Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 799   800   801   802   803   804   805   806   807  808   809   810   811   812   813   814   815   816   817  » »»

создавая  свои  оригинальные   варианты   классич.   прототипов.   Плавт
ориентируется на вкусы  италийского  крестьянства.  В  его  комедиях  на
первый  план  выступает  осуждение  носителей  социального  зла,  жадных
ростовщиков,алчных гетер, жестоких сводников. У тонч„нный парасит  новой
комедии превращается у Плавта в хитрого бездельника-обжору. В  обрисовке
персонажей явственно сказывается влияние италийского  фарса,  постоянных
масок ателланы. В  построении  сюжета  Плавт  широко  использует  т.  н.
контаминацию, впервые  примен„нную  Невием,  т.  е.  соединяет  в  одной
комедии мотивы из  различных  греч.  пьес.  осложняя  развитие  действия
эпизодами, способствующими усилению комич. эффекта. В драматургич. ткань
комедий Плавта вплетаются оживл„нные диалогич. сцены  с  речитативами  и
кантиками (вокальные партии, исполняемые соло, дуэтом или трио). В  этом
сказывается также развитие местной италийской традиции, знавшей пение  и
пляски под  аккомпанемент  флейты.  Стихотворные  размеры,  используемые
Плавтом, отличаются исключительным богатством и разнообразием.  Свободно
использовал греч. оригиналы и младший современник Плавта  -  комедиограф
Цепилий Стаций (ум. ок.  168  до  н.  э.),  хотя  он  и  избегал  при„ма
контаминации.
   В творчестве Теренция (ок. 185-159 до н. э.) при„мы комич.  буффонады
уступают место более  пристальному  вниманию  к  внутр.  миру  человека,
характеры интересуют драматурга значительно больше, чем интрига. В  этом
находят   отражение   либерально-просветит.   тенденции   кружка    рим.
аристократа Сципиона, к к-рому принадлежал Теренций.  Комедии  Теренция,
отличающиеся тонкой наблюдательностью и изяществом языка,  пользовались,
однако, меньшим успехом у рим. публики, чем произв. Плавта.  Теренций  -
последний значит. представитель рим. комедии-паллиаты (fa-bula palliata,
от pallium - греческий плащ), действие к-рой  происходило  в  Греции,  а
герои выступали в греч. костюмах. Комедиографы конца 2 - нач. 1  вв.  до
н. э. обращаются к  жанру  комедии-тогаты  (fabula  togata,  от  toga  -
римская  верхняя  одежда),  отражающей  жизнь  средних  слоев  маленьких
италийских городов. Насколько можно судить по уцелевшим отрывкам  тогаты
(ни одно произведение не дошло полностью) в ней  разрабатывалась  преим.
семейно-быто-вая тематика, значит,  роль  играли  женские  персонажи  (в
отличие от паллиаты - не гетеры, а свободные гражданки). С сер. 1 в.  до
н. э. тогата уступает место лит. ателлане и миму.
   Др.-рим. трагедия периода республики известна нам значительно меньше,
чем комедия. Первым поэтом-трагиком был Ливии Андроник; преемниками  его
явились Невий и Энный (239-169 до я. э.).  С  именем  Невия  связано,  в
частности,  появление  первых  трагедий  на  сюжеты  из  рим.   истории.
Подлинным основоположником рим. трагедии считался, однако,  Энний,  хотя
сюжеты  для  своих  произведений  он  чаще  всего  заимствовал  у  греч.
драматургов. Свободно обрабатывая греч. оригиналы (в частности,  заменяя
одни стихотворные размеры другими),  Энний  отдавал  предпочтение  мифам
троянского цикла, ближе всего связанным с легендарным прошлым Рима, и на
первый  план  выдвигал  героев-носителей  сильных,  патетич.   страстей,
способных на патриотич.  подвиги  и  самопожертвование.  Трагедии  Энния
долго пользовались в Риме большим успехом, но  до  нас  дошли  только  в
отрывках, как и произведения его племянника, трагич. поэта Па-кувия (220
- ок. 130 до н. э.).
   Патетич.  приподнятость  отличала   также   произведения   последнего
выдающегося рим. трагика - Акция (170 - ум. ок. 85  до  н.  э.).  В  его
трагедиях на мифо-логич. сюжеты находили отражение злободневные для рим.
общества проблемы власти и ответственности правителя.
   После падения республиканского строя рим.  трагедия  теряет  значение
театр. жанра и становится "драмой для чтения" в узком  кругу  изысканных
ценителей (как, напр., не дошедшая  до  нас  трагедия  Овидия  "Медея").
Наиболее полное представление об этом жанре дают трагедии Сенеки( ум. 65
н. э.) - единств, целиком сохранившиеся произв. рим. трагедии. Используя
сюжеты греч. трагиков ("Медея", "Федра", "Эдип", "Тро-янки"  и  т.  д.),
Сенека  сохранял  и  композицию  классич.   образцов:   речевые   партии
отделялись друг от друга  песнями  хора,  число  участников  диалога  не
превышало 3 акт„ров. Однако образы героев претерпевали у Сенеки существ,
изменение по сравнению  с  греч.прото  типами.  Персонажи  его  трагедий
являлись носителями какого-либо одного  чувства  (напр.,  мести),  к-рое
раскрывается  в  эффектных  декламациях  -  монологах.  Этим   монологам
сопутствовали  построенные  также   по   законам   риторич.   декламации
многочисл.   описания   ужасов,   часто   переданные   с   натуралистич.
подробностями.  Старинный  при„м  классич.  греч.  трагедии  -   т.   н.
стихомифия (чередование однострочных реплик),  превратился  у  Сенеки  в
риторич. состязание, строившееся  на  обмене  сентенциями.  Своеобразным
памятником рим. драм. лит-ры явилась также анонимная трагедия "Октавия",
написанная в стиле  Сенеки  и  изображающая  кровавые  события  в  семье
Нерона.
   Д. д. сыграла значит, роль в развитии европ.  драмы.  Сюжеты  комедий
Плавта и Теренция послужили  основой  как  для  ряда  произв.  Шекспира,
Мольера и др., так и  для  теоретич.  рассуждений  Дидро  и  Лессинга  о
задачах т-ра. Трагедия Сенеки имела большое  значение  для  формирования
драматургии эпохи франц.классицизма.
   Лит.: Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд.. Л.,  1957;
История римской литературы, под общ. ред.  Н.  Ф.  Дератани,  М.,  1954;
Покровский М.М., История римской литературы, М.-Л.. 1942; Варнеке Б. В.,
Наблюдения над древнеримской комедией. К истории типов. Казань, 1905;  В
е а г е W., The Roman stage. A short history of Latin drama in the  time
of  the  Republic,  L.,  1950,  2  ed.,  L.,  1955;  Drinkin   P.   Sh.,
Post-Aristophanic comedy. Studies in the social outlook  of  middle  and
new comedy, Illinois, i946. В. Я.
   ДРЕВНЕРЙМСКИЙ ТЕАТР.  Возникновение  театра  в  Древнем  Риме.  Театр
республиканской эпохи. Истоки римской драмы и театра восходят к сельским
праздникам сбора урожая, справлявшимся по деревням  еще  в  те  времена,
когда Рим представлял собой лишь  небольшую  общину  Лациума.  Участники
этих праздников, ряженые, обменивались, по словам Горация (Послания  II,
I,   139-155),   насмешливыми,   грубоватыми   песнями,    называвшимися
фесценнинами. Позже, во время борьбы  между  патрициями  и  плебеями,  в
фесценнинах стали находить  отражение  и  социальные  столкновения  того
периода: по свидетельству того же  Горация,  фесценнинские  насмешки  не
щадили  и  знати.  О  дальнейшем  развитии  этих  первых  ростков  драмы
любопытные сведения да„т римский историк Тит Ливии (Римская история, кн.
7, гл. 2). В связи с моровой язвой в Рим были приглашены (в  364  до  н.
э.) для совершения умилостивительной церемонии этрусские акт„ры.  Танцуя
под аккомпанемент флейты, они производили красивые телодвижения,  но  не

Страницы: «« « 799   800   801   802   803   804   805   806   807  808   809   810   811   812   813   814   815   816   817  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия