|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 » »» любительских спектаклях. В 1810 уш„л добровольцем в прусскую армию,
участвовал в войне против Наполеона. В 1815 поступил в Бреславльский
т-р, в 1820-22 стал ведущим акт„ром Пражского нем. гор. т-ра. Затем
играл в придворных т-рах - Касселя (1822- 1828), Штутгарта (1829-37),
Берлина (1838-43). Вначале 3. исполнял роли молодых любовников, но
акт„ру не хватало л„гкости, изящества и вскоре он переш„л на
характерные, комедийные роли. В этих ролях проявилась высокая
способность 3. к перевоплощению. 3. пришлось много работать над дикцией,
чтобы преодолеть недостаток речи (шепелявость). Большое внимание акт„р
уделял речевой характеристике и внешнему рисунку роли; стремился к
историч. достоверности, добивался точности костюма, выразительности
грима.
Подъ„м демократич. движения в Германии в нач. 30-х гг. 19 в. оказал
значит, влияние на творчество 3., он сблизился с писателями и театр.
деятелями, входившими в группу "Молодая Германия" (К. Гуц-ков, Г.
Лаубе), и приш„л к убеждению, что т-р должен быть превращ„н в рупор
передовых гражд. идей. По свидетельству В. Либкнехта, 3. был любимым
акт„ром К. Маркса. В годы, когда в акт„рской игре преобладала напыщенная
декламация и ложный пафос, 3. возрождал и развивал реалистич. традиции
творчества К. Экгофа и Ф. Шредера, осуществлял реформу сценич. речи. Он
был единственным крупным акт„ром, принимавшим участие в реж. опытах К.
Иммермана - играл Натана ("Натан Мудрый" Лессинга) в "образцовых
спектаклях" Дюссельдорфского т-ра. Роли 3. свидетельствуют о широте его
творч. диапазона, преодолении им рамок амплуа. Выдающимися акт„рскими
работами 3. были: Карлос, Мефистофель, Альба ("Клавиго", "Фауст",
"Эгмонт" Г„те). В этих ролях акт„р отказался от традиц. при„мов
характеристики отрицательных персонажей. В роли Карлоса лаконичность
жеста, тонкая нюансировка речи, выразит. мимика, подч„ркнуто строгий
т„мный костюм помогали воплотить образ сухого, рассудочного, холодного
человека. Мефистофеля 3. играл в гротесковой манере, изображая его
грубым и диким, ироничным и насмешливым персонажем старинных нар.
легенд. 3. всегда находил своеобразную трактовку для известных
драматургич. образов. В роли Шейлока акт„р подч„ркивал сильный волевой
характер героя, его способность бороться и мстить. В трагедиях Шекспира
3. играл Ричарда III, Отелло, Яго.
Особенно значительны образы, созданные 3. в пьесах Шиллера: Франц
Моор; Филипп ("Дон Карлос"), Вурм, Миллер ("Коварство и любовь"),
Шрусбери, Берлей ("Мария Стюарт"), Октавио, Пикколомини, Бутлер ("Смерть
Валленштейна"), и Лессинга: Мари-нелли, Рикко ("Эмилия Галотти", "Минна
фон Барн-хельм"). Играл также Тартюфа. Под влиянием 3. формировалось
творчество последующих нем. акт„ров-реалистов - Т. Деринга, Ф. Гаазе, и
развивалась реалистич. школа режисс„ра Г. Лаубе.
Лит.: Маркс и Энгельс об искусстве, М., 1933, f. 207-208; Троицкий
3., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма, M.-Л., 1940;
Rotscher H. Th., Seudelmann's Leben und Wirken, B-, 1895. И. Я.
ЗЕЙДМАН/Борис Исаакович [р. 28.1 (10.11). 1908]- русский советский
композитор. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии
с 1947. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию (класс композиции М. О.
Штейнберга). Автор опер "Гнев народный" (1941), "Маскарад" по драме
Лермонтова (1945) (обе совм. с А. Бадалбейли), "Горе от ума" по комедии
Грибоедова (1949), "Сын полка" по повести Катаева (1955), "Дорога чести"
по пьесе "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1948), балета "Золотой ключик"
по сказке А. Н. Толстого (1955) (все пост. в Т-ре оперы и балета им.
Ахундова), муз. комедии "Швейк на германской службе" (1942), музыки к
спектаклям Бакинского т-ра рус. драмы (ок. 20), симф.,
камерно-инструмент., BOK. и др. соч. С 1933 вед„т педагогич. работу; с
1939- в консерватории в Баку (с 1949 - профессор). Среди учеников 3.: А.
Аббасов, С. Алескеров, Ф. Амиров, А. Бадалбейли, С. Гаджибеков, Д.
Джангиров и др.
ЗЕЙЕР (Zeyer), Юлиус (26.IV.1841-29.1.1901) - чешский поэт и
драматург. 3. принадлежат пьесы:
"Римони" (1880), "Шарка" (1887), пасторальная игра "Из времени
розового утра" (1889) и др. Успех имела поэтич. сказка "Радуз и
Магулена" (1896, Нац. т-р, Прага) о возлюбленных, раздел„нных враждой
родов (сохраняется в репертуаре т-ров Чехословакии). Среди др. пьес 3.:
"Старая история" (1882), "Сула-мифь" (1883), "Легенда из Эрина" (1886),
"Чудеса любви" (1888), "Неклан" (1893), "Приход женихов" (1896}, "Под
яблоней" (1900) идр. Л. Сол.
ЗЕЙНАЛЛЙ, Асаф (5.IV.1909-27.X.1932) - азербайджанский советский
композитор. Музыке обучался в Бакинской консерватории (у У. Гаджибекова
- основы азерб. нар. музыки, у Л. Е. Аба-теория композиции), к-рую
окончил в 1931. В 1929-31 был зав. муз. частью Бакинского тюркского
рабочего т-ра. Написал музыку комн. спектаклям этого т-ра ("Город
ветров" Киршона, "Дочь Индии" Хамиди, "Кровавая пустыня" Багдасаряна,
"Севиль" Джабарлы и др.). 3. заложил основы муз. оформления драм.
спектаклей в азерб. т-ре. В„л педагогич. работу в Бакинской
консерватории.
Лит.: М ел и к о в X., Асаф Зейналлы, Баку, 1956;
Азербайджанская музыка. Сб. статей, М., 1961, с. 202-205, 250-251,
264. К. Кае.
ЗЕЙНАЛОВ, Джангир Мешеди Рза оглы (1865- 4.XI.1918) - азербайджанский
акт„р. Один из основоположников нац. иск-ва. 3. был широко образованным
человеком. Начав сценич. деятельность в период формирования нац. т-ра в
1885, 3. посвятил сцене всю свою жизнь. Вдумчивый, серь„зный художник,
он неуклонно стремился к обогащению своих знаний, совершенствованию
акт„рского мастерства. 3. утверждал в нац. иск-ве реалистич. принципы,
изучал опыт рус. т-ра. Исполнял гл. обр. комедийные роли, но при этом
придавал комедийным и характерным образам драматич. черты. В пьесах М.
Ф. Ахундова 3. играл роли: Гаджи
Кара (о. п.), Масталишах ("Мусье Жордан, ботаник, и дервиш
Масталишах..."), Везир ("Везир ленкоран-ского ханства"), Молла Ибрагим
Халил (о. п.). Среди лучших ролей: Гаджа Самед ("Несчастный юноша"
Ахвердова), Гаджи Гамбар ("Из-под дождя, да в ливень" Везирова),
Шамданбек (о. п. Нариманова), Городничий; Старик Моор ("Разбойники"). 3.
стремился достигнуть глубокой психологич. правды, иск-во его отличалось
художеств. простотой и искренностью в выражении человеческих чувств,
особой л„гкостью и непосредственностью. Он обладал большой
наблюдательностью, умением видеть внутреннюю жизнь людей. Раскрывая
идейный мир и создавая выразительный внешний облик своих героев, акт„р
прежде всего определял обществ, положение этих персонажей. Продолжал
Страницы: «« « 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |