|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 810 811 812 813 814 815 816 817 » »» создавая свои оригинальные варианты классич. прототипов. Плавт
ориентируется на вкусы италийского крестьянства. В его комедиях на
первый план выступает осуждение носителей социального зла, жадных
ростовщиков,алчных гетер, жестоких сводников. У тонч„нный парасит новой
комедии превращается у Плавта в хитрого бездельника-обжору. В обрисовке
персонажей явственно сказывается влияние италийского фарса, постоянных
масок ателланы. В построении сюжета Плавт широко использует т. н.
контаминацию, впервые примен„нную Невием, т. е. соединяет в одной
комедии мотивы из различных греч. пьес. осложняя развитие действия
эпизодами, способствующими усилению комич. эффекта. В драматургич. ткань
комедий Плавта вплетаются оживл„нные диалогич. сцены с речитативами и
кантиками (вокальные партии, исполняемые соло, дуэтом или трио). В этом
сказывается также развитие местной италийской традиции, знавшей пение и
пляски под аккомпанемент флейты. Стихотворные размеры, используемые
Плавтом, отличаются исключительным богатством и разнообразием. Свободно
использовал греч. оригиналы и младший современник Плавта - комедиограф
Цепилий Стаций (ум. ок. 168 до н. э.), хотя он и избегал при„ма
контаминации.
В творчестве Теренция (ок. 185-159 до н. э.) при„мы комич. буффонады
уступают место более пристальному вниманию к внутр. миру человека,
характеры интересуют драматурга значительно больше, чем интрига. В этом
находят отражение либерально-просветит. тенденции кружка рим.
аристократа Сципиона, к к-рому принадлежал Теренций. Комедии Теренция,
отличающиеся тонкой наблюдательностью и изяществом языка, пользовались,
однако, меньшим успехом у рим. публики, чем произв. Плавта. Теренций -
последний значит. представитель рим. комедии-паллиаты (fa-bula palliata,
от pallium - греческий плащ), действие к-рой происходило в Греции, а
герои выступали в греч. костюмах. Комедиографы конца 2 - нач. 1 вв. до
н. э. обращаются к жанру комедии-тогаты (fabula togata, от toga -
римская верхняя одежда), отражающей жизнь средних слоев маленьких
италийских городов. Насколько можно судить по уцелевшим отрывкам тогаты
(ни одно произведение не дошло полностью) в ней разрабатывалась преим.
семейно-быто-вая тематика, значит, роль играли женские персонажи (в
отличие от паллиаты - не гетеры, а свободные гражданки). С сер. 1 в. до
н. э. тогата уступает место лит. ателлане и миму.
Др.-рим. трагедия периода республики известна нам значительно меньше,
чем комедия. Первым поэтом-трагиком был Ливии Андроник; преемниками его
явились Невий и Энный (239-169 до я. э.). С именем Невия связано, в
частности, появление первых трагедий на сюжеты из рим. истории.
Подлинным основоположником рим. трагедии считался, однако, Энний, хотя
сюжеты для своих произведений он чаще всего заимствовал у греч.
драматургов. Свободно обрабатывая греч. оригиналы (в частности, заменяя
одни стихотворные размеры другими), Энний отдавал предпочтение мифам
троянского цикла, ближе всего связанным с легендарным прошлым Рима, и на
первый план выдвигал героев-носителей сильных, патетич. страстей,
способных на патриотич. подвиги и самопожертвование. Трагедии Энния
долго пользовались в Риме большим успехом, но до нас дошли только в
отрывках, как и произведения его племянника, трагич. поэта Па-кувия (220
- ок. 130 до н. э.).
Патетич. приподнятость отличала также произведения последнего
выдающегося рим. трагика - Акция (170 - ум. ок. 85 до н. э.). В его
трагедиях на мифо-логич. сюжеты находили отражение злободневные для рим.
общества проблемы власти и ответственности правителя.
После падения республиканского строя рим. трагедия теряет значение
театр. жанра и становится "драмой для чтения" в узком кругу изысканных
ценителей (как, напр., не дошедшая до нас трагедия Овидия "Медея").
Наиболее полное представление об этом жанре дают трагедии Сенеки( ум. 65
н. э.) - единств, целиком сохранившиеся произв. рим. трагедии. Используя
сюжеты греч. трагиков ("Медея", "Федра", "Эдип", "Тро-янки" и т. д.),
Сенека сохранял и композицию классич. образцов: речевые партии
отделялись друг от друга песнями хора, число участников диалога не
превышало 3 акт„ров. Однако образы героев претерпевали у Сенеки существ,
изменение по сравнению с греч.прото типами. Персонажи его трагедий
являлись носителями какого-либо одного чувства (напр., мести), к-рое
раскрывается в эффектных декламациях - монологах. Этим монологам
сопутствовали построенные также по законам риторич. декламации
многочисл. описания ужасов, часто переданные с натуралистич.
подробностями. Старинный при„м классич. греч. трагедии - т. н.
стихомифия (чередование однострочных реплик), превратился у Сенеки в
риторич. состязание, строившееся на обмене сентенциями. Своеобразным
памятником рим. драм. лит-ры явилась также анонимная трагедия "Октавия",
написанная в стиле Сенеки и изображающая кровавые события в семье
Нерона.
Д. д. сыграла значит, роль в развитии европ. драмы. Сюжеты комедий
Плавта и Теренция послужили основой как для ряда произв. Шекспира,
Мольера и др., так и для теоретич. рассуждений Дидро и Лессинга о
задачах т-ра. Трагедия Сенеки имела большое значение для формирования
драматургии эпохи франц.классицизма.
Лит.: Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд.. Л., 1957;
История римской литературы, под общ. ред. Н. Ф. Дератани, М., 1954;
Покровский М.М., История римской литературы, М.-Л.. 1942; Варнеке Б. В.,
Наблюдения над древнеримской комедией. К истории типов. Казань, 1905; В
е а г е W., The Roman stage. A short history of Latin drama in the time
of the Republic, L., 1950, 2 ed., L., 1955; Drinkin P. Sh.,
Post-Aristophanic comedy. Studies in the social outlook of middle and
new comedy, Illinois, i946. В. Я.
ДРЕВНЕРЙМСКИЙ ТЕАТР. Возникновение театра в Древнем Риме. Театр
республиканской эпохи. Истоки римской драмы и театра восходят к сельским
праздникам сбора урожая, справлявшимся по деревням еще в те времена,
когда Рим представлял собой лишь небольшую общину Лациума. Участники
этих праздников, ряженые, обменивались, по словам Горация (Послания II,
I, 139-155), насмешливыми, грубоватыми песнями, называвшимися
фесценнинами. Позже, во время борьбы между патрициями и плебеями, в
фесценнинах стали находить отражение и социальные столкновения того
периода: по свидетельству того же Горация, фесценнинские насмешки не
щадили и знати. О дальнейшем развитии этих первых ростков драмы
любопытные сведения да„т римский историк Тит Ливии (Римская история, кн.
7, гл. 2). В связи с моровой язвой в Рим были приглашены (в 364 до н.
э.) для совершения умилостивительной церемонии этрусские акт„ры. Танцуя
под аккомпанемент флейты, они производили красивые телодвижения, но не
Страницы: «« « 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 810 811 812 813 814 815 816 817 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |