Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 857   858   859   860   861   862   863   864   865  866   867   868   869   870   871   872   873   874   875  » »»

1957, с. 175-282; Ф и н к e л ь " штейн Е., Пьер Огюстен Карон  Бомарше.
1732-1799. Л.-М., 1957. Л. Ц]н.
   ЖЕРЕБЦОВ, Николай Георгиевич (р. 1904) - советский  цирковой  артист;
атлет. В 1920-24 был  рабочим  сцены.  В  1930  окончил  Высшее  технич.
училище, работал в химич. пром-сти. С  юных  лет  занимался  спортом.  В
1928, участвуя в соревнованиях по тяж„лой атлетике, установил  рекорд  в
жиме штанги. С 1933 становится проф. борцом. В 1945  Ж.  создал  силовой
аттракцион (впервые в СССР), изображающий  театрализованное  выступление
старинных нар. силачей на ярмарочных площадях. Ж. выступает  с  атлетич.
номерами в цирке. Бор. К.
   ЖЕРОМСКИЙ (Zeromski), Стефан (14.XI.1864  -  26.XI.1925)  -  польский
писатель и драматург. Лит.  деятельность  начал  в  1889.  Первая  пьеса
Ж."Грех" (1897), остро обличающая лицемерие мещанской  морали,  не  была
закончена (впервые изд. в 1950, доработана Л. Кручковским, пост. в  1951
т-ром "Камеральны", Варшава, в 1954-Моск. т-ром драмы и комедии).  Герои
Ж.- одинокие борцы -  интеллигенты-гуманисты,  сочувствующие  угнет„нным
труженикам,   до   несвязанные   с   ними.   Индивидуализму   героя   он
противопоставляет классовую сплоч„нность  рабочих  ("Роза",  изд.  1909,
пост. 1926, Т-р Богуславского, Варшава).  В  первые  годы  существования
независимой   Польши   (1918-20   гг.)   в   творчестве   Ж.   сказались
националнстич. тенденции ("Белее снега", 1919, т-р  "Редута",  Варшава),
влияние  экспрессионизма  ("Белая  перчатка",   1921,   т-р   "Польски",
Варшава). В дальнейшем националис-тич. иллюзии изживаются, и  в  произв.
Ж. вс„ сильнее проявляется критич. отношение к  бурж.-помещичьей  Польше
("Туронь", 1923, т-р "Редута", Варшава; "Улетела от меня перепел  очка",
1925, Варшава, т-р "Народовы" и т-р "Редута"). В 1923 т-р  "Розмаитости"
пост. историч. пьесу Ж. "Сулков-ский", в к-рой героич.  образ  польского
патриота Сул-ковского создал акт„р Ю. Остэрва.
   Соч.: "Фьюить...". Комедия в 3 д., пер. Евг. Тропов-ского, Л..  1925;
Dziela, ser. 2-Dramaty, Warsz.. 1956.
   Лит.: История Польши, т. 3, под ред. Ф. Г. Зуева [и др ] М., 1958, с.
480-81, 494-98, 501-02; Ростоцкий Б.'
   "Грех", "Театр", 1955 .ј 1,  с.  172-74;  Feldman  W.,  O  tworczosci
Stanislawa Wyspianskiego i Stefana Zeromskiego, Warsz., 1905. Б. Рос.
   ЖЕСТ - телодвижение (преим. движение рукой), сопровождающее речь  или
заменяющее е„. Ж. имеет рефлекторную или сознат. природу. Является одним
из важнейших выразит, средств в т-ре. В иск-ве драм. акт„ра Ж.  является
либо бессловесным действием,  либо  дополнением  к  словесному  действию
(когда человек  объясняет  что-нибудь,  он  обычно  прибегает  к  Ж.,  в
исключит. случаях объясняется одними Ж. без слов или одними словами  без
Ж.). В склонности человека к скупости Ж. или к  их  изобилию,  в  отборе
применяемых им Ж.  в  нек-рой  степени  обнаруживаются  его  воспитание,
привычки, темперамент, душевное состояние в данный момент и  в  итоге  -
характер.   Пользование   Ж.   у   человека    подчинено    определ„нным
закономерностям (см. С. М. Волконский, "Выразительный человек"), но если
акт„р на сцене думает о своих Ж., мысленно предопределяет их исполнение,
это значит, что его сценич. самочувствие лишено правды,  естественности,
что он недостаточно овладел своей ролью. Важный элемент  иск-ва  акт„ра,
Ж. составляет одно целое с общим стилем игры  исполнителя.  Сам  принцип
использования  Ж.  в  реалистич.  т-ре  иной,  чем  в  т-ре  античности,
классицизма или  романтизма.  Характер  Ж.  обусловливается  и  жанровой
спецификой спектакля (трагедия, бытовая пьеса, комедия-гротеск  и  др.).
Я. ?., Т. Р.
   ЖЕТЕ (франц. - le jete, от  jeter  -  бросать)  -  одно  из  основных
прыжковых па в классич. танце, при к-ром во  время  танц.  шага  тяжесть
корпуса танцовщика переносится с одной ноги на  другую.  Ж.  выполняется
при малом и при большом прыжках.  Соответственно  Ж.  делятся  на  малые
(petit jete) и большие (grand jete). Ж. исполняется на месте  или  же  с
перемещением, прич„м протяж„нность передвижения зависит от величины шага
и силы прыжка. Ж. могут  исполняться  впер„д,  в  сторону,  реже  назад.
Исполняя большие Ж., танцовщик во время Прыжка  принимает  одну  из  поз
классич. танца и сохраняет е„ до завершения прыжка. Ж. может выполняться
также с поворотом (en tournant) на 1/ l/2 и % круга и  на  полный  круг.
Большие Ж. могут выполняться с поворотом и с продвижением  по  диагонали
или по кругу. Ж. с поворотом  имеет  большое  число  разновидностей,  из
к-рых наиболее распространены перекидные Ж. (jete entrelace).
   Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд., М., 1948; M
о p и ц В., Т а р а с о в Н., Ч e к-р ы г и н А., Методика классического
тренажа, М.-Л., 1940; Ц о р н А. Я., Грамматика танцевального  искусства
и хореографии..., Одесса, 1890. А. И.
   ЖЙБАЛТ, Густав [16(28). 1.1873 - 11. VIII. 1938]-латышский  акт„р.  С
1896 участвовал в любительских спектаклях в Лиепае.  В  1905  вступил  в
труппу Новою латышского т-ра в Риге, затем т-ра "Аполло". В  1908-  1915
работал в Новом Рижском  т-ре.  Роли:  Ч„рный  рыцарь  ("Огонь  и  ночь"
Райниса, 1911), Дзилна ("Голос и эхо"  Упита,  1911),  Осип  ("Ревизор",
1911).
   В годы 1-й мировой  войны  Ж.  работал  в  латыш.  т-рах  Петрограда,
Москвы. С 1920-  в  Латв.  Художеств.  т-ре,  создал  образы:  Мальволио
("Двенадцатая  ночь",  1921),  Шейлока  ("Венецианский  купец",   1923),
Базилио ("Женитьба Фигаро", 1922) и др.  Творчество  Ж.  характеризуется
яркой  театральностью,  склонностью  к  трагикомич.  трактовке  роли,  к
сатирич. заостр„нности, гротеску.
   Лит.: Up its A., Gustavs Zibalts, Riga, 1923. К.  К.  "ЖИВАЯ  ГАЗЕТА"
-представление,   основанное    на    газетном    материале    или    на
острозлободневных фактах жизни. "Ж. г." включала монологи,  коллективную
декламацию, частушки, фельетон и т. п.  "Ж.  г."  зародилась  в  клубной
художеств.самодеятельности. Возникла из т. н.  "Устной  газеты"  (чтение
вслух одним или несколькими  чтецами  статей  и  информации  из  текущей
прессы), к-рая получила наибольшее  распространение  на  фронтах  гражд.
войны и на отд. участках трудового фронта. В поисках наиболее доходчивых
способов подачи материала "Устная газета" стала прибегать  к  простейшим
формам театрализации. Подготовкой репертуара для "Ж/г." занимались спец.
группы, имевшие свои  редколлегии  и  "живкоров",  выполнявших  функции,
сходные  с  функциями   газетных   рабкоров   и   селькоров.   "Щ.   г."
сформировалась  в  нач.  20-х  гг.  и  стала  вскоре  одним   из   самых
распростран„нных видов  злободневной  художеств.  агитации.  Выступления
коллективов "Ж. г." происходили в  Домах  просвещения,  клубах,  красных
уголках. В 1923  возникла  первая  профессиональная  "Ж.  г."  -  "Синяя
блузам.  Деятельность  "Ж.  г."  получила  широкое  освещение  в   разл.
сборниках (перечень этих изданий - в кн. "Театральная периодика",  сост.

Страницы: «« « 857   858   859   860   861   862   863   864   865  866   867   868   869   870   871   872   873   874   875  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия