Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 899   900   901   902   903   904   905   906   907  908   909   910   911   912   913   914   915   916   917  » »»

полукруглый амфитеатр вмещал только 100 зрителей, за просцениумом вместо
традиционной стены раскрывалась глубинная сцена.
   В Москве в 1758 антрепрен„р Д. Локателли построил  на  Красном  пруду
(около теперешней Комсомольской площади) оперный т-р. В 1763 был  заново
отделан старый т-р в Головинском дворце. В 1769 под т-р  переоборудовали
дом Воронцова на Знаменке. Об устройстве этих т-ров достоверных сведений
не сохранилось. В 1780 арх. X.  Розберг  построил  для  антрепрен„ра  М.
Медокса каменный т-р,  названный  по  имени  улицы  Петровки,  на  к-рую
выходил его главный фасад, Петровским. Зрительный зал этого т-ра имел  4
яруса лож, галерею - "ра„к" для простого  зрителя,  партер  и  несколько
рядов кресел перед сценой - "паркет". Т-р вмещал (не считая галереи) 800
чел. Сцена по размерам и оснащению  отвечала  постановочным  требованиям
того времени. Достопримечательностью этого театра стала  пристроенная  в
1787 "ротунда" - круглый в плане маскарадный зал, вмещавший вместе с др.
помещениями т-ра до 4 тыс. участников маскарадов.
   В 1-й пол. 19 в. интенсивно протекает процесс превращения рус. 3.  т.
в  общественное  сооружение,  занимающее  видное   место   в   городской
застройке. Арх. Тома де Томон, реконструируя в 1802-04 Большой  каменный
т-р в Петербурге, особое внимание уделил зрительному залу,  гл.  фойе  и
др. помещениям для зрителя. Следуя принципам франц. театр.  архитектуры,
Томон  прида„т  зрительному  залу  подковообразную   форму,   в   основу
построения к-рой положена правильная окружность, применил большой во всю
высоту ордер  зала.  Пристроенный  Томоном  парадный  входной  портик  в
дальнейшем стал неотъемлемой принадлежностью наиболее значительных 3. т.
России. На основе тех же при„мов композиции, но с ещ„  большим  размахом
создал Томон проект Александрийского театра в Петербурге  (1811).  Столь
же грандиозный по замыслу проект Большого Каменного  т-ра  в  Петербурге
разработал (1811-13) Д. Кваренги. Оба эти проекта,  свидетельствующие  о
высоком уровне и передовых тенденциях рус.  театр.  зодчества,  не  были
осуществлены. В 1805 старый
   Петровский т-р в Москве сгорел. Взамен его в 1808 по проекту К. Росси
был сооруж„н на Арбатской площади большой по  размерам  деревянный  т-р,
уничтоженный пожаром  Москвы  1812  года.  С  1816  началась  разработка
проектов нового Петровского т-ра, в к-рой приняли участие архитекторы О.
Бове, И. Жилярди, Ф.  Ком-порези,  А.  Бакарев  и  др.  Был  принят  (по
конкурсу Петерб. Академии  художеств)  проект  А.  Михайлова,  несколько
измен„нный и доработанный  арх.  О.  Бове,  руководившим  строительством
т-ра. Торжественное  открытие  т-ра  состоялось  в  янв.  1825.  Строгое
монументальное здание Петровского т-ра, с величественным  восьмиколонным
портиком главного фасада, доминировало на специально для него  созданной
Театральной площади. Зрительный зал т-ра имел  партер,  4  яруса  лож  и
галерею "райка", он вмещал до 3 тыс. чел.  Вестибюль,  обширное  фойе  и
кулуары были просторны и со вкусом отделаны. Период блестящего  расцвета
рус. театральной архитектуры завершает Александрийский т-р в  Петербурге
(1832), сооруж„нный по  проекту  К.  Росси.  Отличительной  особенностью
этого здания является его островное расположение на  городской  площади,
образующей вместе с расположенной позади т-ра улицей (ныне  ул.  зодчего
Росси)  один  из  самых  совершенных  архитектурных  ансамблей  мира.  В
Александрийском т-ре гармонично  сочетались  строгая  пропорциональность
всего  сооружения   с   тщательностью   прорисовки   деталей,   парадное
великолепие  архитектуры  рус.  классицизма  с  новаторскими   системами
конструкций.
   В последующие десятилетия рус. театр. архитектура переживает  упадок,
развиваясь в сторону чисто внешнего декоративного обогащения при нек-рых
тех-нологич. улучшениях здания в целом и сцены в особенности.' Сгоревший
в 1853 московский Большой т-р восстановил в 1856  архитектор  А.  Кавос,
много  работавший  в  области  строительства   т-ров.   Сохранив   общую
композицию  здания  Большого  т-ра,  сооруж„нного  по  проектам  Бове  и
Михайлова, Кавос вн„с значительные изменения  в  его  наружный  облик  и
отделку интерьеров. Ему принадлежит также  реконструкция  и  перестройка
нескольких     петерб.     т-ров:      Мари-инского,      Михайловского,
Каменноостровского и др. Реконструируя т-ры, Кавос  добивался  улучшения
акустики, расширял и модернизировал  сцену  и  подсобные  помещения.  Но
мастерство Кавоса было не столь совершенно, как у его  предшественников.
Это сказалось на фасадах и интерьерах  мн.  т-ров,  выполненных  по  его
рисункам и чертежам.
   Наряду с городскими  3.  т.  в  последней  четверти  18  в.  получили
распространение усадебные т-ры, расположенные в  поместьях  рус.  знати.
Наиболее значительные дворцовые театры конца  18  -  нач.  19  вв.  были
построены в подмосковных имениях Шереметева и Юсупова: театры в  Кускове
(не сохранился), Останкине (строители - крепостные зодчие П. Аргунов, А.
Миронов и  Г.  Дикушин,  в  проектировании  принимали  участие  арх.  Ф.
Кампорези, Е. Назаров и
   Д. Кваренги, консультировали строительство В. Баженов  и  К.  Бланк),
Архангельском (в строительстве участвовали арх. О. Бове, крепостной арх.
В. Стри-жаков, С. Мельников, Е. Тюрин и др.). Эти сооружения  по  своему
устройству и оборудованию не уступали лучшим франц.  и  итал.  дворцовым
театрам того  времени.  театр.  зал  в  Останкине  был  одним  из  самых
парадных, богато отделанных  помещений  дворца.  В  его  устройстве  был
использован редкий для того времени  механич.  подъ„м  пола  партера  до
уровня помоста сцены, что позволяло превращать зрительный зал и сцену  в
большой танцевальный зал. Нижнее машинное  отделение  (трюм)  уничтожено
при ремонте дворца  в  60-х  гг.  19  в.  Верхнее  двухэтажное  машинное
отделение, обслуживающее сцену, уцелело. Круглый в плане зрительный  зал
в Останкине  имел  партер  и  галерею.  Зрительный  зал  здания  т-ра  в
Архангельском, овальный  по  форме,  имеющий  амфитеатр  и  двухъярусную
галерею, по периметру расчлен„н  полуколоннами,  поддерживающими  плафон
зала. Расположенные на галерее места для зрителей выступали в зал в виде
балконов с баллюстрадами.
   С сер. 19 - нач. 20 вв. 3. т. были построены в губернских  и  нек-рых
уездных  городах  России:  Рыбинске  (1880),  Тифлисе  (1888),  Иркутске
(1893), Нижнем Новгороде (1896) и др. Обычно это были небольшие  т-ры  с
минимальным количеством подсобных помещений и скромными  по  размерам  и
оснащению сценами. Их архитектура не поднималась  выше  среднего  уровня
гражданского  строительства  тех  лет.  Превосходной  планировкой  всего
комплекса помещений для  зрителей  выделялся  городской  оперный  т-р  в
Одессе (1887), построенный по проекту венских архитекторов Ф. Фельнера и
Г. Гельмера. Однако его архитектура во многом компилирует композиционные
при„мы, использованные в Парижской Большой опере (Огапа-Орега) и  других
театрах Западной Европы.

Страницы: «« « 899   900   901   902   903   904   905   906   907  908   909   910   911   912   913   914   915   916   917  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия