Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 815   816   817   818   819   820   821   822   823  824   825   826   827   828   829   830   831   832   833  » »»

сценическое амплуа раннего средневекового  театра.  Появилось  в  комич.
театральных  "Братствах".  Наиболее  древнее  общество  "Дураков"   было
организовано в Клеве в 1381. "Д.", наряженный в  шутовской  костюм,  был
постоянным участником пародийных соти,  антицерковных  сатирич.  сценок,
мистериальных представлений. Свой текст "Д." чаще всего  импровизировал.
Как театральный персонаж "Д." был введ„н в светскую  драматургию  Адамом
дела Алем ("Игра в беседке"). Пользуясь своим "дурацким обличием",  "Д."
выступали  с  едкой  сатирой,  направленной  против  властей  и  церкви.
Разновидностью "Д." является шут, образ к-рого получил широкое  развитие
в драматургии Ренессанса.
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 1, М., 1956. Гр. Б.
   ДУРАНТЕ (Durante), Пури (р. 1921) - уругвайская актриса и  драматург.
театр. образование получила в одном из независимых т-ров Уругвая. Играла
(на  исп.  яз.)  в  Буэнос-Айресе  в  труппе  Л.  Сандрини  и  в  труппе
Муниципального т-ра. Выйдя замуж за известного чилийского акт„ра и  реж.
В. А. Варгаса, Д. с 1948 играет в Чили. С  этого  времени  Д.-  одна  из
ведущих актрис страны, внесла значит, вклад в развитие  чилийского  нац.
т-ра. С успехом играла роль Хеновевы ("Дом с семью балконами" Касоны), в
пьесах "Вечная ловушка" Эйреманса, "Чудесное преступление" Кнотта. Автор
пьес: "Пахота  в  темноте",  "На  корабле  спускается  ночь",  "Небесные
участки в рассрочку". Перевела ряд пьес.  Сотрудничает  в  исп.  журнале
"Театр", где публикует статьи о чилийском т-ре. Л. X.
   ДУРАНТЕ (Durante), Франческо (1684-1755)- итальянский композитор. См.
Неаполитанская оперная школа.
   ДУРАСОВА, Мария Александровна [p.l2(24).VII. 1891]-русская  советская
актриса. Засл. арт. РСФСР (1928). Училась на драм. курсах А. И. Адашева.
В 1912 была зачислена сотрудницей в труппу Моск. Художеств. т-ра. В  том
же году вступила в 1-ю студию МХТ; одновременно участвовала в спектаклях
МХТ (Мэри-"Пир во время чумы" Пушкина, Митиль, позднее Т ил ьтиль-"Синяя
птица" Метерлинка, и др.). Свою первую роль/  в  студии-Мэри  Пирибингль
("Сверчок на печи" Диккенса, 1914)- исполняла в течение 22 лет. Эта роль
была  подготовлена  под  рук.  педагога-режисс„ра  Л.  А.  Сулержицкого,
оказавшего большое влияние на всю творческую жизнь актрисы. В 1-й студии
и в организованном на е„ основе МХАТе 2-м Д.  играла  также  роли  Алины
("Балладина" Словацкого), Кораллины  ("Бабьи  сплетни"  Гольдони),  Юлии
("Чудак" Афиногенова), Маши ("1825  год"  Вен-кстерн)  и  др.  В  пьесах
Шекспира - Бьянка ("Укрощение строптивой"), Виола ("Двенадцатая  ночь"),
Корделия  ("Король  Лир"),  Офелия  ("Гамлет").   Игра   Д.   отличалась
изяществом, тонкостью психологич. нюансировки. Созданные ею образы  были
исполнены поэтичности, возвышенной романтики.  С  1936  Д.  -  в  труппе
МХАТа. Здесь она сыграла роль графини Лидии  Ивановны,  графини  Чарской
("Анна Каренина" и  "Воскресение"  по  Л.  Н.  Толстому),  леди  Снируэл
("Школа злословия" Шеридана) и др.
   Лит.: Акт„ры и режисс„ры. "Театральная Россия", М.,  1928,  с.  87-89
(автобиография Д.). А. Кл.
   ДУРДЫЕВ. Ата (р.1. 1.1910) - туркменский совет ский акт„р. Нар.  арт.
Туркм. ССР (1955).  Чл.  Ком-мунистич.  партии  с  1935.  В  1929  после
окончания  Туркм.  драм.  студии  вош„л  в  труппу  Туркм.  драм.  т-ра.
Характерный и комедийный акт„р,  Д.  создал  ряд  своеобразных  образов,
отмеченных яркостью индивидуальных черт, сатирич. остротой.  Снимался  в
кино.
   Роли: Аба Сердар ("Кеймир-К„р" Аманова  и  Бурунова),  Пир  ("Кеминэ"
Аманова), Мурадов ("Сын пастуха" Сейтлие-ва и Мухтарова),  Салихов,  Ата
("Вес„лый гость", "Семья Аллана"  Мухтарова,  Гос.  пр.,  1950),  Шпекин
("Ревизор"),  Шмага,  Коршунов  ("Без  вины  виноватые",  "Бедность   не
порок"),  Тиг  Джонсон,  хан  Хорезма  ("Решающий  шаг",   "Ма-хтумкули"
Кербабаева).
   ДУРОВЫ - семья русских  цирковых  артистов-клоунов  и  дрессировщиков
животных.
   1) Анатолий Леонидович  (24.XI.1865-8.1.  1916).  Род.  в  дворянской
семье, учился в воен. гимназии.  Увлекшись  цирком,  начал  брать  уроки
акробатики и гимнастики у Анжелло Бриатори.В 1879 дебютировал в балагане
О. М. Ринальдо в Москве, на Девичьем поле. Выступал в труппе  Никол  ет,
исполняя акробатич. эквилибристич. и жонглерские номера. Вместе с братом
В. Л. Дуровым показывал фокусы. В 1881 в  Воронеже  в  цирке  М.  Труцци
начал демонстрировать дрессированных животных, выступая под  псевдонимом
Толи. Вскоре стал выступать под своей фамилией.  Добился  всероссийского
успеха.  В  1890  гастролировал  в  Германии,  Австро-Венгрии,  Франции,
Испании и Италии.
   Д. был первым цирковым артистом, обратившимся к политич.  сатире.  Он
осмеивал крупных чиновников, полицейских, купцов. Обычно сатирич.  шутки
Д. соединял с показом дрессированных животных; в номерах Д. свиньи, ослы
и др. животные  изображали  бюрократов,  сатрапов-полицейских.  Сатирич.
номера Д. имели огромный успех у  демократии,  зрителя.  Отказавшись  от
присущего клоунам  искажения  речи,  уродливого  грима,  грубых  трюков,
артист выступал в элегантном клоунском костюме, хорошо  читал  монологи.
Д. занимался и теорией клоунады; в 1912 в Политехнич. музее в Москве  он
проч„л лекцию "О смехе и  жрецах  смеха",  в  к-рой  говорил  о  высокой
общественной миссии клоуна.
   2) Владимир Леонидович (1863 - 3.  VIII.1934).  ЗаЯ.  арт.  РСФСР  (с
1927). Брат А. Л. Дурова. С юности  увлекался  дрессировкой,  посещал  в
ун-те лекции по физиологии  животных  И.  М.  Сеченова.  Окончил  курсы,
готовившие  учителей  для  сельских   школ.   В   1883   дебютировал   в
цирке-зверинце Г. Винклера в Москве. В 1885 работал  в  цирке  Безано  в
Астрахани.   Выступал   как   клоун,   силач,    куплетист,    фокусник,
звукоподражатель, художник-моменталист и дрессировщик животных.
   В 1887, гастролируя в Москве, в цирке А. Саламон-ского,  окончательно
утвердился  как  соло-клоун  сатирик  и  дрессировщик.  Д.  нападал   на
бюрократизм, произвол,  взяточничество  царской  России,  использовал  в
своих   номерах   дрессированных   животных.   Вс„   больше    увлекаясь
дрессировкой, Д. разрабатывал е„ научные  основы.  Он  приобр„л  большой
зверинец (слон, морские львы и др. звери), организовала  Москве  Уголок,
где проводил экспериментальную работу. Д. первый  из  цирковых  артистов
сознательно  использовал  при  дрессировке  условные   рефлексы.   После
Октябрьской революции Д. принимал участие в строительстве сов.  цирка  и
активно занимался науч. работой. Он выступал на арене с большой  группой
зверей, одновременно читал научно-популярные лекции. Д. первый  поставил
вопрос о создании цирковой школы и разработал для не„  учебный  план.  В
своих статьях и книгах он пытался решить нек-рые вопросы  эстетики  сов.

Страницы: «« « 815   816   817   818   819   820   821   822   823  824   825   826   827   828   829   830   831   832   833  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия