Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 916 » »» незаурядное композиционное мастерство, Гарнье 'утратил чувство художеств. меры в отделке. Помпезность внешнего облика здания и его интерьеров свидетельствует о наступившем упадке иск-ва архитектуры. Недостатки 3. т., обусловленные сочетанием глубинной сцены с многоярусным зрительным залом (значит. части зрителей сцена была видна плохо), а также несоответствие феодального рангового т-ра требованиям, выдвинутым эпохой развития капиталистич. отношений, обусловили поиски нового типа 3. т. Однако на протяжении первых тр„х четвертей 19 в. эти поиски не выходили за пределы проектных предложений. Еще в 20-х гг. нем. арх. Ф. Шинкель задумал секторальный зрительный зал - усеч„нный с обеих сторон полукруглый амфитеатр. Идея эта была осуществлена лишь в 1876 в т-ре Р. Вагнера в Байр„йте, построенном арх. О. Брюквальдом по проекту последователя Шинкеля арх. Г. Земпера. Секторальная форма зала была повторена арх. М. Литма-ном в новом здании Т-ра принца-регента в Мюнхене (1899- 1901) и в последующем получила широкое распространение. В 20 в. поиски новых форм 3.т. принимают особенно широкий размах. Архитекторы и инженеры в творч. содружестве с ведущими деятелями т-ра создают проекты т-ров, разнообразных по величине, техноло-гич. структуре и архитектурному облику. Применение новых строительных материалов (алюминиевые сплавы, стекло, пластики) и конструкций (л„гкие своды-оболочки, консольные козырьки с большим выносом, стеклянные витражи в металлическом или железобетонном обрамлении) сблизило архитектуру 3. т. с архитектурой др. обществ, сооружений: кинотеатров, спортивных и выставочных павильонов. В композиции интерьера большое значение приобрели акустич. устройства, сочетающиеся со скрытыми источниками света, декоративное освещение и цветовые контрасты стен, потолков и пола, дополненные живописными или мозаичными панно. Продолжается процесс разделения 3. т. по жанрам (оперно-балетные, драматические, музыкальные, детские, кукольные). Наряду с этим (в 30-х гг.) разрабатываются проекты зданий сип-тетпч. т-ра, предназначенного для разл. жанров театр. иск-ва. Среди наиболее значит. 3. т., сооруж„нных в Зап. Европе в 1-й пол. 20 в.,- Большой драм. т-р в Берлине, построенный арх. Г. Пельцигом по заданию режисс„ра М. Рейнхардта. Амфитеатральный зал этого т-ра, вмещавший 2 500 зрителей, имел далеко вынесенный впер„д просцениум и глубинную сцену за широким (30 м) порталом. В этот период получил распространение т. н. "аудиторный" тип зрительного зала, в к-ром амфитеатр или партер были дополнены одним, иногда двумя глубокими балконами. Пример такого сооружения - подземный Дворец Шайо в Париже (1937), сооруж„нный арх. Ж. Карлю, Л. Буало и Л. Азема. Его секторальный зал с пологим партером, завершающимся амфитеатром и кон-сольно вынесенным балконом, вмещает 3 тыс. зрителей. В последние годы в Зап. Европе и Америке возводятся 3. т. с трансформируемыми зрит. залами и сценой. В них возможна организация спектаклей как на глубинной сцене, так и на открытой площадке в пределах зала (3. т. в г. Мальм„ в Швеции, 1945, арх. Э. Лаллерштедт, С. Леверенс, Д. Хелледен; в г. Ман-гейме в Германии, 1956, арх. Г. Вебер). Наряду с закрытыми 3. т. с конца 17 в. строятся открытые т-ры, обычно в парках дворцов и вилл. Партер или амфитеатр такого т-ра, основанный на земляном холме, вмещал до 100 зрителей, сцену обрамляли кулисы из зел„ных насаждений (17 в.- т-ры вилл Гори, Марлия и Горцони в Италии; конец 18 в.- "Воздушный т-р" в Кусково под Москвой). В последней четверти 19 и в 20 вв. в странах Европы и Америки строится большое количество открытых т-ров при колледжах, университетах, а также в обществ. садах и парках. Устройство и вместимость их разнообразны, но преобладают два основных типа: с открытой сценич. площадкой, как в античных т-рах, и с закрытой сценой, имеющей портал и невысоко поднятые колосники. Вместимость этих т-ров до 10 тыс. зрителей. Открытые зрелищные сооружения, предназначенные для выступлений симфонич. оркестров, хора и танцевальных коллективов с большим количеством участников, имеют вместо колосниковой сцены акустич. раковину - эстраду. Вместимость их до 20 тыс. зрителей. В числе наиболее значительных открытых т-ров - т-р в Берлине на спортивном поле "Дитерикс Эккарт" (1936, арх. В. Марк), "Амфитеатр в Красных скалах" в Колорадо (1941, арх. Б. Хойт), "Зел„ный т-р" в ЦПКиО им. М. Горького в Москве (1957, арх. Ю. Шевердяев). В строительстве 3. т. выдающееся место принадлежит России. Возникнув значительно позже, чем в Западной Европе, русские 3. т. уже в конце 18 в. и особенно в 1-й пол. 19 в. не уступали по размерам, достоинствам архитектуры и оснащению лучшим т-рам мира, а в градостроительном отношении нередко превосходили их. Первое 3. т. в России было построено в 1672 в подмосковной усадьбе царя Алексея Михайловича - селе Преображенском. Это было деревянное здание, окруж„нное оградой. Стены "комедийной хоромины", как е„ называли, были убраны красным и зел„ным сукном, царское место вынесено к самой сцене. Новый этап в развитии рус. театр. иск-ва начинается при Петре I. В 1702, по его указу, па Красной площади в Москве был построен деревянный т-р, вмещавший до 400 зрителей,- первый в России общедоступный т-р. В Петербурге первый т-р был устроен в доме сестры царя Наталии Алексеевны (1714-15). Публичный т-р был сооруж„н лишь в 1723 (арх. Н. Гербель). Затем по проекту В. Растрелли построены: т-р "Комедия и опера" в Новом Зимнем доме (1737), Большой оперный дом с четыр„хъярусным зрительным залом и значительной по размерам кулисной сценой (1743), деревянный т-р на Царицином Лугу у Невы и Каменный близ Еловой рощи (1750). Ок. 1764 Растрелли воздвиг два т-ра в новом Зимнем дворце - Большой и Малый. Подковообразный в плане зал Большого т-ра имел центральную царскую ложу, боковые ложи, партер и завершающий его ступенчатый амфитеатр. Среди публичных т-ров 1-й пол. 18 в. был т-р на Невском проспекте, против Казанского собора, перестроенный из Манежа (после 1738). В последней четверти 18 в. были сооружены 2 обществ, т-ра: непрнмечательный по архитектуре деревянный т-р Книппе-ра (1781) и намного превосходящий его великолепием внешнего облика, размерами и оборудованием Большой каменный т-р (1783, арх. М. Деденев и Тишбейн). Свободно поставленный на просторной городской площади Большой т-р выделялся среди окружающих его зданий торжественной монументальностью архитектуры. В н„м впервые определился своеобразный характер рус. 3. т.: увенчанная фронтоном центральная часть, выступающий впер„д гл. подъезд, акцентированный большим ордером пилястр (позже колоннада портика). В 1784 в набережной части "Театрального корпуса" Старого зимнего дома по проекту Д. Кваренги был построен Эрмитажный театр-выдающееся произведение рус. архитектуры. Эрмитажный т-р представляет собой древнеримский т-р в миниатюре. Его Страницы: «« « 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 916 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |