Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 865   866   867   868   869   870   871   872   873  874   875   876   877   878   879   880   881   882   883  » »»

балаганах.  С  сер.  19  в.  становится  одним  из  цирковых  жанров.  В
дореволюц. рус. цирке особенного успеха достигли Э. Растелли, жонгл„р на
лошади Н.  А.  Никитин,  К.  и  М.  Пащенко,  жонглировавшие  самоваром,
лампами, различными чашками и т. д. С конца 19 в. в разных странах  мира
в Ж. широко вводятся элементы театрализации: труппа Перцова  разыгрывала
сцену в  ресторане,  жонглируя  тарелками,  шляпами,  бутылками  и  даже
стульями.  Солерно  и  Карро   изображали   джентльменов,   жонглировали
предметами ресторанного обихода. "Мексиканка"  Лизет  и  "индеец"  Жанто
перебрасывались ножами, тамогавками, балансировали  луками  и  стрелами.
Появляются комич. жонгл„ры Карл Репп, Марк Турк и др.
   С  30-х  гг.  20  в.  увеличивается  количество   предметов,   к-рыми
жонглирует артист, убыстряется темп  исполнения,  большего  разнообразия
достигают жонгл„рские комбинации: в номера Ж.  вводятся  эквилибристика,
балансирование, акробатика, усиливается театрализация,  иногда  вводится
текст (напр., в номере Р. Морея Ж. сопровождалось монологом артиста).
   В сов. цирках и на эстраде  Ж.  получило  большое  распространение  и
развитие. Среди лучших исполнителей  этого  жанра:  А.  и  В.  Кисе,  И.
Коваленко, К. Никольский, М. Мещеряков, Ф. Савченко и др.  Сов.  артисты
жонглируют   большим    количеством    предметов    при    одновременном
балансировании. Сложные трюки демонстрируют групповые  жонгл„ры  Ширман,
Кожуховы, Аберт. Созданы номера,  в  к-рых  используются  элементы  нац.
иск-ва народов СССР: Т. Брок,  Филиппенко,  Н.  Ширай.  Больших  успехов
достигли жонгл„ры на лошади: Н. Ольховиков, Ф. Фабри, В. Викторов и др.
   Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю. А.,  Русский  цирк,
М., 1953. JO. Д.
   ЖОНСЬЕР  (Joncieres),  Викторен  (наст.  имя  и  фам.-  Феликс  Людже
Россиньоль; Rossignol) (12. IV.1839-26.X.1903) - французский композитор.
Учился в Парижской  консерватории.  Как  театр.  композитор  дебютировал
музыкой к "Гамлету" (концертное исполнение 1863,  пост.  1867,  Нант)  и
оперой "Сарданапал"  (1867,  "Т-р  лирик",  Париж).  Лучшие  произв.  Ж.
отличаются   разработанностью   оркестровых   и   вок.   партий,   яркой
сценичностью. Автор опер "Последний день  Помпеи"  (1869,  "Т-р  лирик",
Париж), "Дмитрий" (1876, там же), "Королева Берта" (1878, "Гранд-Опера",
Париж), "Ланселот" (1900, там же) и др. С 1871  работал  муз.  и  театр.
критиком газ. "Либерте".
   Лит.: Jullien A., Musiciens d'aujourd'hui, v. l-2, P., 1892-94.
   ЖбРА (Jora), Михай [р. 14. VIII. 1891]-румынский композитор. Один  из
основоположников совр. рум.  музыки.  Засл.  деят.  иск-в  РНР.  Окончил
юридич. ф-т ун-та и консерваторию в Яссах; совершенствовался в  Лейпциге
(по композиции - у М. Регера). Творч. деятельность начал в 1914. Написал
балеты "На рынке" (1928), "Мадемуазель Ма-риуца" (1940),  "Старый  двор"
(1948), "Когда зреет виноград" (1953), "Возвращение из  глубин"  (1958),
симф., камерно-инстру-мент., вок. и др. соч.  Дей-ствит.  член  АН  РНР.
Проф. (с 1929) Бухарестской консерватории. Премия Энеску (1915).
   Лит.: Dumi trescu М., С г i s t i a n V., M. Jo-ra.  L'homme  et  son
oeuvre, Bue., 1957. Д. Перс.
   ЖОРЖ (George; наст. фам.-Веймер; Weimer),
   Маргерит Жозефин  (23.  II.  1787,  Бай„,-  11.  I.  1867,  Пасси)  -
французская актриса. Дочь музыканта и актрисы. С 5 лет начала  высту-  '
пать на сцене т-ра в Амьене в детских  ролях.  В  1801  училась  сценич.
иск-ву у актрисы P оку р. В 1802 дебютировала в  т-ре  "Комеди  Франсез"
(роль Клитемнестры - "Ифи-гения  в  Авлиде"  Раси-на).  Обладая  строгой
"античной" красотой, величественной внешностью, низким голосом металлич.
тембра и огромным по диапазону, Ж. исполняла "сильные" роли в  трагедиях
(в противовес "нежным",  лирич.  ролям,  к-рые  играла  е„  соперница-К.
Дюшенуа).  Среди  лучших  ролей  Ж.:  Гермиона,  Роксана   ("Андромаха",
"Баязет"  Раси-на),  Корнелия,  Арсиноя  ("Смерть  Помпея",   "Нико-мед"
Корнеля), Идаме ("Китайский сирота" Вольтера). С самого  начала  сценич.
деятельности Ж. выступала также в ролях "трагических матерей": Агриппина
("Британник" Расина), Клеопатра, Медея ("Ро-догюна",  "Медея"  Корнеля),
Меропа,  Семирамида   (о.   п.   Вольтера)   и   др.   Ж.   была   яркой
представительницей  позднего  классицизма,  с   характерной   для   него
торжественной приподнятостью, декоративностью. От Рокур она унаследовала
традиционную напевную декламацию, от своего постоянного партн„ра, акт„ра
Ф. Ж. Тальма, восприняла  повышенную  экспрессию,  резкую  контрастность
эмоц. переходов. В 1808-12  гастролировала  в  России  (в  Петербурге  и
Москве; роли - Федра в о. п. Расина; Клитемнестра,  Семирамида,  Меропа;
Аменаида - "Танкред" Вольтера). Вначале  внешне  эффектная  "завывающая"
декламация Ж. произвела сильное впечатление на рус. акт„ров  и  светскую
публику. Однако  соревнование  Ж.  с  выдающейся  рус.  актрисой  Е.  С.
Сем„новой (обе актрисы выступили, исполняя одни и те же  роли,  в  Новом
императорском, или т. н. Арбатском, т-ре в Москве)  завершилось  победой
Сем„новой. В своих "Замечаниях о русском театре" Пушкин противопоставлял
"бездушной" Ж. живое и верное чувство  Сем„новой.  Пребывание  в  России
способствовало   изменению   ортодоксально-классицистских   позиций   Ж.
Возвратившись в  1813  в  "Комеди  Франсез",  Ж.  вскоре  после  падения
Наполеона   (1818)   оставила   этот   т-р;   выступала   в   провинции,
гастролировала за границей (Англия, Бельгия). Нек-рые  из  современников
Ж.  (А.  Дюма-отец  и  др.)  считали,  что  причиной  е„  ухода  явились
бонапартистские настроения актрисы, неугодные Бурбонам. В 1822  вступила
в труппу т-ра "Одеон" (Париж). В 30-е гг. 19 в. Ж.  играла  одновременно
на сцене парижских  т-ров  "Одеон"  и  "Порт-Сен-Мартен",  антрепрен„ром
к-рых был е„ муж Ш. Ж.  Арель.  В  эти  годы  Ж.  стала  одной  из  осн.
исполнительниц ролей в произв. романтич. драматургии: заглавная  роль  в
пьесе "Жена маршала д'Анкр" А. де Виньи, Маргарита Бургундская, королева
Христина ("Нельская башня",  "Христина"  Дюма-отца),  Лукреция  Борджиа,
Мария Тюдор (о. п. Гюго) и др. В  этих  пьесах,  написанных  прозой,  Ж.
отказалась  от  напевной  декламации;   освободившись   от   скованности
традиционной классицистской формы,  актриса  раскрыла  всю  силу  своего
трагедийного темперамента. Однако Ж. продолжала  подч„ркивать  величавую
возвышенность и благородство своих "титулованных" героинь, что  отличало
е„ игру от иск-ва акт„ров  демократич.  романтизма.  В  1840  антреприза
Ареля потерпела крах. С этого  времени  Ж.  гастролировала  за  границей
(Италия, Австрия, Германия, Россия, Турция), выступала и во  Франции.  В
1849 Ж. оставила сцену, но до сер. 50-х гг. иногда выступала в отдельных
спектаклях. В 1853  в  т-ре  "Комеди  Фран-сез"  состоялся  спектакль  с
участием Ж. (Клеопатра- "Родогюна" Корнеля),  вылившийся  в  чествование
Ж.-носительницы нац. сценич. традиций.
   Соч.: Memoires inedits de  mademoiselle  George,  publies  par  P.-A.
Cheramy, P., 1908.

Страницы: «« « 865   866   867   868   869   870   871   872   873  874   875   876   877   878   879   880   881   882   883  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия