Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 900   901   902   903   904   905   906   907   908  909   910   911   912   913   914   915   916   917   918  » »»

   После Октябрьской революции в Советском  Союзе  строительство  3.  т.
получило широкое развитие. Ещ„ в проекты 20-х гг.  в  комплексы  Дворцов
культуры включались театр. залы  вместимостью  1-3  тыс.  чел.,  имевшие
большие сцены. Среди осуществл„нных проектов - два ленинградских  дворца
культуры: имени М. Горького с зрительным залом  на  2  200  мест  (1927,
архитекторы А. Гегелло и Д. Кричевский) и Промкооперации с  залом  на  2
100 мест (1935, архитекторы Е. Левинсон и В. Мунц). Строительство 3.  т.
относится к нач. 30-х гг. В этот период  театр.  деятели  и  архитекторы
разрабатывают 3.  т.  нового  типа,  рассчитанное  на  т.  н.  синтетич.
представления, включающие самые различные жанры.  Эти  искания  получили
отражение в многочисл. проектных предложениях,  среди  к-рых  наибольший
интерес представляют конкурсные и заказные  проекты  т-ров  для  Еревана
(1926), Ростова-на-Дону (1930), Харькова  (1931),  Новосибирска  (1931),
Иванова (1931), Свердловска  (1932),  Минска  (1934),  Ашхабада  (1934),
московских театров (им. Вс. Мейерхольда, 1932, МОСПС,  1933),  Таганрога
(1939),  разработанные  выдающимися  советскими  архитекторами   И.   В.
Жолтовским, братьями Весниными,  А.  В.  Щусевым,  В.  А.  Щуко,  И.  А.
Фоминым, А. И. Таманяном, Г. П.  Гольцем,  Г.  В.  Гель-фрейхом,  К.  С.
Алабяном, А. В.  Власовым  и  др.  Для  большинства  проектов  этих  лет
характерны: огромная вместимость зрительного зала, трансформация сцены и
зрительного зала, дающая возможность  переносить  действие  со  сцены  в
зрительный  зал,  чрезмерная  механизация  сцены.  Подлинно  новаторские
замыслы нередко сочетаются в этих проектах с надуманными, граничащими  с
утопией идеями; они не учитывают  действит.  требования  театр.  иск-ва,
реальные возможности  строительной  промышленности  тех  лет,  экономич.
показатели строительства и эксплуатации. Не многие из этих проектов были
осуществлены.  Но  и  в  построенных  т-рах  в  процессе   строительства
вносились  существ,  коррективы,  направленные  на  упрощение  первонач.
замысла  проектировщиков.  Так,  напр.,  в  оперно-балетном   театре   в
Новосибирске (арх. А. 3. Гринберг,  худ.  М.  И.  Курилко),  законченном
строительством лишь в 1945,  не  была  осуществлена  сложнейшая  система
механизации сцены и зала. Большинство 3. т.,  построенных  в  эти  годы,
имеет  много  подсобных  помещений,  большую   сцену   с   карманами   и
арьерсценой. Для них типично расположение мест для  зрителей  в  пологом
амфитеатре, круглая или секторальная в  основе  компактная  форма  зала,
обширные фойе и вестибюли. Таковы оперно-ба-летный т-р в  Минске  (1935,
арх. А. А. Лангбард), т-р  в  Ростове-на-Дону  (1936,  арх.  А.  Щуко  и
Гельфрейх), т-р в Иванове (1940, арх. Власов), Театр оперы и балета  пм.
Спендиарова в Ереване (1939, арх. Таманян). Архитектура сов. 3. т.  30-х
гг. разнообразна. В т-рах, построенных до 1935, заметно сильное  влияние
конструктивизма. Затем архитекторы обратились к  использованию  наследия
классич.  рус.  и  мировой  архитектуры,   широко   применяли   портики,
колоннады, арки   После Отечественной войны был построен ряд новых 3. т. во мн. городах
страны. Для этого нового этапа театр. строительства характерен отказ  от
больших по размерам т-ров, ориентация гл. обр. на недорогие, экономичные
в эксплуатации 3. т. с зрительными залами на 600-1  000  мест.  В  новых
проектах  резко  сокращается  состав  помещений,   предназначенных   для
зрителей,  уменьшаются  размеры  сцены.  Наиболее  значительное   театр.
сооружение послевоенных лет - оперно-балетный театр в  Ташкенте  (1947),
построенный  по  проекту  Щусева.  В  композиции  фасадов  и  интерьеров
архитектор использовал традиции рус. театр.  зодчества  18-19  вв.;  для
украшения зрительного зала, фойе и кулуаров были привлечены узб. мастера
(орнаментальная резьба и др.). В большинстве новых 3. т. зрительные залы
имеют прямоугольную, полукруглую и  реже  круглую  или  овальную  формы.
Зрители располагаются в партере и на двух балконах либо в  амфитеатре  и
на одном балконе. В  этих  т-рах  видимость  значительно  лучше,  чем  в
многоярусных. Но  архитектура  мн.  т-ров  конца  40  -  нач.  50-х  гг.
эклектична. В отделке  фасадов  и  интерьеров  допущены  не  оправданные
художеств. требованиями излишества.
   На основе указаний Коммунистич. партии и Советского  правительства  о
необходимости борьбы с излишествами  и  широкой  индустриализации  всего
процесса возведения зданий  в  практику  проектирования  3.  т.  внесены
коренные изменения. Разрабатываются нормы для т-ров разной  вместимости,
предусматривающие  использование  новейших  строительных  материалов   и
оборудования. Наряду с разработкой  типовых  3.  т.  ведутся  работы  по
созданию экспериментальных т-ров для определ„нных творческих коллективов
(для Т-ра им. Вл. Маяковского в Москве, т-ров Комедии и Юных зрителей  в
Ленинграде, Латв. Художеств.  т-ра  в  Риге,  и  др.).  В  этих  работах
принимали участие ведущие режисс„ры И. П. Охлопков, Н. П. Акимов, А.  А.
Брянцев, Э. Я. Смильгис и др.
   В СССР впервые в мире построен (1962) специальный  т-р  для  детей  -
Ленинградский театр юных зрителей (авторы: арх. А. Н.  Жук,  инженер  И.
Е.Мальцин, режисс„р А. А. Брянцев). Секторальный зал т-ра вмещает 1  000
чел. и представляет  собой  единый  амфитеатр.  Кроме  глубинной  сцены,
устроена  открытая  полукруглая   площадка   типа   античной   орхестры,
вынесенная в зрительный зал.
   В Советском  Союзе  создан  единственный  в  мире  специализированный
проектный институт по проектированию  зданий  т-ров,  дворцов  культуры,
клубов  и  других  зрелищных  сооружений  -  "Гипротеатр".   Наряду   со
строительством  новых  3.  т.  планомерно   осуществляются   работы   по
реконструкции старых т-ров - укрепление фундаментов, замены  обветшавших
конструкций новыми, оснащение сцены совр. техникой. В  зданиях,  имеющих
художеств. ценность, восстанавливаются все элементы интерьеров,  включая
мебель, драпировки и др. предметы убранства. Наиболее значит, по  объ„му
и сложности работы были  проведены  в  зданиях  моек.  т-ров  (Большого,
Малого, имени Евг. Вахтангова, имени К. С. Станиславского и Вл. И,
   Немировича-Данченко)  и  ленингр.  т-ров,  построенных  в  19  в.   В
последние  годы  в  СССР  возник  новый  тип  зрелищного  сооружения   -
универсальное здание, рассчитанное на проведение съездов, конференций  и
др.  собраний.  Сцена  этих  сооружений  рассчитана  на  пост.  оперных,
балетных, драм. спектаклей и концерты с большим количеством  участников.
Передвиж" ные  экраны  позволяют  показывать  фильмы  обычного  формата,
широкоэкранные и широкоформатные. Выдающееся  сооружение  этого  типа  -
Дворец съездов в Моск. Кремле, сооруж„нный к XXII съезду партии  (группа
архитекторов, рук. М. В. Посохин).
   Лит.: Б а р х и н Г. Б., Архитектура театра, М., 1947;
   Быков В. Е., Архитектура открытых театров, М., 1954: его же, Античные
принципы композиции театрального здания, "Вопросы  теории  архитектурной
композиции", 1958, ј4;Витрувий М.П., Десять книг  об  архитектуре,  пер.

Страницы: «« « 900   901   902   903   904   905   906   907   908  909   910   911   912   913   914   915   916   917   918  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия