Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 811 812 813 814 815 816 817 818 819 820 821 822 823 824 825 826 827 828 829 » »» Роли: Стадник ("На большую землю" А. Хижняка, Гос. пр. СССР. 1950), Галушка ("В степях Украины"), Полежаев ("Беспокойная старость"), Карп ("Лимеривна" Мирного), Мартин ("Мартин Боруля" Тобилевича), Шпак ("Шельмен-ко-денщик" Квитки-Основьяненко), Шмага ("Без вины виноватые"), Чебутыкин ("Три сестры") и др. Создал образ В. И. Ленина в спектакле "Правда" Корнейчука (1947). Лит.: Губенко К., Шлях артиста, Львов, 1950. Б. Корд. ДУДИН, Владимир Ф„дорович (р. 17.VIII. 1909)- русский советский режисс„р. Нар. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1929. В 1931, по окончании ГИТИСа (учился у Б. М. Сушкевича, А. П. Петровского, А. И. Горюнова), был принят в труппу МХАТа 2-го. С 1933 работал в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина. Здесь в 1934 начал самостоят. режисс„рскую работу. С 1937 - художеств. руководитель Центр, детского т-ра, в 1943 - режисс„р Малого т-ра, в 1948-50 - гл. реж. Моск. драм. т-ра им. Станиславского. С 1950 - режисс„р Т-ра им. Маяковского в Москве. Для творч. манеры Д. характерно сочетание психологич. остроты с изяществом рисунка, красочностью. Спектакли, пост. Д., отмечены музыкальностью, пластичностью и динамичностью действия. Д. вед„т педагогич. работу (ГИТИС, Театр. уч-ще им. Щепкина). Пост.: "Дуэль" по Чехову, "Чужой реб„нок" Шкваркина. "Женитьба Фигаро"; "Трус" Крона (Ленингр. т-р драмы им. Пушкина); "Васса Железнова" (Совхозно-колх. т-р им. Обкома ВЛКСМ); "Созвездие гончих псов" Паустовского, "Романтики" Ростана, "Сказки" Маршака, "Большие надежды" Каверина (Центр, детский т-р); "Зыковы", "Третья молодость" и "Побег из ночи" бр. Тур, "Легенда о любви" Хик-мета. "Вишн„вый сад"; "Фауст и смерть" Левады, "Современные ребята" Шатрова (Т-р им. Маяковского); пост. за границей: "Враги" (Пражский нац. т-р, 1954), "Ревизор"" (Нац. финский т-р, Хельсинки, 1959) и др. Н. Вел. ДУДИНСКАЯ, Наталия Михайловна [р. 8(21). VIII.1912] - русская советская артистка балета. Нар. арт. СССР (1957). В 1923-31 училась в Ле-нингр. хореографич. уч-ще. Ученица А. Я. Вагановой. Окончив уч-ще, дебютировала в 1931 на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова в классич. трио ("Лебединое озеро"). В первые же годы работы в этом т-ре Д. исполняла ведущие партии: Одетта-Одиллия, Аврора (1932); Маша ("Щелкунчик", 1934),Китри ("Дон Кихот", 1934), Жизель (1935) и др. Виртуозно владея техникой классич. танца, обладая бравурным темпераментом, Д. стремилась к виртуозным партиям ге-роич. плана. Выдающимся успехом Д. явилась партия Лауренсии (1939). Танец Д. - Лауренсии был насыщен героич. патетикой, увлекал стихией пол„та, динамикой, красочностью испанской пластики. В 1941 Д. была удостоена Гос. пр. СССР за большие достижения в области балетного иск-ва. Среди лучших партий Д.- Золушка (Гос. пр. СССР, 1947), Раймонда (Гос пр. СССР, 1949); Девушка-птица ("Шурале", Гос. пр. СССР, 1951). Для зрелого мастерства Д. характерны психологич. углубл„нность, эмоциональная выразительность. Стремление Д. к созданию совр. образа проявилось при исполнении партии Сари ("Тропою грома" Караева, 1958). В остром рисунке, энергичных ритмах, сдержанной экспрессии Д. показала становление и развитие сложного характера героини. Впервые исполняла гл. партии во многих сов. балетах. С 1951 вед„т педагогическую работу в Т-ре оперы и балета им. Кирова. Лит.: Мовшенсон А. Г.,... Наталья Михайловна Дудинская, Л., 1951; Кремшевская Г., Новое в искусстве Натальи Дудинской, в сб.: Театр и жизнь, Л.-М., 1958; Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950; Богданов-Березовский В. М., А. Я. Ваганова, М.-Л., 1950, с. 73-76. . В. Ч. ДУДУЧАВА, Александр Иосифович (1899-1937)- грузинский советский искусствовед, театральный критик. В 1922 окончил историко-филологич. ф-т Тбилисского ун-та. В 1932-37 - редактор газеты и журнала "Сабчота хеловнеба" ("Советское искусство"). В 30-х гг. опубликовал ряд трудов о груз. т-ре, автор работ по теории драмы, статей о театр. деятелях и спектаклях. В„л педагогич. работу; с 1933 был профессором Тбилисского ун-та. Я. Э. ДУЗЕ (Duse), Элеонора (З.Х.1858, Виджевано, Италия, - 21.IV.1924, Питсбург, США) - итальянская актриса. Д. была внучкой крупного акт„ра диалек-тального т-ра, одного из преобразователей комедии дель арте, отец - Алессандро Дузе - акт„р небольшой труппы, странствовавшей по городам Италии. Выступать на сцене Д. начала с 4 лет, играла Ко-зетту в спектакле "Отверженные" по Гюго. В 1873 15-летняя Д. с успехом сыграла Джульетту. Первое серь„зное признание Д. принесло исполнение роли Терезы Ракен (1879, о. п. Золя) на сцене т-ра Фьо-рентини в Неаполе (труппа Эмануэля). В 1880-86 Д. с труппой Ч. Росси успешно гастролировала по Италии. В 1887 организовала собств. труппу (под рук. Ф. Андо). В конце 80-х гг. Д. становится самой популярной актрисой Италии и начинает серию заграничных гастролей, к-рые приносят ей триумфальный успех (Австрия, Германия, Англия, Дания, Швеция, Норвегия, Россия, Франция, Швейцария, Испания, Португалия, Египет, США и страны Южной Америки). В 1891-92 и в 1908 играла в России. Искусство Д. высоко ценили А. П. Чехов, И. Е. Репин, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Дан-яенко и др. выдающиеся деятели рус. культуры. Из ролей Д. в классич. репертуаре наиболее значительные: Джульетта, Клеопатра ("Ромео и Джульетта", "Антоний и Клеопатра" Шекспира), Мирандолина. Исполнение роли Клеопатры (1888) определило склонность Д. к тонкой психологич. характеристике, раскрытию противоречивых сторон характера. Клеопатра- Д. сочетала искренность и коварство, нежность и иронию, великодушие и жестокость, образ этот был отмечен неподражаемой грацией, обаянием. Определяющим для творчества Д. стал современный репертуар. Она первая в Италии начала играть Ибсена: Нора; Гедда Габлер (о. п.), Ребекка Вест ("Росмерсхольм"), Эллида ("Женщина с моря")," фру Альвинг. В 1905 в парижском т-ре "Творчество" Д. сыграла роль Василисы в пьесе Горького "На дне". Большое место в репертуаре Д. занимала бурж. драма А. Дюма-сына, В. Сарду, А. Мельяка и Л. Галеви, А. Пинеро, Г. Зудермана и др. Но, выступая в этих пьесах, Д. углубляла, обогащала образы, лишь намеченные авторами. Она раскрывала психологию своих современниц, рассказывала о страдальческой судьбе женщины в бурж. обществе, выражала в созданных ею сценич. образах страстный и скорбный протест против лицемерия и жестокости бурж. морали. Лучшая роль Д. в сов р. переводной драматургии-Маргарита Го-тье("Дама с камелиями" Дюма-сына). Д. играла в совр. пьесах итал. веристов: Сантуцца ("Сельская честь" Вер-ги), Эмма ("Грустные влюбл„нные" Джакозы), графийя Евгения, Юлия ("Влюбл„нная", "Идеальная жена" Праги). Д. прославила имя Страницы: «« « 811 812 813 814 815 816 817 818 819 820 821 822 823 824 825 826 827 828 829 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |