|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 842 843 844 845 846 847 848 » »» авторов, писавших пьесы на древнеевр. яз.,- Д. Мендес (1713-92), М.
Нейман (1769-1831) и др. Произв. этих авторов, написанные гл. обр. на
нравоучит.-назидат. и библейские сюжеты, часто являлись переработкой
пьес Гварини, Метастазио, Мольера, Расина и др. Это были драмы для
чтения - лезедрамы, не предназначавшиеся для сцены. Чуждые народу по
языку, пьесы на древнеевр. яз. не сыграли значит, роли в развитии евр.
т-ра и драматургии.
Е. т. и д. (так же, как и литература) на языке идиш существуют в
различных странах, испытывают на себе влияние культуры данной страны и
являются е„ частью. Истоки Е. т. и д. на языке идиш восходят к позднему
средневековью, к т. н. Нуримшпилям- драматизациям библейского мифа об
Эсфири, избавившей евреев от их жесточайшего гонителя Хомона. Пуримшпили
разыгрывались в разных странах Европы на евр. диалектах в день
ежегодного праздника Пурим. Пуримшпили включали ряжение, типизированные
маски и строились на сочетании импровизации с традиционными песенками,
сатирич. сценками, прибаутками, шутками ("Красивая новая Пуримская
игра...", 1697, "Игра Ахашвейрос", 1708, "Действо про Эсфирь и
Ахашвейроса", 1720) и др. Исполнители этих представлений, называвшиеся
пу-римшпилерами, были первоначально ученики евр. религиозных школ (т. н.
"ешиботники", от названия этих школ - "ешибот"); впоследствии - любители
из среды евр. бедноты и ремесленников, к-рые постепенно
профессионализировались. В дальнейшем под влиянием массового нар.
зрителя в пуримшпилях вс„ чаще стали звучать мотивы сатиры на
духовенство и богачей, что вызывало недовольство, а иногда и прямые
гонения со стороны властей. Описания и характеристика пуримшпилей и
пуримшпилеров содержатся в произв. Менделе Мойхер-Сфорима ("Призыв в
армию", 1884), Шолом Алейхема ("У царя Ахашвейроса",1901).
Другим источником т-ра на яз. идиш являются песенки, куплеты на
злободневные темы, исполнявшиеся нар. забавниками - скоморохами
(бадхенами, мар-шалеками), бродерзингерами. Скоморохи выступали в
частных богатых домах во время разл. религиозно-бытовых событий.
Бродерзингеры . (название - по галицийскому городку Броды, где они
впервые появились) забавляли посетителей винных погребков н летних садов
песенками, сатирич. куплетами, диа-логизированными шуточными сценками на
местную злобу дня. Бродерзингеры были популярны в 50-80-е гг. 19 в. в
Галиции, на Карпатах, в Одессе, Варшаве. Известны нар. поэты-певцы Б.
Бродер (родоначальник жанра), А. Голъдфаден, В. Збаржер (1826?-83?), И.
Линецкий, Э. Цензор, Кафке (Дубинский) и др. Среди первых евр. проф.
акт„ров - И. Граднер (1841-87), А. Фишзон, И. Спиваковский и др.
Лит. драма на яз. идиш зарождается в период "Гас-каля" (Просвещения;
сер. 18 в.- 80-е гг. 19 в.) - прогрессивного движения евр. бурж.
интеллигенции {центром "Гаскалы" была Германия, позднее Россия).
Участники "Гаскалы" (маскилим-просветители), хотя и были сторонниками
древнеевр. языка, тем не менее в целях широкой пропаганды своих идей
пользовались языком идиш и стали первыми евр. драматургами. Среди них:
И. Эйхель (1758-1804), .А. Вольфзон (1754-1835), А. Б. Готлобер
(1811-99), С. Этингер 1803-55), М.-Л. Лилиенблюм (1843?-1910), Д. Захик
(1852-1917), Менделе Мойхер-Сфорим. Наиболее значит. драматургом периода
"Гаскалы" был также И .Ак-сенфельд (1787-1866)- автор пьес из евр. быта:
"Первый еврейский рекрут в России, или Сказка про мнимых жениха и
невесту" (изд. 1861), "Муж и жена, сестра и брат" (1867), "От нищеты к
богатству", "Клад, или Одураченный свет" (изд. 1870) и др.
Просветительская драматургия также не предназначалась для сцены. Лишь
нек-рые из этих пьес были пост. учащимися т. н. рабинер-шулн -
раввинских школ ("Серкеле" Этин-гера, 1863, Житомир; 1880, труппа
Лернера, Одесса).
Первые попытки создания проф. евр. т-ра на яз. идиш относятся ко 2-й
пол. 19 в. В это время возник коллектив маршалеков и бродерзингеров,
руководимый вначале М. Вайнтройбом, затем Кафке-Дубинским (Варшава,
1866) и ставивший небольшие бытовые сценки. В Варшаве (1868-70) возникла
труппа под рук. Г. Беляу, ставившая пьесы на библейские темы (гл. обр.
соч. Беляу). Подлинным основоположником евр. т-ра является драматург А.
Гольдфаден. Он основал первую проф. евр. труппу, выступавшую в Яссах,
Ботошанах, Бухаресте.
Еврейский театра дореволюционной России и СССР. В 1878- 83 труппа
Гольдфадена выступала и в России (Одесса, Москва, Петербург). В составе
этой труппы были акт„ры Я. Адлер, Д. Кеслер, 3. Могулеско, Сабина, И.
Спиваковский, А. Фишзон, Р. Фельдман и др.; репертуар состоял гл. обр.
из пьес самого Гольдфадена ("Бабушка и внучек", "Шмендрик", "Вязанка
дров", "Кунелемлех", "Колдунья" и др.). Этот театр. реалистический в
своей основе, близкий народному творчеству, не признавался евр.
духовенством и аристократией (язык идиш они считали жаргоном), но он
пользовался большим успехом у массового зрителя. Вслед за труппой
Гольдфадена стали возникать театр. коллективы - И. Лернера,
Спиваковского, Фишзона, Зиль-бермана и др. После запрещения в 1883
правительством России евр. т-ра Гольдфаден со своей труппой эмигрировал
за границу, а др. евр. коллективы были вынуждены играть под назв.
евр.-немецких трупп. Однако и в этот период в евр. т-ре были выдающиеся
акт„ры - Э. Р. Каминьская, Е. Вайсман, Я. Либерт и др. В нач. 20 в.,
когда формально был снят запрет на существование евр. т-ра, получает
развитие деятельность классиков евр. лит-ры - Шолом Алейхема п Пе-реца.
На сценах евр. т-ров России ставились пьесы драматурга Я. Гордина. В
1906 в Варшаве был открыт т-р под рук. видного евр. акт„ра А.
Каминьского (пост.:
"Сестры" Переца, "Мать" Пинского, "Сиротка Хася" и "Миреле Эфрос"
Гордина, "Уриэль Акоста" Гуц-кова, "На дне"). В тот же период начинает
работать в провинции, затем в Варшаве драматич. ансамбль под рук.
Меерсона; здесь впервые на евр. сцене были пост.: "Вразброд" Шолом
Алейхема, "Разбойники" Шиллера, "Братья Лурье" Гордина. На сценах др.
евр. т-ров ставились: "Ткачи" Гауптмана (под назв. "Фабрикант
Драйсигер"), "Евреи" Чирикова (под назв. "Часовщик"), "Голод" Юшкевича
(под назв. "Плохое время") и др. По-новому в этот период раскрываются
драм. дарования Э. Р. Каминьской, а также Заславской, Ландман,
Нерославской, выступавших ранее в оперетте, и др. Среди выдающихся
акт„ров евр. т-ра этого периода: Е. Вайсман (1871-1945?), Я. Либерт
(1874-1946), Л. Желязо (р. 1877), Р. Заславский (р. 1886) и др. Эти
акт„ры и актрисы выступали в пьесах Шолом Алейхема, Гольдфадена,
Пинского, Гордина, Шекспира, Шиллера, Ибсена, Пшибышевского.
В 1908 передовые акт„ры евр. т-ра, разбросанные ранее по отдельным
труппам, объединяются в Литературную труппу, просуществовавшую до 1910.
Страницы: «« « 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 842 843 844 845 846 847 848 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |