|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 893 894 895 896 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 » »» Иркутский т-р музкомедии), "Славянка" (1947, Ростов-на-Дону, Т-р
музкомедии), "Мария" (1947, Харьковский т-р музкомедии), "Счастливый
соперник" (1951), музыки к спектаклям и др. соч.
ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ Республики-см. Поч„тные звания.
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ - см. Поч„тные звания.
ЗАСТОЛЬНАЯ ПЕСНЯ в о п е р е - см. Бриндизи.
"ЗАТМЕНИЕ СОЛНЦА В ГРУЗИИ"- пьеса 3. Н Антонова.Соч. 1852 (на груз.
яз.). Первая пост. 12 янв. 1853Г?) в Тифлисе. Впоследствии прочно вошла
в репертуар груз. сцены.
Первая пост. "З. с. в Г." на сов. груз. сцене - 2 янв. 1923, Т-р им.
Руставели (реж. Марджанишвили, худ. Сида-мон-Эристави; Минасов -
Абашидзе, Геурк - Н. Гоци-ридзе, Ненэ - Черкезишвили, Рипсимэ -
Джавахишвили, Чишмаков - Васадзе, Иванэ - Зурабишвили, "Русский
чиновник" - А. И. Южин); 1933, Т-р им. Марджанишвили (реж. Антадзе, худ.
Ахвледиани; Ненэ -Черкезишвили, Чишмаков - Годзиашвили, Ивана -
Шавгулидзе, "Русский чиновник" - Гамбашидзе).
Издания: Первая публикация пьесы - 1853, в изд, 1851-54 гг. (на груз.
яз.); послед, изд.: "Сочинения Зураба Антонова", Тифлис, 1876 и Тбилиси,
1955 (на груз. яз.). Лит.: Бухникашвили Г., Театр Георгия Эрис-тави,
Тбилиси, 1948; Февральский А., Театр им. Руставели, М., 1954; "Театр",
М., 1939, ј 11-12. А Шн
ЗАТЫРК‚ВИЧ-КАРПЙНСКАЯ, Анна Петровна [10(22).1.1856, Срибно на
Полтавщине,- 19.IX.1921, Ромны] - украинская актриса. Род. в семье
помещика. В 1882 выступала в любительском кружке в Ромнах, близ усадьбы
е„ мужа, помещика Затыркевича; играла роли Татьяны ("Солдат-чародей"
Котляревского) и Дарьи ("Сватанье на Гон-чаровке" Квитки-Основьянен-ко).
В 1883, расставшись с мужем, поступила в труппу М. Л. Кропивницкого, где
режиссировал М. П. Стариц-кии. После дебюта в роли Секлеты ("Как колбаса
и чарка" Старицкого) З.-К. оста„тся в этой труппе (до 1892), играет роли
комич. старух и вес„лых бойких молодок. Позднее работала в труппе
Н. К. Садовского (1892-97), О. 3. Суслова, Т. П. Ко-лесниченко. З.-К.
принадлежит к славной плеяде таких выдающихся'деятелей укр. т-ра, как
М.Л. Кро-пивницкий, М. К. Заньковецкая, Н. К. Садовский, П. К.
Саксаганский и др., к-рые были е„ партн„рами и единомышленниками в
творчестве. Игра З.-К. отличалась простотой и естественностью. Глубокое
знание жизни народа определило правдивость, яркую характерность
создаваемых актрисой образов, а изучение быта помещиков способствовало
типичности сатирич. характеристик (Аграфена Степановна
-"Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко). Играя нек-рые роли по
нескольку лет, З.-К. каждый раз придавала своим героиням новые,
подсказанные жизнью черты. Сценич. образы З.-К. были отмечены жанровой
определ„нностью, сочностью и обаянием. Лучшие из них: Рындычка, Ф„кла,
Стеха, Гапка, Яцыха ("По ревизии", "Пока солнце взойд„т, роса очи
выест", "Мироед, или паук", "Зайди голова", "Зал„ты соцкого Мусия"
Кропивницкого), Анна ("Бесталанная" Карпенко-Карого), Лимеривна (о. п.
Мирного), Сек-лета ("За двумя зайцами" Старицкого), Стеха ("Назар
Стодоля" Шевченко) и др. В 1919-20 играла в Нар. т-ре в Киеве,
участвовала в спектаклях для частей Красной Армии.
Лит.: Д ? б p о в е и к о М., Г. П. Затиркевич-Карпин-ська, Кив,
1956; Марьяненко И., Прошлое украинского театра. Воспоминания, М., 1954,
с. 102-107 (на укр. яз., Кив, 1953). ff, Д
ЗАУЭР (Sauer), Оскар (5.XII.1856-3.IV.1918) - немецкий акт„р.
Дебютировал в т-ре г. Оснабрюка в 1877, затем играл в т-рах Крефельда,
Лигница, Г„р-лица, Данцига и др. Выступал в трагедиях, играл комедийные
и характерные роли. 3. обладал сильным красивым голосом (исполнял в
оперетте роли любовников-фатов). В 1885 играл в берлинском т-ре
"Шау-шпильхауз". В 1890-96, 1904-13 - акт„р "Лессинг-т-ра", в 1896-1904
- Нем. т-ра. В то время как реа-листич. традиции в нем. сценич. нск-ве
вс„ больше уступали место неоромантич. и символистским исканиям, 3.
стремился остаться на позициях психологич. реализма. Играя в пьесах,
содержащих натуралистич. тенденции, 3. создавал образы, глубоко
раскрывающие чувства героев. Тщательно отделывая детали роли, акт„р в то
же время не останавливался на бытовых мелочах, стремился создавать
обобщ„нные ти-пич. образы. Иронией, острой сатиричностью было проникнуто
исполнение им ролей советника фон Келлера ("Родина" Зудермана) и
чиновника Верхана ("Бобровая шуба" Гауптмана). С тонким комизмом играл
3. роль св. Антония ("Чудо св. Антония" Метерлин-ка). Большим успехом
пользовался в пьесах Гауптмана - Иоганн ("Одинокие"), Михаэль Крамер (о.
п.), Зибенхаар ("Воз-чик Геншель"), старик Бернд ("Роза Бернд"), и
Ибсена - Верле ("Дикая утка"), Петер Штокман ("Враг народа"), Пастор
Мандерс ("Привидения"); Ульрих Брендель ("Росмер-схольм"), Бракк ("Гедда
Габлер") и др.
Лит.: J а с о b s о h n S. О., Sauer, В., 1926; B a b I., H a n d l
W., Deutsche Schauspieler, [B.J, 1908. ff. ff.
ЗАФАРЙ, Гулям (1889-1944) - узбекский драматург. Один из
основоположников жанра нац. муз. драмы. Первые пьесы ("Фиалка" и др.) 3.
написал в 1915-16 и подобрал к ним нар. музыку. В первые годы Сов.
власти 3. написал ряд небольших муз. пьес, к-рые называл "маленькими
операми" ("Дети свободы", "Весна", "Туйгун-ой", "Плохой товарищ" и др.).
Пьесы носят нравоучительный характер, показывают преимущества
просвещения и т. п. Лучшие "малень-кие оперы" - "Дети свободы", "Весна"
-отличаются светлым колоритом, прославляют весеннее цветение природы,
любовь, воспроизводят нар. обряды. В этих операх 3. использовал
популярные нар. мелодии. Мировоззрение 3. было ограничено
просветительством. Это сказалось и в лучшем произведении 3.- муз. драме
"Халима" (1-й вариант написан в 1919), в к-рой писатель осуждает законы
шариата, но его положит. герои не способны на активный протест и
становятся жертвами обстоятельств. "Халима" пост. труппой им. К. Маркса
(1920) и др. коллективами республики. Т. Т.
3AXABA, Борис Евгеньевич [p.l2(24).V.1896J- русский советский
режисс„р, акт„р, педагог. Нар. арт. РСФСР (1946). Профессор (1939). Чл.
Комму-нистич. партии с 1943. В 1913, будучи студентом Моск. коммерч.
ин-та, вступил в студенческий драм. кружок, руководимый Е. Б.
Вахтанговым; первая роль - студент Евгений ("Усадьба Паниных" Зайцева,
1914). Кружок, преобразованный в студию, положил начало будущему Т-ру
им. Евг. Вахтангова (см. Вахтангова имени театр), с к-рым неразрывно
связана творч. деятельность 3. Под непосредств. руководством Вахтангова
3. начал свою акт„рскую, режисс„рскую и педагогич. работу. Первые роли
были им сыграны в пост. Вахтангова: Доктор ("Чудо святого Антония"
Метерлинка, 1918), хан Тимур ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922).
Страницы: «« « 893 894 895 896 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |