Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 868   869   870   871   872   873   874   875   876  877   878   879   880   881   882   883   884   885   886  » »»

Доницетти (1936), "Сем„н Котко" Прокофьева (1940)  и  др.  В  1933-34  -
дириж„р Т-ра оперы и балета им. Кирова, в 1944-46 - Моск. -ра  оперетты.
С 1946 - дириж„р, с 1949 - гл. дириж„р Т-ра оперы  и  балета  Латв.  ССР
(Рига). Спектакли: "Борис Годунов" (1949, Гос. пр.  1950);  "Сказание  о
невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова (1949) и др. С 1951 Ж.дириж„р
Большого т-ра.' Дирижировал операми:
   "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1952),-"Вертер" (1957)  и  др.  Ж.
написаны  оперы  "Триумф"  (1924),  "Овод"   (1928),   "Гроза"   (1941).
Ж.-воспитанник и ученик К. С. Станиславского - являлся,  по  определению
своего учителя, образцом "музыкального режисс„ра", умеющего расшифровать
"жизнь человеческого духа", скрытую в партитуре, и разъяснить е„ акт„ру.
   Лит.: Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952, с.
137; Станиславский К. С." Материалы. Письма,  Исследования,  М.,театр. наследие, т. 1), с. 322, 678. А. 1в.
   ЖУКОВСКАЯ, Глафира Вячеславовна [р. 26. IV (8. V).  1898]  -  русская
советская артистка оперы
   (лирико-колоратурное сопрано). Засл. арт. РСФСР (1937). Занималась  с
проф. Е. Я. Константиновым, В  1921  поступила  в  Оперу  Д.  X.  Южина,
работавшую в Самаре. В 1923-25 пела в Оперном т-ре Зимина  в  Москве.  В
1925-48  -  солистка  Большого  т-ра.   Исполняла   лирико-драматич.   и
лирико-колоратур-ные  партии:  Татьяна;  Иоланта  (о.  п.  Чайковского),
Антонида ("Иван Сусанин"), Людмила, Снегурочка,  Марфа;  Царевна-Лебедь,
Ольга  ("Сказка  о  царе  Салтане",  "Псковитянка"  Римского-Корсакова),
рио-летта, Микаэла, Мими; Аврора ("Сын солнцам Василенко) и  др.  Иск-во
Ж. отличается взволнованностью, искренностью чувств, высокой  простотой,
В рус. оперной классике Ж. создала галерею лирически светлых,  поэтичных
женских образов.
   Лит.: Шавердян А., Большой театр Союза ССР, М., 1952, с.  122-23.  А.
Ив.
   ЖУКОВСКИЙ, Борис Елисеевич [р. 1 (14). V. 1900] -  русский  советский
акт„р и  театральные  педагог.  Нар.  арт.  РСФСР  (1955).  С  1917  был
статистом петрогр. т-ра Муз. драмы, т-ра Незлобина
   Большого драм. т-ра. В 1923 окончил Школу рус. драмы. В том  же  году
вступил в труппу Академич. т-ра драмы (ныне Ленингр. академич.  т-р  им.
Пушкина). Акт„р перевоплощения, броских  красок,  яркого,  темперамента,
острой  сценич.  формы,  Ж.  создал  разнохарактерную  галерею   образов
современников -  Пеклеванов  ("Бронепоезд  14-69"),  Чеснок  ("В  степях
Украины" Корнейчука), Глоба ("Русские, люди"), Харитонов ("За тех, кто в
море"), генерал Кривенкц ("Победители" Чирскова, Гос. пр. 1947), Рыбаков
("Кремл„вские куранты"). Исполнил роль адмирала  Макарова  ("Порт-Артур"
Степанова и Попова). Страстностью сов.  художника  отмечены  и  обличит,
образы  Ж.-Михаил  Скроботов  ("Враги"),  Расстегин  ("На  берегу  Невы"
Трен„ва), генерал Горлов ("Фронт"). Выступает как режисс„р.  С  1922  Ж.
вед„т  педгогич.  работу   (с   1924-в   Ленингр.   театр.   ин-те).   С
1944-профессора Снимается в кино (с 1920). Гос. пр. СССР (1951).
   Лит.: Дрейден С., Творческая  зрелость,  газ.  "Вечерний  Ленинграда,
1949, 23. I. ј  19,  с.  3;  Альт  ш  у-л  е  р  А.,  Акт„ррепертуара, "Театральный Ленины град", 1957, 4-10 сент., .ј 29. С. Др.
   ЖУКОВСКИЙ, Василий  Андреевич  [29.1  (9.  II).  1783,  с.  Мишенское
Тульской губ.,-12(24). IV. 1852, Баден-Баден (Германия)] - русский поэт.
Образование  получил  в  благородном  пансионе  при  Моск.  ун-те.  Лит.
деятельность начал в 1801, Творчество Ж. явилось новым этапом в развитии
рус. художеств. культуры, связанным с кризисом классицизма  и  рождением
романтич. иск-ва. В 1808-1Q
   Ж. поместил в журн. "Вестник Европы"  (редактором  к-рого  он  был  в
1808-09, в 1810 совм. с проф. М. Т. Каченов-ским) ряд прогрессивных  для
своего времени статей - эстетических и  театр.-критических,  выдвигая  в
них  роман-тич.  требование  свободы  творчества,  подч„ркивая  значение
вдохновения  и  чувства  в  творческом  процессе,  требуя  от  художника
создания целостного характера. В статьях, содержащих разбор игры  франц.
актрисы
   Жорж ("Вестник Европы", 1809, ј 22 и 23), Ж. критикует гастрол„ршу за
приверженность к клас-сицистич. школе,  лишающую  е„  исполнение  внутр.
теплоты и правды, осуждает Жорж за холодность, скованность, склонность к
внешним эффектам. Ж. хочет видеть  на  сцене  живого  человека  во  вс„м
богатстве его внутр. мира. Он считает, что акт„р не  может  быть  связан
никакими "правилами" и  должен  исходить  лишь  из  собственных  чувств,
знания человеческой души. Ж. требует от акт„ра  слияния  с  изображаемым
лицом,  способности  правдиво  вести  себя  в   обстоятельствах   пьесы.
Утверждая самостоят. значение акт„рского творчества, Ж. созда„т рецензию
нового типа, в к-рой оценивает не мастерство и не отдельные  достоинства
акт„ра, а рассматривает образ в целом (впоследствии Белинский в  статьях
о Мочалове развил этот тип рецензии до совершенных форм). Сюжеты  баллад
Ж. использовались для создания романтич.  спектаклей  в  т-ре  20-х  гг.
("Светлана, или Сто лет в один день", 1822, Петерб. т-р; "Сон Светланы",
1825, там же) и  романтич.  опер  ("Вадим,  или  Пробуждение  двенадцати
спящих дев", 1832, композитор А. Н. Верстовский). Ж. принадлежит  комич.
опера "Богатырь Ал„ша Попович, или  Страшные  развалины",  написанная  в
традициях  рус.  сказочной  оперы  18  в.  С  чтением  стихотворений  Ж.
выступала Е. С. Сем„нова. В 1823 Ж. перев„л для актрисы Колосовой  пьесу
Скриба "Валерия, или Слепая" пост. в том же году). В 1821 им осуществл„н
замечательный по своим поэтич.  достоинствам  перевод  трагедии  Шиллера
"Орлеанская дева"; запрещ„нная цензурой, эта трагедия  попала  на  сцену
лишь в 1884 благодаря настойчивости Ермоловой,  создавшей  в  ней  образ
Иоанны д'Арк.
   Соч.: Полное собр. соч., т. 1-3, П., 1948; Очерки по истории  русской
журналистики и критики, т. 1,Л., 1950. Т. Р.
   ЖУКОВСКИЙ, Герман Леонтьевич [р.31.Х (13.  XI).  1913]  -  украинский
советский композитор. Засл. деят. иск-в УССР  (1958).  Окончил  Киевскую
консерваторию по классу фп. проф. К. Н. Михайлова  (1937)  и  по  классу
композиции проф. Л. Н. Ревуцкого  (1941).  Написал  оперы:  "Марина"  по
повести Шевченко (1939, Оперная студия Киевской консерватории),  "Честь"
об укр. партизанах (1947, Т-р оперы и балета им.  Шевченко),  "От  всего
сердца" по о. п. Мальцева (1951, Большой  т-р,  Гос.  пр.  СССР,  1951),
"Первая весна" об участии  укр.  молод„жи  в  освоении  целинных  земель
(1960, Т-р оперы и балета им. Шевченко), балеты: "Ростислава" по мотивам
древнерус. легенд (1955, там же), "Лесная песня" (1961, Большой  т-р)  и
др. Ж. принадлежит музыка к фильмам и ряд соч. в др. жанрах.  Музыка  Ж.
отличается широкой напевностью, связана с рус. и укр.  муз.  фольклором.
Мелодика его произв. близка к интонациям совр. нар. и массовой песни.

Страницы: «« « 868   869   870   871   872   873   874   875   876  877   878   879   880   881   882   883   884   885   886  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия