа.
   В  годы  англ.  бурж.  революции  (1642-60)  театр.  жизнь   замерла.
Оживление наступило в  период  Реставрации,  но  старый  английский  т-р
врем„н Шекспира отош„л в прошлое. В 1672  англ.  арх.  К.  Рен  построил
"Дьюк-тиэтр", в  архитектуре  к-рого  сказалось  сильное  влияние  итал.
театр. сооружений.
   Франц. театр. архитектура и сценич. техника, как и в большинстве  др.
европ. стран, первоначально следовали  выработанным  в  Италии  при„мам,
нередко прибегая к прямым заимствованиям. Так, напр.,  в  1640  арх.  Ж.
Л„м„рсье построил роскошный т-р во дворце РишеЛь„; зрительный зал в этом
т-ре имел амфитеатр и два позолоченных балкона, а  сцена  была  оснащена
новинками итал. техники. Рас. цвет франц. театр.  архитектуры  наступает
во 2-й пол. 18 века.  В  строительстве  3.  т.  Франция  в  этот  период
занимает ведущее положение.  Постепенно  формируется  "французский"  тип
зрительного зала, в к-ром открытые балконы,  не  раздел„нные  на  ячейки
лож, опираются на колонны большого ордера.  Зал  в  плане  принимает  не
овальную, а  круглую  форму.  Переднюю  часть  партера  занимают  кресла
привилегированных посетителей -
   "паркет". Значительное развитие получают вестибюли, кулуары, анфилады
фойе, парадные лестницы и др. подсобные помещения. Начало этому типу  3.
т. положил арх. Ж. Суфло, построивший в Лионе в 1756 первое  во  Франции
отдельное 3. т. (ранее 3. т. были частью дворцов),  внешний  вид  к-рого
свидетельствовал о его назначении. Прекрасный по архитектуре  зрительный
зал создал в Версальском дворце арх. Ж. Габриель (открыт в 1770). В этом
зале присущие итал. т-рам высокие акустические достоинства сочетались  с
лучшей видимостью сцены. Вершиной франц.  театр.  архитектуры  считается
Большой т-р в Бордо, созданный в  1777-80  арх.  В.  Луи.  Многоколонный
портик акцентирует главный фасад  строгого  в  своей  классич.  простоте
здания,  с  большим  мастерством  и  художественным   вкусом   выполнены
интерьеры. Особое место в истории театр. строительства  занимает  т-р  в
Безансоне (окончен 1784). Арх. К. Леду, создавший этот  т-р,  предпринял
навеянную  демократическими  идеями  французской  буржуазной   революции
попытку отойти  от  сложившейся  формы  рангового  т-ра  и  вернуться  к
античным традициям. Он отказался от ярусов,  построил  полукруглый  амфи
театр. завершавшийся колоннадой, впервые установил в партере  постоянные
места.
   В 19 веке монументальные 3. т. сооружаются во многих ев-роп. городах.
Используя и развивая вс„ лучшее, что было создано в 17-18 вв. Италией  и
Францией,  театральные  архитекторы  продолжают  совершенствовать  форму
зрительного зала, расширяют и во  всех  деталях  разрабатывают  сцену  и
подсобные помещения. В 18611874 арх. Ш. Гарнье создал Большую  Парижскую
оперу ("Гранд-Опера") - одно из лучших 3. т.  Зап.  Европы  по  удобству
расположения зрительских мест и  сце-нич.  технологии.  Однако,  проявив

Страницы: «« « 897   898   899   900   901   902   903   904   905  906   907   908   909   910   911   912   913   914   915  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия