Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 834 835 836 837 838 839 840 841 842 843 844 845 846 847 848 849 850 851 852 » »» к-рую читал спец. чтец. В храме Эдфу функции чтеца должен был исполнять мудрец Имхотеп, но его также заменял один из главных жрецов храма. Вероятно, в представлении участвовали хор и музыканты. Представления давались на берегах священного пруда храма в месяц мехир. Существует свидетельство егип. вельможи Ихернофрета, современника фараона XII династии Сенусерта III (19 в. до н. э.), о театр. представлениях в Др. Египте. В своей автобиографич. надписи Ихернофрет хвалится тем, что его повелитель Сенусерт III на 19-м году царствования послал его в Абидос произвести ревизию храма и постановок мистерий Осириса, справлявшихся там ежегодно на глазах многочисл. зрителей. Из надписи Ихернофрета известно, что представления эти состояли из следующих эпизодов: появление бога Упуата - первого воина бога Осириса; появление на барке самого Осириса и нападение на него врагов; убийство Осириса его коварным братом Сетом; перевозка праха Осириса богом Тотом в барке; погребение Осириса в местности Пекер; расправа с врагами Осириса на месте его смерти - в Недите; возвращение ожившего Осириса в его храм в Абидосе и всеобщее ликование. Во всех этих перипетиях гл. роль играл сын Осириса, бог Хор. Его роль исполнял Ихернофрет. Сохранились свидетельства популярности этих представлений: в ряде надписей абидосского некрополя высказывается желание иметь возможность после смерти созерцать "красоты Упуата при его первом выходе", т. е. присутствовать при представлениях. Подобные представления разыгрывались не только в Абидосе, но и в Бусирисе и др. городах. Геродот [II, 48- 58] сравнивал др.-егип. нар. религ. празднества с греч. мистериями Диониса и приходил к заключению, что греки переняли у египтян их праздники и обычаи. Он же [II, 59] упоминает, что такие празднества происходили в честь разл. богов в Бубасте, Бусирисе, Саисе и Гелиополе. Егип. театр. представления, несмотря на их религиозную окраску, имели и светские мотивы. Так, в "Текстах саркофагов" (время Ср. Царства, 21-18 вв. до н. э.), а затем и в 78-й главе "Книги м„ртвых" сохранился комедийный отрывок, в к-ром действующими лицами являются мифологич. персонажи. В главе 39-й "Книги м„ртвых" также имеется отрывок из комич. представления, в к-ром главное действующее лицо - дьявол Апопи. В мифологическом папирусе 4 в. до н. э. сохранился драматид. отрывок, в к-ром главным действующим лицом является враг Осириса, злой бог Сет. Этот персонаж олицетворяет персов, захвативших Египет, а его изгнание намекает на изгнание персов. О наличии светского т-ра, в к-ром исполнителями были профессиональные акт„ры, а не жрецы, свидетельствует заупокойная стела Эмхеба из Эдфу, относящаяся ко времени нач. XVIII династии (16 в. до н. э.). Из стелы видно, что Эмбех был бродячим акт„ром и музыкантом и что во времена XVIII династии существовала профессия акт„ра. Развитие т-ра в Др. Египте происходило в условиях господства неограниченной деспотии, поэтому процесс его формирования был медленным и ограниченным: на протяжении всего своего существования он пропагандировал власть фараона и никогда не порывал с религ.-мифологич. традицией. Египетский театр и драматургия средних веков и нового времени. В период расцвета средневековой араб. культуры театр. иск-во не получило развития. В Египте в ср. века существовал теневой т-р, видным деятелем к-рого был Ибн Даниял (13 в.). Он написал три комедии, сатирически изображавшие жизнь и нравы эпохи правления мамлюкского султана Бейбарса. В дальнейшем возник кукольный т-р, получивший название "Ара-гуз" по имени осн. персонажа, воплощавшего мудрость и юмор егип. народа. На протяжении многовекового периода иностр. господства и феод. гн„та народ вкладывал в уста Арагуза свои мечты о свободе. Во время франц. экспедиции в Египет в 1798-1801 оккупационные власти запретили эти представления, т. к. они обличали иноземных захватчиков. Бродячие труппы "Арагуза" можно встретить в Египте и в наст. время, но они стали редкостью. В 1958 в Каире был создан т-р кукол, к-рый имеет две труппы - одна выступает в городе, другая гастролирует по стране. В 19 в. в Египте гастролировали франц. и итал. труппы. В 1869 в связи с торжествами по поводу открытия Суэцкого канала в Каире построен т-р Оперы и показана опера Верди "Риголетто", в 1871-"Аида", написанная Верди по заказу егип. правительства. Датой рождения совр. нац. т-ра считается 1869, когда Якуб Саннуа (1839-1912), известный под псевдонимом Абу Наззара, создал первую егип. труппу и пост. в Каире оперетту собственного сочинения на араб. яз. В течение 2 лет труппа пост. 32 спектакля, в основном - переделки франц. фарсов. В своих пьесах Саннуа высмеивал егип. феодалов, выступал против многоженства, критиковал нравы и политику двора. Это вызвало гнев правителя Египта хедива Исмаила, к-рый запретил пост. пьес Абу Наззара, а затем выслал его из страны. В 19 в. в среде интеллигенции и особенно учащейся молод„жи возникли многочисл. любительские театр. коллективы. В 70-х гг. 19 в. возник проф. т-р, развивавшийся под воздействием араб. т-ра в Сирии и Ливане. В конце 19 - нач. 20 вв. проф. труппы возглавляли Селим Наккаш (1876-77), Юсеф Хайят (1877-95), Сулейман аль-Кардахи (1882-1909), Ахмед Абу Халиль аль-Каб-бани (1884-1900), Искандер Фарах (1891-1909). В этих труппах выросли многие егип. акт„ры, в т. ч. Саляма аль-Хиджази (1852-1917), возглавлявший в 1905-14 труппу, ставившую муз.- спектакли. Репертуар егип. т-ров состоял как из оригинальных, так и переводных пьес. Первые опыты нац. драматургии связаны с пропагандой просветительства и нац.-освободит, идей. Выдающийся деятель араб. Возрождения Абд аллах Надим (1843-96) написал патрио-тич. пьесы "Отечество" и "Арабы", пост. в любительском кружке школы Мусульманского благотворительного общества в Александрии (ок. 1880) и затем вошедшиев репертуар школьных любительских т-ров. Большое значение для развития драматургии имели также сатирич. очерки Надима, облеч„нные в форму диалога. В этих очерках большие общественные идеи были выражены на классич. араб. яз., в бытовых, сатирич. сценах использовался разговорный егип. диалект. В 1893 с историч. драмой "Завоевание Андалусии" выступил Мустафа Камиль (лидер оппозип. движения против англ. колониального господства, будущий основатель Нац. партии). Большое значение для развития совр. Е. т. ид. имели переводы произв. мировой драматургии на араб. яз., сделанные ливанцем Адибом Исхаком (1856- 1885) и египтянином Мухаммедом Османом Галлалем (1829-98) и др. Обычно переводчики создавали свободную обработку пьес, к-рые ставились под др. названиями, без упоминания имени автора оригинала. Действие пьес Мольера, Шекспира, Корнеля переносится в Египет, события приспосабливаются к быту и нравам мусульман. Страницы: «« « 834 835 836 837 838 839 840 841 842 843 844 845 846 847 848 849 850 851 852 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |