Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 846   847   848   849   850   851   852   853   854  855   856   857   858   859   860   861   862   863   864  » »»

а  подлинной  реальностью.  Жизненный  опыт,   логика,   натренированное
воображение, эмоциональная память,  внимание  и  воля  подсказывают  ему
ответ. Если акт„р искренен, то он точно знает, что ему в  данном  этюде,
данной  сцене  нужно  делать:  он  может  с  полной  непосредственностью
действовать  так,  как  если  бы  он   находился   в   воображаемых   (в
действительности  в  данный  момент  отсутствующих)  обстоятельствах.  В
единстве   с   найденным   подлинным   действием   у   него    возникают
соответствующие заданной ситуации  искренние  переживания.  Предлагаемые
обстоятельства (а следовательно, и "если бы") даны акт„ру прежде всего в
пьесе,  далее  они  дополняются  режисс„ром,  уточняются,   развиваются,
конкретизируются и воссоздаются воображением акт„ра. К. С. Станиславский
писал: "С момента появления "если бы" артист  переносится  из  плоскости
действительной,  реальной  жизни  в  плоскость  иной,  создаваемой   им,
воображаемой им жизни. Поверив ей, артист может начать творить" (там же,
т. 1, 1954, с. 305). "Но в сложных пьесах сплетается большое  количество
авторских и других всевозможных "если бы", оправдывающих то  или  другое
поведение, те или другие поступки героев" (там же, т. 2, с. 58). Включая
в свои представления об окружающем вс„ новые и новые  "если  бы",  акт„р
постепенно  приходит  к  тому,  что  все  предлагаемые   обстоятельства,
определяющие  поведение  героя  в  спектакле,   он   может   произвольно
воспринимать  так,  как  если  бы  они  были  подлинной  реальностью.  В
результате акт„р может по собств. заказу в назначенный день и час начать
жить жизнью образа - действовать согласно  логике  образа  и  переживать
роль. Но он оста„тся в то же время самим собой: действия  его  в  образе
оказываются искренними, выполняемыми от  первого  лица  ("я  прошу",  "я
объясняю" и т. п., а не "мой герой просит, объясняет" и т. п.). Так, при
помощи "если бы" в иск-ве переживания достигается перевоплощение. Но оно
не может быть достигнуто, пока в поведение акт„ра не включены "если бы",
определяющие   отличительные   особенности   логики   действий   данного
конкретного образа. Это те "если бы", к-рые определяют не только то, что
надлежит делать акт„ру в роли, но и то, как ему эти действия  совершать.
Скупой и щедрый, экспансивный  и  сдержанный,  старый  и  молодой  будут
действовать в одних и тех  же  внешних  условиях  по-разному.  Чтобы  не
изображать (не представлять) старого, скупого, жадного и т. п. человека,
а действовать согласно его логике, акт„р ставит перед собою вопрос:  при
каких обстоятельствах я в„л бы себя как старый,скупой, жадный  и  т.  п.
человек. При помощи памяти, воображения и логики  он  воссозда„т  именно
эти обстоятельства, включает их  в  число  окружающих  его  предлагаемых
обстоятельств  и  тогда  для  него  оказывается  логичным,  естественным
действовать так, как если бы он был стар, скуп, жаден и т. д.  При  этом
любая   особенность   характера    образа    приобретает    неповторимые
индивидуальные черты, свойственные только данному акт„ру в данной  роли.
Таким  пут„м  "если  бы"  предохраняет  акт„ра   от   штампа   ("играния
характерности", "играния образа", "играния результата") и побуждает  его
самостоятельно творить на  основе  пьесы  и  толкования  е„  режиссурой.
Назначение "если  бы"  -  творч.  перевоплощение  в  образ.  Пользование
при„мом "если бы" требует от акт„ра умения концентрировать сво„ внимание
на вымышленных обстоятельствах, воспринимать их как реальность и  умения
постепенно вводить в круг предлагаемых  обстоятельств  вс„  новые  "если
бы", приближающие акт„ра к логике действий образа  -  к  творч.  слиянию
акт„ра с ролью, к перевоплощению.
   Лит.: Станиславский К. С., Работа актера над собой. Собр. соч., т. 2,
М., 1954, гл. 3; его же,  Режиссерский  план  "Отелло",  М.-  Л.,  1945;
Топорков В., Станиславский на репетиции,  М.-  Л.,  1950;  Горчаков  Н.,
Станиславский о работе режиссера с актером, М., 1958. /7. Е.
   ‚СЭ - японский народный т-р, не имеющий постоянных трупп. Возник в 17
в. Вначале представления ‚. устраивались на площадях под открытым небом,
к концу 18 в. стали строиться спец. здания, вмещавшие  300-400  зрителей
(первый т-р Окамото Ман-саку в, Токио построен в 1798). Представления ‚.
носят синтетич. характер: состоят из отдельных  номеров  -  разл.  видов
устных  рассказов  (кодани  ракуго),  злободневных  анекдотов  (мандан),
юмористич.  диалогов  (мандзай),  исполняемых  под  аккомпанемент   муз.
инструмента   сямисена,   звукоподражаний   (ко-ва-иро,    фукува-дзюцу,
моно-манэ), популярных песен (дз„рури, нанива-буси), танцев, выступлений
кукольников, жонгл„ров, акробатов и т. д. Наиболее известные исполнители
ракуго  -  Санъютэй  Энт„,  наива-буси  Тотюкэн   Кумоэмон.   Наибольшей
популярности эти представления достигли в нач. 19 в.  В  1815  только  в
Токио насчитывалось 125 т-ров ‚. В  дальнейшем,  в  связи  с  ограничит,
мерами, принятыми пр-вом, число этих т-ров стало сокращаться.  В  1950-е
гг. в Японии насчитывается ок. 200 т-ров ‚. Л. Г.
   ЕФИМ‚НКО, Сергей Митрофанович (р.  7.Х.  1896)  -  русский  советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в (1936) и  нар.  художник  (1961)
Азерб. ССР. Окончил Вхутемас (1924). Работу  театр.  художника  начал  в
1923 в Тгре им. Мейерхольда. В 1926 работала  Моск.  т-ре  Революции.  С
1927 - гл. художник Бакинского рус. т-ра.
   Среди спектаклей, оформленных Е.: "Человек с портфелем" Файко (1929),
"Любовь Яровая" (1941); "В  1905  году"  Джабарлы  (1938),  "Двенадцатая
ночь"; "Заря над Каспием" Касумова (1950, Гос. пр. СССР, 1951), "Отелло"
(1933), "Горе от  ума"  (1951),  "Кремл„вские  куранты"  (1956),  "Баня"
(1957),  "Маскарад"  (1959),  "Гроза"  (1933);  "Океан"  Штейна  (1960),
"Человек вернулся" Насибова (1962). Г. К.-К.
   ЕФИМОВ  (наст.  фам.-  Заславский),  Ефим  Михайлович  (1884-1938)  -
советский цирковой артист. В возрасте 15  лет  стал  проф.  велосипедным
гонщиком. С 1901 вместе с братом М. Ефимовым выступал в цирке  в  номере
"Гонки на велосипедах" (в тр„х-ярусном корзинотреке). Этот номер Е.  был
одним из крупнейших аттракционов дореволюц. рус. цирка. С 1913 до  конца
жизни выступал с большой группой дрессированных лошадей. Развивал лучшие
традиции спортивной дрессировки, отказываясь от  внешней  помпезности  и
мишурной фееричности; добивался ч„тких перестроений и сложных трюков. Ю.
Д.
   ЕФИМОВИЧ,  Кондратий  Дмитриевич  [1815(1816?)-   1847]   -   русский
драматург. Будучи офицером, Е. часто печатал свои произв.  без  подписи.
Его первая пьеса "Эспаньолетто,  или  Отец  и  художник"  (написана  под
псевд. И. Ралянч, 1844, Александрийский  т-р)  получила  отрицат.  отзыв
Некрасова и Белинского. Лучшие пьесы Е.-"Отставной театральный  музыкант
и княгиня", "Владимир Заревский" и "Кащей, или Пропавший перстень"  (все
пост.  в  1846  в  Александрийском  т-ре)  -  знаменуют  собой  эволюцию
творчества драматурга от романтич. мелодрамы до сов р. социально-бытовой
и социально-психологич. драмы.  Эти  произв.  созданы  под  непосредств.
влиянием  гоголевской  "натуральной  школы",  принципов  иск-ва  А.   Е.

Страницы: «« « 846   847   848   849   850   851   852   853   854  855   856   857   858   859   860   861   862   863   864  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия