Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 848   849   850   851   852   853   854   855   856  857   858   859   860   861   862   863   864   865   866  » »»

советский писатель. Окончил учительский ин-т (1936).  Лит.  деятельность
начал в 1931. В 1935 написал пьесы из колхозной жизни -  "Моя  семья"  и
"Дарья". В 1939 вышли пьесы Е. "Тенета" (о гражданской войне в марийском
крае) и "Вражьи следы" (о борьбе за  индустриализацию).  Е.  принадлежит
перевод пьесы Горького "На дне" на марийский язык. Пьесы Е. ставились на
сцене  Марийского   т-ра   им.   Шкетана   и   коллективами   художеств.
самодеятельности.
   Лит.: Марийские писатели, Йошкар-Ола, 1958. А. Ив. Е  ЦЗЫ  (род.  май
1914)-  китайская  актриса.  В  1937  окончила  театр.  уч-ще  и  начала
артистич. деятельность в т-ре разговорной  драмы.  Свежестью,  яркостью,
глубоким психологизмом, тонким мастерством были отмечены сценич.  образы
Цыси Тайхоу, Цзэн Си-и ("Пекинец" Цао Юя), Маргариты ("Дама с камелиями"
Дюма-сына). После создания КНР она вступила в один из  наиболее  крупных
коллективов т-ра разговорной драмы - Пекинский нар. художественный  т-р.
Участвует почти во всех спектаклях этого т-ра. В 50-е гг. создала  много
разнообразных  образов  кит.  женщин-современниц:  т„тушка  Динсы  ("Лун
Сюйгоу" Лао Шэ), Пуй Си
   ("Восход солнца" Цао Юя), доктор Жун Ли-чжан ("Ясный  день"  Цао  Юя,
государственная награда),  т„тушка  Сюй  Сы  ("Красный  двор"  Лао  Шэ).
Искренность,  простота  и  вера  в  человека,  в  торжество   правды   и
справедливости пронизывают все эти образы. И. Г.
   ЕШИМБ‚КОВ, Касымалы (1907-52) - киргизский акт„р. Нар. арт. Кирг. ССР
(1939).  Один  из  основоположников  Кирг.  проф.  т-ра.  Начал  сценич.
деятельность в 1927 в кирг. студии, на базе к-рой в  1930  создан  драм.
т-р (с 1936 - музыкальный). Творчество Е. отмечено знанием нар.  быта  и
творчества, ярким нац. характером, мягким юмором. В муз.  спектаклях  Е.
использует при„мы, присущие исполнению нар.  певцов.  Играл  характерные
роли в  муз.  драмах  -  нар.  певец  Калбек  ("Алтын-кыз"  Боконбаева),
Султанбек ("Аршин мал алан" Гаджибекова);  в  кирг.  операх  (партии)  -
трусливый витязь Трлтой, старик-дружинник Кыргыл-чал, колхозный бригадир
Нур-бай ("Айчурек", "Манас", "На берегах Иссык-Куля" Власова, Малдыбаева
и Фере), Трике  ("Евгений  Онегин").  В  1942-48  Е.  выступал  также  в
спектаклях драм. т-ра. Роли: Суворов ("Полководец Суворов"  Бехтерева  и
Разумовского), Шульга ("Молодая гвардия"). Н. Л.
   "ЕЩ‚ ОДНА ЖЕРТВА"- комедия в 5 д. Г. М Супдупяна (на арм. яз.). Пост.
4 мая 1870 в  Тифлисе  (Саркис-  Америкян,  Микаэл  -  Чмшкян,  Анина  -
Сатеник, Осеп - Мирагян). В дальнейшем часто ставилась в  Александрополе
(ныне Ленинакан),  Ереване,  Карее  и  ряде  городов  (со  значит.  арм.
населением) Ирана и Турции.
   Первая пост. на сцене сов.  т-ра  -  Ленинаканский  т-р  (1939;  реж.
Аджемян, худ. Симонян; Саркис - Зограбян, Барбаре - Араксян, Микаэл - Г.
Арутюнян, Саломэ - Дурьян -  Арменян,  Анани  -  Бероян,  Бриллиантов  -
Гаврош). Из послед, пост.: Армянский т-р  драмы,  Тбилиси  (1940;  1949,
реж. Бжикян, худ. Налбандян; Саркис  -  Алиханян,  Амирбегян,  Микаэл  -
Лусинян, Саломэ - Бероян); Арм. ТЮЗ, Ереван (1954;  реж.-Калантар);  Т-р
им.   Сун-дукяна'(1"55,   1960,   реж.   Аджемян,   худ.   С.    Аручян;
СаркисАветисян, Барбаре - Мелкумян, Степанян, Микаэл - Ма-лян, Саломэ  -
Гулазян, Анани - Р. Вартанян, Мурадян, Бриллиантов - Авакян);  спектакль
показывался в Москве в 1956.
   Издания: Первая публикация "Е. о. ж."  на  арм.  яз.-  1884;  послед,
изд.- 1902. Первый рус. пер.- А.  Аршаруни  и  А.  Г.  Глебова,  в  кн.:
Сундукян Г.,  Пьесы,  М.  -Л.,  1949;  из  послед,  изд.:  Сундукян  Г.,
Избранное, М., 1953.
   Лит.: А б о в Г., Габриел Сундукян. Жизнь и творчество, Ереван, 1956,
с. 136-50 (на арм. яз. - 1953). А Шн
   ЖАК-ДАЛЬКРОЗ  (Jaques-Dalcroze),  Эмиль  (6.VII.  i865-l.VII.1950)  -
швейцарский композитор и педагог. Основатель системы ритмич. воспитания.
Музыке обучался в Женевской консерватории; совершенствовался в Вене у Р.
Фукса и А. Брукнера, в Париже у Л. Делиба. С 1892 преподавал в Женевской
консерватории, где и разработал  свой  метод  развития  муз.  и  ритмич.
данных, пластич. свободы и выразительности. Метод Ж.-Д., построенный  на
связи музыки с движением, впервые был продемонстрирован в осуществл„нных
им постановках разл. муз.произв.- от фуг Баха до опер  Глюка  (в  т.  ч.
"Орфей и Эври-дика", 1913, Хеллерау, близ  Дрездена).  В  1911-14  Ж.-Д.
преподавал ритмич. воспитание в спец. школе  в  Хеллерау,  с  1915  -  в
созданном им "Институте Ж.-Д." в Женеве. Подобные же ин-ты и школы  были
основаны в Стокгольме, Лондоне, Париже, Вене, Барселоне  и  др.  городах
последователями и  учениками  Ж.-Д.,  среди  к-рых  были  танцовщицы  М.
Виг-ман, Р. Сен-Дени, М. Рамбер, балетмейстер В. Ни-жинский и др.  Метод
Ж.-Д. наш„л применение в нек-рых балетных школах Запада. В 1920 в Москве
и Петрограде были организованы "Институты ритма" по  методу  Ж.-Д.  Сов.
школа обогатила этот метод эмоциональным содержанием.
   Написал оперы: "Заколдованная скрипка" (1893, Женева), "Жани"  (1894,
там же), "Санчо Панса"  (1897,там  же),"Дядюшка  Тогда"  (1905,  К„льн),
"Бергамские близнецы" (1908,  Брюссель),  "Праздник  юности  и  радости"
(1932, Женева), пантомиму "Эхо и  Нарцисс"  (1912,  Хеллерау),  танц.  и
балетную сюиты и др. соч.
   Соч.: Eurhythmics, art and education, L., 1930; Rhyth-mic, music  and
education, Basel" 1922; Le coeur chante: im-  pressions  d'un  musicien,
Geneve, 1920; Souvenirs, Neufchatel-  P.,  1942;  La  musique  et  nous,
Geneve, 1945 (с перечнем всех педагогич. и муз. соч.).
   Лит.: Штор к К., Система Далькрвза, Л., 1924;
   S e i d l A.,  Die  Hellerauer  Schulfeste  und  die  Bildungsanstalt
Jaques-Dalcroze, Begensburg, [1912];  H  e  r  n  r  i  e  d  R."  Emile
Jaques-Dalcroze, Geneve, 1929; Driver  A.,  Music  and  movement,  Oxf.,
1936; Brunet-Lecomte H., Jaques-Dalcroze. Sa vie,  son  oeuvre,  Geneve,
1950. Harn. P.
   ЖАМБОН (Jambon), Марсель (19.X.1848-1.X. 1908) - французский художник
и театральный декоратор. Ученик худ. А. Рубе и Ф. Шаперона,  Ж.  работал
вместе с ними (с 1884) в  парижских  т-рах  "Комеди  Франсез",  "Опера",
"Опера  комик"  и  др.  Создавал  грандиозные  монумент,   декорации   к
спектаклям "Феодора" Сарду  (1884,  т-р  "Порт-Сен-Мартен"),  "Мессидор"
Брюно  (1897,  "Опера"),  "Бургграфы"  Гюго  (1902,  "Комеди  Франсез"),
поэтич. "пейзажные" декорации к "ВзятиюТрои" Берлиоза (1899, "Опера")  и
др. Ж. принимал участие в первых пост. пьес В. Сарду,  Э.  Ростана.  Мн.
его работы осуществлены совм. с худ. Амаблем и Байи.
   ЖАНА, Ачба (1846-1916)- абхазский народный  певец-сатирик.  Слепой  с
раннего детства. Автор популярных в народе сатирич. повествований, к-рые
он исполнял в лицах с элементами театр. действия (мимика, движения и  т.
д.), среди этих рассказов: "Пширкца" (о  самовлюбл„нном  глупом  князе),

Страницы: «« « 848   849   850   851   852   853   854   855   856  857   858   859   860   861   862   863   864   865   866  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия