|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 821 822 823 824 825 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 » »» Во время революции 1789-94, патриот и республиканец, Д. боролся против
театр. реакции. В 1791 он порвал с контрреволюц. частью труппы и переш„л
во вновь созданный и возглавленный Тальма "Т-р Республики". Мастер
революц. карикатуры, любимец широких масс плебейского зрителя, Д.
создавал остро-сатирич. образы врагов революции: папа римский (в
политич. фарсе "Страшный суд над королями" Сильвена Марешаля, 1793),
приспособленец и соглашатель Модерантен (в собств. пьесе "Умеренный",
1793) и т. д. С 1786 Д. -профессор дра-матич. класса консерватории.
Среди его учеников - Тальма, П. Лафон и др.
Лит.: Campardon E." Les comediens du roi de la troupe francaise
pendant les deux derniers siecles, P., 1879;
De Manne E.-D., Galerie historique des comediens francais de la
troupe Voltaire, nouv. ed., Lyon, 1877; Lyon-net H., Dictionnaire des
comediens francais, P., 1912-1913;
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского,
т. 2, М., 1957. E. Ф,
ДЮГАЗОН (Dugazon; урожд„нная - Л e ф e в р;
Lefevre), Луиз Розали (18.VL1755-22.IX.1821)-французская артистка
оперы (сопрано). В 12 лет впервые выступила на сцене т-ра "Комеди
Итальенн" в Париже как балерина. Композитор А. Гретри обнаружил у Д.
отличные вокальные данные, и с 1774 Д. исполняла гл. партии в его операх
"Сильвен" (Полина), "Колония" (Нарина) и др., а также в операх Буальдь„
("Калиф Багдадский"), Дезеда ("Блез и Бабетта", "Алексис п Жю-стина"),
Далейрака ("Нина"), Изуара ("Турецкий лекарь") и др. Д. увлекала
зрителей выразительным пением, страстной и тонкой игрой. Около 1805 Д.
оставила сцену.
Лит.: L e R о u x H. et A." La Dugazon, [P., 1926];
Olivier J. J., Madame Dugazon de la Comedie-Italienne (1775-1821),
P., 1917; E d w a r d s H. S., Idols of the French stage, L., 1889.
ДЮЖАРДЕН (Dujardin), Эдуар (10.XI.1861- 31. X.I 949) - французский
поэт, драматург и критик. Учился в Парижской консерватории. В 1885 начал
творч. деятельность в области лит-ры и т-ра. Поэтика Д. сложилась под
влиянием творчества С. Малларме. Д. был одним из создателей
символистской драматургии. Его ранние пьесы - драматич. поэмы "Антония"
(1891, "Т-р дАппликасьон"), "Кавалер прошлых врем„н" (1892, т-р
"Модерн"), "Конец Антонии" (1893, т-р "Водевиль") пессимистическирисовали искания одинокой человеческой души. В поздних пьесах Д.
преобладают католич. мотивы. В пьесах "Марта и Мария" (1913, Т-р
Антуана) и "Супруги из Эр-ле-Пор" (1919, т-р "Комедия Елисейских полей")
в аллегорич. форме изображается отречение от земных благ. Религ.
тематика присуща и пьесам "Мистерия об умершем и воскресшем боге" (1923,
Т-р Антуана), "Возвращение блудных детей" (1924, "Комедия Елисейских
полей") и "Вечное возвращение" (1932, т-р "Ателье").
Соч.: Theatre, t. 1-2, Р., 1899-1924.
Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX
столетий, Л.-М., 1939; See E., Le theatre francais contemporain, P.,
[1951]; L a 1 о u R., Le theatre en France depuis 1900, P., [196] и
[1959J. A. Mux.
ДЮйдаКОВА (Дюжикова 1-я), Антонина Михайловна [13 (25).VI. 1853-1918]
- русская актриса. По окончании Петерб. театр. уч-ща (1873) дебютировала
в Александрийском т-ре (Марья Андреевна - "Бедная невеста" Островского).
Наиболее полно лирич. дарование Д. раскрылось в 80-90-е гг., когда ею
были исполнены роли в пьесах Шекспира (Офелия, Беатриче - "Гамлет",
"Много шума из ничего"), Островского (Катерина и Василиса Меленть-ева -
"Гроза", "Василиса Мелентьева"), Гуцкова (Юдифь - "Уриэль Акоста") и др.
В 1896 в первой пост. "Чайки" Чехова исполнила роль Аркадиной. Последние
годы выступала гл. обр. в характерных ролях. Игра Д., типичной
представительницы "петербургской" школы, отличалась изяществом. В 1902
по болезни покинула сцену.
Лит.: В е л и з а р и и М-, Путь провинциальной актрисы, М.-Л., 1937;
"ЕИТ". Сезон 1901-1902, СПБ, 1902, Приложения, кн. 3. А. Кл.
ДЮКА (Dukas), Поль (1.X.1865-17.V.1935) - французский композитор и
музыкальный критик. В 1882-89 учился в Парижской консерватории (по
композиции у Э. Гиро). Творч. деятельность начал в 1888. Автор лирич.
оперы "Ариана и Синяя Борода" на сюжет драмы М. Метерлинка (1907, т-р
"Опера комик"), увертюр к трагедиям "Король Лир" (1883); "Поли ев кт"
Корнеля (1891), к драме "Г„ц фон Берлихинген" Г„те (1884), танц.
поэмы-балета "Пери" на сюжет вост. легенды (1912), симф.,
камерно-инструмент. и др. соч. Вместе с Сен-Сансом Д. закончил оперу
Гиро "Фреде-гонда" (1895, Париж). Д. заново отредактировал для
постановки оперы Рамо ("Галантная Индия", "Принцесса Наваррская", "Зефир
и др.), составил переложение для фп. в 4 руки оперы Сен-Санса "Самсон и
Далила". В музыке Д. ясность формы сочетается с красочностью
оркестрового письма, свойственной иск-ву импрессионизма. В 1910-13 и
после 1928 Д.-проф. консерватории, с 1913- проф. муз. школы в Париже. Д.
активно выступал как муз. критик, в т. ч. в газетах "Мояд мюзикаль",
"Кроник дез Ар" и др. Рим. пр. (1888).
Л и т. с о ч.- Les ecrits de Paul Dukas sur la musique, P., 1948;
Wagner et la France, P., 1923.
Лит.: Samazeuilh G., Paul Dukas, P., 1913;
F a v г e G., Paul Dukas. Sa vie et son oeuvre, P., 1948../7. M.
ДЮКАНЖ (Ducange), Виктор (24.Х1.1783-15. X.I 833) - французский
драматург. Лит. деятельность начал в 1811. Автор популярных мелодрам
"Калас" (1819, т-р "Амбигю комик"), "Тереза, или Женевская сирота"
(1820, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Тридцать лет, или Жизнь игрока" (1827,
там же), "Ламмермурская невеста" (1828, там же) и др. Выражая
оппозиционные по отношению к реакц. режиму Реставрации настроения, Д.
придавал своим пьесам романтич. характер. Но, показывая столкновение
героя с миром зла и несправедливости, Д. часто отказывался от обычного
для ранних мелодрам счастливого конца, его пьесы приобретают мрачный,
трагич. колорит. В мелодрамах Д. появились ноты обличения, протеста,
усилены социальные конфликты, гуманистич. мотивы. Однако даже в своих
лучших пьесах Д. не приходит к верным социальным обобщениям и возлагает
вину за обществ. несправедливость на отдельных людей. Стремление брать
сюжеты из жизни, глубже раскрывать характеры, усиливало элементы
реализма в пьесах Д. Наиболее полное выражение настроения протеста нашли
в антиклерикальных мелодрамах Д., написанных в дни революции 1830,
"Тоннингтонский монастырь", "Иезуит" - совм. с Г. Пиксерекуром. В пьесах
Д. играли крупнейшие франц. акт„ры-романтики - Фре-дерик-Леметр, М.
Дорваль; в России, в мелодраме "Тридцать лет, или Жизнь игрока" - П. С.
Страницы: «« « 821 822 823 824 825 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |