|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 848 849 850 851 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 862 863 864 865 866 » »» советский писатель. Окончил учительский ин-т (1936). Лит. деятельность
начал в 1931. В 1935 написал пьесы из колхозной жизни - "Моя семья" и
"Дарья". В 1939 вышли пьесы Е. "Тенета" (о гражданской войне в марийском
крае) и "Вражьи следы" (о борьбе за индустриализацию). Е. принадлежит
перевод пьесы Горького "На дне" на марийский язык. Пьесы Е. ставились на
сцене Марийского т-ра им. Шкетана и коллективами художеств.
самодеятельности.
Лит.: Марийские писатели, Йошкар-Ола, 1958. А. Ив. Е ЦЗЫ (род. май
1914)- китайская актриса. В 1937 окончила театр. уч-ще и начала
артистич. деятельность в т-ре разговорной драмы. Свежестью, яркостью,
глубоким психологизмом, тонким мастерством были отмечены сценич. образы
Цыси Тайхоу, Цзэн Си-и ("Пекинец" Цао Юя), Маргариты ("Дама с камелиями"
Дюма-сына). После создания КНР она вступила в один из наиболее крупных
коллективов т-ра разговорной драмы - Пекинский нар. художественный т-р.
Участвует почти во всех спектаклях этого т-ра. В 50-е гг. создала много
разнообразных образов кит. женщин-современниц: т„тушка Динсы ("Лун
Сюйгоу" Лао Шэ), Пуй Си
("Восход солнца" Цао Юя), доктор Жун Ли-чжан ("Ясный день" Цао Юя,
государственная награда), т„тушка Сюй Сы ("Красный двор" Лао Шэ).
Искренность, простота и вера в человека, в торжество правды и
справедливости пронизывают все эти образы. И. Г.
ЕШИМБ‚КОВ, Касымалы (1907-52) - киргизский акт„р. Нар. арт. Кирг. ССР
(1939). Один из основоположников Кирг. проф. т-ра. Начал сценич.
деятельность в 1927 в кирг. студии, на базе к-рой в 1930 создан драм.
т-р (с 1936 - музыкальный). Творчество Е. отмечено знанием нар. быта и
творчества, ярким нац. характером, мягким юмором. В муз. спектаклях Е.
использует при„мы, присущие исполнению нар. певцов. Играл характерные
роли в муз. драмах - нар. певец Калбек ("Алтын-кыз" Боконбаева),
Султанбек ("Аршин мал алан" Гаджибекова); в кирг. операх (партии) -
трусливый витязь Трлтой, старик-дружинник Кыргыл-чал, колхозный бригадир
Нур-бай ("Айчурек", "Манас", "На берегах Иссык-Куля" Власова, Малдыбаева
и Фере), Трике ("Евгений Онегин"). В 1942-48 Е. выступал также в
спектаклях драм. т-ра. Роли: Суворов ("Полководец Суворов" Бехтерева и
Разумовского), Шульга ("Молодая гвардия"). Н. Л.
"ЕЩ‚ ОДНА ЖЕРТВА"- комедия в 5 д. Г. М Супдупяна (на арм. яз.). Пост.
4 мая 1870 в Тифлисе (Саркис- Америкян, Микаэл - Чмшкян, Анина -
Сатеник, Осеп - Мирагян). В дальнейшем часто ставилась в Александрополе
(ныне Ленинакан), Ереване, Карее и ряде городов (со значит. арм.
населением) Ирана и Турции.
Первая пост. на сцене сов. т-ра - Ленинаканский т-р (1939; реж.
Аджемян, худ. Симонян; Саркис - Зограбян, Барбаре - Араксян, Микаэл - Г.
Арутюнян, Саломэ - Дурьян - Арменян, Анани - Бероян, Бриллиантов -
Гаврош). Из послед, пост.: Армянский т-р драмы, Тбилиси (1940; 1949,
реж. Бжикян, худ. Налбандян; Саркис - Алиханян, Амирбегян, Микаэл -
Лусинян, Саломэ - Бероян); Арм. ТЮЗ, Ереван (1954; реж.-Калантар); Т-р
им. Сун-дукяна'(1"55, 1960, реж. Аджемян, худ. С. Аручян;
СаркисАветисян, Барбаре - Мелкумян, Степанян, Микаэл - Ма-лян, Саломэ -
Гулазян, Анани - Р. Вартанян, Мурадян, Бриллиантов - Авакян); спектакль
показывался в Москве в 1956.
Издания: Первая публикация "Е. о. ж." на арм. яз.- 1884; послед,
изд.- 1902. Первый рус. пер.- А. Аршаруни и А. Г. Глебова, в кн.:
Сундукян Г., Пьесы, М. -Л., 1949; из послед, изд.: Сундукян Г.,
Избранное, М., 1953.
Лит.: А б о в Г., Габриел Сундукян. Жизнь и творчество, Ереван, 1956,
с. 136-50 (на арм. яз. - 1953). А Шн
ЖАК-ДАЛЬКРОЗ (Jaques-Dalcroze), Эмиль (6.VII. i865-l.VII.1950) -
швейцарский композитор и педагог. Основатель системы ритмич. воспитания.
Музыке обучался в Женевской консерватории; совершенствовался в Вене у Р.
Фукса и А. Брукнера, в Париже у Л. Делиба. С 1892 преподавал в Женевской
консерватории, где и разработал свой метод развития муз. и ритмич.
данных, пластич. свободы и выразительности. Метод Ж.-Д., построенный на
связи музыки с движением, впервые был продемонстрирован в осуществл„нных
им постановках разл. муз.произв.- от фуг Баха до опер Глюка (в т. ч.
"Орфей и Эври-дика", 1913, Хеллерау, близ Дрездена). В 1911-14 Ж.-Д.
преподавал ритмич. воспитание в спец. школе в Хеллерау, с 1915 - в
созданном им "Институте Ж.-Д." в Женеве. Подобные же ин-ты и школы были
основаны в Стокгольме, Лондоне, Париже, Вене, Барселоне и др. городах
последователями и учениками Ж.-Д., среди к-рых были танцовщицы М.
Виг-ман, Р. Сен-Дени, М. Рамбер, балетмейстер В. Ни-жинский и др. Метод
Ж.-Д. наш„л применение в нек-рых балетных школах Запада. В 1920 в Москве
и Петрограде были организованы "Институты ритма" по методу Ж.-Д. Сов.
школа обогатила этот метод эмоциональным содержанием.
Написал оперы: "Заколдованная скрипка" (1893, Женева), "Жани" (1894,
там же), "Санчо Панса" (1897,там же),"Дядюшка Тогда" (1905, К„льн),
"Бергамские близнецы" (1908, Брюссель), "Праздник юности и радости"
(1932, Женева), пантомиму "Эхо и Нарцисс" (1912, Хеллерау), танц. и
балетную сюиты и др. соч.
Соч.: Eurhythmics, art and education, L., 1930; Rhyth-mic, music and
education, Basel" 1922; Le coeur chante: im- pressions d'un musicien,
Geneve, 1920; Souvenirs, Neufchatel- P., 1942; La musique et nous,
Geneve, 1945 (с перечнем всех педагогич. и муз. соч.).
Лит.: Штор к К., Система Далькрвза, Л., 1924;
S e i d l A., Die Hellerauer Schulfeste und die Bildungsanstalt
Jaques-Dalcroze, Begensburg, [1912]; H e r n r i e d R." Emile
Jaques-Dalcroze, Geneve, 1929; Driver A., Music and movement, Oxf.,
1936; Brunet-Lecomte H., Jaques-Dalcroze. Sa vie, son oeuvre, Geneve,
1950. Harn. P.
ЖАМБОН (Jambon), Марсель (19.X.1848-1.X. 1908) - французский художник
и театральный декоратор. Ученик худ. А. Рубе и Ф. Шаперона, Ж. работал
вместе с ними (с 1884) в парижских т-рах "Комеди Франсез", "Опера",
"Опера комик" и др. Создавал грандиозные монумент, декорации к
спектаклям "Феодора" Сарду (1884, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Мессидор"
Брюно (1897, "Опера"), "Бургграфы" Гюго (1902, "Комеди Франсез"),
поэтич. "пейзажные" декорации к "ВзятиюТрои" Берлиоза (1899, "Опера") и
др. Ж. принимал участие в первых пост. пьес В. Сарду, Э. Ростана. Мн.
его работы осуществлены совм. с худ. Амаблем и Байи.
ЖАНА, Ачба (1846-1916)- абхазский народный певец-сатирик. Слепой с
раннего детства. Автор популярных в народе сатирич. повествований, к-рые
он исполнял в лицах с элементами театр. действия (мимика, движения и т.
д.), среди этих рассказов: "Пширкца" (о самовлюбл„нном глупом князе),
Страницы: «« « 848 849 850 851 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 862 863 864 865 866 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |