Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 » »» любительских спектаклях. В 1810 уш„л добровольцем в прусскую армию, участвовал в войне против Наполеона. В 1815 поступил в Бреславльский т-р, в 1820-22 стал ведущим акт„ром Пражского нем. гор. т-ра. Затем играл в придворных т-рах - Касселя (1822- 1828), Штутгарта (1829-37), Берлина (1838-43). Вначале 3. исполнял роли молодых любовников, но акт„ру не хватало л„гкости, изящества и вскоре он переш„л на характерные, комедийные роли. В этих ролях проявилась высокая способность 3. к перевоплощению. 3. пришлось много работать над дикцией, чтобы преодолеть недостаток речи (шепелявость). Большое внимание акт„р уделял речевой характеристике и внешнему рисунку роли; стремился к историч. достоверности, добивался точности костюма, выразительности грима. Подъ„м демократич. движения в Германии в нач. 30-х гг. 19 в. оказал значит, влияние на творчество 3., он сблизился с писателями и театр. деятелями, входившими в группу "Молодая Германия" (К. Гуц-ков, Г. Лаубе), и приш„л к убеждению, что т-р должен быть превращ„н в рупор передовых гражд. идей. По свидетельству В. Либкнехта, 3. был любимым акт„ром К. Маркса. В годы, когда в акт„рской игре преобладала напыщенная декламация и ложный пафос, 3. возрождал и развивал реалистич. традиции творчества К. Экгофа и Ф. Шредера, осуществлял реформу сценич. речи. Он был единственным крупным акт„ром, принимавшим участие в реж. опытах К. Иммермана - играл Натана ("Натан Мудрый" Лессинга) в "образцовых спектаклях" Дюссельдорфского т-ра. Роли 3. свидетельствуют о широте его творч. диапазона, преодолении им рамок амплуа. Выдающимися акт„рскими работами 3. были: Карлос, Мефистофель, Альба ("Клавиго", "Фауст", "Эгмонт" Г„те). В этих ролях акт„р отказался от традиц. при„мов характеристики отрицательных персонажей. В роли Карлоса лаконичность жеста, тонкая нюансировка речи, выразит. мимика, подч„ркнуто строгий т„мный костюм помогали воплотить образ сухого, рассудочного, холодного человека. Мефистофеля 3. играл в гротесковой манере, изображая его грубым и диким, ироничным и насмешливым персонажем старинных нар. легенд. 3. всегда находил своеобразную трактовку для известных драматургич. образов. В роли Шейлока акт„р подч„ркивал сильный волевой характер героя, его способность бороться и мстить. В трагедиях Шекспира 3. играл Ричарда III, Отелло, Яго. Особенно значительны образы, созданные 3. в пьесах Шиллера: Франц Моор; Филипп ("Дон Карлос"), Вурм, Миллер ("Коварство и любовь"), Шрусбери, Берлей ("Мария Стюарт"), Октавио, Пикколомини, Бутлер ("Смерть Валленштейна"), и Лессинга: Мари-нелли, Рикко ("Эмилия Галотти", "Минна фон Барн-хельм"). Играл также Тартюфа. Под влиянием 3. формировалось творчество последующих нем. акт„ров-реалистов - Т. Деринга, Ф. Гаазе, и развивалась реалистич. школа режисс„ра Г. Лаубе. Лит.: Маркс и Энгельс об искусстве, М., 1933, f. 207-208; Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма, M.-Л., 1940; Rotscher H. Th., Seudelmann's Leben und Wirken, B-, 1895. И. Я. ЗЕЙДМАН/Борис Исаакович [р. 28.1 (10.11). 1908]- русский советский композитор. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию (класс композиции М. О. Штейнберга). Автор опер "Гнев народный" (1941), "Маскарад" по драме Лермонтова (1945) (обе совм. с А. Бадалбейли), "Горе от ума" по комедии Грибоедова (1949), "Сын полка" по повести Катаева (1955), "Дорога чести" по пьесе "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1948), балета "Золотой ключик" по сказке А. Н. Толстого (1955) (все пост. в Т-ре оперы и балета им. Ахундова), муз. комедии "Швейк на германской службе" (1942), музыки к спектаклям Бакинского т-ра рус. драмы (ок. 20), симф., камерно-инструмент., BOK. и др. соч. С 1933 вед„т педагогич. работу; с 1939- в консерватории в Баку (с 1949 - профессор). Среди учеников 3.: А. Аббасов, С. Алескеров, Ф. Амиров, А. Бадалбейли, С. Гаджибеков, Д. Джангиров и др. ЗЕЙЕР (Zeyer), Юлиус (26.IV.1841-29.1.1901) - чешский поэт и драматург. 3. принадлежат пьесы: "Римони" (1880), "Шарка" (1887), пасторальная игра "Из времени розового утра" (1889) и др. Успех имела поэтич. сказка "Радуз и Магулена" (1896, Нац. т-р, Прага) о возлюбленных, раздел„нных враждой родов (сохраняется в репертуаре т-ров Чехословакии). Среди др. пьес 3.: "Старая история" (1882), "Сула-мифь" (1883), "Легенда из Эрина" (1886), "Чудеса любви" (1888), "Неклан" (1893), "Приход женихов" (1896}, "Под яблоней" (1900) идр. Л. Сол. ЗЕЙНАЛЛЙ, Асаф (5.IV.1909-27.X.1932) - азербайджанский советский композитор. Музыке обучался в Бакинской консерватории (у У. Гаджибекова - основы азерб. нар. музыки, у Л. Е. Аба-теория композиции), к-рую окончил в 1931. В 1929-31 был зав. муз. частью Бакинского тюркского рабочего т-ра. Написал музыку комн. спектаклям этого т-ра ("Город ветров" Киршона, "Дочь Индии" Хамиди, "Кровавая пустыня" Багдасаряна, "Севиль" Джабарлы и др.). 3. заложил основы муз. оформления драм. спектаклей в азерб. т-ре. В„л педагогич. работу в Бакинской консерватории. Лит.: М ел и к о в X., Асаф Зейналлы, Баку, 1956; Азербайджанская музыка. Сб. статей, М., 1961, с. 202-205, 250-251, 264. К. Кае. ЗЕЙНАЛОВ, Джангир Мешеди Рза оглы (1865- 4.XI.1918) - азербайджанский акт„р. Один из основоположников нац. иск-ва. 3. был широко образованным человеком. Начав сценич. деятельность в период формирования нац. т-ра в 1885, 3. посвятил сцене всю свою жизнь. Вдумчивый, серь„зный художник, он неуклонно стремился к обогащению своих знаний, совершенствованию акт„рского мастерства. 3. утверждал в нац. иск-ве реалистич. принципы, изучал опыт рус. т-ра. Исполнял гл. обр. комедийные роли, но при этом придавал комедийным и характерным образам драматич. черты. В пьесах М. Ф. Ахундова 3. играл роли: Гаджи Кара (о. п.), Масталишах ("Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах..."), Везир ("Везир ленкоран-ского ханства"), Молла Ибрагим Халил (о. п.). Среди лучших ролей: Гаджа Самед ("Несчастный юноша" Ахвердова), Гаджи Гамбар ("Из-под дождя, да в ливень" Везирова), Шамданбек (о. п. Нариманова), Городничий; Старик Моор ("Разбойники"). 3. стремился достигнуть глубокой психологич. правды, иск-во его отличалось художеств. простотой и искренностью в выражении человеческих чувств, особой л„гкостью и непосредственностью. Он обладал большой наблюдательностью, умением видеть внутреннюю жизнь людей. Раскрывая идейный мир и создавая выразительный внешний облик своих героев, акт„р прежде всего определял обществ, положение этих персонажей. Продолжал Страницы: «« « 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |