|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 882 883 » »» балаганах. С сер. 19 в. становится одним из цирковых жанров. В
дореволюц. рус. цирке особенного успеха достигли Э. Растелли, жонгл„р на
лошади Н. А. Никитин, К. и М. Пащенко, жонглировавшие самоваром,
лампами, различными чашками и т. д. С конца 19 в. в разных странах мира
в Ж. широко вводятся элементы театрализации: труппа Перцова разыгрывала
сцену в ресторане, жонглируя тарелками, шляпами, бутылками и даже
стульями. Солерно и Карро изображали джентльменов, жонглировали
предметами ресторанного обихода. "Мексиканка" Лизет и "индеец" Жанто
перебрасывались ножами, тамогавками, балансировали луками и стрелами.
Появляются комич. жонгл„ры Карл Репп, Марк Турк и др.
С 30-х гг. 20 в. увеличивается количество предметов, к-рыми
жонглирует артист, убыстряется темп исполнения, большего разнообразия
достигают жонгл„рские комбинации: в номера Ж. вводятся эквилибристика,
балансирование, акробатика, усиливается театрализация, иногда вводится
текст (напр., в номере Р. Морея Ж. сопровождалось монологом артиста).
В сов. цирках и на эстраде Ж. получило большое распространение и
развитие. Среди лучших исполнителей этого жанра: А. и В. Кисе, И.
Коваленко, К. Никольский, М. Мещеряков, Ф. Савченко и др. Сов. артисты
жонглируют большим количеством предметов при одновременном
балансировании. Сложные трюки демонстрируют групповые жонгл„ры Ширман,
Кожуховы, Аберт. Созданы номера, в к-рых используются элементы нац.
иск-ва народов СССР: Т. Брок, Филиппенко, Н. Ширай. Больших успехов
достигли жонгл„ры на лошади: Н. Ольховиков, Ф. Фабри, В. Викторов и др.
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю. А., Русский цирк,
М., 1953. JO. Д.
ЖОНСЬЕР (Joncieres), Викторен (наст. имя и фам.- Феликс Людже
Россиньоль; Rossignol) (12. IV.1839-26.X.1903) - французский композитор.
Учился в Парижской консерватории. Как театр. композитор дебютировал
музыкой к "Гамлету" (концертное исполнение 1863, пост. 1867, Нант) и
оперой "Сарданапал" (1867, "Т-р лирик", Париж). Лучшие произв. Ж.
отличаются разработанностью оркестровых и вок. партий, яркой
сценичностью. Автор опер "Последний день Помпеи" (1869, "Т-р лирик",
Париж), "Дмитрий" (1876, там же), "Королева Берта" (1878, "Гранд-Опера",
Париж), "Ланселот" (1900, там же) и др. С 1871 работал муз. и театр.
критиком газ. "Либерте".
Лит.: Jullien A., Musiciens d'aujourd'hui, v. l-2, P., 1892-94.
ЖбРА (Jora), Михай [р. 14. VIII. 1891]-румынский композитор. Один из
основоположников совр. рум. музыки. Засл. деят. иск-в РНР. Окончил
юридич. ф-т ун-та и консерваторию в Яссах; совершенствовался в Лейпциге
(по композиции - у М. Регера). Творч. деятельность начал в 1914. Написал
балеты "На рынке" (1928), "Мадемуазель Ма-риуца" (1940), "Старый двор"
(1948), "Когда зреет виноград" (1953), "Возвращение из глубин" (1958),
симф., камерно-инстру-мент., вок. и др. соч. Дей-ствит. член АН РНР.
Проф. (с 1929) Бухарестской консерватории. Премия Энеску (1915).
Лит.: Dumi trescu М., С г i s t i a n V., M. Jo-ra. L'homme et son
oeuvre, Bue., 1957. Д. Перс.
ЖОРЖ (George; наст. фам.-Веймер; Weimer),
Маргерит Жозефин (23. II. 1787, Бай„,- 11. I. 1867, Пасси) -
французская актриса. Дочь музыканта и актрисы. С 5 лет начала высту- '
пать на сцене т-ра в Амьене в детских ролях. В 1801 училась сценич.
иск-ву у актрисы P оку р. В 1802 дебютировала в т-ре "Комеди Франсез"
(роль Клитемнестры - "Ифи-гения в Авлиде" Раси-на). Обладая строгой
"античной" красотой, величественной внешностью, низким голосом металлич.
тембра и огромным по диапазону, Ж. исполняла "сильные" роли в трагедиях
(в противовес "нежным", лирич. ролям, к-рые играла е„ соперница-К.
Дюшенуа). Среди лучших ролей Ж.: Гермиона, Роксана ("Андромаха",
"Баязет" Раси-на), Корнелия, Арсиноя ("Смерть Помпея", "Нико-мед"
Корнеля), Идаме ("Китайский сирота" Вольтера). С самого начала сценич.
деятельности Ж. выступала также в ролях "трагических матерей": Агриппина
("Британник" Расина), Клеопатра, Медея ("Ро-догюна", "Медея" Корнеля),
Меропа, Семирамида (о. п. Вольтера) и др. Ж. была яркой
представительницей позднего классицизма, с характерной для него
торжественной приподнятостью, декоративностью. От Рокур она унаследовала
традиционную напевную декламацию, от своего постоянного партн„ра, акт„ра
Ф. Ж. Тальма, восприняла повышенную экспрессию, резкую контрастность
эмоц. переходов. В 1808-12 гастролировала в России (в Петербурге и
Москве; роли - Федра в о. п. Расина; Клитемнестра, Семирамида, Меропа;
Аменаида - "Танкред" Вольтера). Вначале внешне эффектная "завывающая"
декламация Ж. произвела сильное впечатление на рус. акт„ров и светскую
публику. Однако соревнование Ж. с выдающейся рус. актрисой Е. С.
Сем„новой (обе актрисы выступили, исполняя одни и те же роли, в Новом
императорском, или т. н. Арбатском, т-ре в Москве) завершилось победой
Сем„новой. В своих "Замечаниях о русском театре" Пушкин противопоставлял
"бездушной" Ж. живое и верное чувство Сем„новой. Пребывание в России
способствовало изменению ортодоксально-классицистских позиций Ж.
Возвратившись в 1813 в "Комеди Франсез", Ж. вскоре после падения
Наполеона (1818) оставила этот т-р; выступала в провинции,
гастролировала за границей (Англия, Бельгия). Нек-рые из современников
Ж. (А. Дюма-отец и др.) считали, что причиной е„ ухода явились
бонапартистские настроения актрисы, неугодные Бурбонам. В 1822 вступила
в труппу т-ра "Одеон" (Париж). В 30-е гг. 19 в. Ж. играла одновременно
на сцене парижских т-ров "Одеон" и "Порт-Сен-Мартен", антрепрен„ром
к-рых был е„ муж Ш. Ж. Арель. В эти годы Ж. стала одной из осн.
исполнительниц ролей в произв. романтич. драматургии: заглавная роль в
пьесе "Жена маршала д'Анкр" А. де Виньи, Маргарита Бургундская, королева
Христина ("Нельская башня", "Христина" Дюма-отца), Лукреция Борджиа,
Мария Тюдор (о. п. Гюго) и др. В этих пьесах, написанных прозой, Ж.
отказалась от напевной декламации; освободившись от скованности
традиционной классицистской формы, актриса раскрыла всю силу своего
трагедийного темперамента. Однако Ж. продолжала подч„ркивать величавую
возвышенность и благородство своих "титулованных" героинь, что отличало
е„ игру от иск-ва акт„ров демократич. романтизма. В 1840 антреприза
Ареля потерпела крах. С этого времени Ж. гастролировала за границей
(Италия, Австрия, Германия, Россия, Турция), выступала и во Франции. В
1849 Ж. оставила сцену, но до сер. 50-х гг. иногда выступала в отдельных
спектаклях. В 1853 в т-ре "Комеди Фран-сез" состоялся спектакль с
участием Ж. (Клеопатра- "Родогюна" Корнеля), вылившийся в чествование
Ж.-носительницы нац. сценич. традиций.
Соч.: Memoires inedits de mademoiselle George, publies par P.-A.
Cheramy, P., 1908.
Страницы: «« « 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 882 883 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |