Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 805   806   807   808   809   810   811   812   813  814   815   816   817   818   819   820   821   822   823  » »»

Маршнер.  К  этому  времени  Д.  о.  завоевала  мировую  славу.  В  1841
постановки оперы были перенесены в здание Придворного т-ра, построенного
в 1838-41 по проекту арх. Г. Земпера. В 1842-49  капельмейстером  Д.  о.
был Р. Вагнер, осуществивший здесь первые  пост.  своих  опер:  "Риенци"
(1842), "Летучий голландец" (1843) и "Тангейзер" (1845). В  1869  здание
т-ра сгорело; в 1870-78 оно было заново отстроено арх.  М.  Земпером.  В
1898 т-р был переименован в "Королевскую оперу". На  сцене  т-ра  прошли
премьеры опер Р. Штрауса под рук. автора:  "Саломея"  (1905),  "Электра"
(1909), "Кавалер  роз"  (1911)  и  др.  Д.  о.  является  вторым  (после
Берлинского) по значению оперным т-ром  ГДР.  Среди  новых  пост.  т-ра:
"Нюрнбергские  мейстерзингеры"  Вагнера,  "Русалка",  "Борис   Годунов",
"Евгений Онегин", "Кармен"  и  др.  Дириж„рами  т-ра  были  Э.  фон  Шук
(1872-1914), Ф. Буш (1922-1933), И. Кейльберт  (1945-51),  Ф.  Конвичный
(1953- 1955) и др., среди солистов - лауреаты  Нац.  пр.  К.  Гольц,  И.
Герман, Г. Пфланцль.
   Лит.: Dresdner Kapellbuch, hrsg. von G. Hausswald, [s. l.], 1948; L e
p e l F. von, Die Dresdner Staatsoper in der Gegenwart, Dresd., 1951. Л.
M., Cm. P.
   ДРЕЙДЕН, Симон Давыдович  [р.  19.XII.1905  (1.1.  1906)]  -  русский
советский театровед и театральный критик. Лит. деятельность начал в 1923
(журн. "Жизнь искусства", газ. "Петрогр. правда"). Автор  книг,  статей,
рецензий о драм., муз. и кукольном т-ре, эстрадном иск-ве, монографий об
акт„рах. С 1926 в„л педаго-гич. работу (Высшие курсы искусствоведения  и
Театр. ин-т в Ленинграде, ГИТИС).
   Соч.: Ленин и искусство. Л., 1925, 2 изд., Л." 1929;
   Певцов, в сб.: И. Н. Певцов, Л., 1935, с. 213-220; Николай  Черкасов,
Л., 1937, 2 изд., M., 1939; Б. Чирков, "Искусство  кино",  1937,  .ј  8;
Киров и искусство, "Звезда", 1939, ј 12, 1940,  ј  12;  С.  М.  Киров  и
строительство советского театра, в кн.: театр. альманах, М.-Л., 1947, с.
12-38; Государственный Ордена Трудового Красного  Знамени  Академический
театр драмы им. А. С. Пушкина, в сб.: Ленинградские т-ры в годы  Великой
Отечеств, войны, Л., 1948, с. 97-164; Полвека  дружбы,  в  кн.:  МХАТ  в
Ленинграде, Л., 1948, с. 5-88;
   Театр кукол СССР, в кн.: Театр  кукол  СССР.  Каталог  выставки,  М.,
1957; Театр кукол зарубежных стран, M.-Л., 1959 (сост.,  ред.  и  вступ.
ст.); Страницы большой жизни, в кн.:
   Скарская Н.иГайдебуровП-.На сцене и в жизни, М., 1959 (Вступ. ст., с.
3-82); Сказки, рожденные жизнью,  в  кн.:  Шварц  E.,  Кукольный  город,
M.-Л., 1959 (Вступ. ст., с. 3-27); Капитан детского театра, в кн.:
   3 е л ь ц e p С., А. А. Брянцев, М-,  1961,  с.  7-37;  Большие  дела
маленьких кукол, в сб.: Театр кукол СССР. 1959-1960, M., 1961.
   ДРЕЙСИГ, Иван Христианович (1791-12.XII. 1888)  -  украинский  акт„р.
Современник Щепкина и Мочалова. Начал  сценич.  деятельность  в  1815  в
труппе И. Ф. Штейна в Харькове как  хорист,  костюмер,  позже  -  акт„р.
Здесь Д. получил возможность изучить реалистич. принципы, утверждавшиеся
в театр. иск-ве М. С. Щепкиным, выступавшим в труппе Штейна.  Работал  в
труппах К. М. Зелинского, Д. Д. Жура-ховского, И. И. Пилони, гастролируя
во многих юж. городах России. Организовал в Ставрополе труппу,  в  к-рой
был акт„ром и режисс„ром. Принимал участие в обороне Севастополя (1853).
В 1845 впервые пост. "Наталку-Полтавку" Котляревского, а также пьесы  Г.
Ф. Квитки-Основьяненко. Воспитанный в основном на водевиле и  мелодраме,
Д.  с  появлением  реалистич.  пьес  Гоголя  углублял  сво„  мастерство,
создавая психологически мотивированные образы. Акт„р  большого  обаяния,
обладавший мастерством перевоплощения и большим трудолюбием, Д. завоевал
славу  первоклассного  мастера  в  таких  ролях  рус.  репертуара,   как
Городничий, Подколесин. Но  подлинной  стихией  акт„ра  были  укр.  нар.
образы;  он  был  "несравненный"  Чупрун,  Выборный   ("Солдат-чародей",
"Наталка-Полтавка"    Котляревского),    Потап    Лавруца    ("Бой-баба"
Квитки-Основьяненко).  Д.   считался   лучшим   на   Украине   Шельменко
("Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко). Критики часто сравнивали Д. со
Щепкиным,  но  ему  не  хватало  "патетического  элемента",   подлинного
драматизма. Вместе с  К.  П.  Солеником  Д.  широко  пропагандировал  на
Украине рус. драма-' тургию, а вне Украины -  драматургию  укр.  народа.
Уже в 85-летнем возрасте  Д.  был  приглаш„н  в  Москву  для  участия  в
спектаклях Нар. т-ра на Политехнич. выставке.  Здесь  он  блеснул  своим
редким  мимич.  даром,  сыграв  без  грима   почти   бессловесную   роль
Рос-таковского в "Ревизоре". Последние годы жизни  играл  в  Кременчуге,
Кишин„ве, Ростове-на-Дону. Умер в богадельне в Харькове.
   Д. написал водевиль "Два брата с  Санжаривки,  третий  с  Хорола",  в
к-ром играл Панька  Вередея,  переработал  комедию  Зелинского  "Свадьба
Терпелихи"   (продолжение    "Наталки-Полтавки"),    Народно-реали-стич.
традиции Д. нашли сво„ отражение в творчестве корифеев укр. т-ра  М.  Л.
Кропивницкого, Н. К. Садовского, П. К. Саксаганского.
   Лит.: "Южный край", Харьков, 1888, ј 2739, 1893. 13 июля, Х" 4303;  К
а м н е в Б., Театральные воспоминания, Одесса, 1895; Данилов В7 В.,  Из
прошлого Екатеринославского театра, в кн.:  Летопись  Екатерино-славской
Ученой Архивной  комиссии,  вып.  VI,  Екатерино-слав,  1910,  с.  3-12;
"Репертуар русского и Пантеон иностранных театров", СПБ. 1843, т. 3, кн.
7-8; "Репертуар и Пантеон", СПБ, 1846,  т.  XIII;  "Московский  Листок",
1888. 23 дек., ј 357. А. Г., Н. Д.
   ДРЕССИРОВКА (франц. dresser - обучать, дрессировать-обучение животных
пут„м многократного повторения  постепенно  усложняющихся  упражнений  с
целью  выработки  и  сохранения  определ„нных  навыков.  Д.  называют  и
публичный показ обученных животных. "Задача всякой дрессировки  сводится
к  тому,  чтобы  приучить  животное  по  данному   сигналу   производить
какие-либо нужные действия" (В. Л. Дуров). Д. заключает в себе не только
выучку, но и безотказность  е„  демонстрации  при  появлении  стимула  -
команды.
   Для выяснения причин возникновения и закрепления у животного тех  или
иных навыков требуется установить  закономерность  между  восприятием  и
ответным действием. Научным объяснением этого  процесса  явилась  теория
условных рефлексов И.  П.  Павлова.  Быстрота  образования  и  прочность
приобрет„нных навыков зависят от степени развития высшей нервной системы
животного, от подбора  раздражителей,  вызывающих  нужное  действие,  от
умения  дрессировщика  использовать  доминирующий  в   данном   животном
инстинкт. Так, енот по приказу  дрессировщика  моет  и  полощет  в  воде
бель„, к-рое держит в передних лапках, потому что на воле перед едой так
же  поступает  со  своей  пищей;  морской  лев  оказывается   прекрасным
жонгл„ром,  т.  к.  делает   сходные   движения,   охотясь   за   рыбой;
кенгуру-бокс„р лишь повторяет на манеже свои обычные при„мы самозащиты в

Страницы: «« « 805   806   807   808   809   810   811   812   813  814   815   816   817   818   819   820   821   822   823  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия