|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 894 895 896 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 » »» Принимал участие в пост. спектакля "Принцесса Турандот". Среди ролей
3.: Грознов ("Правда-хорошо, а счастье лучше" Островского, 1923), земец
Ще-котов ("На крови" Мстиславского, 1928), Василий Достигаев ("Егор
Булычев и другие" Горького, 1932), Дудукин ("Без вины виноватые"
Островского, 1937), Василий Шуйский ("Великий государь" Соловь„ва, 1945)
и др. Ч„тко определяя характерные черты сценич. героя, его социальную
природу, 3. находил индивидуальные краски, меткие сценич.
характеристики. В 1923-25, одновременно с работой в Т-ре им. Вахтангова,
был акт„ром Т-ра им. Мейерхольда; сыграл здесь роли Восмибратова ("Лес",
1924), Председателя палаты депутатов ("Д. Е." по Эренбургу и Келлерману,
1925), Ван-Кампердафа ("Учитель Бубус" Файко, 1925).
Первая самостоят, режисс„рская работа 3.- "Прав-да - хорошо, а
счастье лучше" Островского (1923, Т-р им. Вахтангова). На сцене Т-ра им.
Вахтангова 3. пост. ряд спектаклей, занявших значит, место в истории
этого театра: "Барсуки" Леонова (1927), "Аристократы" (1935), "Ревизор"
(1939); "Великий государь" Соловь„ва (1945), "Молодая гвардия" (1947);
"Первые радости" Федина (1950), "Гамлет" (1958, совм. с Астанговым) и
др. Особое значение для режисс„рского творчества 3. имела его работа над
пьесами Горького - "Егор Булычев и другие" (1932) и "Достигаев и другие"
(1933). Спектакль "Егор Булычев и другие", впервые пост. 3. с Щукиным в
заглавной роли, явился выдающимся театр. событием (возобн. в 1951, Гос.
пр. СССР, 1952). Последователь творч. метода Вахтангова, знаток системы
Станиславского 3. в работе с акт„рами стремится к глубокому раскрытию
человеческих характеров, их взаимоотношений.
3. пост. также спектакли: "Егор Булычев и дру-гие"вТ-реим. Сундукянав
Ереване (1933 и 1952), "Достигаев и другие" в Свердловском т-ре (1934),
"Нашествие" в Омском т-ре (1942), "Чайка" в Куйбышевском т-ре (1960).
Педагогич. деятельность 3. начал в 1917 как преподаватель в
Школе-студии Вахтангова. С 1925 - руководит школой Т-ра им. Вахтангова
(ныне театр. уч-ще им. Щукина; 3. является его ректором). Преподавал
акт„рское и режисс„рское мастерство и в др. учебных заведениях: в Узб.
студии в Москве (1927-30), в ЦЕТЕТИС (1932-34), в Гос. ин-те
кинематографии (1937-40), в ГИТИСе (1944-49), где руководил кафедрой
режиссуры. Автор статей по теории акт„рского и режисс„рского иск-ва,
театр. педагогике.
Соч.: Вахтангов и его студия, 2 изд.. Л., 1927; Творческий путь
Вахтангова, в кн.: Вахтангов, Записки. Письма. Статьи, М.-Л., 1939;
Выводы из опыта, в сб.: Работа режисс„ра над советской пьесой, М-Л"
1950; О природе акт„рского искусства, "Театр", 1950, ј 12; О сценическом
действии, там же, 1951, .ј 3; Об основах воспитания акт„ра, там же,
1953, ј 2; О специфике театрального искусства, там же, 1953, ј 5; Акт„р
готовится к репетиции, там же, 1958, ј 7; Три проблемы, в сб.: Наследие
Станиславского и практика советского театра, М., 1953; Режисс„рский
комментарий к пьесе Горького "Егор Булычев и другие", в сб.: Работа
режисс„ра над советской пьесой, М., 1952;
Москва - Авиньон, "Знамя", 1958, ј 2; Сила и слабость театра Брехта,
"Знамя", 1957, ј 8.
Лит.: Театр им. Евг. Вахтангова. 20 лет, М., 1946; "Театр", 1957, ј
4, с. 160. Л. В.
ЗАХАРОВ, Ростислав Владимирович [р. 25.VIII (7. IX). 1907] - русский
советский балетмейстер и режисс„р. Нар. арт. РСФСР (1951) и Казах. ССР
(1958). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Окончил Ленингр. хо-реографич.
уч-ще (1926) и режисс„рское отделение Ленингр. театр. техникума (1932).
В 1934-35 - балетмейстер Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. В
1936-39 - руководитель балетной труппы Большого т-ра, в 1936-56 -
балетмейстер и оперный режисс„р Большого т-ра. 3. пост. балеты:
"Бахчисарайский фонтан" (1934, Т-р оперы и балета им. Кирова; 1936,
Большой т-р; 1952, Будапешт; 1955, Прага; 1958, Хельсинки; 1958,
Алма-Ата; 1961, Белград), "Кавказский пленник" и "Барышня-крестьянка"
Асафьева (1938, 1946, Большой т-р), "Медный всадник" (1949, Большой т-р
и в Ленинграде), "Дон Кихот" (нов. ред. на основе пост. Горского -1940,
Большой т-р), "Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого (1941, Большой т-р),
"Золушка" (1945, Большой т-р, Гос. пр. СССР, 1946; 1957, Хельсинки),
"Красный мак" ("Красный цветок") (нов. ред.-1949, Т-р оперы и балета им.
Кирова), "Дорогой дружбы" Тлен-диева (совм. с Абировым, 1958, Алма-Ата),
"Лебединое озеро" (нов. ред.-1962, Загреб) и др. В своей первой пост.
балета "Бахчисарайский фонтан" 3. положил начало сов. хореографич.
"пушкиниане". Творчество 3. способствовало утверждению реалистич.
направленности сов. балетного иск-ва (обращение к идейно-значительным
сюжетам, углубление режисс„рского и акт„рского мастерства, усиление роли
драматургии, средств реалистич. характеристики балетных образов).
3. выступал также как оперный режисс„р, пост. оперы: "Руслан и
Людмила" (1937, Большой т-р; 1956, Прага), "Кармен" (1943, Большой т-р;
возобн. 1953, там же), "Вильгельм Телль" Россини (1942, Большой т-р;
Гос. пр. СССР, 1941). Ставил танцы в операх: "Руслан и Людмила",
"Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Фауст", "Аида" и др. 3.
был художеств. руководителем и консультантом декад нац. иск-ва и лит-ры
(Туркм. ССР, Тат. АССР, Казах. ССР, Тадж. ССР, Укр.
' ССР и Карельской АССР). В 1942-45 руководил Эксперимент, театр.
студией (с драм., вок. и хорео-графич. отделениями). С 1927 вед„т
педагогия, работу; в 1945-47 - директор и художеств. руководитель Моск.
хореографич. уч-ща, с 1946 возглавляет кафедру хореографии в ГИТИСе (с
1951- профессор). Среди учеников 3.-деятели сов. и зарубежного балетного
т-ра: И. Смирнов, Г. Валамат-Заде, Е. Чан1а, В. Пяри, В. Гривицкас; АН
Сон Хи (Корея), Н. Кираджиева (Болгария), И. Блажек (Чехословакия) и др.
3. автор книг "Искусство балетмейстера" (1954) и "Советский балет" (изд.
в ГДР, Норвегии и др.). Ел. Б.
ЗАХЙДОВА, Лютфи (р. 6. XI. 1925) - таджикская советская артистка
балета. Нар. арт. СССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1957. Деп.
Верх. Совета Тадж. ССР 4-5-го созывов. В 1938 участвовала во Всесоюзной
олимпиаде в Москве и была зачислена в Ансамбль песни и танца при ВЦСПС.
Педагогами 3. были А. И. Радунский, Н. М. Подко, Л. А. Поспехин, В. И.
Вайно-нен, впоследствии В. И. Про-ценко. В 1941 вернулась в Душанбе и
была принята в т-р оперы и балета. Выступала в концертах с нар. танцами.
В 1943 впервые выступила в балете "Тщетная предосторожность" в партии
Лизы. 3.- первая балерина-таджичка, овладевшая техникой классич. балета.
Исполнение е„ отличается лиричностью, мягкостью, драматизмом.
Партии: Мария ("Бахчисарайский фонтан", 1946,1954), Одетта (1946);
Лейли ("Лейли и Меджнун" Баласаняна, 1947), Золушка (1949); Возлюбленная
("Штраусиана", 1950), Эсмеральда (о. п. Пуни, 1953), Дильбар (о. п.
Страницы: «« « 894 895 896 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |