Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 898   899   900   901   902   903   904   905   906  907   908   909   910   911   912   913   914   915   916  » »»

незаурядное   композиционное   мастерство,   Гарнье   'утратил   чувство
художеств. меры в отделке. Помпезность  внешнего  облика  здания  и  его
интерьеров свидетельствует о наступившем упадке иск-ва архитектуры.
   Недостатки  3.  т.,  обусловленные  сочетанием  глубинной   сцены   с
многоярусным зрительным залом (значит. части зрителей сцена  была  видна
плохо), а также несоответствие феодального рангового  т-ра  требованиям,
выдвинутым эпохой развития капиталистич.  отношений,  обусловили  поиски
нового типа 3. т. Однако на протяжении первых тр„х четвертей 19  в.  эти
поиски не выходили за пределы проектных предложений. Еще в 20-х гг. нем.
арх. Ф. Шинкель задумал секторальный зрительный зал - усеч„нный с  обеих
сторон полукруглый амфитеатр. Идея эта была осуществлена лишь в  1876  в
т-ре Р. Вагнера в Байр„йте, построенном арх. О. Брюквальдом  по  проекту
последователя Шинкеля арх. Г.  Земпера.  Секторальная  форма  зала  была
повторена арх. М. Литма-ном в новом здании Т-ра принца-регента в Мюнхене
(1899- 1901) и в последующем получила широкое распространение.
   В 20 в. поиски новых форм 3.т.  принимают  особенно  широкий  размах.
Архитекторы и инженеры в творч. содружестве с  ведущими  деятелями  т-ра
создают проекты т-ров, разнообразных по величине, техноло-гич. структуре
и  архитектурному  облику.  Применение  новых  строительных   материалов
(алюминиевые   сплавы,   стекло,   пластики)   и   конструкций   (л„гкие
своды-оболочки,  консольные  козырьки  с  большим  выносом,   стеклянные
витражи  в  металлическом  или   железобетонном   обрамлении)   сблизило
архитектуру 3. т. с архитектурой др. обществ,  сооружений:  кинотеатров,
спортивных и выставочных  павильонов.  В  композиции  интерьера  большое
значение  приобрели  акустич.  устройства,  сочетающиеся   со   скрытыми
источниками света, декоративное освещение  и  цветовые  контрасты  стен,
потолков  и  пола,  дополненные  живописными   или   мозаичными   панно.
Продолжается  процесс  разделения  3.  т.  по  жанрам  (оперно-балетные,
драматические, музыкальные, детские, кукольные). Наряду с этим  (в  30-х
гг.) разрабатываются проекты зданий  сип-тетпч.  т-ра,  предназначенного
для  разл.  жанров  театр.  иск-ва.  Среди  наиболее  значит.   3.   т.,
сооруж„нных в Зап. Европе в  1-й  пол.  20  в.,-  Большой  драм.  т-р  в
Берлине,  построенный  арх.  Г.  Пельцигом  по  заданию   режисс„ра   М.
Рейнхардта. Амфитеатральный зал этого т-ра, вмещавший  2  500  зрителей,
имел далеко вынесенный впер„д просцениум и глубинную  сцену  за  широким
(30  м)  порталом.  В  этот  период  получил   распространение   т.   н.
"аудиторный" тип зрительного зала, в к-ром  амфитеатр  или  партер  были
дополнены  одним,  иногда  двумя  глубокими  балконами.  Пример   такого
сооружения - подземный Дворец Шайо в Париже (1937), сооруж„нный арх.  Ж.
Карлю, Л. Буало и Л. Азема. Его секторальный  зал  с  пологим  партером,
завершающимся амфитеатром и кон-сольно вынесенным  балконом,  вмещает  3
тыс. зрителей. В последние годы в Зап. Европе и Америке возводятся 3. т.
с трансформируемыми зрит. залами и сценой. В  них  возможна  организация
спектаклей как на глубинной сцене, так и на открытой площадке в пределах
зала (3. т. в  г.  Мальм„  в  Швеции,  1945,  арх.  Э.  Лаллерштедт,  С.
Леверенс, Д. Хелледен; в г. Ман-гейме в Германии, 1956, арх. Г. Вебер).
   Наряду с закрытыми 3. т. с конца 17 в. строятся открытые т-ры, обычно
в парках дворцов и вилл. Партер или амфитеатр такого т-ра, основанный на
земляном холме, вмещал  до  100  зрителей,  сцену  обрамляли  кулисы  из
зел„ных насаждений (17 в.- т-ры вилл Гори, Марлия и  Горцони  в  Италии;
конец 18 в.-  "Воздушный  т-р"  в  Кусково  под  Москвой).  В  последней
четверти 19 и в 20 вв. в  странах  Европы  и  Америки  строится  большое
количество открытых  т-ров  при  колледжах,  университетах,  а  также  в
обществ. садах и парках. Устройство и вместимость  их  разнообразны,  но
преобладают два основных типа:  с  открытой  сценич.  площадкой,  как  в
античных т-рах, и с закрытой сценой, имеющей портал и невысоко  поднятые
колосники.  Вместимость  этих  т-ров  до  10  тыс.  зрителей.   Открытые
зрелищные  сооружения,   предназначенные   для   выступлений   симфонич.
оркестров,  хора  и  танцевальных  коллективов  с  большим   количеством
участников, имеют вместо колосниковой сцены акустич. раковину - эстраду.
Вместимость их до  20  тыс.  зрителей.  В  числе  наиболее  значительных
открытых т-ров - т-р в Берлине  на  спортивном  поле  "Дитерикс  Эккарт"
(1936, арх. В. Марк), "Амфитеатр в Красных скалах" в
   Колорадо (1941, арх. Б. Хойт), "Зел„ный т-р" в ЦПКиО им. М.  Горького
в Москве (1957, арх. Ю. Шевердяев).
   В строительстве 3. т. выдающееся место принадлежит России.  Возникнув
значительно позже, чем в Западной Европе, русские 3. т. уже в  конце  18
в. и особенно в 1-й пол. 19 в. не  уступали  по  размерам,  достоинствам
архитектуры  и  оснащению  лучшим  т-рам  мира,  а  в  градостроительном
отношении нередко превосходили их. Первое 3. т. в России было  построено
в  1672  в  подмосковной  усадьбе  царя  Алексея  Михайловича   -   селе
Преображенском. Это было деревянное здание,  окруж„нное  оградой.  Стены
"комедийной хоромины", как е„ называли, были убраны  красным  и  зел„ным
сукном, царское место вынесено к самой сцене.
   Новый этап в развитии рус. театр. иск-ва начинается при  Петре  I.  В
1702, по его указу, па Красной площади в Москве был построен  деревянный
т-р, вмещавший до 400 зрителей,- первый в России  общедоступный  т-р.  В
Петербурге первый т-р был устроен в доме сестры царя Наталии  Алексеевны
(1714-15). Публичный т-р был сооруж„н лишь в  1723  (арх.  Н.  Гербель).
Затем по проекту В. Растрелли построены: т-р "Комедия и опера"  в  Новом
Зимнем доме (1737), Большой оперный  дом  с  четыр„хъярусным  зрительным
залом и значительной по размерам кулисной сценой (1743), деревянный  т-р
на Царицином Лугу у Невы и Каменный близ Еловой рощи  (1750).  Ок.  1764
Растрелли воздвиг два т-ра в новом Зимнем  дворце  -  Большой  и  Малый.
Подковообразный в плане зал Большого т-ра имел центральную царскую ложу,
боковые ложи, партер и  завершающий  его  ступенчатый  амфитеатр.  Среди
публичных т-ров 1-й пол. 18 в. был  т-р  на  Невском  проспекте,  против
Казанского собора, перестроенный из Манежа  (после  1738).  В  последней
четверти 18 в. были  сооружены  2  обществ,  т-ра:  непрнмечательный  по
архитектуре деревянный т-р Книппе-ра (1781) и намного превосходящий  его
великолепием внешнего облика, размерами и оборудованием Большой каменный
т-р  (1783,  арх.  М.  Деденев  и  Тишбейн).  Свободно  поставленный  на
просторной городской площади Большой т-р выделялся среди окружающих  его
зданий  торжественной  монументальностью  архитектуры.  В  н„м   впервые
определился своеобразный  характер  рус.  3.  т.:  увенчанная  фронтоном
центральная  часть,  выступающий  впер„д  гл.  подъезд,  акцентированный
большим ордером пилястр (позже колоннада портика). В 1784  в  набережной
части "Театрального корпуса" Старого зимнего дома по проекту Д. Кваренги
был построен Эрмитажный театр-выдающееся произведение рус.  архитектуры.
Эрмитажный т-р представляет собой древнеримский  т-р  в  миниатюре.  Его

Страницы: «« « 898   899   900   901   902   903   904   905   906  907   908   909   910   911   912   913   914   915   916  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия