Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 902   903   904   905   906   907   908   909   910  911   912   913   914   915   916   917   918   919   920  » »»

любительских спектаклях. В 1810  уш„л  добровольцем  в  прусскую  армию,
участвовал в войне против Наполеона. В  1815  поступил  в  Бреславльский
т-р, в 1820-22 стал ведущим акт„ром  Пражского  нем.  гор.  т-ра.  Затем
играл в придворных т-рах - Касселя (1822-  1828),  Штутгарта  (1829-37),
Берлина (1838-43). Вначале  3.  исполнял  роли  молодых  любовников,  но
акт„ру  не  хватало  л„гкости,  изящества  и  вскоре   он   переш„л   на
характерные,  комедийные  роли.  В   этих   ролях   проявилась   высокая
способность 3. к перевоплощению. 3. пришлось много работать над дикцией,
чтобы преодолеть недостаток речи (шепелявость). Большое  внимание  акт„р
уделял речевой характеристике  и  внешнему  рисунку  роли;  стремился  к
историч.  достоверности,  добивался  точности  костюма,  выразительности
грима.
   Подъ„м демократич. движения в Германии в нач. 30-х гг. 19  в.  оказал
значит, влияние на творчество 3., он сблизился  с  писателями  и  театр.
деятелями, входившими  в  группу  "Молодая  Германия"  (К.  Гуц-ков,  Г.
Лаубе), и приш„л к убеждению, что т-р  должен  быть  превращ„н  в  рупор
передовых гражд. идей. По свидетельству В.  Либкнехта,  3.  был  любимым
акт„ром К. Маркса. В годы, когда в акт„рской игре преобладала напыщенная
декламация и ложный пафос, 3. возрождал и развивал  реалистич.  традиции
творчества К. Экгофа и Ф. Шредера, осуществлял реформу сценич. речи.  Он
был единственным крупным акт„ром, принимавшим участие в реж.  опытах  К.
Иммермана  -  играл  Натана  ("Натан  Мудрый"  Лессинга)  в  "образцовых
спектаклях" Дюссельдорфского т-ра. Роли 3. свидетельствуют о широте  его
творч. диапазона, преодолении им рамок  амплуа.  Выдающимися  акт„рскими
работами  3.  были:  Карлос,  Мефистофель,  Альба  ("Клавиго",  "Фауст",
"Эгмонт"  Г„те).  В  этих  ролях  акт„р  отказался  от  традиц.  при„мов
характеристики отрицательных персонажей.  В  роли  Карлоса  лаконичность
жеста, тонкая нюансировка речи,  выразит.  мимика,  подч„ркнуто  строгий
т„мный костюм помогали воплотить образ сухого,  рассудочного,  холодного
человека. Мефистофеля 3.  играл  в  гротесковой  манере,  изображая  его
грубым и  диким,  ироничным  и  насмешливым  персонажем  старинных  нар.
легенд.  3.  всегда  находил  своеобразную   трактовку   для   известных
драматургич. образов. В роли Шейлока акт„р подч„ркивал  сильный  волевой
характер героя, его способность бороться и мстить. В трагедиях  Шекспира
3. играл Ричарда III, Отелло, Яго.
   Особенно значительны образы, созданные 3.  в  пьесах  Шиллера:  Франц
Моор; Филипп  ("Дон  Карлос"),  Вурм,  Миллер  ("Коварство  и  любовь"),
Шрусбери, Берлей ("Мария Стюарт"), Октавио, Пикколомини, Бутлер ("Смерть
Валленштейна"), и Лессинга: Мари-нелли, Рикко ("Эмилия Галотти",  "Минна
фон Барн-хельм"). Играл также Тартюфа.  Под  влиянием  3.  формировалось
творчество последующих нем. акт„ров-реалистов - Т. Деринга, Ф. Гаазе,  и
развивалась реалистич. школа режисс„ра Г. Лаубе.
   Лит.: Маркс и Энгельс об искусстве, М., 1933,  f.  207-208;  Троицкий
3., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма,  M.-Л.,  1940;
Rotscher H. Th., Seudelmann's Leben und Wirken, B-, 1895. И. Я.
   ЗЕЙДМАН/Борис Исаакович [р. 28.1 (10.11).  1908]-  русский  советский
композитор. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии
с 1947. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию (класс  композиции  М.  О.
Штейнберга). Автор опер "Гнев  народный"  (1941),  "Маскарад"  по  драме
Лермонтова (1945) (обе совм. с А. Бадалбейли), "Горе от ума" по  комедии
Грибоедова (1949), "Сын полка" по повести Катаева (1955), "Дорога чести"
по пьесе "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1948), балета "Золотой ключик"
по сказке А. Н. Толстого (1955) (все пост. в Т-ре  оперы  и  балета  им.
Ахундова), муз. комедии "Швейк на германской службе"  (1942),  музыки  к
спектаклям   Бакинского   т-ра   рус.    драмы    (ок.    20),    симф.,
камерно-инструмент., BOK. и др. соч. С 1933 вед„т педагогич.  работу;  с
1939- в консерватории в Баку (с 1949 - профессор). Среди учеников 3.: А.
Аббасов, С. Алескеров, Ф.  Амиров,  А.  Бадалбейли,  С.  Гаджибеков,  Д.
Джангиров и др.
   ЗЕЙЕР  (Zeyer),  Юлиус  (26.IV.1841-29.1.1901)  -  чешский   поэт   и
драматург. 3. принадлежат пьесы:
   "Римони"  (1880),  "Шарка"  (1887),  пасторальная  игра  "Из  времени
розового утра"  (1889)  и  др.  Успех  имела  поэтич.  сказка  "Радуз  и
Магулена" (1896, Нац. т-р, Прага) о  возлюбленных,  раздел„нных  враждой
родов (сохраняется в репертуаре т-ров Чехословакии). Среди др. пьес  3.:
"Старая история" (1882), "Сула-мифь" (1883), "Легенда из Эрина"  (1886),
"Чудеса любви" (1888), "Неклан" (1893), "Приход  женихов"  (1896},  "Под
яблоней" (1900) идр. Л. Сол.
   ЗЕЙНАЛЛЙ,  Асаф  (5.IV.1909-27.X.1932)  -  азербайджанский  советский
композитор. Музыке обучался в Бакинской консерватории (у У.  Гаджибекова
- основы азерб. нар. музыки,  у  Л.  Е.  Аба-теория  композиции),  к-рую
окончил в 1931. В 1929-31 был  зав.  муз.  частью  Бакинского  тюркского
рабочего т-ра.  Написал  музыку  комн.  спектаклям  этого  т-ра  ("Город
ветров" Киршона, "Дочь Индии" Хамиди,  "Кровавая  пустыня"  Багдасаряна,
"Севиль" Джабарлы и  др.).  3.  заложил  основы  муз.  оформления  драм.
спектаклей  в  азерб.  т-ре.   В„л   педагогич.   работу   в   Бакинской
консерватории.
   Лит.: М ел и к о в X., Асаф Зейналлы, Баку, 1956;
   Азербайджанская музыка. Сб. статей, М., 1961,  с.  202-205,  250-251,
264. К. Кае.
   ЗЕЙНАЛОВ, Джангир Мешеди Рза оглы (1865- 4.XI.1918) - азербайджанский
акт„р. Один из основоположников нац. иск-ва. 3. был широко  образованным
человеком. Начав сценич. деятельность в период формирования нац. т-ра  в
1885, 3. посвятил сцене всю свою жизнь. Вдумчивый,  серь„зный  художник,
он неуклонно стремился  к  обогащению  своих  знаний,  совершенствованию
акт„рского мастерства. 3. утверждал в нац. иск-ве  реалистич.  принципы,
изучал опыт рус. т-ра. Исполнял гл. обр. комедийные роли,  но  при  этом
придавал комедийным и характерным образам драматич. черты. В  пьесах  М.
Ф. Ахундова 3. играл роли: Гаджи
   Кара  (о.  п.),  Масталишах  ("Мусье  Жордан,   ботаник,   и   дервиш
Масталишах..."), Везир ("Везир ленкоран-ского ханства"),  Молла  Ибрагим
Халил (о. п.). Среди  лучших  ролей:  Гаджа  Самед  ("Несчастный  юноша"
Ахвердова),  Гаджи  Гамбар  ("Из-под  дождя,  да  в  ливень"  Везирова),
Шамданбек (о. п. Нариманова), Городничий; Старик Моор ("Разбойники"). 3.
стремился достигнуть глубокой психологич. правды, иск-во его  отличалось
художеств. простотой и искренностью  в  выражении  человеческих  чувств,
особой   л„гкостью   и   непосредственностью.   Он    обладал    большой
наблюдательностью, умением  видеть  внутреннюю  жизнь  людей.  Раскрывая
идейный мир и создавая выразительный внешний облик своих  героев,  акт„р
прежде всего определял обществ,  положение  этих  персонажей.  Продолжал

Страницы: «« « 902   903   904   905   906   907   908   909   910  911   912   913   914   915   916   917   918   919   920  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия