Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 893 894 895 896 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 » »» Иркутский т-р музкомедии), "Славянка" (1947, Ростов-на-Дону, Т-р музкомедии), "Мария" (1947, Харьковский т-р музкомедии), "Счастливый соперник" (1951), музыки к спектаклям и др. соч. ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ Республики-см. Поч„тные звания. ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ - см. Поч„тные звания. ЗАСТОЛЬНАЯ ПЕСНЯ в о п е р е - см. Бриндизи. "ЗАТМЕНИЕ СОЛНЦА В ГРУЗИИ"- пьеса 3. Н Антонова.Соч. 1852 (на груз. яз.). Первая пост. 12 янв. 1853Г?) в Тифлисе. Впоследствии прочно вошла в репертуар груз. сцены. Первая пост. "З. с. в Г." на сов. груз. сцене - 2 янв. 1923, Т-р им. Руставели (реж. Марджанишвили, худ. Сида-мон-Эристави; Минасов - Абашидзе, Геурк - Н. Гоци-ридзе, Ненэ - Черкезишвили, Рипсимэ - Джавахишвили, Чишмаков - Васадзе, Иванэ - Зурабишвили, "Русский чиновник" - А. И. Южин); 1933, Т-р им. Марджанишвили (реж. Антадзе, худ. Ахвледиани; Ненэ -Черкезишвили, Чишмаков - Годзиашвили, Ивана - Шавгулидзе, "Русский чиновник" - Гамбашидзе). Издания: Первая публикация пьесы - 1853, в изд, 1851-54 гг. (на груз. яз.); послед, изд.: "Сочинения Зураба Антонова", Тифлис, 1876 и Тбилиси, 1955 (на груз. яз.). Лит.: Бухникашвили Г., Театр Георгия Эрис-тави, Тбилиси, 1948; Февральский А., Театр им. Руставели, М., 1954; "Театр", М., 1939, ј 11-12. А Шн ЗАТЫРК‚ВИЧ-КАРПЙНСКАЯ, Анна Петровна [10(22).1.1856, Срибно на Полтавщине,- 19.IX.1921, Ромны] - украинская актриса. Род. в семье помещика. В 1882 выступала в любительском кружке в Ромнах, близ усадьбы е„ мужа, помещика Затыркевича; играла роли Татьяны ("Солдат-чародей" Котляревского) и Дарьи ("Сватанье на Гон-чаровке" Квитки-Основьянен-ко). В 1883, расставшись с мужем, поступила в труппу М. Л. Кропивницкого, где режиссировал М. П. Стариц-кии. После дебюта в роли Секлеты ("Как колбаса и чарка" Старицкого) З.-К. оста„тся в этой труппе (до 1892), играет роли комич. старух и вес„лых бойких молодок. Позднее работала в труппе Н. К. Садовского (1892-97), О. 3. Суслова, Т. П. Ко-лесниченко. З.-К. принадлежит к славной плеяде таких выдающихся'деятелей укр. т-ра, как М.Л. Кро-пивницкий, М. К. Заньковецкая, Н. К. Садовский, П. К. Саксаганский и др., к-рые были е„ партн„рами и единомышленниками в творчестве. Игра З.-К. отличалась простотой и естественностью. Глубокое знание жизни народа определило правдивость, яркую характерность создаваемых актрисой образов, а изучение быта помещиков способствовало типичности сатирич. характеристик (Аграфена Степановна -"Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко). Играя нек-рые роли по нескольку лет, З.-К. каждый раз придавала своим героиням новые, подсказанные жизнью черты. Сценич. образы З.-К. были отмечены жанровой определ„нностью, сочностью и обаянием. Лучшие из них: Рындычка, Ф„кла, Стеха, Гапка, Яцыха ("По ревизии", "Пока солнце взойд„т, роса очи выест", "Мироед, или паук", "Зайди голова", "Зал„ты соцкого Мусия" Кропивницкого), Анна ("Бесталанная" Карпенко-Карого), Лимеривна (о. п. Мирного), Сек-лета ("За двумя зайцами" Старицкого), Стеха ("Назар Стодоля" Шевченко) и др. В 1919-20 играла в Нар. т-ре в Киеве, участвовала в спектаклях для частей Красной Армии. Лит.: Д ? б p о в е и к о М., Г. П. Затиркевич-Карпин-ська, Кив, 1956; Марьяненко И., Прошлое украинского театра. Воспоминания, М., 1954, с. 102-107 (на укр. яз., Кив, 1953). ff, Д ЗАУЭР (Sauer), Оскар (5.XII.1856-3.IV.1918) - немецкий акт„р. Дебютировал в т-ре г. Оснабрюка в 1877, затем играл в т-рах Крефельда, Лигница, Г„р-лица, Данцига и др. Выступал в трагедиях, играл комедийные и характерные роли. 3. обладал сильным красивым голосом (исполнял в оперетте роли любовников-фатов). В 1885 играл в берлинском т-ре "Шау-шпильхауз". В 1890-96, 1904-13 - акт„р "Лессинг-т-ра", в 1896-1904 - Нем. т-ра. В то время как реа-листич. традиции в нем. сценич. нск-ве вс„ больше уступали место неоромантич. и символистским исканиям, 3. стремился остаться на позициях психологич. реализма. Играя в пьесах, содержащих натуралистич. тенденции, 3. создавал образы, глубоко раскрывающие чувства героев. Тщательно отделывая детали роли, акт„р в то же время не останавливался на бытовых мелочах, стремился создавать обобщ„нные ти-пич. образы. Иронией, острой сатиричностью было проникнуто исполнение им ролей советника фон Келлера ("Родина" Зудермана) и чиновника Верхана ("Бобровая шуба" Гауптмана). С тонким комизмом играл 3. роль св. Антония ("Чудо св. Антония" Метерлин-ка). Большим успехом пользовался в пьесах Гауптмана - Иоганн ("Одинокие"), Михаэль Крамер (о. п.), Зибенхаар ("Воз-чик Геншель"), старик Бернд ("Роза Бернд"), и Ибсена - Верле ("Дикая утка"), Петер Штокман ("Враг народа"), Пастор Мандерс ("Привидения"); Ульрих Брендель ("Росмер-схольм"), Бракк ("Гедда Габлер") и др. Лит.: J а с о b s о h n S. О., Sauer, В., 1926; B a b I., H a n d l W., Deutsche Schauspieler, [B.J, 1908. ff. ff. ЗАФАРЙ, Гулям (1889-1944) - узбекский драматург. Один из основоположников жанра нац. муз. драмы. Первые пьесы ("Фиалка" и др.) 3. написал в 1915-16 и подобрал к ним нар. музыку. В первые годы Сов. власти 3. написал ряд небольших муз. пьес, к-рые называл "маленькими операми" ("Дети свободы", "Весна", "Туйгун-ой", "Плохой товарищ" и др.). Пьесы носят нравоучительный характер, показывают преимущества просвещения и т. п. Лучшие "малень-кие оперы" - "Дети свободы", "Весна" -отличаются светлым колоритом, прославляют весеннее цветение природы, любовь, воспроизводят нар. обряды. В этих операх 3. использовал популярные нар. мелодии. Мировоззрение 3. было ограничено просветительством. Это сказалось и в лучшем произведении 3.- муз. драме "Халима" (1-й вариант написан в 1919), в к-рой писатель осуждает законы шариата, но его положит. герои не способны на активный протест и становятся жертвами обстоятельств. "Халима" пост. труппой им. К. Маркса (1920) и др. коллективами республики. Т. Т. 3AXABA, Борис Евгеньевич [p.l2(24).V.1896J- русский советский режисс„р, акт„р, педагог. Нар. арт. РСФСР (1946). Профессор (1939). Чл. Комму-нистич. партии с 1943. В 1913, будучи студентом Моск. коммерч. ин-та, вступил в студенческий драм. кружок, руководимый Е. Б. Вахтанговым; первая роль - студент Евгений ("Усадьба Паниных" Зайцева, 1914). Кружок, преобразованный в студию, положил начало будущему Т-ру им. Евг. Вахтангова (см. Вахтангова имени театр), с к-рым неразрывно связана творч. деятельность 3. Под непосредств. руководством Вахтангова 3. начал свою акт„рскую, режисс„рскую и педагогич. работу. Первые роли были им сыграны в пост. Вахтангова: Доктор ("Чудо святого Антония" Метерлинка, 1918), хан Тимур ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922). Страницы: «« « 893 894 895 896 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |