Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 839   840   841   842   843   844   845   846   847  848   849   850   851   852   853   854   855   856   857  » »»

А. Дмитревского в  Петербурге  сильную  труппу,  способствовал  открытию
театр. уч-ща (1779); при Е. было заложено  здание  Большого  (Каменного)
т-ра   в   Петербурге    (окончено    в    1783).    Е.    придерживался
консервативно-дворянских позиций. театр. политика  Е.  определялась  его
воззрением   на   театр   как   на   нравственно-воспитат.   учреждение,
возвеличивающее рус. престол  и  помогающее  дворянству  избавляться  от
недостатков. Поэтому наряду с пышными зрелищами  Е.  поощрял  постановки
сатирич. комедий  (Д.  И.  Фонвизина,  В.  И.  Лукинаидр.),  осмеивающих
невежество, галломанию и др. пороки  дворян.  Е.  принадлежат  переделка
пьесы "Жан де Франс" датского  писателя  Хольберга  ("Русский  француз",
1764), переводы  пьес  "Мизантроп"  Мольера  (1788),  "Безбожный"  Браве
(1771). Е., по-видимому, помогал Екатерине II в е„ драматургич. опытах.
   Лит.: Б е р к о в П. Н., Театр Фонвизина и русская культура,  в  сб.:
Русские классики и театр. Л.-М., 1941; его ж е, Ломоносов и литературная
полемика его времени, Л." 1936; Круглый А., И. П. Елагин,  "ЕИТ".  Сезон
1893- 1894 гг., СПБ, 1895, прилож. 2. f0, 77.
   ЕЛАНСКАЯ, Клавдия Николаевна [р.И(23).1Х.  1898]-  русская  советская
актриса. Нар. арт. СССР  (1948).  Род.  в  семье  ж.-д.  служащего.  Чл.
Коммунистической партии с 1951. Училась на медицинском ф-те Моск. ун-та.
В 1920, уйдя с 3-го курса ун-та, поступила во 2-ю студию МХТ;  принимала
участие в спектаклях МХАТ. С 1924- в труппе  этого  театра.  Иск-ву  Е.,
актрисы большой глубины, простоты,  женственности,  свойствен  подлинный
гуманизм, предельная искренность. Лучшие роли Е.-в рус. клас-сич. и сов.
репертуаре; Е. как бы  рассказывает  со  сцены  повесть  о  судьбе  рус.
женщины, о е„ высоких нрввств. качествах и  героизме.  В  образе  Катюши
Масловой,  проникнутом  страстным  протестом  против   несправедливости,
сильно и волнующе показывает Е. возрождение  внутр.  красоты  и  чистоты
своей героини  ("Воскресение"  по  Л.  Н.  Толстому,  1930).  Комедийной
непосредственностью отличалось исполнение роли Элины ("У  врат  царства"
Гамсуна, 1927), чертами  подлинной  народности  наделила  актриса  образ
Мирандолины ("Хозяйка гостиницы", 1933).  Тончайшей  поэзией,  чеховским
мудрым знанием жизни  отмечен  образ  Ольги  Прозоровой  ("Три  сестры",
1940). Исполняя роли Любови Яровой (1936) и Марии  Николаевны  ("Русские
люди" Симонова, 1943), Е. раскрывала героизм сов. женщины. Сложный образ
своей современницы,  видящей  подлинное  счастье  в  труде  для  народа,
создала Е., играя роль  Щелкановой  в  пьесе  Леонова  "Золотая  карета"
(1957). В 1961 исполнила роль графини Чар-ской ("Воскресение" по  Л.  Н.
Толстому).
   Среди др. ролей:  Софья  ("Горе  от  ума",  1925),  Параша  {"Горячее
сердце", 1926), Катерина ("Гроза", 1934), Анна Каренина (по о. п. Л.  Н.
Толстого, 1940), царица Ирина ("Царь Федор Иоаннович" А.  К.  Толстого),
Юлия Тугина ("Последняя жертва", 1946), Мария Львовна ("Дачники", 1953),
Варя, Маша и Ольга ("Бронепоезд 14-69" и "Блокада"  Вс.  Иванова,  1928,
1929, 1930), Елена ("Дни Турбиных" Булгакова, 1927) и др. Гос. пр. СССР,
1952. Снималась в кино.
   Лит.: Хотимская В., К.Н. Еланская, М., 1950. П. М.
   ЕЛГАШТИНА, Мария Николаевна (р. 1873)- советский режисс„р  кукольного
театра.  Засл.  деят.  иск-в  БАССР  (1944).  В  1931-55  -  худ.   рук.
объедин„нного т-ра кукол в Уфе. Автор пьес для кукольного т-ра  "Вес„лые
гости", "Праздничный подарок", инсценировок  "Сказка  о  царе  Салтане",
"Сказка о м„ртвой царевне". Д. Б.
   "ЕЛИСЕЙСКИХ  ПОЛЕЙ  ТЕАТР"  (Le   Theatre   des   Champs-Elysees)   -
театральное здание. Построено в Париже на ул.  Елисейские  поля  в  1913
(арх. бр. Перре, скульптор Э. А. Бурдель, худ. М. Дени, Ж. Э. Вюйар,  К.
Руссель, А. Лебаск и др.). Одно из  красивейших  театр.  зданий  Парижа.
Состоит из 3 театр. помещений: собственно "Т-ра  Елисейских  полей"  (на
2000 мест), "Комедии Елисейских полей" (676 мест) и  "Студии  Елисейских
полей" (256 мест).  Инициатор  постройки  этого  здания  антрепрен„р  Г.
Астрюк   заинтересовал   своим   предприятием   мн.   видных   артистов,
представителей европ. и амер. знати, крупных финансистов. В созданный им
Попечительный комитет входили  композиторы  К.  Сен-Санс  и  Р.  Штраус,
дириж„р А. Никиш и др. По замыслу Г. Аст-рюка, "Театр Елисейских  полей"
должен был стать центром  междунар.  муз.  культуры,  постоянным  местом
фестивалей. Здесь проходили концерты дириж„ров К. Сен-Санса, К. Дебюсси,
П. Дюка, А. Тосканини, Ф. Вейнгарт-нера, В. Менгельберга, Р. Штрауса, И.
Я. Падеревско-го, пианистов С. В.  Рахманинова,  В.  Горовица  и  др.  В
оперных спектаклях принимали участие крупные певцы разных стран (Ф.  II.
Шаляпин, М. Н. Кузнецова, Э. ван Дейк, М. Баррь-ентос и др.).  Здесь  же
происходили выступления балерин А. П.  Павловой,  Н.  Тру-хановой,  рус.
балетной труппы под рук. С. П. Дягилева (т. н. Русские сезоны), в  к-рую
входили В. Ф. Ни-жинский, Т. П. Карсавина, М. М.  Фокин.  В  1920-24  во
главе "Е. п.  т."  стоял  театр.  деятель  Ж.  Эберто,  к-рый  продолжил
традицию междунар. гастролей. В  этот  период  здесь  выступали  артисты
шведской оперы, труппа  Э.  Цаккони,  Моск.  Художеств.  театр.  Венская
опера, А. Дункан и т. д.
   Т-ром "Комедии Елисейских п о -л е и" вначале руководил Л. Пуарье.  В
1914- 1918 т-р был закрыт. В дальнейшем т-р  возглавляли  Ж.  Эберто  (с
1919), Ф. Жемье (с 1921), в это время т-р  назывался  "Комеди  Монтень".
Эберто пригласил акт„ра и режисс„ра Ж. Питоева и  его  жену  актрису  Л.
Пи-тоеву, к-рые  осуществили  здесь  постановку  спектаклей  "Пожиратель
снов"  Ленормана,  "Тот,  кто  получает   пощ„чины"   Андреева,   "Шесть
персонажей в поисках автора" Пиранделло. В 1922 в труппу Эберто  вступил
в качестве акт„ра, режисс„ра и технич. директора Л. Жуве,  возглавлявший
в 1924-34 этот т-р. Жуве пост. пьесы М. Ашара, Ж.  Ромена,  Ж.  Жи-роду,
эти постановки стали значит, событием в театр. жизни Парижа. После ухода
Жуве  в  т-ре  работали  разл.  режисс„ры.  Постепенно  этот  т-р   стал
помещением для театр. смотров - "театром проб" (Theatre d'essai). С 1944
т-р возглавляет К. Сенваль (до 1948 совм. с Р. Плетри),  ставящий  здесь
гл. обр. пьесы франц. драматургов - Ж. Ануя, С. Пасс„ра,  М.  Ашара,  М.
Эме, К. А. Пюже, Ж. Жироду и др.
   Помещение "Студии Елисейских по-л е  и"  при  постройке  здания  было
предназначено для художеств. выставок (Галерея Монтень). В 1923 Эберто и
Жуве переоборудовали галерею в театр. зал, решив создать т-р  студийного
типа по примеру студий К. С.  Станиславского,  Е.  Б.  Вахтангова,В.  Э.
Мейерхольда. Здесь ставили спектакли Л. Жуве,  Г.  Бати.  Во  время  2-й
мировой войны т-р  был  закрыт.  После  1945  этим  т-ром  руководит  М.
Жакемон.
   Лит.: Le Theatre des Champs Elysees.  Direction  Gabriel  Astruc.  Le
monument. Le programme. L'Abonnement, P., 1913; Annuaire  du  spectacle.
P., 1958; Луначарский А.,  Театр  и  революция,  М.,  1934,  с.  417-21;

Страницы: «« « 839   840   841   842   843   844   845   846   847  848   849   850   851   852   853   854   855   856   857  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия